Деловая активность организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.
К качественным характеристикам деловой активности организации относятся: широта рынков сбыта, деловая репутация организации, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции.
Количественные показатели деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями.
К абсолютным показателям относят: объемы продаж, прибыль, величину авансированного капитала.
Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов. К ним относятся:
1. Оборачиваемость всех активов (Коа): Коа = N/Аср. Показывает скорость оборота всего авансированного капитала, т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период;
2. Период оборота активов (Тоа): Тоа = Т /Коа . Характеризует продолжительность одного оборота авансированного капитала (в днях).
Т – величина периода.
3. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (Ко.ва)
Ко.ва = N / Авн.ср
Авн.ср –среднегодовая стоимость внеоборотных активов.
Период оборота внеоборотных активов = Т / Ко.вн
4.Оборачиваемость оборотных активов – характеризует скорость оборота оборотных активов:
Кооа = N / Еср
Еср – среднегодовая стоимость оборотных активов.
5. Оборачиваемость материальных оборотных средств характеризует скорость оборота материальных активов:
Ко.ма = N / Зср
Зср – среднегодовая величина материальных запасов организации.
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует скорость оборота средств организации, инвестированных в дебиторскую задолженность:
Кодз = N / ДЗср
ДЗср – среднегодовая величина дебиторской задолженности.
Период оборота дебиторской задолженности показывает, за какое время дебиторская задолженность совершает один оборот (в днях):
Период оборота = Т / Кодз
7.Объем реализации на одного работника – это отношение выручки от реализации к среднесписочной численности работников.
Кроме этих показателей могут быть использованы для оценки деловой активности и другие.
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Финансовый результат представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственно–финансовой деятельности.
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал.
Экономической базой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы организации.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.
Прибыль является:
· Основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития организации;
· главным источником возрастания рыночной стоимости организации;
· индикатором кредитоспособности организации;
· главным интересом собственника;
· гарантом возможности выполнения организацией своих обязательств перед кредиторами и государством.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются абсолютными и относительными показателями.
К абсолютным показателям относятся:
1. валовая прибыль – разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции:
Рвал = N – С,
Где:
N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
2. прибыль (убыток) от продаж (Рпрод)– разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности, т.е. между выручкой от продаж и полной себестоимостью проданной продукции, включающей в себя себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы:
Рпрод = Рвал – Кр - Ур
Где:
Кр – коммерчесике расходы;
Ур – управленческие расходы;
3. прибыль (убыток) до налогообложения (Рн) = Рпрод + прочие доходы – прочие расходы.
4. чистая прибыль (убыток) = Рн – отложенные налоговые активы + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.
Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом и отражает изменение собственного капитала за определенный период времени.
Для того, чтобы правильно принимать управленческие решения по вопросам наращивания прибыли, необходимо четко классифицировать факторы роста прибыли. Обычно факторы делят на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
1. рыночно–конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, конкурентоспособность, организация эффективной рекламы и т.д.);
2. хозяйственно–правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).
К внутренним факторам относятся:
1. материально–технические (степень использования прогрессивных материалов и технологий);
2. организационно–управленческие (выбор стратегии и тактики действия на рынке, информационное обеспечение процессов принятия решений, эффективность управления организацией);
3. экономические факторы (качество финансового планирования в организации, использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности, стимулирование производства и т.д.);
4. социальные факторы (повышение квалификации служащих, улучшение условий труда и т.д.).
На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.
В процессе анализа немаловажное значение имеет оценка качества прибыли. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом выпуска и реализации продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее реализации в натуральных показателях.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет активизация интенсивных факторов за счет реализации собственных внутренних резервов, главным образом, это снижение себестоимости продукции.
Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляется на основе «Отчета о прибылях и убытках». Дается оценка структуры и динамики финансовых результатов организации за анализируемый период.
Анализ структуры и динамики финансовых результатов | ||||||||
Показатели | за отчетный период | за аналогичный период предыдущего года | Удельный вес в выручке от реализации,% | отклонения | темп роста % | темп прироста % | ||
за отчетный период | за аналогичный период предыдущего года | по сумме | по уд.весу | |||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
Выручка от продажи товаров, работ и услуг | ||||||||
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | ||||||||
Валовая прибыль | ||||||||
Коммерческие расходы | ||||||||
Управленческие расходы | ||||||||
Прибыль (убыток) от продаж | ||||||||
Прочие доходы и расходы | ||||||||
проценты к получению | ||||||||
Проценты к уплате | ||||||||
Доходы от участия в других организациях | ||||||||
прочие операционные доходы | ||||||||
прочие операционные расходы | ||||||||
Внереализационные доходы и расходы |
|
| ||||||
Внереализационные доходы | ||||||||
Внереализационные расходы | ||||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | ||||||||
Отложенные налоговые активы | ||||||||
Отложенные налоговые обязательства | ||||||||
Текущий налог на прибыль | ||||||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
8.11.Анализ эффективности деятельности организации
Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности.
Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения эффекта.
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой:
ЭЭФ = ЭЭ / РЗ
Где:
ЭЭ – величина экономического эффекта;
РЗ – величина ресурсов или затрат.
Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем.
Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.
В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности:
1. рентабельности продукции;
2. рентабельности капитала.
К рентабельности продукции относятся следующие показатели:
-рентабельность отдельных видов продукции;
-рентабельность продукции;
-предельная рентабельность.
Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.
Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом:
Rпрод = (Ц – С)/ С или R прод = (Ц –С) / Ц
Где:
Ц – цена единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции.
Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции.
Rпр = P/N или Rпр = P/C
Где:
P – прибыль;
C – себестоимость продукции, услуг;
N – выручка от реализации.
Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации.
R продаж = Рч / N
Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С).
Rпред = Рч / с
Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации.
Основными путями повышения рентабельности продукции являются:
· снижение затрат на единицу продукции;
· оптимизация использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость продукции;
· рост объема производства и реализации;
· повышение качества и конкурентоспособности продукции.
К показателям рентабельности капитала относятся:
· рентабельность активов (имущества);
· рентабельность внеоборотных активов, основных средств;
· рентабельность текущих активов;
· рентабельность производственных фондов;
· рентабельность собственного капитала;
· рентабельность финансовых вложений.
Рентабельность капитала определяется путем отношения балансовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.
Рентабельность активов (Rа) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к средней совокупной стоимости активов (Ак.ср). Ее еще называют экономической рентабельностью или общей рентабельностью.
Rа = Р/Ак.ср
Среднее значение этого показателя по данным мировой практики составляет 18 – 20%. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, полученную с одного рубля совокупных активов.
Основными факторами, которые определяют уровень и динамику рентабельности активов организации являются:
· скорость оборачиваемости активов;
· уровень рентабельности продукции.
Рентабельность активов отражает уровень:
· управления дебиторской задолженностью;
· управления материальными затратами;
· управления основными средствами организации;
· управления ликвидностью.
Рентабельность текущих активов (Rта) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к среднегодовой стоимости текущих (оборотных) активов (Ао).
Rта = Р/ Ао.ср.
Рентабельность финансовых вложений отражает прибыль, полученную по ценным бумагам и от долевого участия в уставных капиталах других организаций на один рубль средней за анализируемый период величины финансовых вложений.
Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственного капитала и определяется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рентабельность акционерного капитала (Rак) определяется следующим образом:
Rак = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / среднегодовая стоимость собственного капитала.
Глава 4 Анализ отчета о движении денежных средств
Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.