Цель воспитания: формировать преданных патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, стойких, свободных, жизнерадостных, имеющих организационные навыки.
Задача воспитания: подготовка энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.
В своих литературно-педагогических произведениях А.С.Макаренко много внимания уделял методике организации воспитательного процесса; подчеркивал значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей; указывал на роль традиций, обычаев, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.
А.С.Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества
Педагогическое учение А.С.Макаренко |
«Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». |
О воспитании личности в коллективе |
– Воспитание в коллективе и через коллектив. – Система перспективных линий. Закон движения. Борьба коллектива за достижение поставленной цели. – «Длительность» детского коллектива. – Самоуправление в коллективе. – Традиции. – Педагогика параллельного действия. – Мажор. 1. Требовательность к каждому воспитаннику. Коллектив – объект воспитания. 2. Переход на сторону воспитателя части воспитанников, создание ядра. (Объектно-субъектные отношения). 3. Коллектив уже объединен общей целью в общем труде и переходит на уровень самоуправления. Коллектив – субъект воспитания. Законы жизнедеятельности коллектива Стадии организации коллектива Коллектив является воспитателем личности |
«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». |
Считал необходимым воспитывать у коммунаров чувство долга, чести, волю, характер, активную дисциплину борьбы и преодоления. Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения, но и активности. Дисциплину А.С.Макаренко называет лицом коллектива, его голосом, красотой, подвижностью, мимикой, убежденностью, самочувствием гражданина и результатом воспитания.
А.С.Макаренко считал, что одним из средств воспитания является раннее включение учащихся в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу, самой личности. Но в использовании труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, т.к. «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» не «труд – работа», а «труд – забота»
А.С.Макаренко о трудовом воспитании |
«Правильное советское воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое…» |
Условия формирования личности в процессе трудовой деятельности |
1. Связь труда с изучением основ наук и воспитанием. 2. Общественно полезный характер труда. 3. Коллективный характер труда. 4. Разнообразие видов труда. 5. Проявление инициативы и творчества в труде. 6. Социалистическое соревнование в труде. 7. Трудовое воспитание в семье как подготовка к трудовому воспитанию в школе. 8. Труд вне образования, этического и политического просвещения – нейтральный процесс. 9. Участие воспитанников в планировании и организации производства. 10.Влияние производительного труда на выбор профессии. |
«Трудолюбие и способность к труду не даны человеку от природы, а воспитываются в нем». «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы». |
А.С. Макаренко считает, что педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». В воспитании необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости».
А.С. Макаренко в своих работах поднимал и проблему наказаний. Он считал, что наказания должны соответствовать проступку, иметь индивидуальный характер, не быть частыми, пробуждать сознание справедливости и вины «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», – вот девиз педагога Макаренко.
Большое внимание Макаренко уделял вопросам семейного воспитания. Секрет семейного воспитания он видел в честном выполнении родителями их долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность.
Главное условие эффективности семейного воспитания: полная, крепкая, дружная семья, коллектив, где царят любовь и взаимное уважение, четкий режим и трудовая деятельность всех. Выделяет несколько видов ложных родительских авторитетов.
Его оригинальные теории и практика, своей неоднозначностью вызывающие и сейчас острые дискуссии и споры, получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом.
66. Педагогическая система Сухомлинского В.А.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 517.