С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат1 РФ.
Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 «Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации», ПР 50-734-93 «Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.
Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз данных по нормативным документам; выполнение этих рекомендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударственного обмена информацией.
Правила ведения общероссийских классификаторов устанавливает нормативный документ ПР 50-735-93 «Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России».
Общероссийский классификатор единиц измерения разработан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН «Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле».
Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонентов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.
Ведение информационных фондов, Федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии, т.е. в первую очередь требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользователей. Большую работу по ведению классификаторов выполняет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых изменений, и после утверждения изменение вступает в действие. Основная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополнительную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, институтов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.
На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серьезный шаг к обеспечению достоверной информацией федеральных органов государственной власти России, а также к сопоставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.
В информационном обеспечении немаловажная роль отведена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по отношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.
Действующие общероссийские классификаторы
(Наименование и аббревиатура Общероссийского классификатора)
1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ)
3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)
4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
6. Общероссийский классификатор занятий (О КЗ)
7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)
8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)
10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)
11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)
12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)
13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)
14. Общероссийский классификатор валют (ОКБ)
15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)
16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)
17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)
На широкий крут потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень «Госстандарт предупреждает», рассылаемый в правительственные и общественные организации, имеющие отношение к проблемам защиты прав потребителей, в средства массовой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню качества.
Большую роль в информационном обеспечении играет непосредственно сам национальный орган по стандартизации — Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стандартов. В нем хранятся стандарты государственной и других категорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.
Главный информационный центр Госстандарта РФ располагает автоматизированными банками данных по отечественным и зарубежным нормативным документам — «НОРМДОК»; стандартизованным терминам и определениям — «РОСТЕРМ»; классификаторам технико-экономической информации — «КЛАССИФИКАТОР» и др.
Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.
Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: нормативные документы, а также ряд журналов и приложений к ним.
Принципиальное различие национальных стандартов и стандартов организаций заключается в том, что первые являются рекомендациями общероссийского масштаба, а вторые локальными нормативными правовыми актами, обязательными для применения всеми работниками организации, их утвердившей. Из этого следует возможность установления и применения ответственности за несоблюдение требований стандартов организации в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, утверждается национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента. Перечень документов в области стандартизации опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Применение на добровольной основе документов, включенных в перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Документы в области стандартизации, включенные в перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру или актуализации не реже чем один раз в пять лет.
Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Для осуществления регистрации указанных документов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов заинтересованное лицо представляет в национальный орган по стандартизации заявление о регистрации соответствующего документа с приложением копии такого документа и его надлежащим образом заверенного перевода на русский язык.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 380.