Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под конец лекции стоит обратить особое внимание на одну из новых, современных проблем человечества, связанные с понятиями гипокинезия и гиподинамия.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа опорно-двигательного аппарата способствует развитию мозга и установлению межнейронных связей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия – это понижение объема движений. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. В особых случаях (гипсовая повязка,постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее. Гиподинамия – это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечную систему. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма. Это тяжело переносится человеком. Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4месяцев плавания на 40-50%.

Все эти следствия сниженной двигательной активности вызывают огромный рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном мире. В эндокринной системе отмечается снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов. В случаях акинезии происходят наиболее глубокие поражения организма и происходит сглаживание суточных биоритмов колебания частоты сердцебиения, температуры тела и других функций. Все эти изменения напоминают глубокую старость организма. Но даже, если человек тренирован, но прекратил или вынужден прекратить тренировки, то потеря тренированности происходит очень быстро. Достигнутые в процессе тренировки преимущества, быстро утрачиваются. Значительные потери возникают уже через 1-2 недели, а постельный режим уменьшает потребление кислорода на 25% и увеличивает частоту пульса в покое и систолического выброса крова всего за 20 дней. Проще говоря, используй или потеряешь. Результаты тренировок недолговечны и быстро утрачиваются, если нет физических нагрузок, которые предотвращают гиподинамию. Исследования показывают, что результат тренировок начинает уменьшаться уже через 3 дня. Таким образом, чтобы предотвратить утрату «тренировочного эффекта» необходимо повторять физические нагрузки каждые 48-72 часа.

Слайд 36

Завершая лекцию о биологических основах мышечной деятельности человека для студентов – будущей интеллектуальной элиты страны, привожу слова великого отечественного физиолога И.М.Сеченова, первым в мире, давшем физиологическое обоснование психики. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение». И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга».



ЛИТЕРАТУРА

1. Биология. Справочник школьника и студента /Под. ред. З.Брема и И.Нейнке; Пер.с

нем. – М.: Дрофа, 1999. – 400 с.

2. Возрастная психология: уч.пособие /Т.В.Алейникова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

– 285 с.

3. Волков Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография. – М.: Сов.спорт, 2011. – 160 с.

4. Джалилов П.Б. Словарь терминов по биохимии спорта (глоссарий) – М.: Сов.спорт,

2013. – 40 с.

5. Иванов К.П. Основы энергетики организма: Теоретические и практические аспекты. –

СПб.: Наука, 2004. – 254 с.

6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб.: Наука, 1999. – 471 с.

7. Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Уч. Пособие для студентов ВУЗов; Пер. с нем. – М.:

Изд.центр «Академия», 2008. – 304 с.

8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на

Дону.: «Феникс», 2002. – 480 с.

9. Мак Конки Э. Геном человека. – М.: Техносфера, 2011. – 288 с.

10. Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. Адаптация к стресс. Ситуациям и физ.нагрузкам. –

М.:Медицина, 1988. – 256 с.

11. Караулова Л.К. Физиология физ.воспитания и спорта: Учебник. – М.: Изд.центр

«Академия», 2012. – 304 с.

12. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 277 с.

13. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. – М.: Изд-во РУДН,

2004. – 408 с.

14. Проскурина И.К. Биохимия: уч.пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2004. – 236 с.

15. Рафф Г. Секреты физиологии. Пер. с англ. М. - СПб.: Изд-во «БИНОМ», 2001. – 448 с.

16. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: Уч.пособие. –Ростов на Дону:

Феникс, 2007. – 448.

17. Психофизиология: Учебник для вузов/Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер,

2006. – 464 с.

18. Фаллер Д.М., Шильдс Д. Молекулярная биология клетки. Пер. с англ. М.: Изд-во

БИНОМ, 2001. – 256 с.

19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная:

Учебник. – М.: Терра Спорт, Олимпия Прес, 2001. – 520 с.

20. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. утомление при занятиях физ.культурой и спортом:

проблемы, сетодыисслед-я: монография. – М.: Сов.спорт, 2006. – 280 с.

21. Яковлев Г.М. Резистентность, стресс, регуляция.– Л., Наука, 1990. – 238 с.

22. Сеченов И.М., Биография. Главные труды. – СПб.: Изд-во ДЕАН, 2004. – 816 с.

23. Власов Ю u1040 А. Онтогенез кровообращения человека. – Новосибирск: Наука, 1985. – 261

с.

24. Колеман Э. Питание для выносливости.: Пер. с англ. – Мурманск: Изд-во «Тулома»,

2005. – 192 с.

25. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: уч.пособие для студ.

Учрежд.высш.проф.образования. – М.: Изд.центр «академия», 2011. – 320 с.

26. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека: Уч.пособие для студ. Биол.фак.ун-тов.

– М.: Просвещение, 1995. – 464 с.

27. Теория культуры. Уч.пособие СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

28. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – Л.: Наука, 1988. –

239 с.

40

29. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1993. – 208 с.

30. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование

человека. – М.: Наука, 2001. – 237 с.

31. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и методика. – Харьков, изд-во

Гуманит.центр, 2007. – 384 с.

32. Павлов И.П. Рефлекс свободы – СПб: Питер, 2001. – 432 с.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 173.