Социально-биологические основы физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социально-биологические основы физической культуры

по дисциплине: Физическая культура

по специальности: Для всех специальностей

 

 

Обсуждено на заседании кафедры    
Протокол № 1 от 28.08.2017

   
                    
       

                                                              Санкт-Петербург 2017

 

 

План лекции

Вступление. 2

Иерархическая характеристика организма человека. 2

Регуляция деятельности организма. 2

Органы чувств (анализаторы) 2

Строение и функции опорно-двигательной системы.. 2

Мышцы — активная часть опорно-двигательной системы. 2

Биоэнергетика, формы мышечного сокращения. 2

Формы и типы мышечного сокращения. 2

Внутренняя среда организма система, органы и процессы, участвующие в её поддержании. 2

Кровь и кровообращение. 2

Сердечно-сосудистая система. 2

Дыхательная система. 2

Пищеварительная система. 2

Выделительная система. 2

Эндокринная система. 2

Обмен веществ и энергии. 2

Возрастная периодизация онтогенеза человека. 2

Физическое развитие. 2

Работоспособность. 2

Адаптация к физическим нагрузкам и повышение устойчивости организма. 2

человека к различным условиям внешней среды.. 2

Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

 

 

 

Слайд 1

Вступление

 

Лекция имеет мультдисциплинарный характер, в которой обсуждаются вопросы строения и функционирования человеческого тела и влияния на него физических нагрузок.

В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности. Это означает, что именно общество и продукты человеческого труда, а не биологические механизмы обеспечивают его выживание. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей.

Дальнейшее приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей.

Если единица биологического – организм, то единица социального - личность. Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики.

Доказано, что возможность регулировать формирование личности в нужном направлении достигается тренировкой, упражнением, обучением и воспитанием, т.е. всеми «инструментами» физической культуры.

Слайд 2

Органы чувств (анализаторы)

Анализаторы — совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку действующих на организм раздражителей. Анализатор представляет собой функциональную систему, состоящую из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части — определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения и обрабатывается поступившая информация.

Рецепторы — чувствительные окончания, превращающие энергию внешнего раздражителя в энергию нервных импульсов. Могут быть представлены свободными нервными окончаниями, чувствительными клетками, образованиями, окружающими нервные окончания и делающими его чувствительным. Различают интерорецепторы и проприорецепторы.

Проводниковая часть состоит из соответствующего нерва и проводящих путей.

Центральная часть — отдел ЦНС, включающий подкорковые ядра, обеспечивающие осуществление ориентировочных рефлексов, и корковый центр — ядро анализатора.

Зрительный анализатор — обеспечивает получение зрительной информации из окружающей среды и состоит из трех частей: периферической — глаз, проводниковой — зрительного нерва и центральной — подкорковой и зрительной зоны коры головного мозга.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы глазного яблока.

Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Периферическую часть анализатора образуют ухо и слуховой нерв. Центральная часть образована подкорковыми центрами среднего и промежуточного мозга и височной зоной коры.

Ухо — парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха.

Орган равновесия, Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.

Обонятельный анализатор обеспечивает получение информации из окружающей среды по запахам.

Вкусовой анализатор обеспечивает получение информации о свойствах пищевых веществ.

Кожный анализатор обеспечивает получение информации о прикосновении, давлении, вибрации, температуре, боли. Периферическим отделом кожного анализатора является кожа — самый большой орган человека. Для каждого вида кожной чувствительности существуют специфические рецепторы — свободные нервные окончания и образования вокруг них.

Слайд 8

Кровь и кровообращение

 

Кровь – основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов).

Кровь переносит кислород, углекислый газ, минеральные соли, питательные вещества, продукты распада, удаляемые из тканей и др. вещества и участвует в регуляции жизнедеятельности ряда органов и систем. Кровь непрерывно отдает в межтканевую жидкость (окружает все клетки тела) питательные вещества, используемые клетками, и поглощает вещества, выделяемые ими. Между клетками начинаются лимфатические сосуды.

Некоторые вещества межтканевой жидкости просачиваются в эти сосуды и образуют лимфу, которая возвращает белки в кровь, доставляет жиры к клеткам тканей, уничтожает и удаляет из организма болезнетворные микроорганизмы. Лимфа по лимфатическим сосудам возвращается в кровь.

Количество крови составляет 7-8% от веса тела. В покое 40-50% крови выключается из кровообращения и находится в «кровяных депо»: в сосудах печени, селезенки, кишечника. В случае необходимости (напр. При мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение.

Кровообращение осуществляется по кровеносным сосудам под воздействием разности давлений в артериях и венах. Артерии имеют плотные упругие мышечные стенки. Удаляясь от сердца, они ветвятся на все более мелкие до капилляров. Капилляры имеют тонкие и полупроницаемые стенки, через которые во всех тканях организма осуществляется обмен веществ. Вены имеют тонкие и мягкие стенки и клапаны, которые пропускают кровь только в сторону сердца.

Слайд 15

Форменные элементы крови:

эритроциты — красные безъядерные клетки крови диаметром 7,5 мкм (в 1 мм3 — 4—5 млн);

лейкоциты — белые клетки крови диаметром 8—10 мкм (в 1 мм3 — 5—8 тыс.);

тромбоциты — безъядерные обломки клеток (кровяные пластинки) диаметром 5 мкм (в 1 мм3 — 200—400 тыс.).

Зрелые эритроциты — безъядерные, двояковогнутые клетки. Основную часть составляет железосодержащий белок гемоглобин. Транспортирует молекулярный кислород, превращаясь в непрочное соединение — оксигемоглобин. Из тканей эритроцитами транспортируется углекислый газ. При этом гемоглобин превращается в карбгемоглобин. При отравлениях угарным газом образуется стойкое соединение гемоглобина — карбоксигемоглобин, неспособный связывать кислород.

Эритроциты образуются в красном костном мозге плоских костей из ядерных, стволовых клеток. Созревшие эритроциты циркулируют по крови 100—120 дней, после чего они разрушаются в селезенке, печени и костном мозге. Эритроциты могут разрушаться и в других тканях (исчезают синяки).

Тромбоциты — плоские безъядерные осколки клеток неправильной формы, участвующие в процессе свертывания крови и способствующие сокращению гладких мышц кровеносных сосудов. Образуются в красном костном мозге. В крови циркулируют 5—10 дней, затем разрушаются в печени, легких и селезенке.

Лейкоциты — бесцветные ядерные клетки, не содержащие гемоглобина. Численность лейкоцитов может колебаться в течение суток в зависимости от функционального состояния организма.

Общие свойства лейкоцитов:

способны к амебоидному движению;

могут проникать через стенки сосудов;

обладают сродством к бактериальным токсинам, комплексам антиген — антитело;

способны к фагоцитозу — захвату твердых тел;

большая часть лейкоцитов находится за пределами сосудистого русла в межклеточном пространстве, 30% в костном мозге.

Лимфа — содержимое лимфатических сосудов, бесцветная жидкость, образовавшаяся из тканевой жидкости, состоящая из воды — 95%, белков — 4% и эмульгированных жиров, имеющая щелочную реакцию, способная свертываться, так как содержит фибриноген. В лимфе присутствуют лимфоциты. Лимфатическая система образована лимфатическими сосудами, слепыми лимфатическими капиллярами, двумя лимфатическими протоками, открывающимися в подключичные вены, и лимфоузлами. Лимфа выполняет дренажную, транспортную и защитную функции.

Слайд 12

Сердечно-сосудистая система

Сердце – полый мышечный орган. Работает в автономном и автоматическом режиме.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, проходит через ткани всех органов и возвращается в правое предсердие. Из правого предсердия кровь переходит в правый желудочек, из которого начинается малый круг кровообращения, проходящий через легкие, где венозная кровь, отдавая углекислый газ и насыщаясь кислородом превращается в артериальную и направляется в левое предсердие. Затем она переходит в левый желудочек и снова в большой круг кровообращения. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом расширяются границы возможностей сердца, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека. Показателями работоспособности сердца являются: частота пульса, кровяное давление, систолический и минутный объем крови.

Автоматия сердца — это его способность сокращаться под влиянием собственных нервных импульсов, возникающих в правом предсердии. Импульсы возникают в синусно-предсердном узле правого предсердия (узел Киса — Флека). Затем они распространяются на всю сердечную мышцу по проводящей системе сердца. Эта система включает предсердно-желудочковый узел (узел Ашоффа — Тавара), лежащий в межпредсердной перегородке, предсердно-желудочковый пучок (пучок Гисса) и волокна Пуркинье, разветвляющиеся в толще миокарда желудочков. Проводящая система сердца образована проводящими кардиомиоцитами, иннервируемыми волокнами вегетативной нервной системы. Сердце может некоторое время сокращаться автоматически, даже будучи изолированным от организма.

Работа сердца состоит из трех фаз, объединенных в сердечный цикл:

систола предсердий — 0,1 с — поступление крови из предсердий в желудочки. Створчатые клапаны открыты;

систола желудочков — 0,3 с — поступление крови из желудочков в аорту и легочный ствол. Створчатые клапаны закрыты, полулунные — открываются;

диастола предсердий и желудочков — 0,4 с, общее расслабление сердца. Полулунные клапаны закрыты.

Средняя нормальная частота сердечных сокращения — 60—75 уд/мин, у тренированных людей частота сокращений сердца меньше, у новорожденных — 140 уд/мин.

Слайд 17

Кровеносные сосуды делятся на артерии, вены и капилляры.

Артерии — обладают толстыми стенками, с большим количеством эластических и гладких мышечных волокон. Давление крови и скорость кровотока в них наибольшие. Артерии несут артериальную кровь от сердца. Исключение составляют легочные артерии, несущие венозную кровь к легким.

Вены — состоят из трех слоев, но эластических и мышечных волокон в них меньше. Несут венозную кровь к сердцу, за исключением легочных вен, несущих артериальную кровь от легких.

Капилляры — мельчайшие кровеносные сосуды, стенки которых состоят из одного слоя клеток. Через стенки капилляров происходят обменные процессы между кровью и тканями.

Кровь циркулирует по системе органов кровообращения, связывающей все органы человека. Процесс циркуляции крови называется гемодинамикой.

Он подчиняется законам гидродинамики.

Слайд 18

Дыхательная система

Дыхание – комплекс физиологических процессов, осуществляемый дыхательным аппаратом и системой кровообращения, обеспечивающий питание тканей организма кислородом и выведения из них углекислого газа. Дыхательный аппарат состоит из легких, находящихся в полости грудной клетки; воздухоносных путей – полость носа, носоглотка, глотка, трахея, бронхи; грудной клетки и дыхательной мускулатуры (диафрагма, наружные межрёберные мышцы и др.).

Слайд 19

Легкие, парные органы, расположенные в грудной полости. Правое легкое состоит из трех долей, левое из двух. Доли легкого в определенной степени — анатомически изолированные участки с вентилирующим их бронхом и собственными сосудами и нервами.

Функциональной единицей легкого является ацинус — система разветвлений одной концевой бронхиолы. Эта бронхиола делится на 14—16 дыхательных бронхиол, образующих до 1500 альвеолярных ходов, несущих на себе до 20 000 альвеол. Легочная долька состоит из 16—18 ацинусов. Из долек слагаются сегменты, из сегментов — доли, из долей — легкое.

 

Снаружи легкое покрыто внутренним листком плевры. Ее наружный листок (пристеночная плевра) выстилает грудную полость и образует мешок, в котором находится легкое. Между наружным и внутренним листками находится плевральная полость, заполненная небольшим количеством жидкости, облегчающей движения легких при дыхании. Давление в плевральной полости меньше атмосферного и составляет около 751 мм рт. ст.

При вдохе грудная полость расширяется, диафрагма опускается, легкие растягиваются. При выдохе объем грудной полости уменьшается, диафрагма расслабляется и поднимается. В дыхательных движениях участвуют наружные межреберные мышцы, мышцы диафрагмы, внутренние межреберные мышцы. При усиленном дыхании участвуют все мышцы груди, поднимающие ребра и грудину, мышцы брюшной стенки.

Различают: внешнее дыхание, при котором кислород из атмосферного воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови – в атмосферный воздух; перенос газов кровью; тканевое дыхание – потребление клетками кислорода и выделение ими углекислоты как результат биохимических реакций, связанных с образованием энергии для обеспечения процессов жизнедеятельности. Совместная работа системы дыхания и кровообращения по газообмену оценивается рядом показателей работоспособности: частотой дыхания, дыхательным объемом, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких, кислородным запросом, потреблением кислорода.

Частота дыхания в покое составляет 16-20 циклов в минуту. У женщин частота дыхания на 1-2 цикла больше. У спортсменов в покое частота дыхания 8-12 циклов в минуту за счет увеличения глубины дыхания, дыхательного объема. При мышечной работе частота дыхания, например, у пловцов до 45 циклов в минуту.

Слайд 20

Дыхательный объем – количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (350-800 – в покое и до 2,5 л при интенсивной физической нагрузке) Легочная вентиляция – объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин (5-9 л– в покое, при нагрузке у спортсменов может увеличиваться до 25 раз и более).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха. ЖЕЛ у мужчин в среднем составляет 3800-4200 мл, у женщин 3000-3500 мл. у людей,занимающихся физ.упражнениями, она выше, а у спортсменов может достигать 7000 мл иболее у мужчин и 5000 мл и более у женщин.

Слайд 21

Пищеварительная система

 

К пищеварительной системе относятся органы, осуществляющие механическую и химическую обработку пищевых продуктов, всасывание питательных веществ и воды в кровь или лимфу, формирование и удаление непереваренных остатков пищи.

Пища вначале попадает в ротовую полость, где в процессе пережевывания она не только измельчается, но и перемешивается со слюной, превращается в пищевой комок. Это перемешивание в ротовой полости осуществляется при помощи языка и мышц щек.

Слизистая оболочка ротовой полости содержит чувствительные нервные окончания – рецепторы, с помощью которых воспринимает вкус, температура, консистенция и другие качества пищи. Возбуждение от рецепторов передается в центры продолговатого мозга. В результате чего начинают включаться последовательно в работу слюнные, желудочные и поджелудочная железы, затем происходит глотание пищевого комка через пищевод в желудок.

Глотка - воронкообразный канал, выстланный слизистой оболочкой.

Пищевод – цилиндрическая мышечная трубка, расположенная между глоткой и желудком длиной 22-30 см. В верхней части пищевода имеется верхний пищеводный сфинктер, в нижней - нижний пищеводный сфинктер, которые играют роль клапанов, обеспечивающих прохождение пищи по пищеварительному тракту только в одном направлении и препятствующих попаданию содержимого желудка в пищевод, глотку, ротовую полость.

Желудок - это мешкообразное расширение пищеварительного тракта, растяжимый орган, который располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Желудок является резервуаром для поглощенной пищи, которая в нем перемешивается и частично переваривается под влиянием желудочного сока.

Желудочный сок вырабатывается желудочными железами, расположенными в слизистой оболочке желудка. Он содержит соляную кислоту и фермент пепсин. Эти вещества принимают участие в химической обработке поступающей в желудок пищи в процессе переваривания. Здесь под влиянием желудочного сока расщепляются белки.

Тонкая кишка содержит много желез, выделяющих кишечный сок. Здесь происходит основное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в лимфу и кровь. Перемещение химуса в тонкой кишке происходит благодаря продольным и поперечным сокращениям мышц ее стенки.

Тонкая кишка, в свою очередь, делится на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки.

Прямая кишка — конечный отдел пищеварительного тракта. Она получила свое название из-за того, что идет прямо и не имеет изгибов. Служит для накопления и выведения каловых масс.

Систематическая физическая тренировка, повышая обмен веществ и энергии, увеличивает потребность организма в питательных веществах, стимулирует выделение пищеварительных соков, активизирует перистальтику кишечника и тем самым повышает эффективность процессов пищеварения. Однако, положительное влияние мышечной работы на пищеварение наблюдается не всегда. При напряженной мышечной работе происходит торможение пищевых центров в центральной нервной системе, уменьшается кровоснабжение органов пищеварения и пищеварительных желез в связи с оттоком крови к работающим мышцам. Это угнетает работу органов пищеварения. Кроме этого, наполненный желудок поднимает диафрагму, что затрудняет деятельность органов дыхания кровообращения. Поэтому прием пищи следует производить в оптимальных количествах за1,5-2,5 часа до физических нагрузок.

Слайд 22

Выделительная система

Выделение – освобождение организма от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ, избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в ходе обменных реакций. Органом выделения принадлежит важная роль в гомеостазе. Функцию выделения выполняют почки, легкие, железы желудочно-кишечного тракта, кожа, потовые и сальные железы. Человек массой около 70 кг в сутки выделяет 1,2 воды почками, с потом – 0,5 л, с калом – 0,1 л. Выделение углекислого газа происходит через лёгкие. Выделение мочевины почками достигает обычно 20-30 г. Выделение неорганических солей зависит от пищевого рациона.

Основным органом выделения являются почки. Это парные органы бобовидной формы. Они расположены в брюшной полости. Вес почки около 150 г. К верхнему полюсу почки прилегают надпочечники. Почка покрыта соединительно-тканной и жировой оболочками. В почке различают наружный – корковый и внутренний – мозговой слои. Структурной единицей почки является нефрон – состоит из:

почечной капсулы, внутри которой находится капиллярный клубочек

извитого канальца.

Образование мочи, или диурез, проходит в два этапа — фильтрации и реабсорбции (обратного всасывания). На первом этапе плазма крови фильтруется через капилляры мальпигиева клубочка в полость капсулы нефрона. Так образуется первичная моча, отличающаяся от плазмы крови отсутствием белков. За сутки образуется около 150 л первичной мочи, содержащей мочевину, мочевую кислоту, аминокислоты, глюкозу, витамины. В извитых канальцах происходит реабсорбция первичной мочи и образование, около 1,5 л в сутки, вторичной мочи. Реабсорбируются вода, аминокислоты, углеводы, витамины, некоторые соли. Во вторичной моче увеличивается в несколько десятков раз по сравнению с первичной мочой содержание мочевины (в 65 раз) и мочевой кислоты (в 12 раз).

Признаком заболевания почек является присутствие в моче белка, сахара, повышение количества лейкоцитов или эритроцитов крови.

Слайд 23

 

Эндокринная система

Железы внутренней секреции или эндокринные секреции, или эндокринные железы расположены в разных частях организма и имеют разнообразную морфологическую структуру. К ним относятся: передний гипоталамус, эпифиз, гипофиз, надпочечники, поджелудочная железе, мужские и женские половые железы, плацента. Все железы внутренней секреции вырабатывают и выделяют непосредственно в кровь одно или несколько специфических, биологически активных веществ, которые называются гормонами.

Гормоны играют основную роль в гуморальной регуляции функций организма. Они влияют на рост, размножение, дифференцировку тканей. По своей химической природе гормоны делятся на полипептиды и белки, аминокислоты и их производные, стероиды. Гуморальная регуляция организма обеспечивает взаимосвязь между органами, поддержание постоянства внутренней среды, адаптацию к внешним условиям.

Высшим центром регуляции эндокринных функций является гипоталамус — отдел промежуточного мозга. Он объединяет нервную и гуморальную регуляцию в нейрогуморальный механизм регуляции жизнедеятельности организма.

Гипофиз, или нижний мозговой придаток, состоит из двух долей. Передняя доля (аденогипофиз) секретирует следующие гормоны:

· соматотропин — гормон роста;

· адренокортикотропный — усиливает синтез гормонов коры надпочечников;

· тиреотропин — стимулирует функцию щитовидной железы;

· гонадотропные — фолликулостимулирующий (влияет на рост половых клеток) и лютеинизирующий (усиливает образование половых гормонов и рост желтого тела беременности), пролактин — стимулирует выработку грудного молока.

Задняя доля гипофиза выделяет:

· вазопрессин — повышает тонус гладкой мускулатуры артериол, увеличивает артериальное давление; усиливает обратное всасывание воды в извитых канальцах почек, снижая диурез. Гормон секретируется гипоталамусом и поступает в гипофиз;

· окситоцин — усиливает сокращения гладкой мускулатуры матки, облегчая роды; стимулирует лактацию.

Эпифиз расположен над таламусом. Выделяет мелатонин, который тормозит действие гонадотропных гормонов. Гормон секретируется гипоталамусом и поступает в гипофиз.

Щитовидная железа расположена впереди гортани, на шее. Она состоит из двух долей, каждая из которых выделяет иодсодержащие гормоны — тироксин, трииодтиронин и др. Гормоны щитовидной железы влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, деятельность нервной системы.

При гипофункции этой железы у детей развивается кретинизм, у взрослых — микседема. При гиперфункции развивается базедова болезнь.

Паращитовидные железы прилегают к щитовидной железе и вырабатывают паратгормон, вызывающий повышение уровня кальция в крови. Гипофункция желез приводит к мышечным судорогам.

Надпочечники расположены на верхних полюсах почек. В них различают корковое и мозговое вещество.

Гормоны коркового слоя:

· кортизон, кортикостерон — регулируют обмен веществ, подавляют синтез антител и др.;

· альдостерон — регулирует обмен калия и натрия в почках, тонус кровеносных сосудов и др.;

· половые гормоны — андрогены, эстрогены, прогестерон — влияют на развитие вторичных половых признаков.

Гормоны мозгового слоя:

· адреналин — усиливает частоту сердечных сокращений, увеличивает кровоток в печени, мышцах, мозге, оказывает влияние на просветы сосудов (расширяет сосуды сердца);

· норадреналин играет роль медиатора в синапсах, замедляет частоту сердечных сокращений.

Тимус (вилочковая железа) помещается за грудиной. Наиболее развит у новорожденных. У взрослых тимус атрофируется. В этой железе происходит дифференциация и размножение клеток — предшественников Т-лимфоцитов.

Гормон тимозин регулирует углеводный обмен, обмен кальция, влияет на регуляцию нервно-мышечной передачи.

Поджелудочная железа является железой смешанной секреции. Эндокринная часть образована островками Лангерганса. Часть секреторных клеток вырабатывает инсулин, понижающий содержание глюкозы в крови, другая часть секретирует глюкагон, превращающий гликоген печени в глюкозу. Уровень глюкозы регулируется этими двумя гормонами. Выведение глюкозы из организма вместе с мочой свидетельствует о недостаточности функции поджелудочной железы и возможном сахарном диабете.

Как железа внешней секреции, поджелудочная железа вырабатывает панкреатический сок, содержащий пищеварительные ферменты.

Половые железы: у мужчин это семенники, у женщин — яичники. Они относятся к железам смешанной секреции.

Мужские половые гормоны — андрогены стимулируют развитие вторичных половых признаков, полового аппарата, повышают основной обмен, необходимый для развития сперматозоидов: андростерон, тестостерон.

Женские половые гормоны — эстрогены:

· эстрадиол — обеспечивает рост яйцеклеток, формирование вторичных половых признаков;

· прогестерон — вырабатывается клетками желтого тела беременности. Задерживает созревание и овуляцию фолликулов, стимулирует рост молочных желез.

В семенниках вырабатывается некоторое количество женских гормонов, а в яичниках — мужских. Если соотношение половых гормонов в организме нарушается, то возникает интерсексуальность. У мужчин появляются некоторые женские признаки, а у женщин — мужские.

 

Слайд 24

Обмен веществ и энергии

 

Особенностью живого организма является использование короткоживущих материалов для построения долгоживущих систем. Каждая клетка, каждый орган в нем находятся в состоянии хронического «ремонта», во время которого старые молекулы заменяются новыми. В результате этого структура в целом (например, клетка) живет многие годы, тогда как молекулы вновь и вновь сменяются новыми. Особенно интенсивны эти процессы в мозге на 80% всего лишь за две недели.

Этот процесс называется обменом веществ – постоянно протекающий, само совершающийся, саморегулирующийся процесс обновления организма. Обмен веществ включает в себя разнообразные физиологические физические и химические процессы. К физиологическим процессам относится поступление питательных веществ (белков, жиров и т.д.) из окружающей среды и выделение продуктов жизнедеятельности организма.

Физические процессы – это адсорбция, всасывание, различные формы движения. К химическим процесса относятся распад питательных веществ и синтез, необходимых организму соединений. В них выделяют: внешний обмен – это внеклеточное превращение веществ на путях их поступления и выделения (пищеварение и перенос кровью) и промежуточный обмен – это превращение веществ в клетках. Промежуточный обмен иначе называют метаболизмом, т.е. совокупность химических реакций в клетке. В метаболизме выделяют два противоположных процесса: катаболизм – распад веществ с выделением энергии (энергетический обмен) и анаболизм – синтез сложных молекул из более простых, сопровождающийся потреблением энергии (пластический обмен). Катаболизм сопровождается освобождением энергии, которая может аккумулироваться ввиду АТФ, анаболизм «потребляет» энергию АТФ. Следовательно, АТФ является сопрягающим энергетическим звеном обмена веществ.

В обмене веществ принимают участие, кроме органических (белки, жиры, углеводы) и необходимые для жизнедеятельности организма неорганические вещества: минеральные соли, ионы, микроэлементы, витамины, вода.

Слайд 25

Белки являются основным пластическим материалом, из которого построены клетки всех тканей организма, например, в состав скелетных мышц входит 20% белков. Однако, продолжительном голодании, когда истощаются запасы углеводов и жиров, белки используются как источник энергии. При окислении 1 г белка выделяется 4,1 ккал. В виде запасов белки в организме не откладываются.

Слайд 26

Углеводы – это основной источник энергии (1г углеводов дает 4,1 ккал). Организм обладает свойством откладывать в запас углеводы в виде гликогена в печени и в мышцах. Глюкоза постоянно содержится в крови в количестве (в норме) от 0,08 до 0,12 %. Продолжительной интенсивной физической работе, равно как и при умственной количество углеводов в крови, печени и мышцах истощается. Уменьшение концентрации глюкозы в крови до 0,07 % (гипогликемия) снижает мышечную и умственную работоспособность. Снижение концентрации до 0,06% приводит в большинстве случаев к невозможности продолжения физической и умственной деятельности. Однако, у тренированных спортсменов наблюдается способность продолжать работу при снижении концентрации до 0,04%, что указывает на высокие резервные возможности организма, тренированного к физическим нагрузкам.

Более высокой энергетической ценностью обладают жиры – 1 г жиров при расщеплении выделяет 9,3 ккал. Жиры как энергетический материал в обычных условиях используется только сердечной мышцей. Скелетные мышцы начинают использовать жиры только после длительной, интенсивной работы, когда истощаются запасы углеводов.

Поэтому регулярные занятия циклическими видами упражнений активизируют в организме обмен жиров, что не дает возможности к накоплению излишнего количества жировой ткани.

Вода составляет около 65% веса тела и является средой, в которой осуществляется процесс обмена веществ в клетках и тканях. Вода способствует поддержанию постоянного уровня осмотического давления внутренней среды организма. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы количество поступившей воды полностью покрывало количество выделяемой воды (водный баланс).

Слайд 27

Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают необходимое осмотическое давление в клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней сферы организма. Если здоровый взрослый организм принимает избыточное количество минеральных солей, то они могут откладываться про запас.

Слайд 28

Витамины – незаменимые биологически активные вещества. Представляют собой низкомолекулярные соединения различной химической природы. Являются биокатализаторами обменных процессов в организме. В запас витамины, как правило, не откладываются. Потребность в витаминах повышается при росте и развитии организма, а также при систематической мышечной деятельности. Поэтому детям и спортсменам требуется несколько увеличенное количество витаминов.

 

Слайд 29

Физическое развитие

 

Одним из главных понятий отвечающей за определения динамического роста организма человека, является физическое развитие.

Физическое развитие – совокупность анатомических и функциональных признаков, приобретенных в течение жизни, человеком на основе генетической программы. Физическое развитие характеризует состояние форм и функций организма, лежащих в основе определения возрастных особенностей силы и выносливости человека, его физической работоспособности в сравнении с данными соответствующего стандарта.

Слайд 34

Для оценки физического развития, используют результаты измерений человека, которые принято называть антропометрическими. В их число входят показатели соматометрии – количественно-геометрические параметры тела (длина и масса тела, окружность грудной клетки и т.д.); физиометрии – функциональные параметры (жизненная емкость легких, становая сила и др.); соматоскопия – внешние признаки строения тела (осанка, стопометрия и т.д.)

Слайд 35

Работоспособность

 

Одной из важной составляющей физического развития человека можно считать его работоспособность. Это потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнить максимально возможное количество работы.

Слайд 36

Работоспособность можно разделить на: Умственную – это потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы. Физическую работоспособность – потенциальная в течение заданного времени максимально-возможное количество работы за счёт значительной активации нервно-мышечной системы.

Слайд 37

ЛИТЕРАТУРА

1. Биология. Справочник школьника и студента /Под. ред. З.Брема и И.Нейнке; Пер.с

нем. – М.: Дрофа, 1999. – 400 с.

2. Возрастная психология: уч.пособие /Т.В.Алейникова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

– 285 с.

3. Волков Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография. – М.: Сов.спорт, 2011. – 160 с.

4. Джалилов П.Б. Словарь терминов по биохимии спорта (глоссарий) – М.: Сов.спорт,

2013. – 40 с.

5. Иванов К.П. Основы энергетики организма: Теоретические и практические аспекты. –

СПб.: Наука, 2004. – 254 с.

6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб.: Наука, 1999. – 471 с.

7. Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Уч. Пособие для студентов ВУЗов; Пер. с нем. – М.:

Изд.центр «Академия», 2008. – 304 с.

8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на

Дону.: «Феникс», 2002. – 480 с.

9. Мак Конки Э. Геном человека. – М.: Техносфера, 2011. – 288 с.

10. Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. Адаптация к стресс. Ситуациям и физ.нагрузкам. –

М.:Медицина, 1988. – 256 с.

11. Караулова Л.К. Физиология физ.воспитания и спорта: Учебник. – М.: Изд.центр

«Академия», 2012. – 304 с.

12. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 277 с.

13. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. – М.: Изд-во РУДН,

2004. – 408 с.

14. Проскурина И.К. Биохимия: уч.пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2004. – 236 с.

15. Рафф Г. Секреты физиологии. Пер. с англ. М. - СПб.: Изд-во «БИНОМ», 2001. – 448 с.

16. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: Уч.пособие. –Ростов на Дону:

Феникс, 2007. – 448.

17. Психофизиология: Учебник для вузов/Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер,

2006. – 464 с.

18. Фаллер Д.М., Шильдс Д. Молекулярная биология клетки. Пер. с англ. М.: Изд-во

БИНОМ, 2001. – 256 с.

19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная:

Учебник. – М.: Терра Спорт, Олимпия Прес, 2001. – 520 с.

20. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. утомление при занятиях физ.культурой и спортом:

проблемы, сетодыисслед-я: монография. – М.: Сов.спорт, 2006. – 280 с.

21. Яковлев Г.М. Резистентность, стресс, регуляция.– Л., Наука, 1990. – 238 с.

22. Сеченов И.М., Биография. Главные труды. – СПб.: Изд-во ДЕАН, 2004. – 816 с.

23. Власов Ю u1040 А. Онтогенез кровообращения человека. – Новосибирск: Наука, 1985. – 261

с.

24. Колеман Э. Питание для выносливости.: Пер. с англ. – Мурманск: Изд-во «Тулома»,

2005. – 192 с.

25. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: уч.пособие для студ.

Учрежд.высш.проф.образования. – М.: Изд.центр «академия», 2011. – 320 с.

26. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека: Уч.пособие для студ. Биол.фак.ун-тов.

– М.: Просвещение, 1995. – 464 с.

27. Теория культуры. Уч.пособие СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

28. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – Л.: Наука, 1988. –

239 с.

40

29. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1993. – 208 с.

30. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование

человека. – М.: Наука, 2001. – 237 с.

31. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и методика. – Харьков, изд-во

Гуманит.центр, 2007. – 384 с.

32. Павлов И.П. Рефлекс свободы – СПб: Питер, 2001. – 432 с.

Социально-биологические основы физической культуры

по дисциплине: Физическая культура

по специальности: Для всех специальностей

 

 

Обсуждено на заседании кафедры    
Протокол № 1 от 28.08.2017

   
                    
       

                                                              Санкт-Петербург 2017

 

 

План лекции

Вступление. 2

Иерархическая характеристика организма человека. 2

Регуляция деятельности организма. 2

Органы чувств (анализаторы) 2

Строение и функции опорно-двигательной системы.. 2

Мышцы — активная часть опорно-двигательной системы. 2

Биоэнергетика, формы мышечного сокращения. 2

Формы и типы мышечного сокращения. 2

Внутренняя среда организма система, органы и процессы, участвующие в её поддержании. 2

Кровь и кровообращение. 2

Сердечно-сосудистая система. 2

Дыхательная система. 2

Пищеварительная система. 2

Выделительная система. 2

Эндокринная система. 2

Обмен веществ и энергии. 2

Возрастная периодизация онтогенеза человека. 2

Физическое развитие. 2

Работоспособность. 2

Адаптация к физическим нагрузкам и повышение устойчивости организма. 2

человека к различным условиям внешней среды.. 2

Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

 

 

 

Слайд 1

Вступление

 

Лекция имеет мультдисциплинарный характер, в которой обсуждаются вопросы строения и функционирования человеческого тела и влияния на него физических нагрузок.

В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности. Это означает, что именно общество и продукты человеческого труда, а не биологические механизмы обеспечивают его выживание. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей.

Дальнейшее приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей.

Если единица биологического – организм, то единица социального - личность. Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики.

Доказано, что возможность регулировать формирование личности в нужном направлении достигается тренировкой, упражнением, обучением и воспитанием, т.е. всеми «инструментами» физической культуры.

Слайд 2

Дата: 2019-02-02, просмотров: 184.