Оценка деловой активности организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деловая активность организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.

К качественным характеристикам деловой активности организации относятся: широта рынков сбыта, деловая репутация организации, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции.

Количественные показатели деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относят: объемы продаж, прибыль, величину авансированного капитала.

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов. К ним относятся:

1. Оборачиваемость всех активов (Коа): Коа = N/Аср. Показывает скорость оборота всего авансированного капитала, т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период;

2. Период оборота активов (Тоа): Тоа = Т /Коа . Характеризует продолжительность одного оборота авансированного капитала (в днях).

Т – величина периода.

3. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (Ко.ва)

Ко.ва = N / Авн.ср

Авн.ср –среднегодовая стоимость внеоборотных активов.

Период оборота внеоборотных активов = Т / Ко.вн

4.Оборачиваемость оборотных активов – характеризует скорость оборота оборотных активов:

Кооа = N / Еср

Еср – среднегодовая стоимость оборотных активов.

5. Оборачиваемость материальных оборотных средств характеризует скорость оборота материальных активов:

Ко.ма = N / Зср

Зср – среднегодовая величина материальных запасов организации.

6.Оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует скорость оборота средств организации, инвестированных в дебиторскую задолженность:

Кодз = N / ДЗср

ДЗср – среднегодовая величина дебиторской задолженности.

Период оборота дебиторской задолженности показывает, за какое время дебиторская задолженность совершает один оборот (в днях):

Период оборота = Т / Кодз

7.Объем реализации на одного работника – это отношение выручки от реализации к среднесписочной численности работников.

Кроме этих показателей могут быть использованы для оценки деловой активности и другие.

 

8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации

 

Финансовый результат представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственно–финансовой деятельности.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал.

Экономической базой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.

Прибыль является:

· Основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития организации;

· главным источником возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатором кредитоспособности организации;

· главным интересом собственника;

· гарантом возможности выполнения организацией своих обязательств перед кредиторами и государством.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относятся:

1. валовая прибыль – разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции:

Рвал = N – С,

Где:

N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

2. прибыль (убыток) от продаж (Рпрод)– разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности, т.е. между выручкой от продаж и полной себестоимостью проданной продукции, включающей в себя себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы:

Рпрод = Рвал – Кр - Ур

Где:

Кр – коммерчесике расходы;

Ур – управленческие расходы;

3. прибыль (убыток) до налогообложения (Рн) = Рпрод + прочие доходы – прочие расходы.

4. чистая прибыль (убыток) = Рн – отложенные налоговые активы + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом и отражает изменение собственного капитала за определенный период времени.

Для того, чтобы правильно принимать управленческие решения по вопросам наращивания прибыли, необходимо четко классифицировать факторы роста прибыли. Обычно факторы делят на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

1. рыночно–конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, конкурентоспособность, организация эффективной рекламы и т.д.);

2. хозяйственно–правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

1. материально–технические (степень использования прогрессивных материалов и технологий);

2. организационно–управленческие (выбор стратегии и тактики действия на рынке, информационное обеспечение процессов принятия решений, эффективность управления организацией);

3. экономические факторы (качество финансового планирования в организации, использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности, стимулирование производства и т.д.);

4. социальные факторы (повышение квалификации служащих, улучшение условий труда и т.д.).

На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.

В процессе анализа немаловажное значение имеет оценка качества прибыли. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом выпуска и реализации продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет активизация интенсивных факторов за счет реализации собственных внутренних резервов, главным образом, это снижение себестоимости продукции.

    Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляется на основе «Отчета о прибылях и убытках». Дается оценка структуры и динамики финансовых результатов организации за анализируемый период.                                                                                                      

           Анализ структуры и динамики финансовых результатов

Показатели

за отчетный период

за аналогичный период предыдущего года

Удельный вес в выручке от реализации,%

отклонения

темп роста %

темп прироста %

за отчетный период за аналогичный период предыдущего года по сумме по уд.весу
Доходы и расходы по обычным видам деятельности                
Выручка от продажи товаров, работ и услуг                
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг                
Валовая прибыль                
Коммерческие расходы                
Управленческие расходы                
Прибыль (убыток) от продаж                
Прочие доходы и расходы                
проценты к получению                
Проценты к уплате                
Доходы от участия в других организациях                
прочие операционные доходы                
прочие операционные расходы                
Внереализационные доходы и расходы

 

 

           
Внереализационные доходы                
Внереализационные расходы                
Прибыль (убыток) до налогообложения                
Отложенные налоговые активы                
Отложенные налоговые обязательства                
Текущий налог на прибыль                
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода                

 

         8.11.Анализ эффективности деятельности организации

Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности.

 

 

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения эффекта.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой:

ЭЭФ = ЭЭ / РЗ

Где:

ЭЭ – величина экономического эффекта;

РЗ – величина ресурсов или затрат.

Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем.

Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности:

1. рентабельности продукции;

2. рентабельности капитала.

К рентабельности продукции относятся следующие показатели:

-рентабельность отдельных видов продукции;

-рентабельность продукции;

-предельная рентабельность.

    Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.

    Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом:

Rпрод = (Ц – С)/ С  или R прод = (Ц –С) / Ц

Где:

Ц – цена единицы продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции.

Rпр = P/N или Rпр = P/C

Где:

P – прибыль;

C – себестоимость продукции, услуг;

N – выручка от реализации.

    Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации.

    R продаж = Рч / N

    Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С).

Rпред = Рч / с

    Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации.

Основными путями повышения рентабельности продукции являются:

· снижение затрат на единицу продукции;

· оптимизация использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость продукции;

· рост объема производства и реализации;

· повышение качества и конкурентоспособности продукции.

К показателям рентабельности капитала относятся:

· рентабельность активов (имущества);

· рентабельность внеоборотных активов, основных средств;

· рентабельность текущих активов;

· рентабельность производственных фондов;

· рентабельность собственного капитала;

· рентабельность финансовых вложений.

Рентабельность капитала определяется путем отношения балансовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.

Рентабельность активов (Rа) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к средней совокупной стоимости активов (Ак.ср). Ее еще называют экономической рентабельностью или общей рентабельностью.

Rа = Р/Ак.ср

Среднее значение этого показателя по данным мировой практики составляет 18 – 20%. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, полученную с одного рубля совокупных активов.

Основными факторами, которые определяют уровень и динамику рентабельности активов организации являются:

· скорость оборачиваемости активов;

· уровень рентабельности продукции.

Рентабельность активов отражает уровень:

· управления дебиторской задолженностью;

· управления материальными затратами;

· управления основными средствами организации;

· управления ликвидностью.

Рентабельность текущих активов (Rта) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к среднегодовой стоимости текущих (оборотных) активов (Ао).

Rта = Р/ Ао.ср.

Рентабельность финансовых вложений отражает прибыль, полученную по ценным бумагам и от долевого участия в уставных капиталах других организаций на один рубль средней за анализируемый период величины финансовых вложений.

Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственного капитала и определяется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность акционерного капитала (Rак) определяется следующим образом:

Rак = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / среднегодовая стоимость собственного капитала.

 

Глава 4 Анализ отчета о движении денежных средств

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.