Профессиональная этика юриста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

основной образовательной программы по направлению подготовки 530500

 Юриспруденция, (академическая степень - магистр)

 

Составители:к.пол.н., доц. Тургамбаева Ч.К.,

Ст.преп. Саипова М.Б.

Бишкек 2017

Учебно-методические материалы

Курс лекций

Лекция 1 . ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ . КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

Понятие морали

Структура и функции морали

Мораль и право

Категории этики и их классификация ( добро и зло , благо , справедливость , д олг , совесть , ответственность ,  достоинство и честь ).

Требования к компетентности:

знать: природу и сущность морали и этики; предмет и метод морального регулирования поведения человека в обществе, особенности нравственных норм этики, классификацию этических категорий и их значение;

уметь: определять предмет и методы морального регулирования человека в обществе, анализировать, толковать и правильно применять этические нормы;

владеть: навыками анализа морально-этических норм и нравственных отношений.

                                          1.1. Понятие морали

Мораль — форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе.

Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» —нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

 Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства и определяет следующие особенности:

1) Мораль явление социальное, т.е. существует там, где имеют место взаимоотношения между людьми;

2) Мораль является необходимым компонентом существования человека в обществе;

3) Мораль проникает во все без исключения области человеческой жизнедеятельности;

4) Мораль является нормативным регулятором общественных отношений во всех этих сферах;

5) Мораль вырабатывается в процессе деятельности человека, общения, опыта;

6) Мораль рассматривают как особую форму общественного сознания;

7) Существует множество различных концепций морали и различных этических систем;

8) Мораль- элемент духовного производства, обязательный аспект духовной культуры

9) Мораль служит средством гармонизации взаимоотношений общества и личности, на основе которой возможна гармония человека и среды его обитания.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека (намыс, адат), то есть большей частью не формализованным правом, а обычным (обычаями).

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы. В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей.

Существуют разные уровни этического знания о природе морали:

описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»),

нормативно-критический («как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть добродетельным),

теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым?)

нормативно-педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).

 

На разных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи:

а) на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;

б) на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;

в) на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;

г) на нормативно-педагогическом — учить морали, т.е. способствовать нравственному совершенствованию людей.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Структура и функции морали

       Традиционно м ораль призвана выполнять в обществе следующие основные функции:

  •  регулятивную,
  •  воспитательную,
  •  познавательную,
  •  оценочно-императивную,
  •  ориентирующую,
  •  мотивационную,
  •  коммуникативную,
  •  прогностическую
  • и некоторые другие ее функции.

Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека.

Регулируя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

       Мораль рассматривают:

· как особую форму общественного сознания

· как вид общественных отношений

· как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека, его нравственную деятельность.

Мораль – это один из сущностных аспектов взаимодействия личности и общества. Если бы те и другие интересы полностью совпадали, не понадобилось бы никакой морали.

На уровне морального сознания отдельно взятого человека как биосоциального существа соотношение общественных и индивидуальных интересов непосредственно представлено в форме взаимоисключения долга и чувственных влечений.

       Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку

разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

       Например, не оставь в беде, нуждающегося в помощи человека, не обижай стареньких, детей и женщин, защити слабого и т.д. Нужно заметить, что нравственные ценности Востока в повседневно бытовых отношениях основываются полностью на восточном понятии гуманизма, чего не скажешь о понимании сути нравственности Западом. 

       Например, нравственный демократизм западной культуры строится на принципе: дозволено всё, что не запрещено законом или дозволено всё, что разрешено законом.

Восточное понимание нравственности базируется на принципе: разрешено всё, что не нарушает аналогичных прав другого человека.

Человек через своё нравственное сознание оценивает разные явления социальной жизни, именно с позиции их соответствия моральным требованиям того общества, в котором он живет, т.е. одобряет их или осуждает, хвалит или порицает, любит или ненавидит и т.д.

       Таким образом, нравственное сознание – это не только форма общественного сознания, но и область индивидуального сознания личности.

       В индивидуальном сознании личности важное место занимает самооценка человека, связанная с его нравственным чувством (совесть, стыд, гордость, способность к раскаянию и пр.) Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения»

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер.

Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали.

О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.

Поступок включает:

§ мотив,

§ намерение,

§ цель,

§ деяние,

§ последствия поступка.

Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением.

Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. В морали выражается общественная сущность человека и его коренное родовое отличие от животных.  

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя:

Моральные нормы,

Моральные принципы,

Нравственные идеалы,

Моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

       Например, если вы войдёте в любой дом кыргызской семьи, вас не отпустят, не предложив пиалу чая. Ооз тий – гостеприимно пригласит хозяин.

       Но ведь, ни в одном официально правовом акте не сказано, что хозяин дома обязан угостить вас чаем. Однако нравственная норма обычая обязывает поступить именно так. Если хозяин не предложит вам чайку, то он рискует попасть под осуждающий пресс общественного мнения. В принципе, моральная норма рассчитана на добровольное исполнение, однако нарушения могут повлечь за собой моральные санкции общества (отрицательная оценка, осуждение), которые могут оказаться достаточно серьёзными.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей.

 

Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

 

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения

В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

  •  гуманизм — признание человека высшей ценностью;
  •  альтруизм — бескорыстное служение ближнему;
  •  милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  •  коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль и право

Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам, не писанным, но существующим в данном обществе.. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем.

                                             Сходство морали и права

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп.

Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.

Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право — составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 359.