Процесс управления.
Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.
Процесс управления включает следующие действия:
· инициирование и определение области управления;
· планирование;
· выполнение и контроль;
· проверку и оценку;
· завершение.
- При инициировании менеджер должен убедиться, что необходимые для управления ресурсы (персонал, оборудование и технология) имеются в его распоряжении в достаточном количестве.
- Планирование подразумевает выполнение, как минимум, следующих задач:
ü составление графиков выполнения, работ;
ü оценку затрат;
ü выделение требуемых ресурсов;
ü распределение ответственности;
ü оценку рисков, связанных с конкретными задачами;
ü создание инфраструктуры управления.
Процесс создания инфраструктуры.
Он охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. Инфраструктура должна модифицироваться и сопровождаться в соответствии с изменениями требований к соответствующим процессам. Инфраструктура, в свою очередь, является одним из объектов управления конфигурацией.
Процесс создания инфраструктуры включает следующие действия:
· подготовительную работу;
· создание инфраструктуры;
· сопровождение инфраструктуры.
Процесс усовершенствования.
Он предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО. Данный процесс включает следующие действия:
· создание процесса;
· оценку процесса;
· усовершенствование процесса.
Усовершенствование процессов ЖЦ ПО направлено на повышение производительности труда всех участвующих в них специалистов за счет совершенствования используемой технологии, методов управления, выбора инструментальных средств и обучения персонала. Усовершенствование основано на анализе достоинств и недостатков каждого процесса. Такому анализу в большой степени способствует накопление в организации исторической, технической, экономической и иной информации по реализованным проектам.
Процесс обучения.
Он охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Приобретение, поставка, разработка, эксплуатация и сопровождение ПО в значительной степени зависят от уровня знаний и квалификации персонала. Например, разработчики ПО должны пройти необходимое обучение методам и средствам программной инженерии. Содержание процесса обучения определяется требованиями к проекту. Оно должно учитывать необходимые ресурсы и технические средства обучения. Должны быть разработаны и представлены методические материалы, необходимые для обучения пользователей в соответствии с учебным планом. Процесс обучения включает следующие действия:
· подготовительную работу;
· разработку учебных материалов;
· реализацию плана обучения.
Лекция №13. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО
В таблице 2.1 приведены ориентировочные описания основных процессов ЖЦ. Вспомогательные процессы предназначены для поддержки выполнения основных процессов, обеспечения качества проекта, организации верификации, проверки и тестирования ПО. Организационные процессы определяют действия и задачи, выполняемые как заказчиком, так и разработчиком проекта для управления своими процессами.
Таблица 2.1. Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
Позднее был разработан и в 2002 г. опубликован стандарт на процессы жизненного цикла систем (ISO/IEC 15288 System life cycleprocesses). К разработке стандарта были привлечены специалисты различных областей: системной инженерии, программирования, управления качеством, человеческими ресурсами, безопасностью и пр. Был учтен практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение - поддержка создания компьютеризированных систем.
Согласно стандарту ISO/IEC серии 15288в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов:
1. Договорные процессы:
o приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика);
o поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика).
2. Процессы предприятия:
o управление окружающей средой предприятия;
o инвестиционное управление;
o управление ЖЦ ИС;
o управление ресурсами;
o управление качеством.
3. Проектные процессы:
o планирование проекта;
o оценка проекта;
o контроль проекта;
o управление рисками;
o управление конфигурацией;
o управление информационными потоками;
o принятие решений.
4. Технические процессы:
o определение требований;
o анализ требований;
o разработка архитектуры;
o внедрение;
o интеграция;
o верификация;
o переход;
o аттестация;
o эксплуатация;
o сопровождение;
o утилизация.
5. Специальные процессы:
o определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.
Стадии создания системы, предусмотренные в стандарте ISO/IEC 15288, несколько отличаются от рассмотренных выше. Перечень стадий и основные результаты, которые должны быть достигнуты к моменту их завершения, приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Стадии создания систем (ISO/IEC 15288) | ||
№ п/п | Стадия | Описание |
1 | Формирование концепции | Анализ потребностей, выбор концепции и проектных решений |
2 | Разработка | Проектирование системы |
3 | Реализация | Изготовление системы |
4 | Эксплуатация | Ввод в эксплуатацию и использование системы |
5 | Поддержка | Обеспечение функционирования системы |
6 | Снятие с эксплуатации | Прекращение использования, демонтаж, архивирование системы |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 243.