Тема 1. Общая характеристика бизнеса, коммерции и предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Общая характеристика бизнеса, коммерции и предпринимательства

Сущность бизнеса, коммерции и предпринимательства.

История становления науки о бизнесе (предпринимательстве).

Виды бизнеса и их классификация .

Формы организации

 

Сущность бизнеса, коммерции и предпринимательства.

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как предпринимательская деятельность, бизнес и коммерция.

Предпринимательская деятельность организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя. Она имманентна товарному производству и рынку.

Основными условиями существования и развития предпринимательской деятельности являются следующие:

- относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;

- наличие рыночного пространства;

- развитые товарно-денежные отношения.

 

Что же такое бизнес!? Почему люди занимаются бизнесом? Очевидно, для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но ведь люди могут удовлетворять свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).

Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:

а) ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;

б) ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;

в) ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.

Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности по-другому — через создание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально значимого заказа.

Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так появляется бизнес-деятельность.

При этом, естественно, сам процесс бизнес-деятельности (от снабжения до реализации продукции) гораздо сложнее, однако, смысл бизнеса от этого не меняется. Итак, бизнес (или бизнес-деятельность) представляет собой организацию выполнения социального заказа с его последующей реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей.

П редпринимательство и бизнес

Организация бизнеса – это наука, раскрывающая и объясняющая закономерности, принципы, методы, формы рационального построения и осуществления эффективной деятельности предприятий во взаимодействии с предприятиями других сфер деятельности.

Организация бизнеса предусматривает осуществление системы мер по эффективному использованию земли, трудовых, технических, материально-производственных и финансовых ресурсов с целью получения большего объема продукции высокого качества при экономном расходовании средств.

 

Предпринимательство – это инновационная деятельность, связанная с созданием нового предприятия или развитием существующего с определенной степенью риска.

Индивидуальное предпринимательство - это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Частное предпринимательство – инициативная деятельность физических и негосударственных юридических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических или негосударственных юридических лиц и осуществляемая от имени физических лиц или негосударственных юридических лиц за их риск и под их имущественную ответственность.

Бизнес — это дело, деловая активность, направленная на решение заданий, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами рынка, с использованием форм и методов конкретной деятельности, которые сложились в рыночной практике.

Бизнес делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых разнообразных сферах — производстве и торговле товарами и услугами, банковском и страховом делах, при проведении транспортных, арендных и много других операций как видов деятельности.

 

Предпринимательство часто связывают только с началом бизнеса. На самом деле, сфера предпринимательской деятельности гораздо шире. В уже существующих фирмах часто возникает потребность в увеличении объемов производства, расширении географии деятельности фирмы, придании фирме нового импульса в развитии или даже иногда просто поддержание жизнеспособности фирмы и избежание банкротства.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятии, организаций.

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство (фр. enterprise) — инициативная самостоя­тельная деятельность граждан, направленная на получение прибы­ли или личного дохода,

Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках: ценных бумаг, страховых услуг, банковских услуг, иных финансовых услуг.

Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг. Эта деятельность осуществляется кредитными организациями.

Банком является юридическое лицо, образуемое на основе любой формы собственности как акционерное общество, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций имеет право совершать банковские операции.

В соответствии с законом РК «О банках и банковской деятельности» банки имеют право осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

 

Банки, помимо вышеперечисленных, имеют право осуществлять следующие сделки:

-выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

-приобретение права от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме;

-доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РК;

-предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

-лизинговые операции;

-оказание консультационных и информационных услуг, а также иные сделки в соответствии с законодательством РК.

 

Банки в соответствии с лицензией Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление банковских операций могут заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Так, они вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, проведение операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с законами, а также совершать доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Страховая деятельность осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Так, по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

 

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск гибели (утраты), недостачи или повреждения определенного имущества;

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности;

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обязательствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск.

 

По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Посредническое предпринимательство. В развитой рыночной экономике важным видом деятельности является посредническая предпринимательская деятельность.

В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и другие виды и сферы предпринимательства.

Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.

Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление.

В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.

Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею.

Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.

Классификация рисков

Оценка риска

Классификация рисков

Риск - событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском.

Случайность (непредсказуемость) наступления события означает невозможность точно определить время (а иногда и место) его возникновения.

Под объектом понимается материальный объект или имущественный интерес.

Ущерб - ухудшение или потеря свойств объекта.

Неблагоприятные события обладают свойством вероятности их реализации.

Вероятность события - это его математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных (наблюдений).

Каждое неблагоприятное событие порождается некоторым набором исходных причин, т. е. инцидентов. Цепочка последовательных шагов, ведущих от инцидента к конечному событию, называемому главным, - это сценарий.

Зная вероятность возникновения исходных инцидентов и промежуточных шагов, можно рассчитать вероятность реализации данного сценария и соответствующего ему главного события.

Выводы

Регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РК, Трудовым кодексом РК и иными нормами трудового права, указами Президента РК, постановлениями Правительства РК, нормативно правовыми актами исполнительных органов и т.д.

Вопросы для контроля теоретических знаний по теме:

1. Каким законом устанавливаются трудовые отношения работника и работодателя?

2. Какие имеют права и несут обязанности работники?

3. Какие имеют основные права и несут обязанности работодатели?

4. Каково содержание индивидуального трудового договора?

 

Тема 6 « Организация и нормирование труда».

1. Роль организации труда.

2. Разделение и кооперация труда.

3. Условия труда.

4. Нормирование труда.

 

Роль организации труда.

Рациональное устройство рабочего места предполагает его адаптацию к условиям производственных операций и к данным конкретного исполнителя. Чтобы эффективно организовать производство необходимо, прежде всего, организовать труд работника.

В понятие организации труда входит: поручаемая работа должна соответствовать профессии и квалификации, у работника не должно быть перерывов в работе по организационно-техническим причинам, для работника должны быть созданы нормальные санитарно-гигиенические условия труда.

Целью организации труда является экономия труда. Экономия труда строится на принципах: минимум применения сил, кратчайший путь и минимум времени дли выполнении определенной работы.

Таким образом, организация труда - это система научко-обоснованных мероприятий использования труда работника для достижения наибольшей его результативности.

К элементам организации труда относятся: иерархия подчиненности в коллективе,разделение и кооперация труда, квалификация, нормирование труда, условия труда, трудовая дисциплина, мотивация труда.

Организация труда всегда связана с конкретным рабочим местом. Рабочее место — часть производственного пространства со всем расположенным на нём основным и вспомогательным техническим   оборудованием, оснасткой, инвентарём, инструментом и т.д., необходимым для производства определенного вида работ.

Ко всем рабочим местам предъявляются определённые требования: оснащение, планирование и обслуживание.

Условия труда.

Нормирование труда.

Установлению правильных соотношений между мерой труда и мерой его оплаты способствует нормирование труда. При переходе к рынку доходы работодателей и наёмных работников, а значит и заработная плата, зависят от объёма, цены и себестоимости изготовляемой продукции. Затраты труда входят в себестоимость продукции, чем они ниже, тем меньше себестоимость и выше производительность. Таким образом, нормирование - процесс установления нормативно обоснованных затрат времени на выполнение единицы конкретной работы.

Нормой труда считается объём работы, с которым работнику необходимо справиться при нормальных условиях за определённый период времени. Обеспечить условия выполнения нормы - обязанность работодателя.

Роль нормирования труда должна проявляться в роли гаранта обеспечения нормальной интенсивности труда, сохранения здоровья и работоспособности. Работоспособность - способность человека поддерживать организм в рабочем состоянии.

Нормативы по труду - это регламентированные величины режимов работы оборудования,, затрат труда и времени перерывов в работе, разработанные на основе заранее проведённых исследований и предназначенные для многократного использования при расчёте конкретных норм затрат труда применительно к определённым организационно-техническим условиям. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Применение нормативов по труду обеспечивает единство в нормах на аналогичные работы, выполняемые на различных предприятиях.                                                          

Нормативы по труду должны отвечать требованиям:

• соответствовать современному уровню развития техники, организации  труда и производства, учитывать методы и приёмы работы лучших рабочих;

по степени укрупнения и точности соответствовать техническим , технологическим ' и организационным условиям того типа производства, для которого они предназначены ( массовый, единичный);

• правильно учитывать влияние различных факторов на продолжительность отдельных элементов процесса и операции в целом;

• охватывать наиболее распространённые варианты выполнения работ и быть удобными для расчётов норм.

При нормировании труда применяются следующие виды норм: нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания.

Все нормы являются производными от нормы времени.

Сущность заработной платы.

Системы оплаты труда.

Сущность заработной платы.

Для наемного работника заработная плата является источником дохода. Нижняя граница оплаты труда устанавливается государством в виде фиксированной минимальной ставки заработной платы. Верхняя граница устонавливается работодателем .

 

Тарифная система - совокупность различных нормативных материалов с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников на предприятии в зависимости от квалификации, условий труда, отраслевых особенностей.

Элементами тарифной системы являются: тарифная сетка, тарифные ставки , ТКС (тарифно-квалификационный справочник), надбавки и доплаты.

Системы оплаты труда.

Различают следующие виды систем оплаты труда: повремен ная, сдельная, бестарифная. Основополагающей является повременная система.

Повременная. Уровень оплаты труда зависит от тарифной ставки и отработанного времени. Повременная система делится на: простую, повременную, повременно - премиальную. В простой повременной системе премии не используются. Повременно – премиальная предусматривает премию (переменную часть) кроме постоянной части заработной платы.

Сдельная. Уровень оплаты труда зависит от объема выполненной работы и расценки на изготовление единицы продукции. Различают в сдельной системе: прямую сдельную, сдельно- премиальную, сдельно- прогрессивную, косвенно - сдельную, аккордную.

Прямая-сдельная - премии здесь не применяются, размер заработной платы определяется объемом выполненных работ.

Сдельно-премиальная система предусматривает кроме основной заработной платы (постоянной части) еще и премии.

Сдельно-прогрессивная рассчитывается таким образом: за выполненный объем работ сверх задания устанавливается повышенная расценка.

Косвенно-сдельная - применяется для установления заработной платы вспомогательным рабочим, обслуживающих основных работников.

Аккордная - коллективная система оплаты труда. Первоначально устанавливается фонд оплаты труда на весь объем работ. Ежемесячно выплачивается аванс. Окончательный расчет происходит после завершения всей работы.

Бестарифная - основана на полной зависимости заработка работника от конечных результатов работы всего коллектива. Каждому работнику присваивается определенный квалификационный уровень, который не образует оклада. Конкретный заработок работника будет зависеть от конечных результатов деятельности предприятия, т.е. от прибыли.

При выборе систем оплат труда следует учитывать особенности производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Причем данный выбор должен основываться на ее эффективности с точки зрения увеличения прибыли предприятия.

 

Способы формирования заработной платы могут быть следующие : на основе собственных тарифных ставок, на основе ЕТС, на основе бестарифной системы. Выбор систем оплаты труда заключается в выборе между сдельной или повременной системой . Выбор механизма регулирования заработной платы включает традиционные системы или же разработку собственных подходов.

Переменная часть заработной платы более подвижна, чем постоянная часть и ее размер зависит от условий труда и усилий самого работник , поэтому в переменной части заработнойплаты заключен сильный стимул к труду.

 

 

Контрольные вопросы

1. Оплата труда, рыночные и нерыночные факторы

2. Понятия ставка и тариф

3. Нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки

4. Ткс – как нормативный документ

5. Повременная, сдельная, бестарифная, системы вида оплаты труда

6. Заработная плата - постоянная и переменная

Подготовка кадров классифицируется:

• по видам обучения: внутризаводское, внезаводское, самообучение и. самоподготовка;

• по формам обучения: с отрывом от производства, без отрыва от производства;

• по целевому назначению: подготовка новых рабочих, повышенно квалификации, переподготовка;

• в зависимости от -места обучения: на рабочем месте и вне рабочего места.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в

профессионально-технических училищах и на производстве, где рабочие получают профессию.

Переподготовка означает освоение рабочими новой профессии и осуществляется на предприятии.

Планирование переподготовки предполагает наличие информации о требуемых профессиях. Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых не себестоимость продукции.

Цель переподготовки - достижение новой ступени квалификации. Типичными видами переподготовки являются: передача опыта, плановая смена рабочего места, переводы на новую должность.

Повышение квалификации - это совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по уже имеющейся у работника профессии.

Различают повышение квалификаций среди рабочих и служащих. Повышение квалификации среди рабочих. Необходимость повышения квалификации связана с несоответствием разряда рабочих с разрядом выполняемых работ, следствием чего может быть выпуск некачественной продукции и снижение производительности труда. Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте под руководством опытного специалиста и получение теоретических знаний.

Повышение квалификации среди служащих. Главная задача здесь - обеспечить быструю реализацию новых научных, технических экономических идей в практику деятельности предприятия что должно стать частью государственной системы образования страны.

Затраты на повышение квалификации должны быть результативны высокий уровень производительности труда, качество продукции, освоение новой технологии и т.д. т.е. результат должен покрывать издержки связанные с профессиональной подготовкой что должно сопровождаться повышением заработной платы и (или) лучшими условиями труда. Проф.обучение является частью развития потенциала предприятия. Для каждой категории работников должны быть разработаны системы подготовки и переподготовки сотрудников. Эффект от формирования квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени, что служит серьезным препятствием в решении предприятий вложения средств в подготовке квалифицированных кадров.

Наем на работу - это своеобразная сделка, в которой работодатель стремиться найти наиболее подходящего работника, а работник - приучить работу, соответствующую своим интересам и потребностям. Су шествует много способов набора персонала.

2. Производственные навыки приобретаются в процессе трудовой

Баланс рабочего времени.

Планирование трудовой карьеры.

 

 

1 Баланс рабочего времени

Мерой оценки труда работника является рабочее время. Рабочее время - это продолжительность участия работника в трудовой деятельности, которая установлена законом. Согласно Закону о труде РК продолжительность рабочей недели не должна быть более 40 часов. На основе продолжительности рабочей недели определяется время рабочего года. Время рабочего года отличается от времени календарного года. Для определения времени рабочего года составляется баланс рабочего времени.

Структура баланса рабочего времени выглядит следующим образом.

1) Определение календарного фонда рабочего времени (К) как произведение количества календарных дней определенного периода (год) и среднесписочной численности работников.

 

2) Расчет табельного фонда рабочего времени:

Тф = К-В-П,

где К- календарный фонд рабочего времени;

В- число выходных дней в году всех работников;

П- число праздничных дней в году всех работников.

 

3) Вычисление максимально возможного фонда рабочего времени:

М=Тф-О, где

О- число дней очередных отпусков.

 

4)Определение явочного фонда рабочего времени:

Я=М-Н,

где Н - неявки работников по различным причинам (болезнь, прогулы, с разрешения администрации).

 

5) Расчет фактически лтработанного времени

Ф=Я-Рп

Где Рп –целодневные простои

 

Среднемесячный фонд рабочего времени составляет:

При 40-часовой рабочей неделе 169,2 ч.

При 36---------------------------------- 152,3ч.

при 30------------------ 126,9ч

Рабочее время учитывают при составлении графиков сменности, табеля учета использования рабочего времени, при расчетах норм труда, при начислении заработной платы.

Для учета фактически отработанного времени каждым работником за месяц ведется табель учета использования рабочего времени. Табель заполняется ежедневно руководителем подразделения или отделом кадров в конце рабочего дня по фактическому положению дел. В конце месяца табель подписывается руководителем и передается в бухгалтерию для начисления заработной платы.

График сменности - это плановый документ, регламентирующий время начала и окончания работы для каждого работника по дням месяца.

Нестандартные режимы работы

Выбор режимов рабочего времени в условиях рынка играет большое экономическое и социальное значение, т.к. используя неполное рабочее время, удается удовлетворить изменяющуюся потребность в трудовых ресурсах с той же численностью (никого не увольняя и никого не принимая со стороны). За рубежом по стандартным режимам рабочего времени,  работают 25 - 30 % от числа занятых.

Нестандартные режимы рабочего времени имеют отклонение –от нормы рабочего времени как в большую, так и в меньшую сторону.

Планирование трудовой карьеры

Планирование трудовой карьеры предполагает обеспечение рационального использования трудового потенциала работника и создание условий для самореализации.

Карьера - это успешное продвижение в общественной, служебной или иной деятельности.

Роль администрации в этом случае заключается в оказании помощи работнику в реализации его жизненных целей. Различают карьеру по горизонтали (карьера среди рабочих) и по вертикали.

Рабочая карьера - это рост профессионального мастерства, повышение квалификации, освоение смежных профессий, обучение более сложной специальности.

Под планированием карьеры понимается предполагаемый путь прохождения работником с учетом потребностей организации. Администрация берет на себя роль управления данным процессом и в ее задачи входит взаимоувязка планирования карьеры с деловой оценкой работника, с планированием повышения квалификации и переподготовкой кадров, с программой предприятия по внутреннему движению кадров. Такие программы (планы) разрабатываются сроком на 1 год и 5 лет вперед.

План индивидуального продвижения рабочего составляется на основе: личных запросов рабочего, общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки, медицинского заключения о состоянии здоровья, рекомендаций о профессиональной пригодности, типовых схем продвижения, наличия вакантных мест.

Организация продвижения руководителей и специалистов основывается на принципах: разработка четких требований к работнику (стаж работы по специальности, должности, уровень образования и т.д.), выделение направлений продвижения, соблюдение последовательности, объективное определение результатов деятельности, установление соответствия деловых и личных качеств работника занимаемой должности.

 

Выводы:

Виды конкуренции

Виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительный доход, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму чистого дохода, в отрасли с более высокой нормой.

В зависимости от количества и "удельного веса" на рынке производителей выделяют четыре возможные конкурентные структуры (таблица 3).

В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения чистого дохода.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Недобросовестная конкуренция - методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. В частности не допускаются: неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной или иной информации относительно способа и места изготовления или качества товаров (продукции), указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в

заблуждение относительно характера технических характеристик, свойств, способа изготовления, пригодности к применению или стоимости и количества товара или продукции; действия, способные вызвать "смешение понятий" в отношении деятельности предприятия, продукта деятельности, конкурента;

ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, его промышленную или торговую деятельность, иные действия, направленные на вытеснение с рынка других лиц.

 

Законодательство Республики Казахстан запрещает заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими субъектами, в которых предусматриваются: установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат или других условий, направленных на ограничение конкуренции; раздел рынков по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по рангу продавцов или покупателей, либо по другим признакам с целью их монополизации; устранение с рынка или ограничение доступа на него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей; другие условия, которые существенно ограничивают конкуренцию.

 

Таблица 3 Характеристики типов рынков

Параметры   Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм: нет контроля по рынкам Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Один прдукт и одна фирма Контроль над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние "ценового лидера" Практически полный контроль Товарная дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Существенна для отдельных продуктов (авто). Мала для стандартизированных (бензин) Нет Лёгкость входа Относительно лёгкий вход и выход Относительно лёгкий вход и выход Трудный. Часто требует больших инвестиций Очень трудный

"Призрачная" конкуренция - ссылка покупателей на существующие низкие цены конкурентов.

Хищническая конкуренция - хищническое поведение на рынке. К числу видов хищнической конкуренции относятся: продажа по ценам ниже себестоимости или демпинг; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства; введение ограничительных условий и агентские соглашения при сбыте продукции; тайный сговор на торгах; ложная информация и реклама; копирование товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Особенности франчайзинга.

РЕЗЮМЕ


данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта.
Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текста. На первых трех страницах даются, ответь на вопросы, какой именно и за счет чего
будет производиться проектируемый продукт, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее

Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения об:


а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы;
б) выручке от продаж;
в) затратах на производство;
г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее дело;

д) срока возврата банковского кредита.









ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА

Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц машинописного текста.
Типичный процесс исследования рынка включает в себя 4 этапа:


1. Определение данных, которые позволяют:
а) условия снабжения, производства и сбыта продукции;
б) потенциал своих возможных конкурентов - их товары - качество продукции - примерные цены условия продаж


2. Источник получения информации:
а) собственные исследования;
б) местные (региональные, территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций.

 

З. Анализ данных:
а) кто, почему, сколько, когда будет готов купить товар (продукцию) в близлежащей и долгосрочной перспективе;
б) определение примерной реализационной цены собственной продукции в условиях конкуренции.
4. Реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.











КОНКУРЕНЦИЯ

Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.

2. Как обстоят их дела:
а) с объектами продаж;
б) с доходами;
в) с внедрением новых моделей;
г) с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
д) много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий

3. Что собой представляет продукция конкурентов:
а) основные характеристики;
б) уровень качества;
в) дизайн;
г) мнение покупателей.

4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.
Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя











СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным и партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста. К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров:
а) через собственные фирменные магазины;
б) через оптовые организации.

2. Ценообразование:
а) методика определения цен на товары;
б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

3. Реклама:
а) методы организации рекламы;
б) величина средств, необходимых для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж:
а) за счет расширения сбыта;
б) за счет новых форм привлечения покупателей.

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):
а) методы организации службы сервиса;
б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

б. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой. фирмы в глазах общественности.

7. В случае реализации товаре. за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.












ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:


1. Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.
2. Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
З. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.
4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем.

5. Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.


6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести. Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-З года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;
б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества, где сообщается:
а) на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества;
б) какие стандарты будут при этом использованы.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможна издержек производства и ее динамика на перспективу.














ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается:
а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));
в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;
г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: - квалификация - прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает;
а) кто и чем будет заниматься;
б) взаимодействие всех служб друг с другом; в) координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.









ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать:
а) частное владение;
б) кооператив;
в) государственное владение;
г) совместное предприятие и так далее.

 





ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ

Раздел разбит на две части: В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом
регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:
1. Указываются организационные меры профилактики рисков,
разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.
2. Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

 







ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН


Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов;


1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются; первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев.


3. Таблицу доходов и затрат.
Задача; данного документа показать, как будет формироваться, и изменяться прибыль: первый год – помесячно второй год – поквартально третий год - в целом за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей выделяются:

 

а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль (строка в) минус строка г)).


4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
— 5. График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки) . Этот график приводится ниже.
С помощью этого графика можно найти так называемую точку без убыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен) , пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.
допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.



















СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ


В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:


1. Сколько требуется средств для реализация данного проекта.
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-
плана “Финансовый план”.

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения
Источниками могут служить: а) собственные средства; б) кредиты банков; в) привлечение средств партнеров; г) привлечение средств акционеров и так далее.
З. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях.

 









Вопросы для самоконтроля

1.Какие организации относятся к малому предпринимательству?

2. Назовите критерии отнесения субъектов рыночной экономики субъектами малого предпринимательства.

3. Каковы преимущества малого предпринимательства?

4. Назовите основные формы государственной поддержки малого предпринимательства.

5. Каковы причины, мешающие развитию малого предпринимательства?

 

Рекомендуемая литература

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994 г.

2. Закон РК «О частном предпринимательстве». Алматы, Жети Жаргы», 2010.

3. Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. С. В. Мочерного. – М.: «Приор-издат», 2004.

4.Муравьев А. и др. Предпринимательство. – М.: Лань. 2001

5. Илюшина М.Н., Челышев М. Ю., Ситдикова Р. И. Коммерческое право: уч. пос., практикум, учебная программа// Под ред. Н. А. Баринова. - Москва. Издательство «Юрайт-Издат», 2002 г. – 353 с.

 

Тема 14. Договорные отношения предпринимателей с хозяйственными партнерами.  Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Цель: раскрыть общую характеристику договора

Основные понятия по теме: договор, контракт, договор поручения, договор комиссии, договор купли-продажи,

1. Общая характеристика договора.

Требования к составлению договоров

3Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Деятельность каждого туристского предприятия связана с за­ключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями ус­луг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важ­нейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Туризм по своим основным характеристикам не имеет ка­ких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйствен­ной деятельности. Поэтому все существующие нормы договор­ной деятельности могут быть в полной мере применены в работе туристских предприятий.

Договор - наиболее распространенный юридический факт, порождающий обязательные правоотношения. Одновременно он является правовым средством установления вещных прав ­собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.    .

Договор как юридический факт характеризуется тем; что является результатом согласованных действий лиц, участвовавших в его заключении. Этим он отличается от событий, которые также

порождают гражданско-правовые отношения.

Контракт - это договор или соглашение, устанавливающий права и обязанности сторон и обусловленные сроками. Субъектами договорных отношений могут выступать субъекты хозяйствования конкретной страны и иностранные субъекты хо­зяйствования - юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию и имеющие статус предпринима­теля, а также физические лица - потребители туристских услуг.

Разделами, составляющими основу любого договора, являются преамбула, основная и заключительная часть (таблица 1).

таблица 1

Основные разделы договора

 

Преамбула (от фр. preambule – предисловие) это своеобразное введение в договор, которое включает:

· название договора, где обозначается его юридический характер;

· указание места и времени заключения договора (эти сведения могут быть отнесены и в заключительную часть);

· наименования сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимаю­щая сторона, - второй (полные названия юридических лиц и сокращенные наименования, под которыми они будут фи­гурировать в договоре);

· должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор;

· основание действия доверенных лиц сторон (устав, доверенность).

 

 

Основная часть договора

Специфические условия договора относятся следующие условия, характерные для данной сделки: · предмет договора; · качество услуг, товаров, работ; · ценовые параметры сделки; · скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются); · порядок расчетов; · права и обязанности сторон; · ответственность сторон; · срок исполнения обязательств; · порядок изменения и расторжения договора. Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.
К общим условиям договора относятся положения, которые включаются во все договоры независимо от их содержания: · арбитражная оговорка; · форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, резкие температур­ные колебания); общественные явления (военные дейст­вия, забастовки); запретительные акты государственных органов (объявление карантина, закрытие портов, ограни­чение пере возок) и др. Данные обстоятельства дают воз­можность перенести сроки исполнения обязательств, а при отсутствии положительного результата освобождают сторо­ны от их выполнения.

В заключительной части договора указываются:

· юридические адреса сторон;

· почтовые и банковские реквизиты сторон (например, но­мер расчетного счета, наименование учреждения банка, его код и т.д.);  

· все приложения, которые являются неотъемлемыми частя­ми договора;

· подписи сторон с приложением печати каждого из участ­ников сделки;

· количество экземпляров договора;

· указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

 

Оказание туристских услуг осуществляется на основании договора. Договор на туристское обслуживание заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Республики Казахстан. Договор на туристское обслуживание – соглашение между туроператором или турагентом и туристом по возмездному оказанию туристских услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) а заказчик обязуется оплатить эти услуги. (ГК РК от 1 июля 1999г. №409-|, особенная часть, глава 33, статья 683-687.). К существенным условиям договора относятся:

1) информация о туроператоре или турагенте, включая данные о ли­цензии на осуществление туристской деятельности, его наимено­вание, местонахождение и банковские реквизиты;

2) сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации ту­ристского продукта;

3) достоверная информация о потребительских свойствах турист­ского продукта, включая информацию о программе и маршруте путешествия в стране (месте) пребывания с указанием всех пун­ктов пребывания, об условиях безопасности туристов, о наличии сертификата на туристские услуги;

4) дата и время начала и окончания путешествия;

5) порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

6) цена туристского продукта. и порядок его оплаты;

7) права, обязанности и ответственность сторон;

8) условия изменения и расторжения договора;

9) сведения и условия доставки багажа туриста в пункт назначения и правовые последствия ненадлежащего исполнения данного пун­кта договора;

10) иные условия договора, определяемые по соглашению сторон.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из ко­торых исходили при заключении договора.

Подтверждением заключения договора на туристское обслужива­ние является приобретение туристской путевки. В случае приобретения туристских услуг, входящих в состав тура, подтверждающим документом прав туриста на соответствующие услуги является туристский ваучер. В случае невозможности исполнения договора на туристское об­служивание, возникшей по вине туриста, услуги подлежат оплате в пол­ном объеме, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором возмездного оказания услуг.

В случае, когда не возможность исполнения договора на турист­ское обслуживание возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист возмещает туристской организации факти­чески понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законода­тельными актами или договором.

Туроператор или турагент вправе отказаться от исполнения дого­вора лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, причи­ненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине туриста. В случае несоответствия условиям договора по прибытии в дру­гую страну либо по маршруту следования туроператор или турагент не­сет ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора.

Выводы

Таким образом, в условиях усиления конкуренции и увеличения требований клиентов к туристским услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности туристских предприятий.

Вопросы контроля теоретических знаний по теме:

1. Каковы сущность и виды сделок.

2. Какие лица могут выступать субъектами договорных отношений?

3. Какими документами регулируются договорные отношения в туризме, на международном и национальном уровнях?

4. В чем состоит особенность заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками туристских услуг?

5. В чем состоит специфика заключения договоров с гостиничным, автотранспортным предприятием, авиакомпанией, предприятием питания?

6. Какие особенности имеют договоры между инициативными и ре­цептивными туроператорами?

7. Назовите признаки недействительности сделок.

8. Дайте характеристику договоров по предмету соглашения сторон.

9. Дайте характеристику договоров купли-продажи и поставки.

3Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Цель: раскрыть виды ответственности субъектов предпринимательской деятельности

Основные понятия по теме: административная, экономическая, уголовная ответственность субъектов предпринимательской деятельности реорганизация юридического лица, ликвидация юридического лица.

1. Административная ответственность

2. Экономическая ответственность

3. Уголовная ответственность

4. Прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности

Административная ответственность, предусмотренная Кодексом РК от 30.01.01 г. №155-||, наступает в случаях:

· занятие предпринимательской или иной деятельностью без соттветствующей регистрации или лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) влечет штраф:

– на граждан – в размере до 20 МРП;

– на должностных лиц – 40 МРП;

– на юридических лиц – до 50 МРП, с конфискацией товаров, объектов правонарушений.

· при повторном нарушении - штраф:

- на граждан - в размере до 50 МРП;

- на должностных лиц - от 20 до 50 МРП;

- на юридических лиц - до 700 МРП, с конфискацией товаров согласно ст. 137.

· нарушение антимонопольного законодательства влечет штраф:

- на граждан - в размере до 50 МРП;

- на индивидуальных предпринимателей - до 100 МРП;

- на должностных лиц - до 100 МРП;

- на юридических лиц - до 1000 МРП.

· при повторном нарушении - штраф:

- на граждан - в размере до 80 МРП;

- на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц ­до 150 МРП;

- на юридических лиц - до 1500 МРП.

Экономическая ответственность юридического лица за деятельность без регистрации наступает в случае нарушения ст. 18 Указа Президента РК от 17.04.95 r: N2 2198 в форме изъятия в бюджет всех доходов, полученных от такой деятельности.

Экономическая ответственность юридического лица или индивиду­ального предпринимателя за деятельность без лицензии или с нарушени­ем требований Закона РК от 17.04.95 г. N2200 наступает согласно ст. 24 вформе изъятия в бюджет всех доходов, полученных от такой деятельности.

Уголовная ответственность физических лиц наступает при наруше­нии Уголовного кодекса РК от 16.07.97 г. N 167-|.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии влечет:

- штраф в размере от 300 до 500 МРП;

- либо привлечение к общественным работам на срок от 180 до 240 часов;

- либо арестом на срок до 6 месяцев;

- либо лишением свободы на срок до 2-х лет и штрафом.

Прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности в принужденном порядке производится по решению суда в случаях:

- банкротства;

- признания недействительной регистрации индивидуального пред­принимателя в связи с допущенными при регистрации нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

- осуществления деятельности без лицензии, если деятельность под­лежит лицензированию, либо деятельности, запрещенной законо­дательными актами;

- осуществления деятельности с неоднократными в течение кален­дарного года или грубыми нарушениями законодательства;

- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Прекращение или приостановление деятельности индивидуального предпринимателя производится судом по заявлению государственного органа, осуществляющего контрольные и надзорные функции. Исковое заявление о прекращении или приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя направляется уполномоченным госу­дарственным органом в суд в порядке и на основании, установленных зако­нодательными актами Республики Казахстан согласно ст. 49 ГК РК от 27.12.94 г. N268-XII, ст. 33 Закона РК от 19.06.97 г. N2 135-I.

Прекращение деятельности туристкого предприятия может осуществляться путем ликвидации или реорганизации юридиче­ского лица.

В случае невозможности продолжения юридическими лицами по различным причинам работы эаконодательство предусматривает пять форм их реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование,

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятелъности, а об­щее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство. Юридическое лицо признается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего.

В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обя­занностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидаьции юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Порядок ликвидации юридического лица определнется, прежде всего Гражданским кодексом государства, а также положе­нием о государственной регистрации и ликвидации (прекраще­нии деятельности) субъектов хозяйствования. Право принимать решение о ликвидации субъектов хозяйствования предоставлено регистрирующему органу. Процесс ликвидации считается завер­шенным после внесения в единый Государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности предприятия .

Выводы

Таким образом, ответственность субъектов предпринимательской деятельности делится на административную, экономическую, уголовную. Прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности осуществляется путем реорганизации и ликвидации.

Вопросы контроля теоретических знаний :

1. В чем сущность ответственности субъектов предпринимательской деятельности?

2. В чем сущность реорганизации юридического лица?

3. Что понимают под ликвидацией юридического лица?

4. Назовите признаки административной ответстветтности предпринимателей.

5. Дайте характеристику экономической ответственности предпринимателей.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Какова основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности?

3. От каких факторов зависит степень участия государства в регулировании предпринимательской деятельности?

4. Назовите основные источники государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Рекомендуемая литература

1. Закон Республики Казахстан от 09.07.1998 N 272-1 "О естественных монополиях и регулируемых рынках".

2. Закон Республики Казахстан от 25.12.2008 N 112-3 "О конкуренции"

3. Закон РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года N 603//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 21.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан № 142 от 16 апреля 2006 г. «Об утверждении Инструкции, о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству»//База данных «Закон».

5. Карягин Н. Е., Михайлов А. В., Челышев М. Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический комментарий. – СПб: Питер, 2003. – 351 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные нормативные правовые акты, составляющие основу государственного контроля в Республике Казахстан

2. Что следует понимать под проверкой субъекта частного предпринимательства?

3. На какеи виды подразделяются проверки субъектов частного предпринимательства?

4. Охарактеризуйте комплексные и тематические проверки.

5. Какие сведения о субъектах частного предпринимательства отражаются в проверочных листах?

6. В соответствии с какими принципами формируются проверочные листы?

Рекомендуемая литература

1. Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года N 124//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г.

2. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. Схемы и комментарии. Москва. Юриспруденция. 2000

3. Герчикова И. Регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – М.: Былина, 2002.

4.Горфинкель В. Я. Пре дпринимательство. – М.: Юнити , 2001.

 

Тема 1. Общая характеристика бизнеса, коммерции и предпринимательства

Дата: 2019-02-02, просмотров: 312.