1. Проблема доказательства бытия Бога.
Образцом рассуждений в решении данной проблемы стали идеи следующих философов, которые занимались систематизацией философии Аристотеля:
Альберт Великий (1193-1280 гг.) - поставил задачу соединения христианской догматики и философии Аристотеля; Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - решил данную задачу.
Более всего известны пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, которые были построены по принципам, аналогичным рассуждениям Августина. Из них важны телеологическое (целевое) и каузальное (причинное) доказательства – /если существует мир, то он должен иметь причину/. Они основаны на представлениях о целесообразности мира и причинно-следственной обусловленности, господствующей в мире.
Фома Аквинский - систематизировал философию Аристотеля, от которого он позаимствовал идею о взаимосвязи материи и формы, а также идею о четырех причинах мира: формальной, целевой, материальной и действующая. В соответствии с причинами мира Фома Аквинский выделил 5 уровней бытия. Высший - 5 уровень: Форма форм, лишенная всякой материи, т.е. Бог.
2. Проблема универсалий (общих понятий).
(например, «Санкт-Петербургская лесотехническая академия» - понятие единичное, обозначающее нечто одно, а понятие «вуз» - общее понятие, универсалия)
Еще в период поздней античности (III в. н.э.) комментатор Аристотеля Порфирий, выделил три аспекта указанной проблемы: существуют ли универсалии до вещей, существуют ли они в самых вещах и существуют ли они после вещей (в нашем разуме)?
Отвечая на указанные вопросы, философы разделились на два течения: реализм и номинализм.
Реализм. С точки зрения крайнего реализма, универсалии существуют до вещей, они обладают большей степенью бытия.
Основателем реализма, его предтечей считается Иоанн Скотт Эриугена (810-877 гг.). Классическим представителем реализма является Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), подходивший к решению проблемы универсалий с позиций платонизма. Он полагал, что «Универсалии содержатся в Троице». Бог как Логос является носителем прообразов тварных вещей.
Позицию умеренного реализма представил Фома Аквинский, утверждавший, что универсалии существуют до вещей - в Боге, в самих вещах (как форма, сущность вещи) и в разуме человека после вещей как абстрактные понятия.
Номинализм. С точки зрения номинализма, большей степенью бытия обладают единичные вещи, а не универсалии.
Иоанн Росцелин (1150-1100 гг.) представил концепцию крайнего номинализма, по его мнению, «универсалии являются всего лишь сотрясением воздуха, а реально существуют только единичные вещи».
Позицию умеренного номинализма (концептуализма) представил Пьер Абеляр и английские номиналисты, полагавшие, что «универсалии есть в самих вещах и после них в разуме человека как понятия».
Английская школа номиналистов: Иоанн Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам - 13 в. Под влиянием идей этих философов происходит переориентация на изучение природы (как совокупности единичных вещей).
3. Проблема соотношения веры и разума.
Постановка данной проблемы во многом связана с деятельностью университетов и влиянием восточных философов (Авиценна, Ибн-Рушд и др.). Если классическая схоластика трактовала философию как служанку теологии (богословия), то под влиянием светского начала многие философы заявили, что разум должен иметь право на самостоятельное существование.
Решение указанной проблемы в рамках реализма представил Фома Аквинский. По его мнению, вера и разум направлены на разные сферы, разные области. Разум направлен на постижение мира и тоже может давать истинное знание, а вера направлена на постижение Бога, но это уже истина более высокого порядка. Разум не может постичь истины веры, истины высшего уровня, поэтому он должен подчиняться вере. Он должен обосновывать истины Откровения, следовательно, философия должна встать на защиту веры, на служение вере.
Номиналисты, идеи которых во многом способствовали развитию частных наук, утверждали, что поскольку разум и вера имеют разные сферы приложения, то вера не должна вмешиваться в дела разума.
Основные черты и ведущие представители философии эпохи Возрождения (Ренессанс).
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это переходный этап от средневековья к Новому времени, в период которого происходила радикальная перестройка культуры и картины мира. Социально-экономической основой Ренессанса является городская культура. Ренессансные процессы, связанные с возрождением античной культуры, проявились ранее всего в городах Южной Италии, которые по структуре самоуправления были подобны античным полисам. Важнейшими предпосылками Ренессанса также является развитие раннебуржуазных отношений в сфере торговли, промышленности и финансов, способствовавшее формированию таких социальных групп, как буржуазия и интеллигенция. Основными истоками формирования ренессансной философии стали античная философия, средневековая философия и новая буржуазная идеология.
I. Хронология.
- Итальянский Ренессанс – конец XIII-XVI в.в.
- Северный Ренессанс, распространявшийся в странах севернее Альп от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции – XV-XVI вв. По времени он совпал с Реформацией и Контрреформацией.
II . Основные характеристики эпохи Возрождения:
1. Возрождение античной культуры.
2. Возрождение интереса к человеку, его свободе и достоинству.
III . Характерные черты эпохи Возрождения:
1. Секуляризация – это процесс слома духовной диктатуры религии и церкви. В эпоху Ренессанса культура становится светской, а не религиозной.
- В Италии секуляризация происходила под влиянием гуманизма, который выступал как философия, идеология, как образ жизни, как программа воспитания и поведения.
- На «Севере» секуляризация осуществлялась под влиянием Реформации.
2. Гуманизм – учение о человека как высшей ценности мира, человеке свободном, достойном и создающем себя самого.
3. Антропоцентризм – принцип, заменивший теоцентризм. Согласно данному принципу, в центре картины мира находится человек, все проблемы решаются путем обращения не к Богу, а к человеку. Антропоцентризм является важнейшей характерной чертой ренессансного гуманизма.
4. Индивидуализм. Этический принцип, согласно которому человек – это индивидуальность и он должен полагаться только на себя и на свои силы. А также в этике Ренессанса был возрожден эпикуреизм как этика гедонизма (наслаждения).
5. Пантеизм (дословно всебожие) - принцип, распространенный, прежде всего в натурфилософии. Согласно данному принципу, Бог тождественен мир, он «растворен» в природе. Можно отметить отличие ренессансного пантеизма от средневекового: если в средневековом пантеизме природа растворена в Боге, то в Ренессансном пантеизме, наоборот, Бог растворен в природе.
6. Утопизм – согласно мыслителям-утопистам, идеальный человек должен жить в идеальном обществе: где нет частной собственности, все равны и все трудятся.
IV . Философские направления эпохи Возрождения:
1. Гуманизм
2. Неоплатонизм
3. Натурфилософия
4. Социально-политическое направление
V . Философия гуманизма
Хронология:
- XIV в. – этап становления; гуманизм выступал в форме филологического гуманизма, основанного на интересе к древним языкам, и на чтении и переводе древних рукописей.
- первая половина XV в. – ранний гуманизм, который уже выступал в форме философии и делился на гражданский и индивидуалистический.
- XV – начало XVI в. – зрелый гуманизм. В этот период возникает интерес к онтологической проблематике. Он связан, прежде всего, с деятельностью флорентийской неоплатонической академии.
- XVI в. – поздний гуманизм, для него характерен интерес к натурфилософской и социально-политической проблематике.
Представители этапа становления гуманизма и раннего гуманизма: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, К. Салютати
Основные идеи мыслителей указанных этапов:
1. Человек – это высшая ценность мира, он свободное и достойное существо; свобода и достоинство не даны ему от рождения, а достигаются собственными усилиями человека.
2. Свобода и достоинство человека заключаются в способности самосозидания.
3. Человек – индивидуалист и полагается только на себя и на свои силы, он проповедует этику гедонизма (наслаждения).
4. Человек представляет собой гармоничное единство души и тела. В эпоху Ренессанса происходит реабилитация человеческой телесности и человеческой чувственности. Человек – это не только душа, но еще и тело. Человек – любимое творение Бога и он должен быть оправдан в своей земной жизни и как телесное существо.
5. Человек – микрокосм (микровселенная), равный макрокосмосу (макровселенной).
6. Человек по своим возможностям равен Богу. Ценность человека в свободе, в самосозидании.
VI. Неоплатонизм.
В XV в. гуманизм переориентируется на проблемы онтологии. Поскольку для Ренессанса характерно критическое отношение к средневековью, постольку для ренессансной философии характерна критика средневековых авторитетов, прежде всего Аристотеля, и, соответственно, обращение к философии Платона. Значительное количество неизвестных на Западе трудов Платона стали известны в Италии благодаря византийским мыслителям, в частности, благодаря Георгию Гемисту Плетону.
Основные проблемы неоплатонизма:
1. отношение Бога и мира;
2. отношение мира (Вселенной) и человека.
Решая указанные проблемы, ренессансные неоплатоники утверждали, что самая главная характеристика Бога - творчество. Бог, прежде всего творец, а мир – это творение Бога, следовательно, мир оправдан в своем существовании и необходим. Бог тождественен миру (природе): пантеизм неоплатоников вел к обожествлению человека как неотъемлемой части вселенной.
Представители неоплатонизма:
Марсилио Фичино (1422-1495 гг.), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.).
Мирандола выделил три уровня бытия: элементарное, ангельское и небесное. Их объединяет в себе Бог. Мирандола - пантеист, поскольку утверждает, что Бог тождественен миру, они едины. Бог во всем и все в Боге. Для Мирандолы, как и для других неоплатоников характерно сохранение иерархической средневековой картины мира, т.е. – «великой цепи бытия». (Ее истоки можно обнаружить в философии Платона). Мирандола считал, что человек пронизывает все сферы, является важнейшей, центральной сферой бытия. Человек отличается от всех иных существ способностью к самосозиданию и самовоспитанию. В философии неоплатонизма возрождается античная идея: человек как микрокосм равен макрокосму - Вселенной. Значение неоплатонизма: Поскольку Бог растворен в природе, постольку природа становится достойным объектом исследования. Пантеизм стал предпосылкой для исследования природы.
VII. Натурфилософия.
В XVI в. гуманизм переориентируется на исследование природы. Предпосылки становления натурфилософии:
- гелиоцентрическая гипотеза Коперника;
- Великие географические открытия;
- исследования Кеплера и Галилея;
- понимание математики как важнейшего средства исследования природы, ее языка (Леонардо да Винчи, Галилей);
- пантеизм.
Представители натурфилософии:
1. Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Как неоплатоника его интересовали проблемы отношения Бога и мира, отношения Бога и человека.
Кузанский отрицательно относился к схоластике и философии Аристотеля и критиковал их в работе «Об ученом незнании». Он утверждал, что мир познается при помощи органов чувств и разума, но Бога мы познать не можем (ни разумом, ни органами чувств, ни верой). Бога можно постичь только интуитивно и, конечно, символически (посредством математических символов). Николай Кузанский использовал понятие бесконечности и утверждал, что Бог - это бесконечность. Эта бесконечность содержит в себе противоречие: единство максимума (вселенной) и минимума (человека). В этом положении Кузанского можно увидеть возрождение диалектических идей. Бог как бесконечность разворачивается в мире, т.е. в процессе развертывания Бог создает мир. (Т.е. Бог создал мир не за шесть дней!). Человек как неотъемлемая часть вселенной - это микрокосм, равный макрокосмосу, способный сам создать себя и быть свободным.
2. Джон Толанд. Для его философии характерны: идея активности (в противовес аристотелевской трактовке материи), самодвижения материи; первая формулировка деизма (Бог создал первичную материю, и она развивалась далее по своим собственным законам).
3. Джордано Бруно. Бруно находился под влиянием идей Коперника и Н. Кузанского. Он утверждал, что не только Вселенная бесконечна, но еще существует бесчисленное множество (возможно населенных) миров. Бруно считал, материя активна, объясняя ее активность наличием у мира души, которая и приводит его в движение.
4. Николай Коперник. 5. Леонардо да Винчи.
Основные черты ренессансной н атурфилософии:
1. Пантеизм.
2. Положение о бесконечности Вселенной (Кузанский, Бруно, Галилей).
3. Гелиоцентрическая концепция (Коперник, Кузанский).
4. Возрождение диалектических идей, представлений о противоречивости и изменчивости всего сущего (Кузанский, Бруно и др.)
5. Формирование представлений об активности материи, которой присуще самодвижение (Толанд, Бруно).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.