Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И И и М П

Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства

Лекция № 8

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «изобразительное искусство»

Безотметочное обучение в начальной школе

Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Основные недостатки отметочного обучения:

1) учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе;

2) часто при выставлении оценок учителя допускают ошибки, которые могут стать причиной конфликтов. Самая распространенная из них – перенос личного отношения к ученику на оценку его знаний.

Безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;

3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе. Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;

4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;

5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.

Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

Ш. А. Амонашвили утверждает следующее:

1) безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса;

2) отсутствие сравнения достижений учащихся в системе безотметочного обучения позволяет детям свободнее и раскованнее чувствовать себя. Они не боятся делать ошибки, ибо они (ошибки) не будут выставлены напоказ.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы общеобразовательных учреждений по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся первых и вторых классов в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования»

Общие положения

В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение ‑ это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам.

Отказ от использования отметок связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Цель безотметочного обучения ‑ создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

критериальность , приоритет самооценки, непрерывность, гибкость и вариативность инструментария оценки, сочетание качественной и количественной составляющих оценки, естественность процесса контроля и оценки.

Основные функции, которые призвана выполнять школьная оценка:

· определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;

· выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;

· определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников;

· создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребёнка к успешной учебной деятельности;

· «обратная связь» и подкрепление (поощрение).

 

Содержательный контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

1 этап – качественное оценивание

· обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся;

· позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.

Именно на этом этапе учитель начинает решение одной важнейшей задачи развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, где ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, т.е. проявлять оценочную самостоятельность.

Оценочная самостоятельность:

· собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы;

· владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Приёмы оценивания учебных достижений школьника:

· «говорящие рисунки»;

· разговор «по секрету»;

· действия по образцу;

· «волшебные линеечки»:

А – аккуратность П – правильность, С – старание, Т – трудность

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по предмету «изобразительное искусство» осуществляется по следующим основным содержательным линиям:

- изобразительное искусство как компонент художественной культуры;

- изобразительное искусство как способ освоения мира;

- изобразительное искусство как художественно-творческая деятельность.

Учащиеся должны:

знать:

- о роли изобразительного искусства в жизнедеятельности людей;

- народные художественные промыслы своего региона;

- произведения выдающихся белорусских художников и шедевры мирового искусства;

- памятники архитектуры и мемориальные архитектурно-скульптурные комплексы;

- специфику и выразительные средства видов и жанров изобразительного искусства;

- основные термины и понятия изобразительного искусства (композиция, колорит, форма, ритм, художественное пространство, пропорциональные соотношения, пластическое решение образа, цвет и цветовой тон, формат, сюжет, орнамент и др.);

- разновидности декоративно-прикладного искусства (костюм, керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, ювелирное искусство, изделия из стекла, мебель и др.);

- способы передачи движения объектов;

- основные приёмы работы художественными материалами: акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь, глина (пластилин);

- особенности и приёмы трансформации бумаги при художественном конструировании объектов;

уметь:

- определять тему и главную мысль произведения изобразительного искусства;

- характеризовать особенности художественного наследия своего региона, своей страны;

- сравнивать виды и жанры изобразительного искусства, выявляя их специфику;

- анализировать произведения искусства с точки зрения их видового и жанрового своеобразия;

- передавать через художественный образ идейный замысел композиции;

- соотносить цветовую гамму при работе над композицией с творческим замыслом, состоянием, настроением, выраженным в произведении;

- передавать плановость пространства, применять приёмы загораживания, уменьшения объектов при удалении;

- сравнивать и передавать пропорции частей тела человека и животных;

- стилизовать реальные формы живой природы в декоративные, фантазийные, абстрактные;

- выполнять макеты объёмных предметов из бумаги (художественное конструирование);

- лепить способом вытягивания частей из целого комка и составлять из отдельных частей целое;

- использовать различные художественные материалы и техники для решения творческого замысла;

владеть:

- навыками сравнительного анализа художественных произведений;

- навыками использования средств художественной выразительности при реализации творческого замысла;

- навыками работы в разных художественных техниках.

 

Возрастной критерий

В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3, Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Вопросы для контроля знаний

1. Каковы нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.

2. Назовите формы контроля результатов учебной деятельности.

3. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «изобразительное искусство», в чем специфика.

4. Каковы требования к уровню подготовки учащихся.

5. Методика проведения анализа детского рисунка, возрастные этапы его развития.

6. На чем основывается выбор используемых методов и средств анализа детского рисунка.

 

И И и М П

Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства

Лекция № 8

Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.