БИОХИМИЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКСТРАКТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задания практического тура регионального этапа XXXII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год. 11 класс.

БИОХИМИЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКСТРАКТОВ

Оборудование: Пробирки (3 пробирки с экстрактами А, В и С и 9 пустых пробирок для проведения исследований), штатив для пробирок, пипетки на 1 или 2 мл (3 пипетки для экстрактов) и по 1 пипетке для каждого из реактивов (2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя). Универсальный индикатор или лакмусовая бумага.

Целью работы: является идентификация экстрактов, полученных из пшеничной муки, пекарских дрожжей и ягод винограда.

Ход работы. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 3 мл указанных экстрактов, а также 2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя и рН-индикатор. Измерьте рН экстрактов. Отберите по 0,5 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, и проведите качественные реакции с предложенными реактивами. В случае необходимости пробирки можно нагреть на кипящей водяной бане. Запишите в соответствующих ячейках таблицы наблюдаемые Вами изменения окраски, реакции, происходящие в пробирках, и названия тех соединений, которые обеспечивают протекание этих реакций. Покажите Ваши пробирки преподавателю. На основании полученных результатов установите, какой из экстрактов содержится в каждой из пробирок (А – С).

 

Добавленные реактивы Экстракт А Экстракт В Экстракт С

В пробирке А находится экстракт _____________________________________________

В пробирке В находится экстракт _____________________________________________

В пробирке С находится экстракт _____________________________________________

ЗАДАНИЯ

Практического тура регионального этапа XXX Всероссийской

Олимпиады школьников по биологии. 2013-14 уч. год. 10 класс

БИОХИМИЯ

Задание 1. Определение концентрации белка. (10 баллов)

Рекомендуемое время – 20 минут

Оборудование и реактивы:

1. Раствор бычьего сывороточного альбумина (БСА), концентрация 8 мг/мл;

2. 5 чистых пробирок для приготовления стандартного ряда;

3. 6% раствор NaOH;

4. 2,5% раствор CuSO4;

5. Вода;

6. Пипетки на 1 – 2 мл;

7. Раствор белка неизвестной концентрации в пробирке, 2 мл.

Вам предлагается определить концентрацию белка в растворе Х. Для этого Вы должны приготовить ряд стандартных разведений белка. Вам предоставлен раствор БСА известной концентрации, вода и чистые пробирки. Прежде чем готовить пробы, заполните таблицу. (5 баллов)

Таблица 1. Приготовление стандартного ряда разведений БСА

Концентрация БСА, мг/мл   0 2 4 6 8  
Объем пробы, мл   2   2 2 2 2
Объем р-ра БСА, мл            
Объем воды, мл            

После того как Вы приготовили ряд разведений, проведите со всеми пробами, а так же с пробой Х биуретовую реакцию по схеме:

К пробе добавляют 2 мл гидроксида натрия и 1-2 капли сульфата меди. Тщательно перемешивают. Раствор, содержащий белок, окрашивается в фиолетовый цвет.

После проведения реакций, позовите экзаменатора, он оценит качество работы.

Качество работы:____________________________________(2 балла)

Сравните интенсивность окраски пробы Х с окраской проб стандартного ряда. Определите концентрацию белка в пробе Х.

Концентрация белка в пробе Х:_________________________(3 балла)

Задание 2. Определение активности ферментов. (10 баллов)

Рекомендуемое время – 20 минут

Инвертаза (сахараза) – фермент, осуществляющий гидролиз сахарозы до глюкозы и фруктозы.

Запишите уравнение реакции гидролиза сахарозы инвертазой. (3 балла)

Исследователь решил определить активность инвертазы (сахаразы) в

экстракте проростков гороха. Он определил концентрацию белка в экстракте, концентрацию глюкозы до инкубации, после чего отобрал 2 мл экстракта и добавил к нему по 3 мл раствора сахарозы с концентрацией 5 мМ. Пробы инкубировались 10 минут, после этого исследователь вновь определил концентрацию глюкозы в них. Результаты опыта представлены в таблице ниже. Проанализируйте их и заполните пустые ячейки. (5 баллов)

Концентрация белка в экстракте, мг/мл 1
Концентрация белка в пробе, мг/мл  
Концентрация сахарозы в пробах до инкубации, мМ  
Концентрация глюкозы в пробах до инкубации, мМ 0,1  
Концентрация глюкозы в пробах после инкубации, мМ 0,6
Концентрация сахарозы в пробах после инкубации, мМ  
Скорость гидролиза сахарозы в пробах, мкмоль/мин  
Удельная активность инвертазы в экстрактах, (мкмоль сахарозы)/мин на 1 мг белка  

Какие организмы способны синтезировать сахарозу?

_____________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

Какова основная функция сахарозы у этих организмов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

ЗАДАНИЯ

БИОХИМИЯ.

Оборудование, реактивы и материалы: гидроксид натрия (10%-ый р-р,NaOH), сульфат меди (1%-ый р-р, CuSO4), р-р Люголя (I2 в KI), пробирки

(10 штук), дистиллированная вода, капельницы, пипетки.

Задание 1. (4 балла) В двух пробирках находятся растворы яичного

белка и 1% крахмала. Для идентификации этих веществ используйте

качественные реакции. Используйте реагенты, имеющиеся на вашем рабочем

месте. Проведите идентификацию предложенных веществ. На основе

полученных результатов, заполните таблицу.

№ пробирки Используемые реактивы Окраска продукта Качественная реакция Обнаруженное вещество (или доказательство его отсутствия)
1
1
2
2

Задание 2. (8 баллов) Приготовьте раствор слюны. Для этого наберите в рот 5 мл дистиллированной воды из пробирки и через 2-3 минуты соберите жидкость изо рта обратно в пробирку. Внесите в пустые пробирки по 1 мл идентифицированных Вами растворов яичного белка и крахмала и добавьте к ним по 1 мл раствора слюны. Подождите 10 минут. Отберите из каждой пробирки по 0,5 мл в 2 пустые пробирки и проведите с ними качественные реакции на присутствие белка и крахмала.

№ пробирки   Растворы веществ   Используемые реактивы   Окраска продукта   Чем обусловлена окраска? Изменилась ли она после добавления раствора слюны, и если да, то почему?
  Раствор яичного белка + слюна      
  Раствор яичного белка + слюна      
  Раствор крахмала + слюна      
  Раствор крахмала + слюна      

 

Задание 3. (8 баллов) Сергей и Николай приготовили растворы слюны по приведенной выше методике, концентрация белка в которых составила 0,4 и 0,6

мг/мл соответственно. После этого они взяли по 1 мл раствора крахмала с концентрацией 10 мМ (в пересчете на глюкозу), добавили по 1 мл раствора слюны, проинкубировали 10 минут, и снова измерили концентрацию крахмала.Она составила 3 мМ и 2 мМ (в пересчете на глюкозу) соответственно.Рассчитайте удельную активность расщепляющего крахмал фермента в слюне Сергея и Николая, выразив результат в следующих единицах: микромоль глюкозы/мин на 1 мг белка.

Удельная активность фермента в слюне Сергея Удельная активность фермента в слюне Николая

Задания практического тура регионального этапа XXXI Всероссийской

ЛАБОРАТОРИЯ БИОХИМИИ

Идентификация углеводов

Ход работы. Целью работы является идентификация глюкозы, сахарозы и крахмала. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 5 мл 5% растворов углеводов, а также 2% раствор сульфата меди и 10% раствор NaОН. Отберите по 1 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, добавьте в каждую по 0,5 мл раствора сульфата меди и по 1 мл раствора щелочи, тщательно перемешайте и нагрейте в течение 3-5 минут на кипящей водяной бане. В одной из пробирок должен выпасть красный осадок.

1. Какое вещество выпадает в осадок? _______________________________________________

2. В результате какой реакции оно образуется? _____________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________

3. Какой из углеводов находится в этой пробирке? _____________________________________

На Ваших рабочих местах в пластиковых стаканчиках находится дистиллированная вода (20 мл). Наберите воду в рот, пополощите рот в течение 1-2 минут, и вылейте воду обратно в стаканчик. Из двух пробирок, в которых находятся непрореагировавшие углеводы, отберите по 1 мл растворов в чистые пробирки и добавьте в них по 1 мл воды из пластикового стаканчика.

Тщательно перемешайте растворы и проинкубируйте в течение 5 минут. Затем добавьте в каждую пробирку по 1 мл раствора сульфата меди и по 2 мл раствора щелочи, тщательно перемешайте и нагрейте в течение 3-5 минут на кипящей водяной бане. В одной из пробирок должен выпасть красный осадок.

4. Какой из углеводов находится в этой пробирке? _____________________________________

5. Какая реакция протекает с этим углеводом в присутствии слюны? Какой углевод при этом образуется?_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Какой фермент, содержащийся в слюне, обеспечивает протекание этой реакции?

_________________________________________________________________________

7. Объясните, почему в оставшейся пробирке не образуется осадок? _______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЯ

БИОХИМИЯ

Задание 1. Обнаружение биологических молекул в молоке (9 баллов)

(Рекомендуемое время – 20 минут)

Оборудование, реактивы и материалы:

1. Четыре пронумерованных пробирки;

2. 3 пипетки на 1 – 2 мл;

3. 6% раствор NaOH;

4. 2,5 % раствор CuSO4;

5. Раствор Люголя;

6. Концентрированная азотная кислота;

7. Молоко;

8. Водяная баня или горелка.

Молоко отличается наличием в своем составе большого количества разнообразных веществ. В данной работе Вам предстоит определить наличие некоторых из них в исследуемой пробе молока. Для этого добавьте в каждую из четырех пробирок 1 мл молока, проведите следующие реакции и заполните таблицу (8 баллов):

  Реакция Искомое вещество   Механизм реакции Присутствие вещества (+/-)   Отметка преподавателя  
1 Добавьте 2 мл NaOH и 1 – 2 капли CuSO4          
2 Добавьте 2 мл NaOH и 1 – 2 капли CuSO4; нагрейте раствор            
3 Добавьте 1 – 2 капли раствора Люголя        
4 Добавьте 1 – 2 капли HNO3, нагрейте раствор          

 

 

Объясните, почему молоко имеет белый цвет:_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________(1 балл)

Задание 2. Изучение работы ферментов. (11 баллов)

(Рекомендуемое время – 20 минут)

Оборудование, реактивы и материалы:

1. Экстракт картофеля

2. 5% раствор перекиси водорода;

Добавьте к экстракту картофеля 1 – 2 капли перекиси водорода. Пронаблюдайте за

выделением газа.

2.1. Запишите уравнение реакции: _______________________________________________________________________(1)

2.2. Какой (какие) фермент(ы) катализируют эту (эти) реакцию (-ии):

_______________________________________________________________________(1)

2.3. Какие функции выполняют эти ферменты в живых клетках:________________________________________________________________(1)

2.4. К суспензии клеток некоторого прокариотического организма добавили несколько капель перекиси водорода, однако выделения газа не наблюдали. Какой вывод можно сделать о метаболизме этого организма:______________________________________________________________(1)

2.5. 3 г проростков злака измельчили и смешали с 10 мл воды, после чего взвесь процедили через марлю, отцентрифугировали, осадок отбросили а супернатант собрали. К 1 мл супернатанта был добавлен перекись водорода. За первые 30 секунд реакции выделилось 2 мл газа. Рассчитайте активность фермента (мкмоль продукта/мин*г растительной ткани), осуществляющего исследуемую

реакцию, в проростке злака. Реакция шла при нормальных условиях.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3)

2.6. На рисунке изображен проросток злака. Из разных частей проростка (1 – 3) были

приготовлены экстракты, после чего была определена активность исследуемого фермента в каждой

из этих фракций. Расположите фракции в порядке возрастания удельной активности фермента и

объясните свой выбор: (4)__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Класс, кабинет БИОХИМИИ

Сначала внимательно прочтите все задание!

Задания практического тура регионального этапа XXXII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год. 11 класс.

БИОХИМИЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКСТРАКТОВ

Оборудование: Пробирки (3 пробирки с экстрактами А, В и С и 9 пустых пробирок для проведения исследований), штатив для пробирок, пипетки на 1 или 2 мл (3 пипетки для экстрактов) и по 1 пипетке для каждого из реактивов (2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя). Универсальный индикатор или лакмусовая бумага.

Целью работы: является идентификация экстрактов, полученных из пшеничной муки, пекарских дрожжей и ягод винограда.

Ход работы. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 3 мл указанных экстрактов, а также 2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя и рН-индикатор. Измерьте рН экстрактов. Отберите по 0,5 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, и проведите качественные реакции с предложенными реактивами. В случае необходимости пробирки можно нагреть на кипящей водяной бане. Запишите в соответствующих ячейках таблицы наблюдаемые Вами изменения окраски, реакции, происходящие в пробирках, и названия тех соединений, которые обеспечивают протекание этих реакций. Покажите Ваши пробирки преподавателю. На основании полученных результатов установите, какой из экстрактов содержится в каждой из пробирок (А – С).

 

Добавленные реактивы Экстракт А Экстракт В Экстракт С

В пробирке А находится экстракт _____________________________________________

В пробирке В находится экстракт _____________________________________________

В пробирке С находится экстракт _____________________________________________

ЗАДАНИЯ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1034.