Задания практического тура регионального этапа XXXII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год. 11 класс.
БИОХИМИЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКСТРАКТОВ
Оборудование: Пробирки (3 пробирки с экстрактами А, В и С и 9 пустых пробирок для проведения исследований), штатив для пробирок, пипетки на 1 или 2 мл (3 пипетки для экстрактов) и по 1 пипетке для каждого из реактивов (2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя). Универсальный индикатор или лакмусовая бумага.
Целью работы: является идентификация экстрактов, полученных из пшеничной муки, пекарских дрожжей и ягод винограда.
Ход работы. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 3 мл указанных экстрактов, а также 2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя и рН-индикатор. Измерьте рН экстрактов. Отберите по 0,5 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, и проведите качественные реакции с предложенными реактивами. В случае необходимости пробирки можно нагреть на кипящей водяной бане. Запишите в соответствующих ячейках таблицы наблюдаемые Вами изменения окраски, реакции, происходящие в пробирках, и названия тех соединений, которые обеспечивают протекание этих реакций. Покажите Ваши пробирки преподавателю. На основании полученных результатов установите, какой из экстрактов содержится в каждой из пробирок (А – С).
Добавленные реактивы | Экстракт А | Экстракт В | Экстракт С |
В пробирке А находится экстракт _____________________________________________
В пробирке В находится экстракт _____________________________________________
В пробирке С находится экстракт _____________________________________________
ЗАДАНИЯ
Практического тура регионального этапа XXX Всероссийской
Олимпиады школьников по биологии. 2013-14 уч. год. 10 класс
БИОХИМИЯ
Задание 1. Определение концентрации белка. (10 баллов)
Рекомендуемое время – 20 минут
Оборудование и реактивы:
1. Раствор бычьего сывороточного альбумина (БСА), концентрация 8 мг/мл;
2. 5 чистых пробирок для приготовления стандартного ряда;
3. 6% раствор NaOH;
4. 2,5% раствор CuSO4;
5. Вода;
6. Пипетки на 1 – 2 мл;
7. Раствор белка неизвестной концентрации в пробирке, 2 мл.
Вам предлагается определить концентрацию белка в растворе Х. Для этого Вы должны приготовить ряд стандартных разведений белка. Вам предоставлен раствор БСА известной концентрации, вода и чистые пробирки. Прежде чем готовить пробы, заполните таблицу. (5 баллов)
Таблица 1. Приготовление стандартного ряда разведений БСА
Концентрация БСА, мг/мл | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
Объем пробы, мл | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Объем р-ра БСА, мл | |||||
Объем воды, мл |
После того как Вы приготовили ряд разведений, проведите со всеми пробами, а так же с пробой Х биуретовую реакцию по схеме:
К пробе добавляют 2 мл гидроксида натрия и 1-2 капли сульфата меди. Тщательно перемешивают. Раствор, содержащий белок, окрашивается в фиолетовый цвет.
После проведения реакций, позовите экзаменатора, он оценит качество работы.
Качество работы:____________________________________(2 балла)
Сравните интенсивность окраски пробы Х с окраской проб стандартного ряда. Определите концентрацию белка в пробе Х.
Концентрация белка в пробе Х:_________________________(3 балла)
Задание 2. Определение активности ферментов. (10 баллов)
Рекомендуемое время – 20 минут
Инвертаза (сахараза) – фермент, осуществляющий гидролиз сахарозы до глюкозы и фруктозы.
Запишите уравнение реакции гидролиза сахарозы инвертазой. (3 балла)
Исследователь решил определить активность инвертазы (сахаразы) в
экстракте проростков гороха. Он определил концентрацию белка в экстракте, концентрацию глюкозы до инкубации, после чего отобрал 2 мл экстракта и добавил к нему по 3 мл раствора сахарозы с концентрацией 5 мМ. Пробы инкубировались 10 минут, после этого исследователь вновь определил концентрацию глюкозы в них. Результаты опыта представлены в таблице ниже. Проанализируйте их и заполните пустые ячейки. (5 баллов)
Концентрация белка в экстракте, мг/мл | 1 |
Концентрация белка в пробе, мг/мл | |
Концентрация сахарозы в пробах до инкубации, мМ | |
Концентрация глюкозы в пробах до инкубации, мМ | 0,1 |
Концентрация глюкозы в пробах после инкубации, мМ | 0,6 |
Концентрация сахарозы в пробах после инкубации, мМ | |
Скорость гидролиза сахарозы в пробах, мкмоль/мин | |
Удельная активность инвертазы в экстрактах, (мкмоль сахарозы)/мин на 1 мг белка |
Какие организмы способны синтезировать сахарозу?
_____________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
Какова основная функция сахарозы у этих организмов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
ЗАДАНИЯ
БИОХИМИЯ.
Оборудование, реактивы и материалы: гидроксид натрия (10%-ый р-р,NaOH), сульфат меди (1%-ый р-р, CuSO4), р-р Люголя (I2 в KI), пробирки
(10 штук), дистиллированная вода, капельницы, пипетки.
Задание 1. (4 балла) В двух пробирках находятся растворы яичного
белка и 1% крахмала. Для идентификации этих веществ используйте
качественные реакции. Используйте реагенты, имеющиеся на вашем рабочем
месте. Проведите идентификацию предложенных веществ. На основе
полученных результатов, заполните таблицу.
№ пробирки | Используемые реактивы | Окраска продукта | Качественная реакция | Обнаруженное вещество (или доказательство его отсутствия) |
1 | ||||
1 | ||||
2 | ||||
2 |
Задание 2. (8 баллов) Приготовьте раствор слюны. Для этого наберите в рот 5 мл дистиллированной воды из пробирки и через 2-3 минуты соберите жидкость изо рта обратно в пробирку. Внесите в пустые пробирки по 1 мл идентифицированных Вами растворов яичного белка и крахмала и добавьте к ним по 1 мл раствора слюны. Подождите 10 минут. Отберите из каждой пробирки по 0,5 мл в 2 пустые пробирки и проведите с ними качественные реакции на присутствие белка и крахмала.
№ пробирки | Растворы веществ | Используемые реактивы | Окраска продукта | Чем обусловлена окраска? Изменилась ли она после добавления раствора слюны, и если да, то почему? |
Раствор яичного белка + слюна | ||||
Раствор яичного белка + слюна | ||||
Раствор крахмала + слюна | ||||
Раствор крахмала + слюна |
Задание 3. (8 баллов) Сергей и Николай приготовили растворы слюны по приведенной выше методике, концентрация белка в которых составила 0,4 и 0,6
мг/мл соответственно. После этого они взяли по 1 мл раствора крахмала с концентрацией 10 мМ (в пересчете на глюкозу), добавили по 1 мл раствора слюны, проинкубировали 10 минут, и снова измерили концентрацию крахмала.Она составила 3 мМ и 2 мМ (в пересчете на глюкозу) соответственно.Рассчитайте удельную активность расщепляющего крахмал фермента в слюне Сергея и Николая, выразив результат в следующих единицах: микромоль глюкозы/мин на 1 мг белка.
Удельная активность фермента в слюне Сергея | Удельная активность фермента в слюне Николая |
Задания практического тура регионального этапа XXXI Всероссийской
ЛАБОРАТОРИЯ БИОХИМИИ
Идентификация углеводов
Ход работы. Целью работы является идентификация глюкозы, сахарозы и крахмала. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 5 мл 5% растворов углеводов, а также 2% раствор сульфата меди и 10% раствор NaОН. Отберите по 1 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, добавьте в каждую по 0,5 мл раствора сульфата меди и по 1 мл раствора щелочи, тщательно перемешайте и нагрейте в течение 3-5 минут на кипящей водяной бане. В одной из пробирок должен выпасть красный осадок.
1. Какое вещество выпадает в осадок? _______________________________________________
2. В результате какой реакции оно образуется? _____________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________
3. Какой из углеводов находится в этой пробирке? _____________________________________
На Ваших рабочих местах в пластиковых стаканчиках находится дистиллированная вода (20 мл). Наберите воду в рот, пополощите рот в течение 1-2 минут, и вылейте воду обратно в стаканчик. Из двух пробирок, в которых находятся непрореагировавшие углеводы, отберите по 1 мл растворов в чистые пробирки и добавьте в них по 1 мл воды из пластикового стаканчика.
Тщательно перемешайте растворы и проинкубируйте в течение 5 минут. Затем добавьте в каждую пробирку по 1 мл раствора сульфата меди и по 2 мл раствора щелочи, тщательно перемешайте и нагрейте в течение 3-5 минут на кипящей водяной бане. В одной из пробирок должен выпасть красный осадок.
4. Какой из углеводов находится в этой пробирке? _____________________________________
5. Какая реакция протекает с этим углеводом в присутствии слюны? Какой углевод при этом образуется?_______________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Какой фермент, содержащийся в слюне, обеспечивает протекание этой реакции?
_________________________________________________________________________
7. Объясните, почему в оставшейся пробирке не образуется осадок? _______________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
БИОХИМИЯ
Задание 1. Обнаружение биологических молекул в молоке (9 баллов)
(Рекомендуемое время – 20 минут)
Оборудование, реактивы и материалы:
1. Четыре пронумерованных пробирки;
2. 3 пипетки на 1 – 2 мл;
3. 6% раствор NaOH;
4. 2,5 % раствор CuSO4;
5. Раствор Люголя;
6. Концентрированная азотная кислота;
7. Молоко;
8. Водяная баня или горелка.
Молоко отличается наличием в своем составе большого количества разнообразных веществ. В данной работе Вам предстоит определить наличие некоторых из них в исследуемой пробе молока. Для этого добавьте в каждую из четырех пробирок 1 мл молока, проведите следующие реакции и заполните таблицу (8 баллов):
Реакция | Искомое вещество | Механизм реакции | Присутствие вещества (+/-) | Отметка преподавателя | |
1 | Добавьте 2 мл NaOH и 1 – 2 капли CuSO4 | ||||
2 | Добавьте 2 мл NaOH и 1 – 2 капли CuSO4; нагрейте раствор | ||||
3 | Добавьте 1 – 2 капли раствора Люголя | ||||
4 | Добавьте 1 – 2 капли HNO3, нагрейте раствор |
Объясните, почему молоко имеет белый цвет:_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________(1 балл)
Задание 2. Изучение работы ферментов. (11 баллов)
(Рекомендуемое время – 20 минут)
Оборудование, реактивы и материалы:
1. Экстракт картофеля
2. 5% раствор перекиси водорода;
Добавьте к экстракту картофеля 1 – 2 капли перекиси водорода. Пронаблюдайте за
выделением газа.
2.1. Запишите уравнение реакции: _______________________________________________________________________(1)
2.2. Какой (какие) фермент(ы) катализируют эту (эти) реакцию (-ии):
_______________________________________________________________________(1)
2.3. Какие функции выполняют эти ферменты в живых клетках:________________________________________________________________(1)
2.4. К суспензии клеток некоторого прокариотического организма добавили несколько капель перекиси водорода, однако выделения газа не наблюдали. Какой вывод можно сделать о метаболизме этого организма:______________________________________________________________(1)
2.5. 3 г проростков злака измельчили и смешали с 10 мл воды, после чего взвесь процедили через марлю, отцентрифугировали, осадок отбросили а супернатант собрали. К 1 мл супернатанта был добавлен перекись водорода. За первые 30 секунд реакции выделилось 2 мл газа. Рассчитайте активность фермента (мкмоль продукта/мин*г растительной ткани), осуществляющего исследуемую
реакцию, в проростке злака. Реакция шла при нормальных условиях.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(3)
2.6. На рисунке изображен проросток злака. Из разных частей проростка (1 – 3) были
приготовлены экстракты, после чего была определена активность исследуемого фермента в каждой
из этих фракций. Расположите фракции в порядке возрастания удельной активности фермента и
объясните свой выбор: (4)__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания
Класс, кабинет БИОХИМИИ
Сначала внимательно прочтите все задание!
Задания практического тура регионального этапа XXXII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год. 11 класс.
БИОХИМИЯ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭКСТРАКТОВ
Оборудование: Пробирки (3 пробирки с экстрактами А, В и С и 9 пустых пробирок для проведения исследований), штатив для пробирок, пипетки на 1 или 2 мл (3 пипетки для экстрактов) и по 1 пипетке для каждого из реактивов (2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя). Универсальный индикатор или лакмусовая бумага.
Целью работы: является идентификация экстрактов, полученных из пшеничной муки, пекарских дрожжей и ягод винограда.
Ход работы. В штативах на Ваших рабочих местах находятся 3 пробирки (А, В и С), содержащие по 3 мл указанных экстрактов, а также 2% раствор сульфата меди, 10% раствор NaОН, раствор Люголя и рН-индикатор. Измерьте рН экстрактов. Отберите по 0,5 мл растворов из пробирок А – С в чистые пробирки, и проведите качественные реакции с предложенными реактивами. В случае необходимости пробирки можно нагреть на кипящей водяной бане. Запишите в соответствующих ячейках таблицы наблюдаемые Вами изменения окраски, реакции, происходящие в пробирках, и названия тех соединений, которые обеспечивают протекание этих реакций. Покажите Ваши пробирки преподавателю. На основании полученных результатов установите, какой из экстрактов содержится в каждой из пробирок (А – С).
Добавленные реактивы | Экстракт А | Экстракт В | Экстракт С |
В пробирке А находится экстракт _____________________________________________
В пробирке В находится экстракт _____________________________________________
В пробирке С находится экстракт _____________________________________________
ЗАДАНИЯ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1034.