Тема 1. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекции 1-4

Тема 1. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты

Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации

1.3. Документы в области стандартизации и требования к ним

Понятие, классификация и виды стандартов

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций

Региональная и международная стандартизация: назначение, задачи и цели

Международные организации по стандартизации и качеству

Понятие, классификация и виды стандартов

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.

Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях.

Аналогичное понимание стандарта как нормативного документа существует и в других странах .

Существуют и другие значения слова стандарт: общепринятый, исторически сложившийся набор правил (золотой стандарт, Стандарт оформления кода, Открытый стандарт, Стандарты телевизионного вещания); изделие, служащее в качестве образца; в переносном смысле — шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального.

В зависимости от участников в разработке стандартов стандарты могут подразделяться:

· Международный стандарт

· Региональный стандарт

· Национальный стандарт

o Государственный стандарт

o Отраслевой национальный стандарт

· Стандарты организаций

o Стандарты научно-технических, инженерных обществ и промышленных консорциумов

o Стандарт предприятия

Внутри какой-либо системы стандартизации стандарты могут подразделяться по темам:

· стандарт качества

· социальный стандарт

· образовательный стандарт

· терминологический стандарт

· стандарт, устанавливающий технические требования

· стандарт безопасности труда

· стандарт на оформление документации

· экологический стандарт

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций

 

Программу[3] разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган по стандартизации. Он же обеспечивает доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Так, например, в соответствии с проектом программы разработки национальных стандартов на 2011 год в план работы технического комитета 135 «Мебель» включены следующие задания (табл. 1):

Таблица 1.

Извлечение из проекта программы разработки национальных стандартов на 2011 год

ТК Мебель

Наименование проекта национального стандарта РФ Вид работы
Мебель. Детская дошкольная. Функциональные размеры столов. Изменение ГОСТ (ГОСТ 19301.1-94)
Стулья ученические. Типы и функциональные размеры. Изменение ГОСТ (ГОСТ 11016-93)
Мебель для сидения и лежания. Методы испытаний на прочность и долговечность кроватей. Изменение ГОСТ (ГОСТ 17340-87)
Столы ученические. Типы и функциональные размеры. Изменение ГОСТ (ГОСТ 11015-93)
Мебель. Испытание поверхности. Часть 4. Оценка сопротивления удару. Разработка ГОСТ. Прямое применение МС - IDT (ISO 4211-4:1988)
Мебель. Оценка устойчивости поверхности к воздействию холодных жидкостей. Разработка ГОСТ. Прямое применение МС - IDT (ISO 4211:1979)
Мебель. Испытание поверхностей. Часть 3.Оценка устойчивости к воздействию сухого тепла. Разработка ГОСТ. Прямое применение МС - IDT (ISO 4211-3:1993)
Фурнитура для мебели. Прочность и долговечность выступающих элементов и их компонентов (прямое применение EN 15338:2007 + A1:2010). Разработка ГОСТ
Фурнитура для мебели. Прочность и долговечность фурнитуры для скользящих и вращающихся дверей (прямое применение EN 15706:2009). Разработка ГОСТ
Фурнитура для мебели. Прочность и долговечность шарниров и их компонентов. Поворотные шарниры на вертикальной оси (прямое применение EN 15570:2008). Разработка ГОСТ
Мебель, используемая на открытом воздухе. Сидения и столы для кемпингов, бытового и общественного назначения. Часть 1. Общие требования безопасности (прямое применение EN 581-1:2006). Разработка ГОСТ
Мебель, используемая на открытом воздухе. Сидения и столы для кемпингов бытового и общественного назначения. Часть 2. Требования механической безопасности и методы испытаний для выборочного контроля (прямое применение EN 581-2:2009). Разработка ГОСТ
Мебель, используемая на открытом воздухе. Сидения и столы для кемпингов, бытового и общественного назначения. Часть 3. Требования механической безопасности и методы испытаний столов (прямое применение EN 581-3:2007). Разработка ГОСТ
Мебель детская дошкольная. Функциональны размеры кроватей. Изменение ГОСТ (ГОСТ 19301.3-94)
Мебель. Испытание поверхностей. Часть 2.Оценка устойчивости к воздействию влажного тепла. Разработка ГОСТ. Прямое применение МС - IDT (ISO 4211-2:1993)
Мебель. Детская дошкольная. Функциональные размеры стульев. Изменение ГОСТ (ГОСТ 19301.2-94)
Шифр задания плана ГС 1.6.135-2.014.11
Наименование проекта национального стандарта РФ (межгосударственного стандарта, международного стандарта). Вид работы Столы ученические. Типы и функциональные размеры. Изменение ГОСТ (ГОСТ 11015-93)
Дата рассылки проекта ГОСТ Р или ГОСТ 30.06.2011
Дата представления окончательной редакции проекта ГОСТ Р или ГОСТ, отчета по МС 31.12.2011
Дата принятия ГОСТ Р или направления на принятие проекта ГОСТ в МГС 31.03.2012
Наименование технического регламента 132 О безопасности мебельной продукции (ТР ТС)

 

ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры относится к категории ГОСТ 11015-93 по ОКС: 97. Отдых, спорт, торговое оборудование 97.140. Мебель[4].

Название на англ.: Desks for pupils. Types and functional dimensions
Назначение ГОСТ 11015-93: Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных комбинатах, и устанавливает их типы и функциональные размеры
Статус документа: действующий
Дата введения в действие: временно не указана
Число страниц: 8
Актуальность информации: 23.12.2009
Добавлен в базу: 23.12.2009

 

1. Разработчик национального стандарта (далее - разработчик) направляет уведомление о разработке проекта национального стандарта в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает уведомление о разработке проекта национального стандарта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления такого уведомления. Уведомление о разработке проекта национального стандарта должно содержать информацию о положениях, которые имеются в проекте национального стандарта и отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2. Разработчик должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию проекта национального стандарта в электронной форме или на бумажном носителе.

3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных замечаний. Разработчик обязан сохранять полученные замечания заинтересованных лиц, включая результаты рассмотрения данных замечаний, до утверждения национального стандарта. Разработчик обязан представлять по запросам федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации полученные замечания заинтересованных лиц в течение семи дней со дня получения запроса. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не может быть менее чем шестьдесят дней.

4. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения публичного обсуждения такого проекта.

5. Со дня размещения уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик должен обеспечить доступность доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик по требованию заинтересованного лица обязан предоставить ему копию доработанного проекта национального стандарта и перечня полученных замечаний в электронной форме и на бумажном носителе.

6. Проект национального стандарта и перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц представляются разработчиком в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в соответствии с их компетенцией. Технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации проводит экспертизу проекта национального стандарта. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней со дня поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации.

7. Экспертиза проекта национального стандарта проводится для оценки его соответствия целям и задачам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом, соответствия используемой терминологии требованиям законодательства Российской Федерации, положениям основополагающих национальных стандартов, а также для оценки полноты учета в проекте национального стандарта замечаний, полученных от заинтересованных лиц, и оценки полноты установления в нем требований к объекту стандартизации.

8. Экспертиза проекта национального стандарта проводится с учетом следующих принципов:

1) обеспечение публичного обсуждения проекта национального стандарта на всех этапах его разработки;

2) привлечение к участию в экспертизе проекта национального стандарта заинтересованных лиц;

3) комплексность экспертизы проекта национального стандарта;

4) оценка замечаний на проект национального стандарта, поступивших с начала его разработки до завершения обсуждения окончательной редакции.

9. На основании указанных в части 6 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации на основе консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении национального стандарта.

10. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об отклонении проекта национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в следующих случаях:

1) нарушение порядка разработки проекта национального стандарта;

2) поступление обоснованной мотивированной жалобы по проекту национального стандарта от заинтересованного лица;

3) несоответствие проекта национального стандарта требованиям законодательства Российской Федерации;

4) несоответствие проекта национального стандарта целям, задачам и принципам стандартизации, установленным настоящим Федеральным законом;

5) несоответствие проекта национального стандарта предполагаемой области его распространения, применения.

11. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об отклонении проекта национального стандарта.

12. Предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта принимается простым большинством голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации в случае необходимости:

1) ускоренного внедрения результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

2) гармонизации национальных стандартов с международными стандартами, региональными стандартами, национальными стандартами иностранных государств;

3) апробации требований и накопления дополнительной информации в отношении новых видов продукции, процессов и технологий.

13. При равенстве голосов членов технического комитета по стандартизации или членов проектного технического комитета по стандартизации принятым считается предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта.

14. По результатам экспертизы проекта национального стандарта технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации мотивированное предложение об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта.

15. В случае, если у члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации возникают обоснованные сомнения в том, что при принятии мотивированного предложения об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта консенсус был достигнут, указанный член технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня завершения экспертизы может направить мотивированную жалобу о недостижении консенсуса в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

16. В случае недостижения консенсуса технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации подготавливает мотивированное предложение об отклонении проекта национального стандарта или об утверждении этого проекта в качестве предварительного национального стандарта.

17. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении национального стандарта с учетом мотивированной жалобы члена технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации о недостижении консенсуса при принятии техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении национального стандарта (при ее наличии) в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения такого предложения принимает решение об утверждении национального стандарта и дате введения его в действие, или об утверждении предварительного национального стандарта, сроке его действия, или об отклонении проекта национального стандарта.

18. В случае невыполнения требований к экспертизе проекта национального стандарта, предусмотренных настоящей статьей, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации отклоняет мотивированное предложение технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации об утверждении проекта национального стандарта в качестве национального стандарта либо об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта. Решение об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации с приложением указанных в части 6 настоящей статьи документов направляется в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения мотивированного предложения от технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации для проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта.

19. Повторная экспертиза проекта национального стандарта, принятие мотивированного предложения о его утверждении в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта и направление указанного предложения в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации осуществляются в порядке, установленном частями 7 - 18 настоящей статьи и настоящей частью. Срок проведения повторной экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем тридцать дней со дня поступления в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации.

20. Информация об утверждении национального стандарта, предварительного национального стандарта, об отклонении проекта национального стандарта размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

21. В случае, если проект национального стандарта отклонен, решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта с приложением указанных в части 6 настоящей статьи документов и мотивированного предложения технического комитета по стандартизации или проектного технического комитета по стандартизации направляется разработчику в течение семи дней со дня принятия такого решения.

22. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отклонении проекта национального стандарта может быть обжаловано в суд только после его обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

 

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей:

технического регулирования;

совершенствования производства;

обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона «О техническом регулировании».

Продукция, подлежащая обязательной сертификации, может выпускаться не только по государственному стандарту, значительно чаще для выпуска используются другие документы – стандарты организаций (СТО) (технические условия (ТУ), технологические регламенты и т.д.). Тем не менее, установленные в Российской Федерации требования безопасности (которые могут содержаться в государственных технических регламентах) являются обязательными.

Технические условия - это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга, и, кроме того, при необходимости в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Рис. 1. Технические Условия (ТУ) - образец документа.

Технические условия могут быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Технические требования определяют основные параметры и размеры, свойства или эксплуатационные характеристики изделия, показатели качества продукции, комплектность изделия и т. д.

В правилах приёмки и поставки указываются порядок и условия проведения контрольных испытаний при предъявлении продукции к сдаче заводом-изготовителем и приёмке её заказчиком.

В разделе о методах контроля (испытаний, анализов, измерений) устанавливаются: способы определения всех параметров и характеристик продукции, соответствующих норм, требований; правила отбора образцов или проб, выбора оборудования, приборов, материалов и реактивов; методика подготовки и проведения испытаний, анализов, измерений и способы обработки результатов.

В разделе об условиях эксплуатации, транспортирования и хранения содержатся: указания о монтаже, установке и применении продукции; правила её упаковки и транспортирования; место, условия и сроки хранения.

Существуют ТУ как на отдельные виды продукции (изделий), так и на несколько видов (так называемые групповые ТУ).

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

 

 

Международная организация мер и весов (МОМВ)

Международная организация мер и весов (МОМВ) основана в 1875 г. с целью унификации применяемых в разных странах систем единиц измерения, установления единообразия эталонов длины и массы. В настоящее время МОМВ кроме единиц длины и массы занимается системами единиц времени и частоты, а также электрическими, фотометрическими, стабилизированными лазерными, гравитационными, термометрическими и радиометрическими измерениями.

НАТО

Органы НАТО по стандартизации

· Комитет НАТО по стандартизации (NCS — NATO Committee Standardisation)

o NATO Standardization Staff Group (NSSG)

· Бюро стандартизации НАТО (ONS — Office for NATO Standardisation)

· Совет НАТО в области связей по вопросам стандартизации (NSLB — NATO Standardisation Liaison Board)

· Организация НАТО по стандартизации (NSO — NATO Standardisation Organisation) для мониторинга, внедрения и совершенствования Программы стандартизации НАТО

Виды стандартов

· Публикации AACP - AAP - AASTP - AECTP - AEDP - AEP - AJP - AOP - AQAP - ARMP - ATP - ADatP

· Стандартизационные соглашения (STANAG - Standardisation Argeement)

 Другие региональные организации:

· COPANT (Pan American Standards Commission) — Панамериканский комитет по стандартам

· Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов АСЕАН

· Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (PASC)

· Арабская организация по промышленному развитию и горному делу

· Африканская региональная организация по стандартизации

Научно-технические общества и консорциумы, участвующие в работах по международной стандартизации:

· ASTM (American Society for Testing and Materials, Американское общество по испытанию материалов) — некоммерческая организация, разрабатывающая стандарты и документы для производства, снабжения и регулирования деятельности. Стандарты ASTM принимаются к использованию в масштабе всего мира и охватывают такие отрасли как металлургия, краски, пластмассы, текстиль, нефть, строительство, энергетика, электроника, охрана окружающей среды, потребительские товары, медицинские услуги и аппараты.

· AOAC International (Association of Analytical Communities) — Ассоциация аналитических сообществ

· API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти) - неправительственная организация США, занимающаяся исследованиями всех аспектов и обеспечивающая деятельность по регулированию вопросов в области нефтяной и газовой промышленности.

· ARINC (Aeronautical Radio Incorporated) — компания, основанная в 1929 году, один из мировых лидеров в разработке систем коммуникаций и системных исследований по пяти направлениям — авиация, аэропорты, оборона, государство и перевозка грузов.

· ASME (American Society Of Mechanical Engineers, Американское общество инженеров-механиков, АСМЕ) — профессиональная некоммерческая организация, сфокусированная главным образом на проблемах обучения в инженерной, технологической сфере, ASME является одним из крупнейших в мире издателей технических стандартов

· ATM Forum (ATM форум) — консорциум, целями которого являются разработка и развитие стандартов широкополосных сетей асинхронного режима передачи данных (Asynchronous Transfere Mode, ATM).

· CEA (Consumer Electronics Association) Ассоциация потребителей электроники

· DAVIC (Digital Audio-Visual Council, Совет по развитию цифровых аудио и видео мультимедиа систем) — консорциум, осуществлявший разработку и развитие архитектурных, функциональных и информационных моделей и стандартов мультимедиа-сервисов Глобальной информационной инфраструктуры.

· Gigabit Ethernet Alliance — консорциум, целью которого является разработка стандартов технологий Ethernet нового поколения (совместно с комитетом IEEE с индексом 802.3z), обеспечивающих скорость передачи данных в 1 Гбит/с.

· EACEM (Европейская ассоциация производителей электронных приборов) — ориентирована на поддержку стандартизации в области индустрии электронных приборов.

· ECBS (Европейский комитет банковских стандартов) — отвечающий за разработку общеевропейского стандарта для банковской инфраструктуры.

· ECMA (European Computer Manufacturers Association, Европейская ассоциация производителей вычислительных машин) — международная ассоциация, целью которой служит промышленная стандартизация информационных и коммуникационных систем.

· EIA (Electronic Industries Alliance) — Альянс электронной индустрии

· IASC (International Accounting Standards Committee, Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности)

o Совет по Международным стандартам финансовой отчётности

· ICC (International Code Council, Международный Совет по нормам и правилам) — некоммерческая организация, целью которой является развитие единой комплексной и согласованной модели национальных стандартов, касающихся строительства.

· IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Институт инженеров по электротехнике и электронике) — профессиональная международная организация

· IPC (Association Connecting Electonics Industries) — Ассоциация по разработке электронных коммуникаций

· ISOC (Internet Society, Общество Интернета) — ассоциация экспертов, отвечающая за разработку стандартов Интернет-технологий; IAB (Internet Architecture Board, Совет по управлению сети Интернет) — группа в составе ISOC, непосредственно отвечающая за развитие архитектуры Интернет, разработку и сопровождение стандартов протоколов и сервисов Интернет в виде RFC (Reference For Comments); два основных подразделения IAB:

o IETF (Internet Engineering Task Force, Рабочая группа инженеров Интернета), решающая текущие задачи в области стандартизации и развития Интернет-технологий.

o IRTF (Internet Research Task Force, Исследовательская группа Интернета), решающая проблемные задачи по развитию Интернет-технологий.

· NSF International — международная неправительственная некоммерческая организация, являющаяся мировым лидером в развитии стандартов и обеспечении сертификации в сфере безопасности и защиты здоровья и окружающей среды.

· OMG (Object Management Group, Группа управления объектами) — международный консорциум, осуществляющий разработку стандартов унифицированного распределённого программного обеспечения, созданного на принципах объктно-ориентированной парадигмы.

· Open Group — организация, сформированная в 1996 году в результате объединения консорциумов X/Open и Open Software Foundation, исследует вопросы открытости и бесшовного введения информационных систем в интерсеть.

· SAE (Society of Automotive Engineers International) — Сообщество автомобильных инженеров

· TeleManagement форум — глобальный консорциум операторов и поставщиков услуг, разрабатывает стандарты в области управления частными сетями и услугами.

· TIA (Telecommunications Industry Associastion) — Ассоциация промышленных телекоммуникаций

· W3C (World Wide Web Consortium) — консорциум, который специализируется в области разработки и развитии стандартов WWW-технологий, таких, как, например, HTTP, HTML, URL, XML.

· WFMC (Workflow Management Coalition — консорциум по управлению потоками работ) - консорциум, занимающийся разработкой стандартов в области управления потоками работ.

Пример 1.

Схема 1

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата;

· при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);

Схема 1а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· вместо схемы 1, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Схема 2

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у продавца.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;

Схема 2а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства.

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у продавца; анализ состояния производства.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· вместо схемы 2, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Схема 3

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у изготовителя.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

Схема 3а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа.

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства.

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у изготовителя; анализ состояния производства.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· вместо схемы 3, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Схема 4

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у продавца; испытания образцов, взятых у изготовителя.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при необходимости всестороннего и жестокого инспекционного контроля продукции серийного производства.

Схема 4а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у продавца; испытания образцов, взятых у изготовителя; анализ состояния производства.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· вместо схемы 4, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Схема 5

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания типа

Проверка производства (системы качества): сертификация производства или сертификация системы качества

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): контроль сертифицированной системы качества (производства); испытания образцов, взятых у продавца и/или изготовителя.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при сертификации продукции, для которой:

· реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;

· технологические процессы чувствительны к внешним факторам;

· установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;

· сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

· характерна частая смена модификаций продукции;

· продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

Схема 6

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Проверка производства (системы качества): сертификация системы качества

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): контроль сертифицированной системы качества.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при сертификации продукции, для которой:

· реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;

· технологические процессы чувствительны к внешним факторам;

· установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;

· сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

· характерна частая смена модификаций продукции;

· продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

· при наличии у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества;

· при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации.

Схема 7

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания партии

Применение:

· при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.

· производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

Схема 8

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: испытания каждого образца

Применение:

· при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.

· производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

Схема 9

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Применение:

· при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия;

· при наличии у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям;

· при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий;

Схема 9а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при наличии у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям;

· при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;

· вместо схемы 9, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Схема 10

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при наличии у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям;

· при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска.

Схема 10а

Состав: Испытания в аккредитованных лабораториях и др. способы доказательства соответствия: рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Проверка производства (системы качества): анализ состояния производства

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства): испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца; анализ состояния производства.

Применение:

· при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата

· при наличии у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям;

· при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска;

· вместо схемы 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями;

· с участием в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Основные понятия, сфера применения и принципы осуществления лицензирования

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», введенным в действие с 3 октября 1998 г., установлен подробный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Закон содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности, перечень которых указан в п.1 ст.17 Закона (введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный перечень). При этом необходимо иметь в виду, что названный перечень не является исчерпывающим.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Лицензирование - по законодательству РФ - мероприятия, связанные:

- с предоставлением лицензий;

- с переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;

- с приостановлением и возобновлением действия лицензий;

- с аннулированием лицензий; и

- с контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензия (лат. litentia) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне - лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

В бизнесе

Отдельные виды деятельности лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения от властей — лицензии.

В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Как правило, законом устанавливаются общие принципы и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии, а порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии наказывается в уголовном порядке (ст.171 УК РФ).

В патентном праве

Патентной лицензией или лицензионным договором называется договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя использовать принадлежащее ему изобретение (полезную модель, промышленный образец) другому лицу. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

В авторском праве

В данной области лицензией именуют лицензионный договор (ст.1235 ГК), то есть договор, по которому обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право использования (то есть право копирования, распространения экземпляров, переработку, передачу по проводам и прочие, предусмотренные законом исключительные авторские права) произведения предусмотренными способами в предусмотренных пределах. При этом исключительные права на произведение не отчуждаются, в отличие от «договора об отчуждении исключительного права» (ст.1234 ГК).

При передаче прав на использование программ для ЭВМ возможен особый порядок заключения лицензионного договора путем изложения условий договора на обертке товара.

Так называемые лицензии на свободное программное обеспечение или лицензии на программное обеспечение с открытым исходным кодом являются реакцией сообщества разработчиков на установление копирайта на программное обеспечение и безвозмездно предоставляют определенные права каждому получившему экземпляр.

Экземпляры произведений, созданные правомерно — в соответствии с условиями лицензионного договора или же правообладателем самостоятельно. — называют в просторечии лицензионными. Копии, создание которых повлекло нарушение исключительных авторских прав, называют контрафактными или, в просторечии, пиратскими.

В других областях

Также «лицензией» называют разные другие виды разрешений — разрешение на охоту («лицензия на кабана»), разрешение на управление транспортным средством («водительская лицензия»), разрешение действовать как в боевой обстановке («лицензия на убийство») и т. п.

Лицензия-Licence
амер.License; фр.Licence От лат.Licentia - разрешение, право

Лицензия - официальный документ, разрешение, выдаваемое одним лицом другому лицу на ведение определенной (коммерческой) деятельности.


Валютная лицензия

Лицензия выдается

- если ввезенные товары могут быть идентифицированы в продуктах переработки за

Public bank license

Лицензия на публичную банковскую деятельность - лицензия, предоставляющая банку право заниматься банковской деятельностью по обслуживанию широкой публики.

Лицензия на учреждение магазина беспошлинной торговли - лицензия, получателем которой может быть только российское лицо. Порядок выдачи лицензии и срок ее действия определяются ГТК РФ.

Лицензия на учреждение свободного склада - лицензия, получателем которой может быть только российское лицо. Порядок выдачи лицензии и срок ее действия определяются ГТК РФедерации и Российским агентством международного сотрудничества и развития.

Лицензия на учреждение таможенного склада - лицензия, получателем которой может быть только российское лицо. Порядок выдачи лицензии и срок ее действия определяются ГТК РФ.

Restricted Bank and/or Trust Licence

Ограниченная банковская и/или трастовая лицензия - лицензия, позволяющая ее обладателю заниматься бизнесом с конкретными лицами, указанными в лицензии.

Полная лицензия - лицензия, которая предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.

Принудительная лицензия - разрешение на использование запатентованных изобретений, выдаваемое компетентными государственными органами, с выплатой вознаграждения патентовладельцу.

Принудительная лицензия выдается без согласия патентовладельца по решению судебных органов или иного органа государственного управления.

Неисключительная лицензия

Unexclusive license

Простая лицензия - лицензия, предоставляющая лицензиату право на использование предмета лицензионного соглашения. При этом лицензиар оставляет за собой право эксплуатировать предмет соглашения в собственных интересах, а также выдавать на тех же условиях лицензии любым другим лицензиатам.

Разовая лицензия - лицензия на импорт и экспорт товаров по каждой отдельной сделке, выдаваемая на срок, необходимый для ее осуществления, но не свыше одного года.

Распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами.

Сопутствующая лицензия - лицензия, связанная с продажей или приобретением комплектного оборудования или выполнением услуг.

Export license

Экспортная лицензия - документ, содержащий разрешение названной стороне на экспорт указанных в лицензии товаров в течение определенного времени.

Лицензирование.

Лицензирование

Лицензирование - по законодательству РФ - мероприятия, связанные:

- с предоставлением лицензий;

- с переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;

- с приостановлением и возобновлением действия лицензий;

- с аннулированием лицензий; и

- с контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Licensing

Лицензирование во внешней торговле - регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц.

Лицензирование во внешней торговле - форма государственного контроля за внешнеторговой деятельностью, рациональном использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта.

Автоматическое лицензирование - лицензирование, при котором импортер должен обратиться в государственный орган с заявкой на лицензию, которую он получает автоматически. Цель автоматического лицензирования состоит в контроле за поставками различных товаров со стороны государственных органов.

Лицензирование - в аудите - процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвечающим требованиям законодательства, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Occupational licensure

Лицензирование работников - законы, требующие, чтобы работник получал от специального бюро разрешение на определенную профессию. Обычно такие законы принимаются под давлением групп работников определенных профессий и фактически выступают средством ограничения предложения определенных видов труда.

 

Мониторинг

Лицензирование с целью наблюдения - применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для страны особое значение, а также с целью контроля за выполнением договоров поставок.

Перекрестное лицензирование

Перекрестное лицензирование - лицензирования, предусматривающее обмен лицензиями на льготных условиях и взаимное информирование контрагентов обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета соглашения в течение периода его действия.

www.litsenzii.ru

Действие лицензии

 

1. На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Об осуществлении деятельности, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, на территориях других субъектов Российской Федерации см. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45.

2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Срок действия лицензии

 

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

 

1. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином предусмотренном федеральным законом лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

2. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

3. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Какие виды деятельности, согласно указанному закону, подлежат лицензированию? Лицензированию подлежат определенная деятельность, работы и услуги. Следует отметить, что товары в соответствии с Законом не лицензируются, а подлежат сертификации качества или соответствия тем или иным обязательным для

определенных видов товаров нормам.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, и решения о предоставлении лицензии

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

1. В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензирующего органа;

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 N 208.

2. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

3. Заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к нему документы, акты лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, о приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, один экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, копии актов проведенных лицензирующим органом проверок соискателя лицензии или лицензиата и другие документы составляют лицензионное дело соискателя лицензии или лицензиата и подлежат хранению в лицензирующем органе в порядке, установленном лицензирующим органом.

Срок действия лицензии — 5 лет. По окончании этого срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Необходимо обратить внимание на то, что Законом не предусмотрена возможность отказа в продлении срока действия лицензии.

Лицензионный контроль

1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Ведение реестров лицензий

1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

основание и дата аннулирования лицензии;

основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;

сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

основание и дата прекращения действия лицензии;

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий в порядке, установленном положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Лекции 1-4

Тема 1. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты

Дата: 2019-02-02, просмотров: 391.