ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ. НОРМЫ И НОРМАТИВЫ, ПОКАЗАТЕЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управляющие органы исполняют свои функции на основе заданной заранее точной характеристики протекания производственного процесса в пространстве и времени и контроля фактически полученных результатов.

Характеристика производственного процесса и его результаты по фиксируемым периодам определяются при помощи соответствующего инструментария:

- норм и нормативов;

- количественных показателей (параметров);

- моделей и моделирования;

- информации;

- числовых (плановых) рубежей отсчета.

Инструментарий приобретает силу управленческого воздействия на основе планирования и контроля за исполнением установленных планом характеристик. Прежде всего это нормы и нормативы расходования материальных и трудовых ресурсов, а также установленные по датам плановые показатели.

С начала реализации производственного проекта начинается потребление материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К этому времени все необходимые ресурсы в необходимом сочетании должны быть па месте. При недостаточном количестве каких-либо ресурсов производственный процесс остановится, будут сорваны сроки поставок продукции по договорам, предприятию придется платить неустойку потребителям. При чрезмерном количестве того или иного ресурса, излишние его запасы в лучшем случае «замораживаются» и превращаются в бездействующий капитал, который может быть использован в другом месте, а в худшем случае излишние материалы и оборудование оказываются со временем невостребованными, и превра­щаются в так называемые неликвиды — прямые потери предприятия.

Сбалансировать предприятию потребности и запасы ресурсов позволяет нормирование. Нормирование — это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции.

Норма — это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходо­вания какого-либо ресурса на единицу продукции. Основная функция нормы — измерительная (норма-мера), т.е. она является объективной мерой затрат и результатов. С этой функцией связаны учетная функция, т.е. учет фактических затрат на производство, а также контрольная функция, при которой нормы служат экономическим эталоном для сравнения с фактическим расходом.

Нормы и нормативы устанавливаются в абсолютном выражении, а также выражаются в коэффициентах или в процентах на все виды используемых ресурсов, а именно на:

- материалы — основные и вспомогательные;

- комплектующие изделия;

- запасные части для ремонта машин и оборудования;

- инструменты и приборы;

- энергетические ресурсы: электроэнергия, топливо, пар и горячая вода;

- осветительные и нагревательные приборы;

- производственные и вспомогательные машины и оборудование;

- производственные и служебные площади;

- рабочую силу;

- денежные средства.

Нормы и нормативы устанавливаются с целью:

- недопущения излишнего расходования ресурсов;

- обеспечения установленного режима работы предприятия;

- недопущения отклонений от заданных характеристик выпускаемой продукции;

- соблюдения нормальных условий труда и охраны окружающей среды;

- создания баз данных для планирования деятельности предприятия.

За соблюдение и корректировку каждого норматива несет ответственность определенное лицо: рабочий, мастер, инженер, экономист, руководитель цеха или отдела. Обычно, чтобы повысить роль нормативов, заработная плата персонала связывается в той или иной степени с уровнем соблюдения норм, а иногда полностью обусловлена нормативами, например, при сдельной и аккордной формах оплаты труда. Эффективность системы нормирования в таком случае полностью определяется:

- объективностью установленных норм и нормативов;

- точностью выбора лица, ответственного за их соблюдение;

- четкостью и оперативностью учета и контроля.

В соответствии с объектами и задачами нормирования на российских предприятиях в основном используется группировка норм и нормативов по масштабам применения и по объектам нормирования.

Но масштабам применения нормативная база классифицируется следующим образом:

- нормативы, установленные на основе государственных и отраслевых стандартов и требований;

- общезаводские нормативы;

- предметные, подетальные и пооперационные нормативы.

По объектам нормирования нормативная база классифицируется по трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Качество и обоснованность норм и нормативов в значительной степени зависят от методов их разработки. Существуют следующие методы нормирования:

- расчетно-аналитический;

- опытный;

- отчетно-статистический;

- комбинированный.

Расчетно-аналитический метод — это выполнение поэлементных расчетов по данным проектно-конструкторской, технологической, технической и производственной документации, сочетающий технико-экономические расчеты с анализом технологии и организации производства, качества продукции и мероприятий по их совершенствованию. Данный метод нормирования предполагает установление норм и нормативов одновременно с разработкой и внедрением организационно-технических мероприятий, направленных на повышение технического уровня и организации производства, модернизацию продукции, улучшение ее качества и конкуренто­способности.

Опытный метод — это создание норм на основе наблюдений, замеров, опытов, иссле­дований, проводимых в производственных лабораторных условиях. Нормы, установленные опытным методом, отражают фактически достигнутый уровень технического оснащения и организации производства, однако не учитывают внедрения передовых методов организации производства, новой техники и технологии в плановом периоде и, следовательно, не способствуют выявлению источников роста производительности труда, экономии материальных ресурсов. Тем не менее, опытный метод целесообразно применять в тех случаях, когда с помощью расчетно-аналитического метода установить норму невозможно.

Отчетно-статистический метод нормирования — это анализ данных статистической, бухгалтерской и оперативно-производственной отчетности о фактических затратах труда и материальных ресурсов в прошлых периодах. Этот метод имеет те же недостатки, что и опытный: ориентируется на достигнутый уровень в прошлом, имеет недостаточно мобилизующее значение для внедрения более совершенной техники, технологии, организации производства. Тем не менее, отчетно-статистический метод наиболее доступен для применения из-за относительно низкой трудоемкости разработки и доступности в процессе планирования.

Комбинированный метод — это одновременное использование перечисленных методов.

На предприятиях разработку, внедрение и систематическое обновление норм и нормативов осуществляют различные цехи и функциональные службы: технические, экономические, производственные под руководством одного из заместителей директора и подчиненного ему аппарата. Создание нормативной базы целесообразно поручать профессиональным нормативным группам, функциями которых являются:

- систематизация всех норм и нормативов, поступающих от соответствующих подраз­делений;

- создание фондов нормативной информации;

- составление нормативных карт для цехов и служб;

- учет изменений норм и внесение их в нормативные карты;

- контроль за своевременностью изменений норм;

- составление отчетов об изменениях норм но изделиям и их причинах.

Совершенствование нормативной базы предполагает широкое внедрение более точных методов расчета норм и нормативов, разработку обоснованных норм на все виды работ и процессов, использование вычислительной техники для расчета, утверждения, автоматизации сбора, накопления, систематизации и обновления норм и нормативов, использование экономико-математических методов.

При планировании и управлении экономикой предприятия используется соответствующий инструментарий, определяющий состояние управляемого объекта и его соответствие решаемой задаче, т.е. система показателей и нормативов.

Показатель — это качественная и количественная оценка протекающих процессов и явлений в окружающей среде. Качественная сторона показателя отражает содержание явления или процесса в конкретных условиях места и времени, количественная — размер, абсолютную или относительную величину. Таким образом, показатель — это количественная и качественная характеристика объекта, выраженная числом, указывающим на его свойства.

В практике планирования используются четыре основные категории показателей: нату­ральные, социально-трудовые, стоимостные и смешанные.

В практике и теории машинной обработки показателей выделяется их внутренняя структура: количественное значение (основание) и набор содержательных признаков, называемый идентификатором показателя.

По функционально-содержательному назначению показатели делятся на оценочные, плановые и расчетно-аналитические.

Оценочные показатели применяются для независимой оценки реального состояния объекта главным образом на подготовительной стадии разработки плана, а также для анализа результатов работы предприятия. На подготовительной стадии с помощью оценочных показателей произво­дится отбор вариантов и проектов капитальных вложений: создание и внедрение новой техники и технологии; отбор номенклатуры для включения в план выпуска; выбор потребителей продукции и поставщиков сырья, материалов и др. В ходе выполнения плана и после его выполнения по той же методологии, по которой производился отбор вариантов и проектов капитальных вложений, осуществляются оценка фактически достигнутых результатов и их сравнение с проектными и плановыми показателями.

В качестве оценочных, как правило, используются те же показатели, что и для планирования. Различие состоит лишь в том, что плановый показатель, который устанавливается руководителем для каждого подразделения предприятия, обязателен для исполнения, а оценочный — лишь фиксирует фактическое или вероятное состояние объекта независимо от того, включен он в план предприятия или нет.

Расчетно-аналитические показатели используются для обоснования плановых заданий. Они играют промежуточную роль и направлены на углубление выбора и оценки вариантов плана и результата его реализации. С помощью расчетно-аналитических показателей анализу и допол­нительным расчетам подвергаются главным образом не объекты в целом, а их элементы, состояние которых может оказывать влияние на конечные результаты.

По уровню (ступеням) управления показатели классифицируются следующим образом: общезаводские, цеховые, бригадные, индивидуальные.

Структура показателей по уровням (ступеням) управления напоминает усеченную пирамиду. В верхней части пирамиды, на уровне заводоуправления, отбирается небольшое количество наиболее общих синтетических показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом и направленных на решение главной, приоритетной задачи, в том числе показатели валового объема реализованной продукции; суммы прибыли; численности персонала; основной номенклатуры продукции и работ, а также некоторые другие показатели в зависимости от размеров, отраслевой принадлежности предприятия и конкретных условий, в которых оно действует.

На уровне цехов, отделов, лабораторий, бригад и отдельных работников показатели верхнего уровня дробятся, и на самом нижнем уровне их очень много. Между собой они часто несопоставимы и связаны лишь посредством показателей верхних уровней.

Часть показателей, используемых в планировании и управлении на предприятии, обусловлена государственной экономической политикой, стандартами и принятой системой государственного статистического учета, среди них:

- объемы выпуска и продаж продукции;

- прибыль;

- размер уставного капитала;

- численность персонала;

- средняя заработная плата по предприятию и др.

Другие показатели устанавливает само предприятие.

При разработке показателей хозяйственного управления производством в первую очередь должны учитываться общие задачи предприятия, а также конкретные условия и реальные возможности низовых подразделений хозяйственной иерархии и государственные интересы.

Система показателей призвана характеризовать степень решения каждой из поставленных общих и частных задач применительно ко всем звеньям предприятия.

Система показателей хозяйственного управления должна:

- полностью соответствовать конкретным целям и задачам предприятия;

- точно характеризовать и отражать результаты, а также объективные экономические процессы на предприятии в целом и в его различных звеньях;

- соответствовать методам и технике бухгалтерского и статистического учета и отчет­ности;

- давать комплексную количественную и качественную оценку производства;

- соответствовать методам планирования производства на всех уровнях хозяйственного управления;

- обеспечивать правильное сочетание централизованного планового руководства с хозяйственной самостоятельностью структурных звеньев предприятий;

- способствовать повышению материальной заинтересованности персонала в максимальном повышении эффективности производства;

- обеспечивать единство и комплексность планирования по всем уровням управления.

Кроме того, должно быть определено лицо, обеспечивающее исполнение установленных показателей.

Система управления предприятием нуждается в использовании сложного комплекса экономических, натуральных и других показателей, на основании которых оцениваются результаты всех этапов и направлений работы предприятия, определяется степень эффективности выпол­ненных работ по отдельным цехам. Наря;гу с этим выбранная система плановых и оценочных показателей должна быть в состоянии непрерывно дробиться и укрупняться в зависимости от того, в каком направлении хозяйственной иерархии движется поток информации — сверху вниз или снизу вверх.

Показатели, поступающие от низовых производственных звеньев, по мере прохождения иерархических ступеней управления укрупняются. Получив соответствующую корректировку, показатели в том же порядке устремляются вниз и, постепенно дробясь, заполняют все звенья иерархической системы управления производством.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под организационной структурой управления предприятием?

2. Назовите основные типы оргструктур управления?

3. Какие факторы влияют на выбор той или иной оргструктуры управления?

Литература

Основная

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. — М.: Экзамен, 2000.

3. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д.Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А.Сафронова. — М.: Юристъ, 2002.

Дополнительная

1. Организация и планирование производственного предприятия: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1999.

 

раздел 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Тема 4.1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 372.