Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее. Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения. Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя. В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Ушинский редактировал в 1860-1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку. К. Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения - «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1-2. 1867-1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда. Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. По общественно-политическим взглядам-демократ-просветитель. По философским взглядам-дуалист (философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал – материального и духовного, физического и психического, тела и души).

 

56. Характерные особенности педагогики Толстого Л.Н.

Острой критике современную ему систему образования подверг Л.Н.Толстой (1828–1910гг.) – великий русский писатель, философ и выдающийся педагог–экспериментатор, создавший для крестьянских детей школу в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идею свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики. В статьях «О народном образовании» (1862г.), «Воспитание и образование» (1862г.) он решительно отстаивал право народа создавать такую систему образования, которая отвечает его жизненным потребностям и интересам

Теория «свободного воспитания» Л.Н. Толстого (1828–1910гг.)

«Человек родится совершенным» – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным. Родившись, «человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

«Воспитание портит, а не исправляет человека. Ребенка развивают все дальше и дальше и все дальше и дальше удаляют от бывшего и уничтоженного первообраза совершенства взрослого человека. Идеал наш сзади, а не впереди».

«Воспитание – это стремление сделать ребенка таким, каков сам воспитатель. В основе этого стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя, т.е. больше испорченным. Такого воспитания я не признаю».

Задача школы состоит в том, чтобы дать образование ребенку. Образование – это свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее.

Цель образования: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Острогорских, Ломоносовых».

 

«Очень может быть, что в моих статьях о воспитании окажутся и противоречия, и неясности… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».


  Л.Н.Толстой является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной школы: «Азбуки» (1872г.), «Новой Азбуки» (1875г.), четырех книг для чтения, для которых написал 629 коротких рассказов. Его статья «Кому у кого учиться писать – крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862г.) является свидетельством талантливой работы Л.Н.Толстого с детьми по развитию их творческой мысли, познавательной активности.
Значение своей педагогической работы он ставил в один ряд с такими художественными творениями, как, например, роман – эпопея «Война и мир». «Пустить на свет живого человека просвещенного считаю важнее сотни книжек», – писал он. По мнению Л.Н.Толстого, совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Школа для него – это педагогическая лаборатория, а самый действенный метод обучения – живое слово учителя Критика официальной школы

«Народ жаждет образования, считает его благом, но не любит школ, устроенных правительством и обществом, ибо эти школы служат местом мучения для детей: казарменный режим, телесные наказания, утомительность занятий, скука».

Этапы педагогической деятельности Дидактические взгляды
1. 1859–1861гг. Период филантропической деятельности. Открытие Ясно-полянской школы и содействие открытию школ в уезде. Выпуск педагогического журнала «Ясная Поляна». 2. 1861–1862гг. Период теоретический. Критика русской и зарубежной школы и педагогики. Провозглашение теории «свободного воспитания». 3. 1872–1876гг. Период методический. Издание «Азбуки», «Новой азбуки», 4 «книги для чтения», для которых написал 629 коротких рассказов. 4. 90-е годы ХIХв. 1900-е гг. Период организации воспитания на религиозной основе. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». «В обучении применяйте разнообразные методы». «Живое слово учителя – самый действенный метод обучения». «В преподавании опирайтесь на опыт учащихся, развивайте их творчество». «Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении». «Ученики должны усваивать знания сознательно». «Обучение строить на наблюдении (больше экскурсий и наглядности). «Основой успешной работы учителя является его любовь к детям.

«Если учитель любит свое дело, он будет хорошим учителем, если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам».
Из ст. «Общие замечания для учителей» (1872г.)

 

 

57. Военно- педагогические идеи Драгомирова М.И.

С именем генерала от инфантерии Михаила Ивановича Драгомирова (1830 - 1905 гг.) связано становление целой военно-педагогической школы. Это был человек блестящего таланта вообще и педагогического в частности. В свое время он с золотой медалью окончил академию Генерального штаба, преподавал в ней в качестве адъюнкт - профессора, а после того, как приобрел богатый боевой опыт, был начальником этой академии. Он был убежден, что в деле подготовки войск главное место занимают вопросы воспитания. В связи с этим он писал: "Воспитание важнее образования, потому что военное дело в значительной степени более дело волевое, нежели умовое".

По мнению М.И. Драгомирова, нравственное воспитание зижделось на:

- боевом духе ("нравственной энергии");

- патриотизме;

- дисциплине.

Он писал о воине: "... укрепите и возвысьте его сердце, а остальное придет само собой".

 

58. Военно- педагогические идеи Скобелева М.Д.

Военно-педагогические взгляды М. И. Драгомирова талантливо продолжил другой военный деятель, тоже генерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 - 1882 гг.). Этот выдающийся полководец прожил на свете всего лишь 39 лет, но он вошел в российскую историю не только как герой Плевны и Шипки, но и как военный педагог. Он отличался незаурядными способностями, редкой личной отвагой. В войсках его уважали и любили.

М. Д. Скобелев был очень строг и тем ценней его мнение, что "солдата нужно бодрить, веселить", поскольку солдаты - народ "молодой, впечатлительный и требующий сердечного ухода за ним".

Педагогические взгляды генерала были очень человечны, учитывали психологию личности и были очень дальновидны. Так, для воспитания чувства взаимовыручки он предлагал использовать так называемое "куначество", то есть близкого знакомства личного состава подразделений и даже частей друг с другом путем организации их совместного досуга.

 

59. Военно- педагогические идеи Макарова С.О.

В конце XIX – начале XX в. реализацию этих принципов и идей продолжил другой российский флотоводец – Степан Осипович Макаров (1848–1904 гг.). Как и его великие предшественники, он пропагандировал гуманное отношение к матросам, требовал от офицеров заботы о личном составе. «Забота о подчиненных, – говорил он, – есть высший нравственный долг офицера».

Автор многочисленных военно-научных трудов, адмирал Макаров обращал внимание на необходимость повышения правовой культуры офицеров, воспитания у них уважения к закону, умения заниматься правовым воспитанием подчиненных, быть примером законопослушания. Так, в книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» флотоводец высказывает такую мысль: «Я не опасаюсь неповиновения матросов, но боюсь неосмотрительных разговоров между офицерами и их привычки обсуждать полученные приказания. Вот где находится истинная опасность и кроется начало всех беспорядков».

Адмирал Макаров настойчиво внедрял в жизнь суворовский принцип учить войска тому, что необходимо на войне, уделяя большое внимание воспитанию матросов на боевых традициях, организовывал торжества по случаю памятных дат русской воинской славы, разъяснял подчиненным их значение для укрепления величия и авторитета своего Отечества.

60. Военно- педагогические идеи Ермолова А.П.

61. Какими целями и задачами воспитания руководствовались партийно-правительственные органы, создавая в СССР в 20-х гг XX в. новую школу

 

Принятые после октября 1917г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР (октябрь 1918г.) и ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.
Методами преподавания стали исследовательские, опытно-экспериментальные. В эти годы была попытка предоставить педагогам на местах свободу творчества, инициативы, вводились примерные необязательные программы. Здесь появились комплексные программы, которые были интересны и отвечали достижениям современной педагогической мысли. Но они разрушали традиционную систему учебных предметов, знаний, навыков, что в конечном счете снизило качество общеобразовательной подготовки учащихся. Доминирование в начале 30-х годов метода проектных заданий разрушало классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде.
Партийно-правительственные постановления 1931–1936гг. привели к стабилизации, когда за исключением содержания образования была воспроизведена прежняя «школа учебы», естественно, с некоторыми деформациями и модернизациями. Вновь был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась изолированной от внешней среды, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь

Развитие школы и педагогики в СССР в 1917–1945гг.
10 ноября 1917г. А.В.Луначарский назначен Народным комиссаром просвещения. 11 ноября 1917г. – Обращение А.В.Луначарского к гражданам России. «Расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения – гордость и слава для каждого народа».

Школа II ступени – 4 года
от 13 до 17 лет

21 января 1918г.
Декрет об отделении школы от церкви.

16 ноября 1918г.
Положение о единой трудовой школе.
Декрет ВЦИК
Принципы трудовой школы:
1. Бесплатность обучения.
2. Совместность обучения.
3. Всеобщность обучения.
4. Светскость обучения.

 















Дата: 2018-12-28, просмотров: 27.