Модуль 3. Тема 1. Х VIII век – век модернизации и просвещения в Европе и России. Особенности Российской модернизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы

  1. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни
  2. Россия в конце XVII в.: необходимость перемен.
  3. Петр Великий и первая попытка модернизации страны

 

 

1 Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

 Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них -- Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор -- пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724--1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получили конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клошптоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х гг. Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска».

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX--XX вв.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки коткоторой были заложены в XVIII в.

 

2 Россия в конце XVII в.: необходимость перемен.

Конец XVII – первая половина XVIII в. стали для России поистине переломным временем. За эти десятилетия существенно изменились как сам облик державы, так и темпы ее развития. Россия вступала в «петербургский период» своей истории. О начале новой эпохи возвестили масштабные преобразования, затронувшие практически все сферы социальной жизни, преобразования, последствия которых в той или иной мере ощущаются и сейчас. Именно в «петербургский период» «наиболее полно раскрылся творческий гений русского народа» (Н.А. Бердяев). Московское царство  оказывало большое, нередко решающее влияние на состояние и развитие всей системы международных отношений. Почва для проведения преобразований была в значительной степени подготовлена предшествующей эпохой.

Предпосылки реформ:

1) Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости народа.

2) промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению, особенно, значительно уступала промышленности западных стран.

3) сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянства.

4) русское войско в значительной своей части состояло из дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.

5) сложный госаппарат.

6) отставание России в области духовной культуры.

7) отсутствие выхода к морю и возможности влияния на европейскую политику.

Следовательно, общенациональные интересы требовали значительного ускорения развития страны в предельно сжатые сроки.

3 Петр Великий и первая попытка модернизации страны

Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны – развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой – ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к огосударствлению общества.

Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие.

Многогранная реформаторская деятельность Петра в полной мере развернулась после начала в 1700 г. Северной войны. Этот широкомасштабный вооруженный конфликт, ставший тяжелейшим испытанием для страны, стимулировал процесс преобразований, во многом определил их характер и темпы.

В истории петровских реформ выделяют два этапа:

1) До 1715 г. реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Реформы в этот период в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением староконсервативного аппарата власти.

2) После 1715 г. – военные действия были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды. Но и производили потребительские товары для населения. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

 Военные реформы

Продолжавшаяся 21 год Северная война началась для России и ее союзников с неудач. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела поражение под Нарвой. Это обстоятельство ускорило проведение военной реформы, в ходе которой была создана регулярная армия, ядром которой стали гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.

В 1705 г. завершился, начатый в 1700 г. переход к рекрутской системе комплектования Вооруженных сил. Набор рекрутов на пожизненную службу проводился не ежегодно, а по мере надобности. В армию брали физически здоровых мужчин в возрасте от 17 до 32 лет. Солдаты находились на полном государственном содержании. Воинская повинность распространялась на все население, за исключением духовенства. Дворянство служило на командных должностях.

Большое внимание в процессе проведения реформ Петр I уделял вопросам, связанным с обучением и воспитанием офицерского корпуса, который пополнялся преимущественно дворянами. Для них служба являлась пожизненной и обязательной повинностью. Для подготовки офицерских кадров были созданы специальные учебные заведения – артиллерийские и инженерные школы Службу проходили рядовыми в гвардейских полках. (1716 г. – «Устав воинский»).

Таким образом, армия стала профессиональной: воинская служба было теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Любимым детищем Петра стал созданный им военно-морской флот, строительство которого началось еще в 1695-1696 гг. Для подготовки офицеров флота создавались навигационные школы, 1715г. – Морская академия. 1720, 1722 гг. – «Устав морской».

Военные реформы Петра I обернулись успехами на полях сражения со шведами. К концу царствования Петра в регулярной армии было более 200 тыс. солдат всех родов, 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер.

Реформы государственного аппарата

Царь стремился придать «регулярный облик» и всей стране, и обществу. Орудием, с помощью которого Петр пытался осуществить эти планы, являлась государственная власть. Подобно многим своим современникам он твердо верил в могущество власти, в ее способность реорганизовать общество сообразно собственным замыслам в силу разумно составленных регламентов. При этом, ломая традиционные нормы, со многими из которых должны были считаться его предшественники, Петр придал царской власти подлинную беспредельность.

Считая самодержавную власть важнейшим орудием проведения преобразований, Петр, естественно, особое внимание уделял проблемам реорганизации подчиненного ему аппарата управления. Реформируя властные структуры, Петр I руководствовался идеями камерализма. Пропагандировавшего бюрократическую модель организации государственного аппарата, что предполагало построение его по функциональному принципу, строгое разделение труда внутри административной машины и пр.

В результате петровских преобразований аппарат госвласти самодержавия обрел новый облик. Постепенно прекратила свою деятельность Боярская Дума. Высшим государственным учреждением страны стал созданный в 1711 г. Сенат – подчиненный царю, руководил работой администрации. Выполнял судебные и отчасти и законодательные функции.

Система приказов в 1717 – 1721 гг. была заменена коллегиями. С четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений.

Для контроля за деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура.

Была реорганизована и система местного самоуправления. В 1708-1710 г. страна была разделена на 8 губерний, которые делились на провинции. В городах вместо Ратуш и земских изб были созданы Главный и городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

Чиновники всех категорий при Петре I начали обеспечиваться денежным жалованием. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах» - новая иерархия служебных разрядов в госаппарате. Главное - принцип «годности», а не «породы».

Коренные изменения произошли в сфере управления Православной церковью. В 1721 г. патриаршество было упразднено, а для руководства церковными делами был создан Святейший Правительствующий Синод. Таким образом, Петр I подчинил духовенство жесткому государственному контролю.

Оборотной стороной реформ госуправления стал рост бюрократии, взяточничества и произвола, низкий уровень исполнительной дисциплины.

Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика.

Петровские реформы оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совершила отечественная промышленность. Этот рывок был в решающей мере обусловлен широким вмешательством государства в хозяйственную жизнь, вмешательством, целью которого являлось всемерное ускорение развития производительных сил. Петру I были близки идеи меркантилизма – экономического учения, исходившего из того, что богатство страны достигается превышением вывоза над ввозом. Государство, согласно этой концепции, должно было регулировать хозяйственное развитие, способствовать роту отечественной промышленности, защищать ее от иностранной конкуренции. Существенным образом повлияла на экономическую политику Северная война. Был взят курс на форсированное развитие государственного предпринимательства (было основано примерно 180 мануфактур). Впоследствии государство начало передавать казенные предприятия в частные руки. Активное вмешательство государства, с одной стороны, способствовало промышленному росту, но с другой, - сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринимательства.

Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой, в конечном счете, была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда (следовательно, происходило усиление крепостного гнета).

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Содержание регулярной армии и разросшегося госаппарата требовали гигантских средств. Продажа и заготовка отдельных видов товаров объявлялась государственной монополией, увеличивались прямые налоги. Рост госбюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

ü косвенные налоги: банная, рыбная, медовая, конская подати, на бороды;

ü прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и «особые» сборы;

ü чеканка монет меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;

В 1719-24 гг. существовавшая ранее подворная система обложения была заменена подушной

1) удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян;

2) распространялась на те слои, которые ранее были свободны;

3) вводилась паспортная система (30 верст).

Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем и ревизия.

Социальная политика Петра I вела к упрощению структуры русского общества, к консолидации сословий. Именно в эпоху преобразований особенно обозначился процесс превращения дворянства в особую привилегированную социальную группу. Указом 1714 г. вотчины и поместья были признаны единой недвижимой дворянской собственностью (плюс принцип единонаследия). Служба дворян монарху являлась не правом, а обязанностью, следовательно, не могли влиять, ограничивать власть. Само дворянство не являлось замкнутой кастой (гражданская служба – 8 ранг, потомственное дворянство, 14 – личное).

Введение подушной подати сильнейшим образом повлияло на положение крестьян. Одним из результатов этой реформы стало исчезновение юридических различий между помещичьими крестьянами и холопами. Холопы были поверстаны в тягло. Ликвидации холопства привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян.

Изменения произошли в положении некрепостного сельского населения. Фактически было создано сословие государственных крестьян.

Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские городские институты: магистраты. Цехи и гильдии. Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на российской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена старая система распределения налогов по богатству, когда наиболее богатые граждане были вынуждены платить за неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.

Значение и цена петровских реформ

1) Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм в отличие от западноевропейского возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка. 22 октября 1721 г. Сенат преподнес Петру I титулы Великого императора Всероссийского и Отца Отечества. Россия стала империей.

2) Созданное Петром I новое государству на только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.

3) По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность царя.

4) Россия превратилась в могущественную державу.

5) Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. Милюков П.Н.: «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейский держав».

Цена:

1) многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения,

2) рост бюрократии.

3) форсированная «мануфактурная индустрия» - не было свободной экономической инициативы.

4) создание в России государственно – монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной.

5) достижения сопровождались глубокими внутренними конфликтами.

6) ослабление контактов с народом после реформ Петра I.

Петр I действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события. Не благоденствие народа было для него целью, а благо Отчизны.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.