Вопросы
1. Проблема этногенеза восточных славян
Начиная с 1 — 11 вв. н.э. появляются первые отрывочные письменные свидетельства о славянах, оставленные нам античными писателями Плинием Старшим, Тацитом и Птолемеем Клавдием Они приводят краткие сведения о славянах, называя их венедами.
К моменту Великого переселения народов сложившееся относительное единство, целостность территории славян были нарушены в результате продвижения во II—IV вв. н.э. в Северное Причерноморье части германских племен, прежде всего, готов. В результате этого наметилось обособление восточных славян от западных.
Так же как и все славянские племена, восточные славяне в VI-IX вв. находились на стадии трансформации общинных отношений в раннефеодальные. Этот процесс был усилен мощными миграционными процессами предшествовавшего периода Великого переселения, в результате чего упрочнились контакты у славян с их окружавшими народами. Происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Основным источником, сообщающим нам о завершающем периоде этногенеза восточных славян, является «Повесть временных лет».
В современной исторической науке существует несколько версий этногенеза славян, их прародины:
1. Миграционная теория – прародина славян – Дунай, потом они перебрались восточнее на территорию современной Украины и Белоруссии (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский).
2. Автохтонная теория – славяне - коренные жители Восточной Европы, они обитали между Одером и Вислой (современная Польша) или между Вислой и Днепром (современная Украина и Белоруссия)
Органом власти было народное собрание – вече и вождь. У каждого из племенных союзов восточных славян имелись элементы государственности в форме княжеской власти. Однако это были еще не княжества, а протогосударственные образования, находящиеся под властью племенных вождей. Князья были собственниками земель и заставляли свободных общинников платить дань..Часть названий племенных союзов, как мы видим, отражают географические, природные особенности территорий их обитания. Поляне жили в полях, древляне — в лесах, северяне — на северо-востоке от полян и т.д. Название второй многочисленной группы племенных союзов происходило от имени рода племенных вождей, что свидетельствовало о преобладании родовых, а не территориальных связей (радимичи, кривичи, вятичи, тиверцы и др.).
В VI—VII вв. в районе Среднего Поднепровья сложился крупный союз лесостепных славянских племен. Первоначально в его состав вошли поляне, древляне, дреговичи, полочане и словени. С течением времени этот союз продвинулся на север вплоть до Балтики и на юг к Черноморскому побережью, на запад и восток, включая часть и неславянских племен. К X в. Так стали называть все восточно-славянские племена, платившие дань Киеву. Значительно позднее происходит выделение Родственных русскому восточнославянских народов украинского и белорусского.
К моменту возникновения Киевской Руси у восточных славян, произошли значительные сдвиги в развитии базовых отраслей хозяйства: земледелии, ремеслах (кузнечном, гончарном, кожевенном, ювелирном и др.), градостроительстве, традиционных промыслах (охоте, рыболовстве, бортничестве и др.); участились внешнеторговые контакты и т.д. Вместе с этим происходили процессы имущественного расслоения, повсеместного выделения племенной знати, захватывавшей рычаги управления племенами и их объединениями (княжество Кия).
Поклонялись славяне различным богам (было несколько солнечных богов, бог войны и грозы). В то время существовало узелковое письмо.
Период VI—IX вв. завершает процесс выделения восточных славян в самостоятельную этническую группу народов. К моменту возникновения Киевской Руси многочисленные славянские племена имеют опыт государственной жизни. По экспертным оценкам, — отмечают авторы энциклопедии «Народы России», — в Древнерусском государстве к моменту его возникновения насчитывалось 3,0—3,5 млн человек. Таким образом, этногенез восточных славян занял длительный период, начало которого можно отнести к I тыс. до н.э.. Очевидно, что в течение длительной двух- полутора тысячелетней эпохи выделилась общеславянская этническая группа народов, неразрывной частью которой являются современные русский, белорусский и украинский народы.
2 Формирование Древнерусского государства.
Норманизм и антинорманизм Киевская Русь (Древнерусское государство) – раннесредневековое государство восточных славян, возникшее в IX в. и просуществовавшее до начала 30-х гг. XIII в.
Традиционной точкой отчета образования Древнерусского государства является так называемое «призвание варягов» в 862 году. Условной датой считается 882 год – объединение Новгородских и Киевских земель.
Вопрос о происхождении государственности на Руси не разрешен до сих пор. С XVIII века идут споры об истории возникновения Киевской Руси. Основой послужил летописный рассказ о призвании варягов на княжение в Новгород. В настоящее время существует основные две теории образования государства у восточных славян. В 30-60 гг. XVIII века немецкие ученые на русской службе З.Байер и Г. Миллер разработали норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано варягами. Против этой теории выступил химии адъютант М. Ломоносов, положив начало спору между норманистами и антинорманистами. Антинорманисты отрицали достоверность известий о призвании Рюрика. В СССР версия о призвании варягов по политическим причинам однозначно отвергалась. В зарубежной исторической литературе преобладает норманистский взгляд на образование Древнерусского государства.
Современные российские историки, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:
1. Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.
2. Рюрик – реальная историческая личность. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства. По мнению многих историков, призвание Рюрика представляло собой «ряд» - договор, по которому на него возлагались обязанности по организации обороны и речной навигации.
3. Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племен, что ускоряет процесс образования государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.
4. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.
5. Этноним «Русь» северного происхождения (от фин. ruotsi –гребцы), скорее всего это собирательное имя под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя на ладьях.
Государство у восточных славян возникло в результате усложнения функций публичной власти и её постепенного отделения от общества. Оно появилось, когда для этого сложились объективные предпосылки, и общество стало испытывать потребность в подобном институте:
Необходимо было регулировать социальные отношения, разбирать споры и разногласия внутри общества, так как с разложением родоплеменных отношений в обществе появились враждебные друг другу интересы. Власти родовых старейшин, основанной на уважении и авторитете, стало уже не достаточно, с этой точки зрения призвание варягов получает реальное обоснование.
1. Необходима была защита от внешней угрозы (хазарский каганат).
2. Только сильное государство могло организовать далекие завоевательные походы.
3. Необходимо было развивать торговлю, реализуя свою продукцию на внешних рынках, а этому мешали племена кочевников, для борьбы с которыми тоже нужна была сила в лице государства.
Процесс образования Древнерусского государства шел постепенно на протяжении 100 лет: от объединения двух крупнейших центров северной и южной Руси – Новгорода и Киева - до окончательного приведения всех восточнославянских племен под власть киевского князя при Владимире I. Немногочисленные варяжские отряды физически не могли установить контроль над огромной территорией, учитывая сопротивление славянских племен и междоусобную борьбу. Вплоть до Владимира каждый новый киевский князь начинал княжение с восстановления контроля над вышедшими из подчинения племенами. Сам характер ранних государственных отношений, исключавших прочные экономические, политические, правовые, духовные связи между землями, долгое время препятствовал формированию государства.
Государственной организации у восточных славян предшествовали племенные княжения, союзы племен и, наконец, суперсоюзы племен, тяготевшие к определенным центрам государствообразования. Российские историки Б. Рыбаков и И. Фроянов считают, что важнейшей предпосылкой создания государственности на Руси стало объединение в VII – X веках славянских племен в союзы и союзы союзов. Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены Киевским князем в два этапа. На первом они лишь выплачивали дань – подать, сохраняя внутреннюю автономию. Дань собиралась путем полюдья. На втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местные княжества ликвидировались, и представитель киевской династии назначался в качестве князя - наместника. Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X века территориальной структуры государства Русь.
По мере перехода от одной формы политической организации к другой происходило формирование признаков государственности, главными из которых являются:
· размещение населения по территориальному признаку, а не на основе кровных уз;
· наличие публичной власти, отделенной от основной массы населения в лице дружины и наместников князя;
· взимание налога и дани для содержания этой власти.
· династическая (родовая) княжеская власть.
· монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Мощным катализатором формирования государственности у восточных славян стала внешняя угроза: на юге особую опасность представлял Хазарский каганат, на севере – варяжские дружины. Другим фактором ускорения политогенеза, по мнению И.Ионова, явилось участие восточных славян в торговле между Северной Европой и Средиземноморьем. Контроль над речными путями способствовал обогащению и росту авторитета князей. Не случайно именно два ключевых пункта на пути «из варяг в греки» – Киев и Новгород – стали основными центрами политического объединения восточнославянских племен.
Древнерусское государство складывалось на полиэтнической основе: при очевидном доминировании восточнославянского элемента, в её становлении участвовали и финно-угоры, и балты, и скандинавы.
3. Особенности социально - экономического и политического строя Киевской Руси.
Политический строй древней Руси характеризовался как раннефеодальная монархия. В процессе образования государственности сформировалась и упрочилась власть князя, верховного правителя племенных образований, а затем и всего Древнерусского государства.
Первоначально князь у восточных славян – это лишь предводитель дружины, приглашаемый по постановлению вече, которое при этом в первую очередь учитывало его воинские качества и заслуги. В эпоху частых войн, нападений враждебных племен .
Великий князь Киевский был высшим судьей, военачальником, адресатом дани. Он организовывал оборону страны, сражался во главе своей дружины с кочевниками и Византией, заключал мирные договоры. Осуществляя внешнюю политику государства, оно являлся главным организатором внешней торговли.
Киевскому князю подчинялись местные князья, первоначально принадлежавшие к племенным династиям, но постепенно замененные Рюриковичами.
В конце X – начале XI века начинает складываться особый порядок княжеского наследования. Он был связан с уничтожением племенных княжений и осознанием родом Рюриковичей принадлежности ему всей полноты власти в Киевской Руси. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Однако первоочередными наследниками и претендентами на роль посадников в местных княжествах были сыновья Великого князя Киевского.
Обычно сыновья князя еще при жизни отца получали отдельные волости в управление. При отце сыновья правили областями в качестве его посадников и платили дань со своих земель князю-отцу. Чем старше сын, тем более богатые и доходные волости ему доставались.
Система наследования была родовой. Количество волостей соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа им выделялись новые волости за счет дробления старших. Постепенно возрастала роль Киевского князя в назначении на княжение. Родовые ценности воплощались в идеале «старшинства». Власть рода все более связывалась с властью Киевского князя, который рассматривался как глава рода. Родовой принцип наследования отличал Киевскую Русь от стран Западной Европы.
Неотъемлемой частью княжеской власти была его дружина, которая была не только вооруженной силой, но и фискальным аппаратом. Князь был обязан постоянно советоваться со своей дружиной, прислушиваться к её мнению. В основе отношений, связывавших князя и дружинников, лежала передача последними некоторых материальных ценностей. Причем ценности эти были не важны сами по себе. Их невозможно истолковать как собственно обогащение воинов.
Княжеская дружина не была однородна. Уже в X веке она делилась на старшую дружину – достававшаяся по наследству от отца, из ее числа выходили бояре, бывшие советниками князя, и младшую – молодь, отроки. Наибольшим авторитетом пользовались бояре, из их числа князь назначал воевод и волостелей (глав местной администрации). Младшей дружине также поручались административные функции – мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли свою территорию.
Значительную роль сохраняло народное вече. Его влияние было обусловлено тем, что оно распоряжалось народным ополчением. К концу XI века влиятельные вече сохранились в Киеве, Новгороде, Пскове.
В этих условиях сильная княжеская власть сложиться не могла. Сохранялась значительная автономия территорий от власти. Князь управляет землями, заботится о правосудии и законности, защищает от врагов, но обязан считаться с интересами земель, которые представляют бояре и мнением народного собрания.
Основу хозяйственной жизни Руси составляло земледелие, а земля была главным богатством. Вопрос о характере землевладения в древнерусский период в отечественной историографии является дискуссионным. По мнению большинства историков, становление феодализма в Киевской Руси приходится на XI век. Для феодализма характерно господство условной земельной собственности, земля – феод давалась за несение службы, земельная собственность на Руси вотчина доставалась по наследству и носила безусловный характер.
Основная масса населения Киевской Руси состояла из лично свободных людей, обязанных лишь платить дань-налог государству. В IX веке на Руси формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Собирали дань, как натурой, так и в денежной форме. Единицы налогообложения: «дым» (один крестьянский двор), «рало», «плуг» (единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства). Сбор дани осуществляется во время полюдья, размер дани первоначально был не фиксирован.
В X веке возникает, а в следующем столетии укрепляется домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI веке появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати – бояр, а также у церкви.
Основной социальной ячейкой земледельцев Древней Руси являлась соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами земледельцев.
4 Принятие христианства: причины и последствия.
До середины X в. господствующей религией оставалось язычество. Однако всего, что накопило язычество, оказывается недостаточно для объединения славянских племен в единую древнерусскую народность. Неразвитость язычества не давала возможности выработать духовные основы для преодоления пространства, осознания исторического времени и себя в нем. Язычество подчеркивает уникальность каждого племени, народ. Для создания единого государства требовалась универсальная религия. Такая возможность у Руси появляется в X в., во время правления Владимира I Святославовича.
Этапы христианизации Руси:
· I этап – правление князя Игоря (912-945) – на Руси появляются первые христиане.
· II этап правление княгини Ольги (945-964) – на Руси строится первая церковь, сама Ольга стала первым русским князем принявшем крещение 957(957).
· правление Владимира I (980-1015) – при нем в 988 Русь получает крещение.
В «Повести временных лет» есть знаменитый рассказ о том, как Владимир принимал проповедников религий от разных народов. Описанные события свидетельствовали о том, что культура Руси уже «ожидала» получить от существовавших монотеистических религий такие ценности, которые соответствовали ее назревшим потребностям. Русь могла усвоить эти ценности, но при условии, если они были «понятны» ей.
Таким образом, выбор восточной ветви христианства был определен рядом внутренних и внешних причин:
1. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель.
2. Язычество должно было уступить место новой религии, т.к. оно отражало демократический быт древнеславянского догосударственного общества, исчезающий под натиском возникающего государства, выходящего на внешнеполитическую арену.
3. Решающий фактор обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии – традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.
4. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Все это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира, Для него важно было, чтобы крещение не мешало Руси ее самобытности. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.
988 г. – год принятия христианства на Руси.
Особенности принятия христианства.
· Проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Постепенно сложилось т.н. двоеверие – компромиссное существование языческих и христианских элементов.
· Вместе с православием на Руси распространилась мысль о полном отречении от мира (аскетизм) как высшей христианской добродетели и наивернейшем пути к спасению (основан Киево-Печерский монастырь). Сложился своеобразный тип святого, который не похож ни на византийского, ни на западноевропейского святого. Яркий пример – первые русские святые Борис и Глеб.
· Русь не восприняла право по римско-византийскому образцу, древнерусское законодательство основывалось на обычном праве славян.
· В течение длительного времени, до XIX в. христианство останется доминантой культуры. Складывались своеобразные отношения церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации власти, создала идейные основы самодержавия.
Влияние христианства на русскую историю и культуру.
· Происходит укрепление государственной власти и территориального единства Киевской Руси.
· Русь была включена в европейский христианский мир. Укрепление международных связей Руси.
· Большое значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих и духовных принципов. Ускорилось изживание местных, племенных различий. Страна оказалась приобщенной к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Происходит распространение христианской морали и христианских норм поведения. Вместе с тем христианство было принято в византийском, будущем православном варианте, что привело в последствии к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от латинской Европы.
· С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия. Церковь стала центром общественной жизни, она способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы для различных слоев населения, монастыри.
· Создание Кириллом и Мефодием во второй половине IX века славянской письменности.
Таким образом, утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии - событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными причинами. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.
Хотя принятие христианства приблизило Древнюю Русь к Западу, она сохраняла ряд существенных особенностей:
· Киевская Русь – раннефеодальное государство, феодальные отношения складывались медленнее, чем на Западе. Начинается выделение частной собственности, но по сравнению с Европой этот процесс был выражен слабо.
· Основная ячейка общественного устройства – община, которая строилась на принципах коллективизма и определенных элементах демократии.
· господствовал идеал народоправства – коллективного общинного управления (вечевой идеал).
· В Древней Руси было много городов, но в отличие от Запада город на Руси – политический центр, своеобразный город-государство.
· В Древней Руси продолжало существовать народное ополчение, которое подчинялось вече. Эта традиция возникла под влиянием постоянной военной опасности.
· Киевскую Русь от Западной Европы отличал родовой принцип наследования престола.
Модуль 2. Образование и становление Российского централизованного государства ( XIV - XVI вв.) Тема 2. Московское государство в Х V 1 веке – восточная деспотия
Вопросы
1. Формирование единого государства. Реформы Избранной рады
В нашей истории XVI век стал знаменательным моментом, когда появившееся при Иване III слово «Россия» завоевало место в официальных документов и стало употребляться в царском титуле. Московское великое княжение именно в XVI веке стало превращаться в мощную державу, не считаться в которой Европа при всем желании уже не может.
Очень часто сочетание слов «Россия XVI в.» подменяется другим: «Россия Ивана Грозного». Фигура царя, полвека занимавшего трон, стала символом эпохи. Наше восприятие событий XVI в. обусловлено мошным пластом художественных образов (фильм С.Эйзенштейна, согбенная фигура царя на троне скульптора Антокольского, безумный взгляд детоубийцы на картине Репина и др.). В 1814 г. Карамзин писал о ходе своей работы над «Историей государства Российского»: «Оканчиваю Василия Ивановича и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исторической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста».
Территория Российского государства уже в начале XVI в. значительно превзошла размеры древнерусского государства. К концу правления Василия III она выросла почти в 7 раз, до 3 млн. кв. км. Но проблема состояла в том, что огромная территория России была слабо заселена. Средняя плотность населения 1-5 человек на кв. км, а в Европе 10-30 чел. Основная часть населения жила в северо-западных и центральных районах страны, что долгое время оборачивалось неравномерностью развития регионов страны.
В России XVI в. было более 200 городов, Москва была крупнейшим из них с населением100 тыс. человек, что примерно соответствовало Лондону, Венеции, Риму, Амстердаму.
В Москве появились первые большие государственные предприятия, существовавшие на государственные средства и подведомственны казне. Первое казенное предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор, чуть позднее – Печатный.
XVI век – эпоха выхода России на международную арену и формирования имперской идеологии. Первая половине века ушла на подчинение осколков Большой Орды, а уже во второй половине началось невиданное доселе продвижение на восток и запад. Покорив Казань и Астрахань, Россия Грозного стала участницей наиболее масштабного конфликта XVI в. – Ливонской войны. XVI в. – последний век пребывания на троне династии Рюриковичей.
В начале XVI века перед Россией стояла задача становления и укрепления единого российского государства. Для этого требовалось:
· завершить формирование единого общегосударственного аппарата;
· расширить территориальные пределы России исходя из растущих потребностей поместной системы.
Василий III лишь обозначил решение этих задач.
Таинственный Василий , отвергший первую жену и вопреки обычаю сбривший бороду ради юной княжны Елены Глинской, оставил нам загадку рождения Ивана Грозного. У Василия III, отца Ивана Грозного, долгое время не было детей. Жаждущий потомства, он заточил бездетную жену Соломонию Сабурову в монастырь, откуда она прокляла его будущее потомство. Василий женился на литовке Елене Глинской, дочери вельможи, сбежавшего в Россию от польского короля. После четырех лет богомолий о чадородии отчаявшийся было государь обрел наследника. – 25 августа 1530 г. при свете молний родился будущий царь Иван.
Тем временем распространились слухи, что насильственно постриженная в монахини царица Соломония родила сына. Снаряженное следствие установило смерть младенца, похороненного в Сузадьско-Покровском монастыре. Но молва не утихала: мальчика будто спасли верные люди, у уже после он стал знаменитым Жигулевским полковым командиров Кудеяром. Еще дореволюционные ученые считали предание» занятной выдумкой», пока в 1034 г. в Покровском монастыре рядом с гробницей Соломонии не обнаружили захоронение XVI в., в котором находился истлевший сверток тряпья, одетый в шелковую рубашечку. Нарушение супружеских обетов и жестокость Василия к супруге повлекли за собой предсказания о том, что наследник двоеженца станет государем-мучителем. Казанская ханша, узнав о пополнении семейства Василия III от московских гонцов, сказала им: «Родился у вас царь, у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Писали об этом и позднее, в году опричнины: «И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость».
Елена Глинская (1533 – 1538 гг.), после смерти мужа в 1533 г. , стала регентшей при малолетнем сыне. Она сумела продолжить линию мужа на усиление централизации государственной власти. Она ввела единую монетную систему в стране (1 рубль = 100 копейкам = 200 деньгам), единые меры длины, веса и объема, провела реформу местного управления. Когда начались боярские заговоры, вдовствующая Великая княгиня, как и учил ее муж, бросила в застенок всех претендентов на престол: Андрея Шуйского, Андрея Старицкого, собственного дядю, князьев Милославских, Патрикеевых, Бельских… Правил делами ее любовник Иван Овчина-Телепнев-Оболенский.
В 1538 г. Елена была отравлена, а любовник убит.
На свободе оказались все бывшие опальные князья. Страной управляла Боярская Дума, в ней шла борьба между Шуйскими и Бельскими, но победили Глинские. Иван опишет потом, что его и брата Юрия (физически и умственно неполноценного) держали, «как убожайшую чадь( как убогого), - полуголодного, в нетопленных покоях, - дров жалели. Как напишет летописец, необходимость глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное молчаливое озлобление против людей. Игры и потехи юного Великого князя уже в детстве говорили о «больших задатках». В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал с «стремнин высоких тварь бессловесную», кошек и собак. В 14 лет «начал человеков уроняти»…
Бояре не заметили, как «волчонок вырос». Когда Ивану было 13 лет, князь Шуйский заговорил с ним нагло, повелительно. И Иван вдруг, «приведши себя в бешенство». Приказал схватить князя. Скоро труп Шуйского валялся на заднем дворе… Иван же объяснил напуганным боярам случившееся так: мол, он повелел псарям всего лишь бросить обнаглевшего князя в тюрьму, а те, неумные, все перепутали и зарезали Шуйского. И добавил, что ему уже 13 лет и править теперь будет он! Вот тогда-то бояре виг перестали быть вольнодумными, стали «угодничать и угождать царю».
Иван с детства слушал рассказы доброхотов о своем предке – Иване III. И навсегда запомнил, что не гневным взглядом усмирял его дед непокорных холопов, а публичными расправами. Через несколько лет уже он, Иван IV, станет таким грозным, что дедово прозвание навсегда забудут потомки. В русской истории грозным останется один царь – он, Иван Васильевич. Иван с детства понимал; для того, чтобы стать по-настоящему грозным, Власть должна быть и ветреной. Тогда будет царить Страх. И – никто не должен знать, что в ближайшем будущем. Те, кто сегодня в милости у Государя, завтра – в опале. Только в этом случае Власть родит настоящее Повиновение».
В порыве гнева Иван скоро казнит Федора Воронцова, которого так любил в детстве… Сегодня он ненавидит бояр, а завтра, когда жители Пскова приходят жаловаться на обобравшего их Турунтая-Пронского, на них вдруг обрушивается страшный гнев. Да как они смеют обсуждать поступки его наместника, князя! Летописец рассказывает, с какой радостью молодой Иван»палил жалобщикам бороды…сам свечою поджигал… и повелел класть нагими на землю и топтал их»…
«Играя» с толпою собутыльников, он давил попавшихся под копыта горожан, «скачюще и бегающее всюду неблагочино». Загоняли девушек, как на охоте зверей, а потом насиловали… Князь Курбский напишет потом о боярах, по-холопски восхваляющих игры молодого Ивана: «Эти карлы, эти угодники говорили: «Ох, как будет храбр он и могущественен!».
В преданиях Александровской слободы сохранился рассказ о голых девах, в которых царь с опричниками стреляли из луков, а потом устраивали оргию…
В феврале в Кремль со всех концов страны были свезены самые красивые и дородные девушки. Сначала лекарь осмотрел их, а затем уже 16-летний царь Иоанн начал выбирать жену…Понравилась ему дочь московского боярина из рода Романова Анастасия Захарьина.
В 1547 году Иван IV Грозный достиг совершеннолетия и венчался на царство. Спустя 14 лет Константинопольский патриарх признал титул Ивана и прислал ему свое благословение. Правление Ивана IV длилось полвека (1533 – 1584 гг.) и было богато событиями.
Историки делят его правление на два периода: 1) коней 40-х – 50-е годы – период реформ, крупных внешне- и внутриполитических успехов; 2) 1565 -1584 годы – опричнина и её последствия.
1549 году царь созвал первый в истории России Земский Собор – совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и дворяне, духовенство. Сама идея созыва Земского Собора имела под собой цель политического ослабления главных оппонентов власти царя – боярства и церкви, которые теперь не могли полностью контролировать результаты принятых решений. В выигрыше оставалась царская власть. На Соборе было объявлено о подготовке реформ.
В том же 1549 году начало свою деятельность правительство окружением Избранной рады (1549 – 1560 гг.). В состав правительства вошли Андрей Адашев, с отцом Федором и братом Данилой, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, друг детства Андрей Курбский, родственники жены – бояре Захарьины, дьяк Висковатый. Избранной радой были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления.
Первое серьезной мероприятие Избранной рады – издание нового свода законов – Судебника 1550 года. Судебник еще более укрепил царскую власть, расширил судебный и фискальный контроль верховной власти над местным населением. Подтвердил прежние сроки выхода, увеличил плату за «пожилое», ограничил права наместников, ввел наказание за пожилое.
Реформа центрального управления. Был определен статус особых органов государственной власти – приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (отраслями государственного управления или отдельными районами страны). Военными делами руководил Разрядный приказ (поместное войско), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами – Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход и т. д. Приказом ведал боярин или дьяк. Постепенно руководство приказов из рук боярства переместилось в руки крупных государственных чиновников – дьяков. По мере распространения приказной системы усиливалась централизация и бюрократизация государственного аппарата, укреплялись позиции царской власти.
Была реорганизована и система местного управления. На местах управление было передано в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев черносошного населения, которые стали ведать судом и сбором податей, городовых приказчиков (губная реформа). В 1556 году были отменены кормления (содержание наместников их аппарата на местах за счет местного населения). Был введен общегосударственный налог, из которого им стали платить регулярное жалование, что способствовало дальнейшей государственной централизации.
Военная реформа. В ходе военной реформы прослеживается попытка уравнения бояр с дворянами. Ядро новой армии составило дворянское ополчение из посаженной под Москвой «избранной тысячи» (1070 провинциальных дворян). В соответствии с «Уложением о службе» как вотчинник, так и помещик могли начинать воинскую службу с 15 лет и передавать её по наследству. Была упорядочена обязательная для феодалов воинская служба и сбор войск. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин обязан был выставить одного воина, и явится на смотры «конно, людно, оружно». На время военных походов было ограничено местничество. Специальный устав – «Государев родословец» - упорядочивал местнические споры.
В 1550 году создается постоянное стрелецкое войско – «служилые люди по прибору», которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами и торговлей. Составлен был первый воинский устав – «Уложение по службе» (1556 год). Для пограничной службы использовались казаки.
Финансовая реформа – переход от подворного обложения к поземельному (единица налогообложения – большая соха).
В 1551 году была реформирована церковь. На Стоглавом Соборе был утвержден общероссийский пантеон святых, упорядочивалась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны, церковное землевладение было передано под контроль царя. Были усилены меры по борьбе с пороками среди священнослужителей.
Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок облик высшей власти в стране заметно изменился, а её авторитет вырос. Созданная новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 50 годы, были направлены на укрепление центральной власти, в основе, которой лежала личная власть царя.
Чем больших успехов достигала политика реформ, тем могущественней становилось государство, а значит, и его правитель. Но чем прочнее становилась власть царя, тем меньше он соглашался делить её с кем-либо.
1560 году Избранная рада пала. С реформами было покончено. Разногласия царя с его ближайшим окружением накапливались постепенно как во внутренней, так и во внешней политике.
2 Опричнина Ивана Грозного и утверждение самодержавного правления
В феврале 1565 года Иван IV учредил опричнину. Опричниной Иван IV называл выделенный им для себя в государстве удел, имевший особое войско и аппарат управления.
Вопрос о сущности опричнины является дискуссионным в отечественной исторической литературе. Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский оценивали опричнину как бессмысленный террор, приведший Россию к разрухе, а в дальнейшем к великой смуте. В.Н. Татищев и С.Ф. Платонов усматривали в опричнине конфликт царя со своими слугами. В итоге этого конфликта самодержцу удалось ликвидировать вотчинное землевладение и окончательно подорвать могущество феодальной аристократии. Марксистский подход ориентировал советских историков на поиск классовых противоречий в отечественной истории, в том числе и в становлении самодержавного правления. Существует точка зрения на опричнину как на результат психических расстройств царя, как на порождение его болезненной подозрительности и жестокости. Жертвой необузданного гнева царя стал и его сын – наследник престола Иван, которого он смертельно ранил.
Причины появления опричнины:
Объективные – 1) отношения монарха и бояр не были упорядочены; 2) государство из-за войн постоянно подчиняло интересы производителей интересам служилого класса.
Субъективные – 1) в 1554 году во время болезни Иван Грозный узнал о боярских симпатиях к Владимиру Андреевичу Старицкому (своему двоюродному брату); 2) в 1557 -1558 годах служилые не пожелали участвовать в Ливонской войне; 3) 1560 год – тяжело переживал смерть супруги Анастасии; 4) 1564 год – побег Курбского в Литву.
Опричнина официально длилась с 1565 по 1572 год, но отдельные её проявления продолжались до самой смерти Ивана Грозного.
Итоги опричнины и их влияние на дальнейший ход событий:
1. опричнина не только не привела к усилению центральной власти, а даже ослабила её;
2. террор привел к окончательному установлению в России деспотического режима. Даже феодальная элита не имела никакой защиты от произвола монарха;
3. следствием опричнины стало падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение помещиков, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. Это стало одной из причин поражения в Ливонской войне;
4. опричнина привела к экономическому кризису: государство теряет налогоплательщиков (количество погибших 10-15 тыс. человек) опричнина породила глубокий духовный кризис русского общества, пошатнулась вера в царя как «земного бога», была дискредитирована церковь, которая не смогла заступиться за паству.; происходит сокращение посевных площадей; голод – в стране погибает около 500 тыс. из 7-9 млн. населения; государство пошло на введение первых «заповедных лет» (1581/1582 года).
Таким образом, опричнина – это политика, направленная на форсированную централизацию, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти. В результате был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, прозванного в эти годы Грозным, оказавшийся гораздо менее эффективным, чем реформы 50-х годов.
3 Внешняя политика России во второй половине XVI века.
Неоднозначные результаты имела внешняя политика времен Ивана IV. Во внешней политике Московского государства в XVI веке можно выделить два основных направления: юго-восточное и северо-западное. Задачи, преследовавшиеся на этих направлениях, не могли быть решены изолированно.
Основные направления внешней политики России определялись рядом факторов, важнейшими из которых были затрудненность внешних торговых связей и неблагоприятные почвенно-климатические условия. Земли, составлявшие ядро Московского государства, были малопригодны для ведения сельского хозяйства из-за низкого плодородия почв и сурового климата, а освоению черноземов к югу от Оки препятствовало соседство татарских ханств – осколков Золотой Орды. Для России выход к Волге означал защиту от набегов татар и контроль над речным путем, связывающим русские земли с востоком. В 1552 году было покорено Казанское ханство, 1556 году – Астраханское, в 1581 – Сибирское. В 1557 году добровольно вошли в состав России Чувашия и большая часть Башкирии. Чуть позже признала зависимость Ногайская орда. Вслед за военным присоединением последовала хозяйственная колонизация этих земель и строительство новых городов.
Достигнув успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Хозяйственное развитие страны, развитие торговли и усиление политических и культурных связей со странами Запада требовали выхода к берегам Балтики. Здесь противником Русского государства с XIII века выступал Ливонский орден. Не имея выхода к Балтийскому морю, Россия вынуждена была торговать через посредников, у которых оседала большая часть прибыли. Кроме того, Польша и Литва удерживали значительную часть исконных русских земель, что также делало неизбежным их противоборство с Россией.
Начинается Ливонская война (1558 – 1583 гг.), причем успешно. В 1560 году Ливонский орден прекратил существование. Его земли перешли под власть Швеции (Северная Эстония и Ревель) и Литвы (Курляндия). В итоге Россия оказалась перед лицом сразу трех противников – Литвы, Швеции и поддерживающей их Дании.
В 1569 году в результате подписания Люблинской унии между Польшей и Литвой появилось новое государство – Речь Посполитая. К 1580 году войска Речи Посполитой заняли русские города Вележ, Усвят, захватили Великие Луки, а в 1581 году осадили Псков. Только героическая защита Пскова позволила Росси подписать в 1582 году с Речью Посполитой Ямзапольское перемирие на 10 лет без территориальных потерь.
По договору со Швецией в 1583 году последняя получила Ям, Копорье, Ивангород, а за Россией остался участок балтийского берега с устьем Невы. В 1582 году на побережье Белого моря был основан город Архангельск – первый русский морской порт.
К неудаче на западном направлении добавилась неудача на юге. В 1571 году вассал Турции, крымский хан Девлет-Гирей, прорвался со своей конницей к Москве, разорил город, сжег, разграбил его и, взяв большое количество пленных, ушел в Крым.
Итоги внешней политики Ивана Грозного противоречивы. С одной стороны, ему удалось заметно расширить территории на востоке. Однако, с другой стороны, продвижение России к западным морям и соседям встретило противодействие польско-литовского государства и Швеции. Успеху в военном противостоянии с ними мешали неэффективная экономическая система и опричный режим.. Значительные территориальные приобретения России во второй половине XVI века во многом вели к тому, что экономика страны начинала ориентироваться на развитие не «вглубь» (путем интенсификации аграрного производства), а «вширь» (за счет присоединения и освоения новых земель), для которого были необходимы дополнительные ресурсы, материальные затраты и военная мощь. В результате, по образному выражению В.О. Ключевского, «государство пухло, а народ хирел».
Таким образом, на всю внутреннюю и внешнюю политику России этого времени накладывала яркий, но подчас зловещий оттенок личность Ивана IV. Московское царство эпохи Ивана Грозного то достигала экономического успеха, то переживала великое разорение. Россия сумела проложить себе дорогу на Урал и в Сибирь, завязать торговые отношения с Европой. Но подъем промышленности и торговли сменился в конце века упадком. Россия оказалась на пороге крупнейшего национального кризиса, который разразился в самом начале XVII века.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 707.