Модуль 1 Формирование и развитие Древнерусского государства
Модуль 1 Формирование и развитие Древнерусского государства
Модуль 2. Образование и становление Российского централизованного государства ( XIV - XVI вв.) Тема 2. Московское государство в Х V 1 веке – восточная деспотия
Вопросы
1. Формирование единого государства. Реформы Избранной рады
В нашей истории XVI век стал знаменательным моментом, когда появившееся при Иване III слово «Россия» завоевало место в официальных документов и стало употребляться в царском титуле. Московское великое княжение именно в XVI веке стало превращаться в мощную державу, не считаться в которой Европа при всем желании уже не может.
Очень часто сочетание слов «Россия XVI в.» подменяется другим: «Россия Ивана Грозного». Фигура царя, полвека занимавшего трон, стала символом эпохи. Наше восприятие событий XVI в. обусловлено мошным пластом художественных образов (фильм С.Эйзенштейна, согбенная фигура царя на троне скульптора Антокольского, безумный взгляд детоубийцы на картине Репина и др.). В 1814 г. Карамзин писал о ходе своей работы над «Историей государства Российского»: «Оканчиваю Василия Ивановича и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста».
Территория Российского государства уже в начале XVI в. значительно превзошла размеры древнерусского государства. К концу правления Василия III она выросла почти в 7 раз, до 3 млн. кв. км. Но проблема состояла в том, что огромная территория России была слабо заселена. Средняя плотность населения 1-5 человек на кв. км, а в Европе 10-30 чел. Основная часть населения жила в северо-западных и центральных районах страны, что долгое время оборачивалось неравномерностью развития регионов страны.
В России XVI в. было более 200 городов, Москва была крупнейшим из них с населением100 тыс. человек, что примерно соответствовало Лондону, Венеции, Риму, Амстердаму.
В Москве появились первые большие государственные предприятия, существовавшие на государственные средства и подведомственны казне. Первое казенное предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор, чуть позднее – Печатный.
XVI век – эпоха выхода России на международную арену и формирования имперской идеологии. Первая половине века ушла на подчинение осколков Большой Орды, а уже во второй половине началось невиданное доселе продвижение на восток и запад. Покорив Казань и Астрахань, Россия Грозного стала участницей наиболее масштабного конфликта XVI в. – Ливонской войны. XVI в. – последний век пребывания на троне династии Рюриковичей.
В начале XVI века перед Россией стояла задача становления и укрепления единого российского государства. Для этого требовалось:
· завершить формирование единого общегосударственного аппарата;
· расширить территориальные пределы России исходя из растущих потребностей поместной системы.
Василий III лишь обозначил решение этих задач.
Таинственный Василий , отвергший первую жену и вопреки обычаю сбривший бороду ради юной княжны Елены Глинской, оставил нам загадку рождения Ивана Грозного. У Василия III, отца Ивана Грозного, долгое время не было детей. Жаждущий потомства, он заточил бездетную жену Соломонию Сабурову в монастырь, откуда она прокляла его будущее потомство. Василий женился на литовке Елене Глинской, дочери вельможи, сбежавшего в Россию от польского короля. После четырех лет богомолий о чадородии отчаявшийся было государь обрел наследника. – 25 августа 1530 г. при свете молний родился будущий царь Иван.
Тем временем распространились слухи, что насильственно постриженная в монахини царица Соломония родила сына. Снаряженное следствие установило смерть младенца, похороненного в Сузадьско-Покровском монастыре. Но молва не утихала: мальчика будто спасли верные люди, у уже после он стал знаменитым Жигулевским полковым командиров Кудеяром. Еще дореволюционные ученые считали предание» занятной выдумкой», пока в 1034 г. в Покровском монастыре рядом с гробницей Соломонии не обнаружили захоронение XVI в., в котором находился истлевший сверток тряпья, одетый в шелковую рубашечку. Нарушение супружеских обетов и жестокость Василия к супруге повлекли за собой предсказания о том, что наследник двоеженца станет государем-мучителем. Казанская ханша, узнав о пополнении семейства Василия III от московских гонцов, сказала им: «Родился у вас царь, у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Писали об этом и позднее, в году опричнины: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость».
Елена Глинская (1533 – 1538 гг.), после смерти мужа в 1533 г. , стала регентшей при малолетнем сыне. Она сумела продолжить линию мужа на усиление централизации государственной власти. Она ввела единую монетную систему в стране (1 рубль = 100 копейкам = 200 деньгам), единые меры длины, веса и объема, провела реформу местного управления. Когда начались боярские заговоры, вдовствующая Великая княгиня, как и учил ее муж, бросила в застенок всех претендентов на престол: Андрея Шуйского, Андрея Старицкого, собственного дядю, князьев Милославских, Патрикеевых, Бельских… Правил делами ее любовник Иван Овчина-Телепнев-Оболенский.
В 1538 г. Елена была отравлена, а любовник убит.
На свободе оказались все бывшие опальные князья. Страной управляла Боярская Дума, в ней шла борьба между Шуйскими и Бельскими, но победили Глинские. Иван опишет потом, что его и брата Юрия (физически и умственно неполноценного) держали, «как убожайшую чадь( как убогого), - полуголодного, в нетопленных покоях, - дров жалели. Как напишет летописец, необходимость глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное молчаливое озлобление против людей. Игры и потехи юного Великого князя уже в детстве говорили о «больших задатках». В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал с «стремнин высоких тварь бессловесную», кошек и собак. В 14 лет «начал человеков уроняти»…
Бояре не заметили, как «волчонок вырос». Когда Ивану было 13 лет, князь Шуйский заговорил с ним нагло, повелительно. И Иван вдруг, «приведши себя в бешенство». Приказал схватить князя. Скоро труп Шуйского валялся на заднем дворе… Иван же объяснил напуганным боярам случившееся так: мол, он повелел псарям всего лишь бросить обнаглевшего князя в тюрьму, а те, неумные, все перепутали и зарезали Шуйского. И добавил, что ему уже 13 лет и править теперь будет он! Вот тогда-то бояре виг перестали быть вольнодумными, стали «угодничать и угождать царю».
Иван с детства слушал рассказы доброхотов о своем предке – Иване III. И навсегда запомнил, что не гневным взглядом усмирял его дед непокорных холопов, а публичными расправами. Через несколько лет уже он, Иван IV, станет таким грозным, что дедово прозвание навсегда забудут потомки. В русской истории грозным останется один царь – он, Иван Васильевич. Иван с детства понимал; для того, чтобы стать по-настоящему грозным, Власть должна быть и ветреной. Тогда будет царить Страх. И – никто не должен знать, что в ближайшем будущем. Те, кто сегодня в милости у Государя, завтра – в опале. Только в этом случае Власть родит настоящее Повиновение».
В порыве гнева Иван скоро казнит Федора Воронцова, которого так любил в детстве… Сегодня он ненавидит бояр, а завтра, когда жители Пскова приходят жаловаться на обобравшего их Турунтая-Пронского, на них вдруг обрушивается страшный гнев. Да как они смеют обсуждать поступки его наместника, князя! Летописец рассказывает, с какой радостью молодой Иван»палил жалобщикам бороды…сам свечою поджигал… и повелел класть нагими на землю и топтал их»…
«Играя» с толпою собутыльников, он давил попавшихся под копыта горожан, «скачюще и бегающее всюду неблагочино». Загоняли девушек, как на охоте зверей, а потом насиловали… Князь Курбский напишет потом о боярах, по-холопски восхваляющих игры молодого Ивана: «Эти карлы, эти угодники говорили: «Ох, как будет храбр он и могущественен!».
В преданиях Александровской слободы сохранился рассказ о голых девах, в которых царь с опричниками стреляли из луков, а потом устраивали оргию…
В феврале в Кремль со всех концов страны были свезены самые красивые и дородные девушки. Сначала лекарь осмотрел их, а затем уже 16-летний царь Иоанн начал выбирать жену…Понравилась ему дочь московского боярина из рода Романова Анастасия Захарьина.
В 1547 году Иван IV Грозный достиг совершеннолетия и венчался на царство. Спустя 14 лет Константинопольский патриарх признал титул Ивана и прислал ему свое благословение. Правление Ивана IV длилось полвека (1533 – 1584 гг.) и было богато событиями.
Историки делят его правление на два периода: 1) коней 40-х – 50-е годы – период реформ, крупных внешне- и внутриполитических успехов; 2) 1565 -1584 годы – опричнина и её последствия.
1549 году царь созвал первый в истории России Земский Собор – совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и дворяне, духовенство. Сама идея созыва Земского Собора имела под собой цель политического ослабления главных оппонентов власти царя – боярства и церкви, которые теперь не могли полностью контролировать результаты принятых решений. В выигрыше оставалась царская власть. На Соборе было объявлено о подготовке реформ.
В том же 1549 году начало свою деятельность правительство окружением Избранной рады (1549 – 1560 гг.). В состав правительства вошли Андрей Адашев, с отцом Федором и братом Данилой, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, друг детства Андрей Курбский, родственники жены – бояре Захарьины, дьяк Висковатый. Избранной радой были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления.
Первое серьезной мероприятие Избранной рады – издание нового свода законов – Судебника 1550 года. Судебник еще более укрепил царскую власть, расширил судебный и фискальный контроль верховной власти над местным населением. Подтвердил прежние сроки выхода, увеличил плату за «пожилое», ограничил права наместников, ввел наказание за пожилое.
Реформа центрального управления. Был определен статус особых органов государственной власти – приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (отраслями государственного управления или отдельными районами страны). Военными делами руководил Разрядный приказ (поместное войско), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами – Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход и т. д. Приказом ведал боярин или дьяк. Постепенно руководство приказов из рук боярства переместилось в руки крупных государственных чиновников – дьяков. По мере распространения приказной системы усиливалась централизация и бюрократизация государственного аппарата, укреплялись позиции царской власти.
Была реорганизована и система местного управления. На местах управление было передано в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев черносошного населения, которые стали ведать судом и сбором податей, городовых приказчиков (губная реформа). В 1556 году были отменены кормления (содержание наместников их аппарата на местах за счет местного населения). Был введен общегосударственный налог, из которого им стали платить регулярное жалование, что способствовало дальнейшей государственной централизации.
Военная реформа. В ходе военной реформы прослеживается попытка уравнения бояр с дворянами. Ядро новой армии составило дворянское ополчение из посаженной под Москвой «избранной тысячи» (1070 провинциальных дворян). В соответствии с «Уложением о службе» как вотчинник, так и помещик могли начинать воинскую службу с 15 лет и передавать её по наследству. Была упорядочена обязательная для феодалов воинская служба и сбор войск. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин обязан был выставить одного воина, и явится на смотры «конно, людно, оружно». На время военных походов было ограничено местничество. Специальный устав – «Государев родословец» - упорядочивал местнические споры.
В 1550 году создается постоянное стрелецкое войско – «служилые люди по прибору», которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами и торговлей. Составлен был первый воинский устав – «Уложение по службе» (1556 год). Для пограничной службы использовались казаки.
Финансовая реформа – переход от подворного обложения к поземельному (единица налогообложения – большая соха).
В 1551 году была реформирована церковь. На Стоглавом Соборе был утвержден общероссийский пантеон святых, упорядочивалась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны, церковное землевладение было передано под контроль царя. Были усилены меры по борьбе с пороками среди священнослужителей.
Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок облик высшей власти в стране заметно изменился, а её авторитет вырос. Созданная новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 50 годы, были направлены на укрепление центральной власти, в основе, которой лежала личная власть царя.
Чем больших успехов достигала политика реформ, тем могущественней становилось государство, а значит, и его правитель. Но чем прочнее становилась власть царя, тем меньше он соглашался делить её с кем-либо.
1560 году Избранная рада пала. С реформами было покончено. Разногласия царя с его ближайшим окружением накапливались постепенно как во внутренней, так и во внешней политике.
2 Опричнина Ивана Грозного и утверждение самодержавного правления
В феврале 1565 года Иван IV учредил опричнину. Опричниной Иван IV называл выделенный им для себя в государстве удел, имевший особое войско и аппарат управления.
Вопрос о сущности опричнины является дискуссионным в отечественной исторической литературе. Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский оценивали опричнину как бессмысленный террор, приведший Россию к разрухе, а в дальнейшем к великой смуте. В.Н. Татищев и С.Ф. Платонов усматривали в опричнине конфликт царя со своими слугами. В итоге этого конфликта самодержцу удалось ликвидировать вотчинное землевладение и окончательно подорвать могущество феодальной аристократии. Марксистский подход ориентировал советских историков на поиск классовых противоречий в отечественной истории, в том числе и в становлении самодержавного правления. Существует точка зрения на опричнину как на результат психических расстройств царя, как на порождение его болезненной подозрительности и жестокости. Жертвой необузданного гнева царя стал и его сын – наследник престола Иван, которого он смертельно ранил.
Причины появления опричнины:
Объективные – 1) отношения монарха и бояр не были упорядочены; 2) государство из-за войн постоянно подчиняло интересы производителей интересам служилого класса.
Субъективные – 1) в 1554 году во время болезни Иван Грозный узнал о боярских симпатиях к Владимиру Андреевичу Старицкому (своему двоюродному брату); 2) в 1557 -1558 годах служилые не пожелали участвовать в Ливонской войне; 3) 1560 год – тяжело переживал смерть супруги Анастасии; 4) 1564 год – побег Курбского в Литву.
Опричнина официально длилась с 1565 по 1572 год, но отдельные её проявления продолжались до самой смерти Ивана Грозного.
Итоги опричнины и их влияние на дальнейший ход событий:
1. опричнина не только не привела к усилению центральной власти, а даже ослабила её;
2. террор привел к окончательному установлению в России деспотического режима. Даже феодальная элита не имела никакой защиты от произвола монарха;
3. следствием опричнины стало падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение помещиков, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. Это стало одной из причин поражения в Ливонской войне;
4. опричнина привела к экономическому кризису: государство теряет налогоплательщиков (количество погибших 10-15 тыс. человек) опричнина породила глубокий духовный кризис русского общества, пошатнулась вера в царя как «земного бога», была дискредитирована церковь, которая не смогла заступиться за паству.; происходит сокращение посевных площадей; голод – в стране погибает около 500 тыс. из 7-9 млн. населения; государство пошло на введение первых «заповедных лет» (1581/1582 года).
Таким образом, опричнина – это политика, направленная на форсированную централизацию, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти. В результате был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, прозванного в эти годы Грозным, оказавшийся гораздо менее эффективным, чем реформы 50-х годов.
3 Внешняя политика России во второй половине XVI века.
Неоднозначные результаты имела внешняя политика времен Ивана IV. Во внешней политике Московского государства в XVI веке можно выделить два основных направления: юго-восточное и северо-западное. Задачи, преследовавшиеся на этих направлениях, не могли быть решены изолированно.
Основные направления внешней политики России определялись рядом факторов, важнейшими из которых были затрудненность внешних торговых связей и неблагоприятные почвенно-климатические условия. Земли, составлявшие ядро Московского государства, были малопригодны для ведения сельского хозяйства из-за низкого плодородия почв и сурового климата, а освоению черноземов к югу от Оки препятствовало соседство татарских ханств – осколков Золотой Орды. Для России выход к Волге означал защиту от набегов татар и контроль над речным путем, связывающим русские земли с востоком. В 1552 году было покорено Казанское ханство, 1556 году – Астраханское, в 1581 – Сибирское. В 1557 году добровольно вошли в состав России Чувашия и большая часть Башкирии. Чуть позже признала зависимость Ногайская орда. Вслед за военным присоединением последовала хозяйственная колонизация этих земель и строительство новых городов.
Достигнув успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Хозяйственное развитие страны, развитие торговли и усиление политических и культурных связей со странами Запада требовали выхода к берегам Балтики. Здесь противником Русского государства с XIII века выступал Ливонский орден. Не имея выхода к Балтийскому морю, Россия вынуждена была торговать через посредников, у которых оседала большая часть прибыли. Кроме того, Польша и Литва удерживали значительную часть исконных русских земель, что также делало неизбежным их противоборство с Россией.
Начинается Ливонская война (1558 – 1583 гг.), причем успешно. В 1560 году Ливонский орден прекратил существование. Его земли перешли под власть Швеции (Северная Эстония и Ревель) и Литвы (Курляндия). В итоге Россия оказалась перед лицом сразу трех противников – Литвы, Швеции и поддерживающей их Дании.
В 1569 году в результате подписания Люблинской унии между Польшей и Литвой появилось новое государство – Речь Посполитая. К 1580 году войска Речи Посполитой заняли русские города Вележ, Усвят, захватили Великие Луки, а в 1581 году осадили Псков. Только героическая защита Пскова позволила Росси подписать в 1582 году с Речью Посполитой Ямзапольское перемирие на 10 лет без территориальных потерь.
По договору со Швецией в 1583 году последняя получила Ям, Копорье, Ивангород, а за Россией остался участок балтийского берега с устьем Невы. В 1582 году на побережье Белого моря был основан город Архангельск – первый русский морской порт.
К неудаче на западном направлении добавилась неудача на юге. В 1571 году вассал Турции, крымский хан Девлет-Гирей, прорвался со своей конницей к Москве, разорил город, сжег, разграбил его и, взяв большое количество пленных, ушел в Крым.
Итоги внешней политики Ивана Грозного противоречивы. С одной стороны, ему удалось заметно расширить территории на востоке. Однако, с другой стороны, продвижение России к западным морям и соседям встретило противодействие польско-литовского государства и Швеции. Успеху в военном противостоянии с ними мешали неэффективная экономическая система и опричный режим.. Значительные территориальные приобретения России во второй половине XVI века во многом вели к тому, что экономика страны начинала ориентироваться на развитие не «вглубь» (путем интенсификации аграрного производства), а «вширь» (за счет присоединения и освоения новых земель), для которого были необходимы дополнительные ресурсы, материальные затраты и военная мощь. В результате, по образному выражению В.О. Ключевского, «государство пухло, а народ хирел».
Таким образом, на всю внутреннюю и внешнюю политику России этого времени накладывала яркий, но подчас зловещий оттенок личность Ивана IV. Московское царство эпохи Ивана Грозного то достигала экономического успеха, то переживала великое разорение. Россия сумела проложить себе дорогу на Урал и в Сибирь, завязать торговые отношения с Европой. Но подъем промышленности и торговли сменился в конце века упадком. Россия оказалась на пороге крупнейшего национального кризиса, который разразился в самом начале XVII века.
Вопросы
1 Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни
XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.
XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.
Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».
Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.
Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них -- Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор -- пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.
Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724--1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.
Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получили конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клошптоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х гг. Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска».
Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX--XX вв.
XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.
Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.
Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.
В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.
Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.
XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.
Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки коткоторой были заложены в XVIII в.
2 Россия в конце XVII в.: необходимость перемен.
Конец XVII – первая половина XVIII в. стали для России поистине переломным временем. За эти десятилетия существенно изменились как сам облик державы, так и темпы ее развития. Россия вступала в «петербургский период» своей истории. О начале новой эпохи возвестили масштабные преобразования, затронувшие практически все сферы социальной жизни, преобразования, последствия которых в той или иной мере ощущаются и сейчас. Именно в «петербургский период» «наиболее полно раскрылся творческий гений русского народа» (Н.А. Бердяев). Московское царство оказывало большое, нередко решающее влияние на состояние и развитие всей системы международных отношений. Почва для проведения преобразований была в значительной степени подготовлена предшествующей эпохой.
Предпосылки реформ:
1) Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости народа.
2) промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению, особенно, значительно уступала промышленности западных стран.
3) сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянства.
4) русское войско в значительной своей части состояло из дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных.
5) сложный госаппарат.
6) отставание России в области духовной культуры.
7) отсутствие выхода к морю и возможности влияния на европейскую политику.
Следовательно, общенациональные интересы требовали значительного ускорения развития страны в предельно сжатые сроки.
3 Петр Великий и первая попытка модернизации страны
Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Реализация его идеи предполагала решение двух основных проблем, с одной стороны – развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, а с другой – ставка делалась на госаппарат, что и привело в дальнейшем к огосударствлению общества.
Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие.
Многогранная реформаторская деятельность Петра в полной мере развернулась после начала в 1700 г. Северной войны. Этот широкомасштабный вооруженный конфликт, ставший тяжелейшим испытанием для страны, стимулировал процесс преобразований, во многом определил их характер и темпы.
В истории петровских реформ выделяют два этапа:
1) До 1715 г. реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Реформы в этот период в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением староконсервативного аппарата власти.
2) После 1715 г. – военные действия были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды. Но и производили потребительские товары для населения. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Военные реформы
Продолжавшаяся 21 год Северная война началась для России и ее союзников с неудач. В ноябре 1700 г. русская армия потерпела поражение под Нарвой. Это обстоятельство ускорило проведение военной реформы, в ходе которой была создана регулярная армия, ядром которой стали гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.
В 1705 г. завершился, начатый в 1700 г. переход к рекрутской системе комплектования Вооруженных сил. Набор рекрутов на пожизненную службу проводился не ежегодно, а по мере надобности. В армию брали физически здоровых мужчин в возрасте от 17 до 32 лет. Солдаты находились на полном государственном содержании. Воинская повинность распространялась на все население, за исключением духовенства. Дворянство служило на командных должностях.
Большое внимание в процессе проведения реформ Петр I уделял вопросам, связанным с обучением и воспитанием офицерского корпуса, который пополнялся преимущественно дворянами. Для них служба являлась пожизненной и обязательной повинностью. Для подготовки офицерских кадров были созданы специальные учебные заведения – артиллерийские и инженерные школы Службу проходили рядовыми в гвардейских полках. (1716 г. – «Устав воинский»).
Таким образом, армия стала профессиональной: воинская служба было теперь единственным занятием для солдат и офицеров.
Любимым детищем Петра стал созданный им военно-морской флот, строительство которого началось еще в 1695-1696 гг. Для подготовки офицеров флота создавались навигационные школы, 1715г. – Морская академия. 1720, 1722 гг. – «Устав морской».
Военные реформы Петра I обернулись успехами на полях сражения со шведами. К концу царствования Петра в регулярной армии было более 200 тыс. солдат всех родов, 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер.
Реформы государственного аппарата
Царь стремился придать «регулярный облик» и всей стране, и обществу. Орудием, с помощью которого Петр пытался осуществить эти планы, являлась государственная власть. Подобно многим своим современникам он твердо верил в могущество власти, в ее способность реорганизовать общество сообразно собственным замыслам в силу разумно составленных регламентов. При этом, ломая традиционные нормы, со многими из которых должны были считаться его предшественники, Петр придал царской власти подлинную беспредельность.
Считая самодержавную власть важнейшим орудием проведения преобразований, Петр, естественно, особое внимание уделял проблемам реорганизации подчиненного ему аппарата управления. Реформируя властные структуры, Петр I руководствовался идеями камерализма. Пропагандировавшего бюрократическую модель организации государственного аппарата, что предполагало построение его по функциональному принципу, строгое разделение труда внутри административной машины и пр.
В результате петровских преобразований аппарат госвласти самодержавия обрел новый облик. Постепенно прекратила свою деятельность Боярская Дума. Высшим государственным учреждением страны стал созданный в 1711 г. Сенат – подчиненный царю, руководил работой администрации. Выполнял судебные и отчасти и законодательные функции.
Система приказов в 1717 – 1721 гг. была заменена коллегиями. С четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений.
Для контроля за деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура.
Была реорганизована и система местного самоуправления. В 1708-1710 г. страна была разделена на 8 губерний, которые делились на провинции. В городах вместо Ратуш и земских изб были созданы Главный и городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.
Чиновники всех категорий при Петре I начали обеспечиваться денежным жалованием. В 1722 г. была разработана «Табель о рангах» - новая иерархия служебных разрядов в госаппарате. Главное - принцип «годности», а не «породы».
Коренные изменения произошли в сфере управления Православной церковью. В 1721 г. патриаршество было упразднено, а для руководства церковными делами был создан Святейший Правительствующий Синод. Таким образом, Петр I подчинил духовенство жесткому государственному контролю.
Оборотной стороной реформ госуправления стал рост бюрократии, взяточничества и произвола, низкий уровень исполнительной дисциплины.
Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика.
Петровские реформы оказали сильное влияние на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совершила отечественная промышленность. Этот рывок был в решающей мере обусловлен широким вмешательством государства в хозяйственную жизнь, вмешательством, целью которого являлось всемерное ускорение развития производительных сил. Петру I были близки идеи меркантилизма – экономического учения, исходившего из того, что богатство страны достигается превышением вывоза над ввозом. Государство, согласно этой концепции, должно было регулировать хозяйственное развитие, способствовать роту отечественной промышленности, защищать ее от иностранной конкуренции. Существенным образом повлияла на экономическую политику Северная война. Был взят курс на форсированное развитие государственного предпринимательства (было основано примерно 180 мануфактур). Впоследствии государство начало передавать казенные предприятия в частные руки. Активное вмешательство государства, с одной стороны, способствовало промышленному росту, но с другой, - сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринимательства.
Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой, в конечном счете, была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда (следовательно, происходило усиление крепостного гнета).
Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Содержание регулярной армии и разросшегося госаппарата требовали гигантских средств. Продажа и заготовка отдельных видов товаров объявлялась государственной монополией, увеличивались прямые налоги. Рост госбюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:
ü косвенные налоги: банная, рыбная, медовая, конская подати, на бороды;
ü прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и «особые» сборы;
ü чеканка монет меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;
В 1719-24 гг. существовавшая ранее подворная система обложения была заменена подушной
1) удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян;
2) распространялась на те слои, которые ранее были свободны;
3) вводилась паспортная система (30 верст).
Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем и ревизия.
Социальная политика Петра I вела к упрощению структуры русского общества, к консолидации сословий. Именно в эпоху преобразований особенно обозначился процесс превращения дворянства в особую привилегированную социальную группу. Указом 1714 г. вотчины и поместья были признаны единой недвижимой дворянской собственностью (плюс принцип единонаследия). Служба дворян монарху являлась не правом, а обязанностью, следовательно, не могли влиять, ограничивать власть. Само дворянство не являлось замкнутой кастой (гражданская служба – 8 ранг, потомственное дворянство, 14 – личное).
Введение подушной подати сильнейшим образом повлияло на положение крестьян. Одним из результатов этой реформы стало исчезновение юридических различий между помещичьими крестьянами и холопами. Холопы были поверстаны в тягло. Ликвидации холопства привела к усилению барщинных отработок крепостных крестьян.
Изменения произошли в положении некрепостного сельского населения. Фактически было создано сословие государственных крестьян.
Петром I была проведена унификация социальной структуры городов, в которые были перенесены западноевропейские городские институты: магистраты. Цехи и гильдии. Деление на гильдии и объединение в цеха оказались чистейшей фикцией, европейские органы городского самоуправления на российской почве превратились в органы по выколачиванию податей из горожан. Была сохранена старая система распределения налогов по богатству, когда наиболее богатые граждане были вынуждены платить за неимущих, что вело к сохранению отсталых социальных структур и тормозило развитие рыночных отношений, предпринимательства.
Значение и цена петровских реформ
1) Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм в отличие от западноевропейского возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка. 22 октября 1721 г. Сенат преподнес Петру I титулы Великого императора Всероссийского и Отца Отечества. Россия стала империей.
2) Созданное Петром I новое государству на только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.
3) По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность царя.
4) Россия превратилась в могущественную державу.
5) Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. Милюков П.Н.: «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейский держав».
Цена:
1) многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения,
2) рост бюрократии.
3) форсированная «мануфактурная индустрия» - не было свободной экономической инициативы.
4) создание в России государственно – монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной.
5) достижения сопровождались глубокими внутренними конфликтами.
6) ослабление контактов с народом после реформ Петра I.
Петр I действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события. Не благоденствие народа было для него целью, а благо Отчизны.
Словарь
Абсолютизм — социально-политическая система, складывающаяся в период перехода от традиционного к индустриальному обществу, при котором монарху принадлежит неограниченная власть. Автаркия — политика хозяйственного обособления, создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. Автономия — предоставление какой-либо части государства или всем его частям, имеющим равный статус, определенной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, распределение властных полномочий между центром и регионами. Авторитаризм — политический режим, при котором власть концентрируется у одного лица или в одном властном органе, снижается роль представительных институтов власти, сводится к минимуму оппозиция, правление осуществляется диктаторскими методами. Аккультурация — процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в процессе общения этих народов. Анахронизм — пережиток прошлого, устарелые взгляды, традиции, обычаи. Анимизм — вера в души и духов, одна из первичных форм религии. Анклав — территория (или часть территории) одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства. Аннексия — насильственное присоединение государством территории, принадлежащей другому государству или народу. Антропогенез — раздел антропологии, включающий учение о происхождении человека. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас. Антропоцентризм — точка зрения, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. Анты — название славян или родственного им племенного союза, обитавшего восточнее других славянских племен. Анты сформировались в III— IV вв. Апостолы — ученики Христа, распространители христианского учения, авторы большинства текстов Нового Завета. Архетип — неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д. Архиепископ — старший епископ. Балты — 1) ветвь племени готов; 2) индогерманская племенная группа (пруссы, летты и др.) на побережье Балтийского моря. Банковский капитал — денежный каптал, привлеченный банком из различных источников, образующий финансовые ресурсы банка и используемый для проведения банковских операций. Банкротство — долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам. Барщина — отработочная рента, форма феодальной земельной ренты, бесплатный принудительный труд в хозяйстве феодала зависимых крестьян. Баскак — сборщик дани на Руси в период ордынской зависимости. Биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых товаров, продающихся по стандартам или образцам (товарная биржа) или рынка ценных бумаг, иностранной валюты (фондовая биржа). Биржи возникли в XVI—XVII вв. в Италии, Голландии, Англии. Боярин — первоначально старший дружинник, позднее — чин в Московском государстве. Буржуа — в средневековой Западной Европе горожанин, бюргер; в Новое время — представитель класса буржуазии. Буржуазия — класс (социальный слой), возникший в период становления индустриального общества. Отличительная черта — обладание собственностью на средства производства, использование их для получения прибыли в ходе предпринимательской деятельности. Бюрократия — (дословно: господство, власть канцелярии) лица, принадлежащие к высшей чиновничьей администрации, слой чиновников и администраторов. Варвары — принятое у древних греков и римлян название чужеземцев, не владеющих греческим (латинским) языком и не знакомых с эллинской и римской культурой. Вече — высший орган самоуправления на Руси, народное собрание. Воспроизводство — воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства) путем их последующего производства. Восточный вопрос — международная проблема, возникшая в связи с начавшимся распадом Османской империи и переделом ее владений между европейскими державами. Вывоз капитала — экспорт капитала в другие государства с целью наиболее выгодного его размещения и использования. Генезис — происхождение, возникновение, развитие. Геополитика — понятие, характеризующее место и формы воздействия территориального положения государства на его политику и международные процессы. Гетерогенность — неоднородность по составу. Гильдия — объединение купцов, ремесленников, создаваемое для защиты их интересов. Гомогенность — однородность по составу. Государство — основной инструмент политической власти в классовом обществе. Возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и классов. Для государства характерны: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Гражданская война — организованная вооруженная борьба за власть между классами и социальными группами в пределах одной страны. Гражданское общество — сообщество граждан, комплекс социальных, экономических, политических, культурных институтов и отношений, опирающийся на развитую систему гражданского права. Гражданское общество выступает относительно автономной от государства структурой и как система институтов служит для саморегуляции социума, независимого от властной иерархии. ГУЛАГ — главное управление лагерями в СССР в 1930-х — начале 1950-х гг. Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, рассмотрение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гунны — кочевой народ Центральной Азии, начавший передвижение на запад с I в. н.э. В IV в. вторглись в Европу, создав мощный племенной союз. Девиантность — отклонение от принятых в обществе традиций, норм, форм деятельности и поведения. Демография — наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях. Демократия — государственный строй, при котором власть юридически принадлежит народу и провозглашается свобода и равноправие граждан. Отличается от иных режимов признанием равенства всех перед законом, провозглашением политических прав и свобод в рамках принятой конституции, выборностью представительных органов власти, всеобщим избирательным правом, провозглашением требований соблюдения прав человека. В историческом развитии демократический строй прошел стадии рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической демократии. Депортация — насильственное переселение групп населения или целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания. Депрессия — застой в экономике, для которого характерны отсутствие роста производства и деловой активности, низкий спрос на товары и услуги, безработица. Деспотия — форма самодержавной неограниченной власти. Десталинизация — начавшийся после смерти Сталина процесс в жизни общества, означавший отказ от тех или иных положений теории и практики сталинского варианта экономического и политического развития. Десятина — десятая часть доходов, взимаемая с населения в пользу церкви. В христианстве десятина известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Требование платить десятину было впервые высказано церковью в 585 г. на Маконском соборе. Во Франции десятина была отменена в период Великой французской революции. Диаспора — пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. Диктатор — 1) в Римской республике должностное лицо с чрезвычайными полномочиями на срок не более 6 месяцев; 2) лицо, обладающее неограниченной властью. Диктатура — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой лиц во главе с лидером. Динамика социальная — понятие, характеризующее процесс качественного изменения общества, трансформации его основных системных элементов. Династия — ряд правящих монархов, принадлежащих к одному и тому же роду. Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным, политическим убеждениям и т.д. Догма — положение, принимаемое на веру как истинное. Доместикация — процесс приручения человеком диких животных. Дуализм — двойственность; учение, исходящее из признания равноправными двух начал. Европоцентризм — концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа. Епархия — церковно-административный округ во главе с епископом или архиепископом. Епископ — христианский священнослужитель высшего сана, глава епархии, имеющий духовную власть в пределах епархии. Во II—III вв. н.э. выборные руководители христианских общин. Закупы — в Древней Руси крестьяне, взявшие ссуду (купу) и отрабатывающие ее. Заповедные годы — запрет перехода крестьян к новым господам. Земский собор — сословно-представительный орган, состоящий из представителей церкви, боярства, дворянства, горожан, казенных крестьян. Идеология — система взглядов, идей, выражающих отношение к действительности, цели и интересы определенных социальных групп, классов, народов и консолидирующая их. Имам — духовный вождь мусульман. Иммиграция — составная часть миграции населения, характеризующаяся въездом в данную страну. Иммунитет — исключительное право землевладельца осуществлять в своих владениях без вмешательства центральной власти ряд судебных, полицейских, налоговых функций. Импичмент — установленный законом особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел высших должностных лиц государства. Инвестиции — долгосрочные вложения капиталов в создание и модернизацию предприятий, развитие производственной инфраструктуры, освоение новых технологий и техники. Индоктринация — внедрение в сознание масс определенной доктрины, совокупности идей. Индустриализация — создание крупной, технически развитой промышленности или просто машинного производства, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, что является фактором изменений в политико-правовой, социальной, культурной и иных сферах жизни общества. Индустриальное общество — тип общества, для которого характерны: развитая система разделения труда при его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, механизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция, высокий уровень урбанизации и мобильности (подвижности) населения. Институционализация — учреждение каких-либо новых общественных институтов; правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Интеграция — в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущей им культурной индивидуальности при объединении их в одно общество на иных основаниях. Инфляция — обесценивание денег, рост цен на товары и услуги, не обусловленный повышением их качества, переполнение рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Информационное общество — современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. В ряде случаев употребляется как синоним термина постиндустриальное общество. Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Канон — церковное установление, правило (в более широком смысле правило, образец). Канонический, официально установленный, утвержденный, принятый за образец. Кардинал — второй по значимости ранг в иерархии католической церкви после папы. Назначается папой римским. Картель — форма монополистического объединения, участники которого, сохраняя коммерческую и производственную самостоятельность, договариваются об объемах производства, условиях найма рабочей силы и сбыта продукции. Католицизм — одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. Окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную. Классицизм — стиль и направления в литературе и искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившийся к античному наследию как норме и образцу. Классы (общественные) — большие группы людей, отличающихся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства и формам собственности, роли в общественной организации труда и по способам получения доли общественных богатств. Идея классового деления буржуазного общества на наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников впервые введена и обоснована шотландским экономистом и философом Адамом Смитом. Колония — в Древней Греции город, основанный выходцами из метрополии за ее пределами и политически независимый от нее; в Древнем Риме сохранивший связь с Римом. Жители таких колоний имели обычно римское гражданство. В более позднее время страна или территория, лишенная самостоятельности и находящаяся под властью другого государства (метрополии). Конвергенция — сближение, сглаживание различий и противоречий между общественными системами, их взаимопроникновение и взаимообогаще-ние. Конкуренция — состязание между производителями (или продавцами) товаров за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов и других выгод. Консенсус — общее согласие по данному вопросу. Консерватизм — политическая философия, ориентирующаяся на защиту традиционных устоев общественной жизни, отрицание революционных изменений; умонастроение, присущее достаточно широким социальным группам, оформленным политически силам, а также отдельным людям, которое отличается приверженностью традициям, стабильности. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или промышленными компаниями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. Конституция — основной закон государства, утверждающий определенную систему организации государственной власти и регулирующий взаимоотношения этой власти с обществом, отдельными социальными группами и индивидами. Принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами. Контрибуция — выплаты государству-победителю по условиям мирного договора. Конфессия — форма вероисповедания в рамках определенной религии. Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Концентрация производства — сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на крупных предприятиях в пределах одного региона. Концепция — система взглядов, основополагающая идея какой-либо теории. Коран — священная книга мусульман. Кормление — система управления на местах в Московском государстве, при которой наместник или воевода получали не жалованье, а часть подати, собранной на подчиненной им территории. Корпорация — союз, сообщество, совокупность лиц, объединенных для достижения какой либо цели. Космополитизм — идеология мирового гражданства, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ. В проявления космополитизма могут входить отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, идей национального и государственного суверенитета. Крестоносцы — европейские рыцари, участники крестовых походов. Ксенофобия — враждебное отношение к иностранцам и всему чужому (языку, образу жизни, особенностям менталитета и др.). Культ — преклонение перед кем-то или чем-то, почитание кого-либо или чего-либо, обязательный элемент любых религиозных верований. Культура — 1) определенный уровень развития общества, творческих сил человека, выраженный в определенных типах и формах жизнедеятельности людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностях; 2) культура в археологии — любая деятельность человека, оставляющая материальные следы. Латифундия — крупное земельное владение, поместье. Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, общественного лица, события, факта. Легитимный — законный, законно избранный. Люмпены — деклассированные слои общества. Маклеры биржевые (брокеры) — отдельные лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях и получающие вознаграждение в форме определенного процента от суммы сделки. Мануфактура — промышленное предприятие, основанное преимущественно на ручном труде при разделении труда на отдельные производственные операции. Используется труд наемных рабочих. Маргинальность — состояние человека или группы людей, оторванных или отказавшихся от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии. Масонство — религиозно-этическое учение и движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. и распространившееся во многих странах. Члены масонских объединений (лож) провозгласили своей целью объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности. Название, организация и ритуал масонства заимствованы у средневековых цехов строителей-каменщиков и средневековых рыцарских орденов. На начальных этапах масонство развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим принципам. Со временем в масонстве усиливаются мистические настроения. Наибольшую роль масонство играло в XVIII—XIX вв., однако масонские организации существуют и ныне во многих странах. Матриархат — форма общественного устройства в доклассовом обществе, когда женщина занимает доминирующее положение в основных сферах жизни сообщества, имущество наследуется и родство считается по материнской линии. Мезолит — средний каменный век, переход от палеолита к неолиту, между XII и VI тыс. до н.э. Менталитет — склад ума, мироощущение, мировосприятие. Ментальность — относительно целостная совокупность установок и привычек мышления, а также фундаментальных верований индивида или группы и их внешних социокультурных проявлений. Меркантилизм — экономическое учение, согласно которому благосостояние государства зависит от возможно большего накопления денег в стране и преобладания экспорта над импортом. Метрополия — государство, обладающее колониальными владениями. Мечеть — молитвенный дом мусульман. Миграция — перемещение, переселение определенных групп людей. Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека. Миссионерство — деятельность по распространению определенных религиозных верований среди иноверцев и язычников. Наибольшее распространение получило в христианстве. Миф — сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мобильность — способность к быстрым изменениям, преобразованиям, действиям и взаимодействиям. Модернизация — 1) обобщающий термин, отражающий различные аспекты перехода от традиционного к современному, индустриальному обществу, а также эволюцию самого индустриального общества; 2) изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Монашество — форма религиозной жизни, которая характеризуется строгим соблюдением религиозных предписаний, удалением от общества, аскетическим образом жизни. Монахи дают три традиционных обета: целомудрия, бедности, послушания. Живут в монастырях. Истоки монашества — движение отшельников, стремившихся придерживаться идеалов раннего христианства. Монополизация — процесс структурной перестройки капиталистической системы хозяйствования на основе концентрации производства и централизации капитала. Монополия — исключительное право на что-либо; форма производственных отношений, связанная с заключением договора об особой политике на рынке производства и сбыта продукции с целью достижения привилегированного положения в рамках определенной отрасли производства за счет монопольной цены на продукцию. Монотеизм — религиозное учение о едином боге, один из основных догматов христианства и ислама. Моноцентризм — концепция, согласно которой существовал один географический ареал (центр) становления современного человека. Согласно концепции широкого моноцентризма этот ареал занимал значительные территории на Земле. Мощи — останки святых, обладающие, по мнению верующих, чудодейственной силой. Наркомат — народный комиссариат (министерство) в СССР в 1917—1946 гг., центральный орган государственного отраслевого управления. Народность — исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся для собственного потребления, а не продажи. Научно-техническая революция (НТР) — качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине XX в. под влиянием комплекса крупных открытий в различных областях науки. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе ЭВМ, открытие и использование новых видов энергии, создание новых материалов с заданными свойствами, развитие биотехнологий и атомной энергетики, наращивание и усложнение информационных систем, освоение космоса. Национализация — изменение формы собственности предприятий или отраслей экономики с частной на государственную. Национализм — идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой является идея национальной исключительности, пренебрежение и недоверие к другим нациям и народностям. Нация — исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания. Неолит — новый каменный век (VIII—III тыс. до н.э.), время перехода от присваивающего (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство) хозяйству, появления глиняной посуды, прядения, ткачества. Норманны (викинги) — скандинавы, участники морских торговых и военных походов в страны Европы в VIII—XI вв. Нувориш (буквально: новый богач) — человек, разбогатевший на спекуляциях, богач-выскочка. Оброк — форма феодальной ренты, ежегодный сбор продуктов, позднее — денег с крепостных крестьян помещиками. Общество потребления — понятие, порожденное потребительским бумом 50—60-х гг. >0( в., переориентацией экономической политики на стимулирование спроса, повышением уровня индивидуального потребления и рассмотрением критерия потребления как определителя уровня социальной справедливости в обществе. Важную роль сыграла индустрия массовой информации и рекламы, связывающая потребление материальных благ с понятием престижности. Община — форма объединения людей, зародившаяся в первобытном обществе. Характеризуется общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. Наиболее распространенные формы общины: родовая, семейная, соседская. Обычай — стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью или отношениями, имеющими практическое значение, с регулированием обыденной жизни, не жестко фиксированная программа поведения. ОГПУ (ГПУ) — Государственное политическое управление, созданное в 1922 г. при НКВД РСФСР на базе реорганизованной ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) — политическая полиция большевистского сталинского режима. Олигархия — политический режим, где власть принадлежит группе лиц. Оппозиция — противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов и действий взглядам и действиям иных групп или отдельных лиц. Опричнина — политика, проводимая царем Иваном Грозным в 1565— 1572 гг., а также личные земли и личная гвардия царя. Ортодокс — неуклонно следующий определенному учению. Палеолит — древнекаменный век. Самый длительный период истории человечества. Время существования древнего человека, использующего оббитые каменные, деревянные и костяные орудия. Начался около 2,6 млн лет назад, закончился 11 — 12 тыс. лет назад. Парадигма — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, принятая в науке в течение определенного времени. Парламент — высший выборный законодательный орган власти. Парламентаризм — политическая система, при которой парламенту в соответствии с конституцией принадлежит руководящая роль в системе государственных органов. Пассионарность — повышенная тяга к действию. Пассионарный толчок — согласно концепции Л.Н. Гумилева мутация, возникающая под воздействием специфического вида космических сил и приводящая к появлению пассионарности; может стать толчком для механизмов этногенеза. Патернализм — доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к менее защищенным социальным слоям и группам. Патриархат — этап развития первобытно-общинного строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе и семье. Пацифизм — мировоззрение, основанное на идеалах ненасилия, социальной солидарности, всеобщего мира. Пеня — штраф, вид неустойки. Исчисляется в процентах от суммы просроченного платежа и выплачивается за каждый день просрочки. Племя — тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди. Плюрализм — наличие различных мнений, взглядов. Наиболее типичная форма — дуализм. Политеизм — религиозное учение о наличии многих богов и божеств, составляющих определенную иерархическую пирамиду. Популяция — совокупность особей одного вида, населяющих определенную территорию, частично изолированная от других таких же совокупностей. Постиндустриальное общество — термин, принятый для обозначения следующей за индустриальным обществом стадии его развития. В постиндустриальном обществе ведущую роль приобретает сфера услуг, наука и образование, возрастает роль университетов и ученых. Прагматизм — направление философской мысли, приверженцы которого считают истинным то, что дает практические результаты. Пролетарии — в Древнем Риме низший неимущий слой граждан, позже деклассированные слои общества; в условиях капиталистического хозяйствования рабочий класс, наемные работники, живущие продажей своей рабочей силы. Промышленный переворот — начальный этап процесса индустриализации, качественный скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту собственной экономики от внешнего влияния через финансовую поддержку собственной промышленности и стимулирование экспорта при ограничении импорта. Протестантизм — одна из трех главных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом). Возник в ходе Реформации XVI в. в Европе. Изначально имел несколько направлений, в том числе лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство. Пуд — единица веса, равная 16,38 кг. Ратификация — утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее представителем. Региональный — относящийся к конкретному региону (части страны, отдельной территории). Ренессанс (Возрождение) — эпоха в идейном и культурном развитии стран Западной Европы в XIV—XVI вв. Впервые понятие Возрождение ввел архитектор, живописец и историк искусства XVI в. Джорджо Вазари, понимая под этим подъем культуры после периода Средневековья. Для Ренессанса характерен светский, антиклерикальный характер мышления и творчества, гуманизм, прославление человека, его возможностей, реализм в литературе и искусстве, обращение к Античности и глубокий интерес к античному культурному наследию. Ренессанс дал также толчок для развития целого комплекса наук, в том числе философии, астрономии, естественных наук. Рента — доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и получаемый в форме процента с представляемого в ссуду капитала или в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду или пользование участка земли. Репарация — полное или частичное возмещение убытков, нанесенных войной, выплачиваемое государству-победителю страной, потерпевшей поражение. Репрессии — карательные меры государственных структур. Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу. Глава государства также избирается населением или специальной избирательной коллегией. В зависимости от объема полномочий выборных органов и лиц, современное республиканское устройство реализуется, как правило, в форме президентской республики, президентско-парламентской республики, парламентской республики. Реставрация — восстановление старого, свергнутого строя или возвращение власти королевской династии. Референдум — всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной жизни. Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. В итоге Реформации сформировался протестантизм как самостоятельная ветвь христианства, а также было ослаблено экономическое, политическое и духовное влияние католической церкви на жизнь европейских стран. Ритуал — совокупность и определенный порядок обрядовых действий при совершении каких-либо актов, церемоний. Род — общность кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Рыцари — военно-земледельческое сословие в средневековой Западной Европе. Начало складываться в VIII в. сначала во Франции, позже в других странах. Рыцарь, как правило, выступал вассалом более крупного феодала, получая от него землю на условиях военной службы или личного служения. Рыцарская конница являлась ударной силой феодального войска. С распространением огнестрельного оружия (XV в.) роль рыцарства как военной силы сходит на нет. Сакральный — священный, обрядовый, ритуальный, относящийся к религиозному культу. Самосознание — индивидуально-психологический и социально-психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, идеалов, ценностей, интересов, положения в системе общественных отношений. Сапиентация — процесс формирования человека современного вида (Homo sapiens). Сарматы — общее обозначение ираноязычных кочевых скотоводческих племен. В VI—IV вв. до н.э. обитали в степных районах Подонья, Калмыкии, Прикубанья и Центрального Предкавказья. Позже вытеснили скифов из Северного Причерноморья, закрепились в районе Дона, на Нижнем По-днепровье, между Южным Бугом и Дунаем. В IV в. н.э. разгромлены гуннами. Секуляризация — 1) обращение государством церковной собственности в светскую; 2) освобождение от церковного влияния. Сепаратизм — идеологические и социально-психологические тенденции отделения одной части государства от другой. Символ — предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи. Синие воротнички — современный термин, обозначающий людей, занятых в сфере физического труда и обслуживания (рабочие, продавцы и т.д.). Синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо. Синод — съезд высшего духовенства для решения церковных вопросов. Скифы — собирательное название иранских племен. Размещались в районах Средней Азии, откуда начали движение на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. В IV в. до н.э. создали Скифское государство. В III в. до н.э. были вытеснены из Крыма сарматами. Сословие — в докапиталистическом обществе социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями. Типичным является иерархия сословий, неравенство их положения и привилегий. Сословно-представительная монархия — тип монархии, где власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Социализация — процесс становления личности путем усвоения основного комплекса духовных ценностей, выработанных человечествам; в более конкретном смысле усвоение человеком комплекса идей, ценностей, норм и т.д., свойственных данному обществу. Социальная группа — совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальное движение — массовые действия одной или нескольких социальных групп, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов. Стилизация — подражание внешним формам какого-либо определенного стиля. Субкультура — совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, символов какой-либо социальной или этнической группы, существующей относительно автономно в системе культуры данного общества. Суверенитет — независимость государства во внешней политике и его верховенство во внутренних делах. Табу — система запретов, регулирующих наиболее важные стороны общественной и личной жизни. Характерны для доклассового общества. Талион — принцип наказания, означающий воздаяние равным за равное. Теократия — сочетание в одном правителе функций главы государства и религиозной главы. Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии божества. Товарное производство — форма общественного производства, при которой продукты и вещи производятся для обмена. Тоталитаризм — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одной группы лиц (обычно партии) и опирается на насилие, военно-полицейский террор, отсутствуют демократические права и свободы, Тотемизм — форма религиозных верований. Вера в сверхъестественное родство между группами людей и животным или растительным миром. Тотем — растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависит жизнь данной группы людей. Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, отношения, ритуалы. Узурпация — противозаконный захват власти или присвоение себе чужих прав на что-либо. Урбанизация — процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах. Утопия — изображение идеального общественного устройства. Фактории — торговые поселения, основываемые купцами и миссионерами в колониальных странах. Федерация — союз нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором вошедшие в союз государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. Феод — в средневековой Западной Европе земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на определенных условиях. Феодал — владелец феода. Феодализм — стадия исторического развития, в основе которой лежит монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьянина от феодала. Фетиш — неодушевленный предмет, который, по представлению верующих, наделен сверхъестественной силой и является объектом поклонения. Фирма — многопрофильный субъект рыночных отношений, связанный с различными аспектами производственной и коммерческой деятельности. Фиск — государственная казна. Формация общественно-экономическая — исторически определенный тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства и производственных отношений, детерминирующих все основные сферы социальной, политической, духовной и т.д. жизни людей. Одна из центральных категорий марксизма, согласно которому история поступательного развития общества включает в себя смену первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, каждая из которых имеет свои законы возникновения и развития. Фундаментализм — общее название сторонников ортодоксальных взглядов, главным образом религиозных. Хазары — гунно-булгарское племя, размещавшееся северо-восточнее Кавказа и в устье Волги. Халиф — духовный глава мусульманского мира (в VII—IX вв. обладал также политической властью). Халифат — форма государственности в мусульманских странах, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой. Харизма — авторитет, основанный на представлениях об исключительных качествах данной личности. Цивилизация — 1) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества, общественных отношений; 2) процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются различные этапы. Им соответствует определенный уровень развития экономического и технологического способа производства, политического строя, общественных отношений, ментальности, духовных ценностей и идеалов. Каждая цивилизация отражает представление о человеке, обществе и государстве. Эволюция — процесс постепенного поступательного развития, непрерывное количественное изменение. Экзогамия — запрет браков в пределах одной родственной группы, рода. Экспансия — расширение сферы влияния экономическими, политическими или военными методами. Электорат — граждане, имеющие право принимать участие в парламентских, президентских, муниципальных выборах. Эмбарго — государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определенного вида товаров, ценностей, валюты. Эмиграция — выезд граждан из своего государства. Эмиссия — выпуск в обращение денег и ценных бумаг. Эндогамия — брачные связи внутри определенной общественной группы (племени), как правило, сочетающиеся с экзогамией, т.е. запретом брачных связей внутри родственной группы (рода). Энеолит — (халколит) медно-каменный век, время перехода от неолита к эпохе бронзы (V—III тыс. до н.э.). Этатизм — ведущая роль государства, принцип активной государственной политики в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни. Этническая идентификация — причисление себя к группе людей определенной национальности, этноса. Этническая общность — общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих определенную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой. Этническое самосознание — осознание человеком его принадлежности к определенной этнической общности. Этническое сознание — совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотипы. Этногенез — происхождение народа. Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Этноним — самоназвание этноса или название, которое ему дают другие народы. Этнос — 1) народ, принадлежащий к одной культуре, говорящий на одном языке и проживающий на определенной территории; 2) совокупность устойчивых черт индивидуального или национального характера. Этноцентризм — представление о превосходстве своего народа над другими народами, предпочтение интересов своего этноса перед другими. Юрьев день — двухнедельный срок в ноябре, установленный законом для крестьян, пожелавших сменить господина. |
Модуль 1 Формирование и развитие Древнерусского государства
Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.