ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря об оптимальном объеме производства фирмы необходимо определить тот критерий, относительно которого мы будем определять оптимальность. Общепризнанным является тот факт, что на этот критерий наиболее подходит уровень получаемой предприятием прибыли. Можно сказать, что главной целью деятельности предприятия является получение максимально возможной прибыли, и нас интересует вопрос: до какой величины должен увеличиваться объем производства, прежде чем фирма должна прекратить его наращивание.

Существуют два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях других рыночных структур.

Суть подхода «сравнение валовых показателей» состоит в изображении в системе координат динамики валового дохода и динамики валовых издержек фирмы. Валовый доход изображен прямой липиеп, потому что при чистой конкуренции каждая дополнительная единица продукции добавляет одну и ту же величину — ее цепу — к валовому доходу. Валовые издержки возрастают с ростом производства; увеличение пролукции требует большего количества ресурсов. Но степень увеличения валовых издержек меняется в зависимости от эффективности фирмы. В частности, данные об издержках отражают действие закона убывающей отдачи, согласно которому с течением времени темп роста валовых издержек становится вес меньше и меньше, так как фирма использует свои постоянные ресурсы более эффективно. Потом, через некоторое время, валовые издержки начинают увеличиваться все более возрастающим темпом вследствие неэффективности, которая сопровождает чрезмерное использование оборудования фирмы. Максимальная прибыль достига­ется там, где разница по вертикали между графиками валового дохода и валовых издержек является наибольшей. В этом суть данною подхода.

Другим подходом 1с определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочет предложит!), па рынке является определение и сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам — с другой. Иначе говоря, фирме следует сравнить предельный доход (МК) и предельные издержки (МО каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, потому что па каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя угу единицу. Если же предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы: она добавит больше к издержкам, чем к доходу, т.е. такая единица продукции не будет окупаться.

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки бу;р/т превышать предельный доход. Очевидно, что следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли пли минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам, т.е. до момента равенства МК = МС.

Нужно подчеркнуть, что правило МК ^ МС является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимо от того, являются они чисто конкурентными или монопо­листическими.

Для чисто конкурентной фирмы правило МК = МС можно сформулировать несколько иначе, если вспомнить, что цена продукта определяется рыночными силами предложения и спроса. И хотя конкурентная фирма может продавать столь много или столь мало, сколько она захочет при данной цене, фирма не может манипулировать самой ценой. Другими словами, кривая спроса конкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цепе. В результате цена продукта и предельный доход равны: т.е. каждая проданная дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции можно заменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена раина предельным издержкам (Р = МС). Это правило Р = МС является просто частным случаем правила МК = МС (рис.'1.1.2).

Предположим, что рыночная цена снизилась или выросли издержки производства. Следует ли фирме производить? И если да, то сколько? Будут ли прибыли или убытки?

Когда цена превышает минимум АУС, но опускается ниже средних валовых издержек (АТС), фирма, осуществляя производство, может возместить только часть, но не все свои постоянные издержки. Но остановив производство, фирма должна будет возмещать постоянные издержки в полном объеме. Поэтому можно сделать вывод, что до тех пор, пока предельный доход будет равен или больше средних переменных издержек, фирме будет выгоднее производить продукцию в объеме, при котором МС = МК, нежели остановить производство.

Расчет оптимального объема производства в условиях рынка несовершенной конкуренции имеет свои особенности.

Основное отличие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит в области рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определенной отраслевым предложением и спросом. Кривая спроса монополиста, как и кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца, во многом является отличной. Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса, а кривая отраслевого спроса является нисходящей линией.

Так как фирма должна снизить цену, чтобы увеличить свои продажи, кривая ее предельного дохода (МК) в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже ее понижающейся кривой спроса (В). Валовый доход (ТК) увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума и затем понижается. Обратите внимание на то, что, поскольку МК есть изменение в ТК, существует особенная связь между МК и ТК. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса ТК возрастает, и, следовательно, МКявляется положительным. Когда ТК достигает своего максимума, МК равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса ТК снижается так, что МК становится отрицательным. Монополист или другой продавец, действующий в условиях несовершенной конкуренции, никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что, поступая так, он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, понижая таким образом прибыли (рис.4.1.3). Теперь встает вопрос: какую определенную комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? Это зависит не только от спроса и данных о предельном доходе, но также и от издержек.

Стремящийся к прибыли монополист использует ту же логику, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение ваиовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис.4.1.4).

Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды стратегий предприятия?

2. Каковы основные принципы и этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия?

3. В чем состоят цели и задачи товарной стратегии?

4. Как определяются объемы производства и реализации продукции?

5. Как рассчитывается оптимальный объем производства?

6. Как определяется производственная мощность предприятия?

7. Каковы основные разделы бизнес-плана?

Литература

Основная

1. Зайцев /-/.//. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 2-е изд., псрераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. — М: Экзамен, 2000.

3. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д.Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 199(>.

4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А.Сафронова. — М.: Юристь, 2002.

Дополнительная

1. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. — М.: Акалис, 1997. — С.96.

2. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха. — М.: Машиностроение, 1993.

3. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. проф. Р.Г.Маниловского. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1995.

4. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.