Составление словосочетаний и предложений
Словосочетания, образованные на основе подчинительных связей, представляют собой «строительный материал» для предложений. Видами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание.
Связь слов по типу согласования требует постоянного внимания логопеда в ходе работы над составлением словосочетаний и предложений, а также в ходе поиска связи между главными членами предложения — подлежащим и сказуемым, между главными и второстепенными членами предложения — определениями, дополнениями и обстоятельствами.
Связь слов в предложении по типу согласования
Главное слово | Зависимое слово | В чём согласуются |
Существительное, местоимение (подлежащее, дополнение, обстоятельство) | Прилагательное, местоимение (определение) | Род, число, падеж |
Глагольное сказуемое соласуется с подлежащим, выраженным существительным, в числе, а в прошедшем времени — в числе и роде. (Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени — в роде и числе).
Прежде чем начать практическое усвоение согласования, нужно закрепить у детей знание категории рода.
УРОК1
Тема: Составление простых нераспространённых предложений.
Цели: Закрепить знания о категории рода существительных.
Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и сказуемого в роде и числе при составлении простых не распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко».
Л о г о п е д читает стихи.
Дети договаривают последнее слово.
Ты давно к нему привык.
Это твой родной язык.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Будь ты русский иль грузин,
Но родной язык .... (один)
Ранним утром солнце всходит.
Сколько солнц на небе бродит?
Вечером встаёт луна.
Сколько в небе лун? .... (одна)
Сердце мне не зря дано.
Лень и ночь стучит оно.
У' меня оно ....(одно)
3. Соревнование «Кто больше? >.
Дети (разделившись на три команды.1 отыскивают взглядом предметы, к которым можно было бы применить слова один, одна, одно.
4. Игра «Он — она — оно».
Оборудование: карточки словами он, пне. »н» по числу учеников). Логопед предъявляет предметные картинки. Дети поднимают соответствующую карточку.
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 1 и Рисунок 3). Дети составляют предложения, например: Девичка стоит. Мальчик бежит, (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 1 и Рисунку 3) и дополняют следующие предложения: Девочка стоит.
Она ... (устала). Она ... (школьница). Она ... (отличница). Мальчик бежит. Он ... (устал). Он ... (спортсмен). Он ... (бегун).
Итог урока.
УРОК 2
Тема: Составление простых нераспространённых предложений.
Цели: Закрепить знания о категориях рода и числа существительных.
Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и сказуемого в роде и числе при составлении простых не распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Закончи предложение».
Дети заканчивают предложения, изменяя данные в скобках слова по родам и числам.
Ручей
Река
Море
Ночник | Кот | Заяц | ||||
шумел | Лампа | светил | Кошка | спал | \ | Белка |
(-а, -о) | Солнце | (-а, -о) | Котята | (-а, | -0) | Мыши |
бежал (-а, -о)
3. Игра «Он — она — оно».
Дети цветными карандашами дописывают окончания глаголов.
Образец: Он-стоял -. Он-а стоял-а. Он-остоял-о. Он-и стоял-и.
Горел- Летел- Плыл- Сидел-
Соревнование «Заполни таблицу».
Дети (разделившись на три команды) выписывают из текста «Гроза» предложения, в которых подлежащее согласуется со сказуемым (а) в мужском роде, (б) в женском роде, (в) в среднем роде.
Набежало облако. Солнце скрылось. Небо потемнело. Подул ветер. Поднялась пыль. Пошёл дождь. Зашумел лес. Загремел гром. Сверкнула молния. Погода испортилась.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.