Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888–1939гг.)

Цель воспитания: формировать преданных патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, стойких, свободных, жизнерадостных, имеющих организационные навыки.
Задача воспитания: подготовка энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.

Жизненный путь Труды Родился 1 марта 1888г. Окончил городское училище и одногодичные педагогические курсы в 1905 году. 1905–1911гг. – учитель Крюковского железнодорожного училища. 1911–1914гг. – учитель Долинского 2х-классного училища. 1914–1917гг. – учеба в Полтавском учительском институте. Окончил с золотой медалью. 1917–1920гг. – инспектор, затем заведующий начального городского училища в г.Полтаве. 1920–1928гг. – организатор и руководитель колонии им.А.М.Горького. 1928–1935гг. – руководитель трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского. 1935–1937гг. – помощник начальника отдела трудовых колоний Украины. 1937–1939гг. – литературно-педаго- гическая деятельность. Скончался 1 апреля 1939г. В 1950–1952гг. вышли сочинения А.С.Макаренко в семи томах. Издательство Академии педагогических наук. В 1957г. – второе издание сочинений А.С.Макаренко. Т.1. – «Педагогическая поэма». Т.2. – «Марш 1930 года», «ФД – 1», «Мажор». Т.3. – «Флаги на башнях». Т.4. – «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Т.5. – статьи, стенограммы выступлений, докладов и лекций А.С.Макаренко по общим вопросам педагогики и воспитания в советской школе, детских домах и колониях. Т.6. – повесть «Честь», литературные сценарии «Настоящий характер» и «Командировка». Т.7. – публицистические статьи и заметки, рассказы и очерки, высказывания о творческом труде писателей, статьи, посвященные А.М.Горькому, и переписка с ним.

В своих литературно-педагогических произведениях А.С.Макаренко много внимания уделял методике организации воспитательного процесса; подчеркивал значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей; указывал на роль традиций, обычаев, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.
А.С.Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества

Педагогическое учение А.С.Макаренко
«Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему».
О воспитании личности в коллективе
– Воспитание в коллективе и через коллектив. – Система перспективных линий. Закон движения. Борьба коллектива за достижение поставленной цели. – «Длительность» детского коллектива. – Самоуправление в коллективе. – Традиции. – Педагогика параллельного действия. – Мажор.   1. Требовательность к каждому воспитаннику. Коллектив – объект воспитания. 2. Переход на сторону воспитателя части воспитанников, создание ядра. (Объектно-субъектные отношения). 3. Коллектив уже объединен общей целью в общем труде и переходит на уровень самоуправления. Коллектив – субъект воспитания. Законы жизнедеятельности коллектива Стадии организации коллектива Коллектив является воспитателем личности
«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».


      Считал необходимым воспитывать у коммунаров чувство долга, чести, волю, характер, активную дисциплину борьбы и преодоления. Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения, но и активности. Дисциплину А.С.Макаренко называет лицом коллектива, его голосом, красотой, подвижностью, мимикой, убежденностью, самочувствием гражданина и результатом воспитания.
А.С.Макаренко считал, что одним из средств воспитания является раннее включение учащихся в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу, самой личности. Но в использовании труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, т.к. «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» не «труд – работа», а «труд – забота»

А.С.Макаренко о трудовом воспитании
  «Правильное советское воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое…»
Условия формирования личности в процессе трудовой деятельности
  1. Связь труда с изучением основ наук и воспитанием. 2. Общественно полезный характер труда. 3. Коллективный характер труда. 4. Разнообразие видов труда. 5. Проявление инициативы и творчества в труде. 6. Социалистическое соревнование в труде. 7. Трудовое воспитание в семье как подготовка к трудовому воспитанию в школе. 8. Труд вне образования, этического и политического просвещения – нейтральный процесс. 9. Участие воспитанников в планировании и организации производства. 10.Влияние производительного труда на выбор профессии.
«Трудолюбие и способность к труду не даны человеку от природы, а воспитываются в нем». «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы».

    А.С. Макаренко считает, что педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». В воспитании необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости».

      А.С. Макаренко в своих работах поднимал и проблему наказаний. Он считал, что наказания должны соответствовать проступку, иметь индивидуальный характер, не быть частыми, пробуждать сознание справедливости и вины «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», – вот девиз педагога Макаренко.
Большое внимание Макаренко уделял вопросам семейного воспитания. Секрет семейного воспитания он видел в честном выполнении родителями их долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность.
          Главное условие эффективности семейного воспитания: полная, крепкая, дружная семья, коллектив, где царят любовь и взаимное уважение, четкий режим и трудовая деятельность всех. Выделяет несколько видов ложных родительских авторитетов.
Его оригинальные теории и практика, своей неоднозначностью вызывающие и сейчас острые дискуссии и споры, получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом.

 

66. Педагогическая система Сухомлинского В.А.








Дата: 2018-12-28, просмотров: 51.