Принципы
В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
— охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
— отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
— быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
— отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
— ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
— обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
— быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации, обеспечивающей и
регламентирующей деятельность педагога – психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности психолога. Комплект (пакет) документации психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
· Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
· Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
· Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
2. График работы.
3. Годовой план работы
4. Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
¨ Диагностика (А);
¨ Консультирование (Б);
¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
¨ Просветительская работа (Д);
¨ Организационно-методическая работа (Е);
¨ Экспертная работа (Ж).
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
10. Требования к авторским программам (Форма № 10).
11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
13. Сводные таблицы по скринингу.
14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
17.Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
18.Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
19.Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
· Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
· При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.
· При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
· Годовой план работы педагога-психолога согласовывается руководителем образовательного учреждения руководителем отдела педагогичес кой психологии и утверждается директором Центра
· Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
· Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
· К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета, заполнение ежедневной документации и др.
! форму плана смотри в приложении
Форма № 2А (по желанию)
План работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Дата | Планируемые мероприятия | Время и место проведения | Примечание |
понедельник | 1. 2. 3. | ||
вторник | |||
среда | |||
четверг | Методический день | ||
пятница | |||
суббота |
Форма № 3
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка
по дням недели)
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
· Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
ü Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
ü Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
ü Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности
педагога – психолога школы (из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).
Направление деятельности | категория | форма | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | В месяц | за учебный год | |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
180 |
Тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Углуб. обследов | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Консультативное | Педагоги | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 |
216 | |
Родители | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Дети | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Развивающее И коррекционное | Дети | Индив. занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 108 |
180 |
групповые | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
72 | |
Родители | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | |||
Дети | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | |||
18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | 72 часа | 648 часов | Все-го |
Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавления
Итого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа
684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку
Психологи ДОУ могут консультативные часы и просветительские, заложенные на детей, перебросить на диагностику детей (увеличив наблюдение), а также на просвещение родителей и педагогов.
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Вторник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Среда | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Четверг | 4 часа | 4 часа | |
Пятница | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Методическое направление в работе психолога
(примерные часы из расчета 18 часов на 1 ставку)
Вид деятельности | Нед. | Мес. | год |
Участие в работе общего совещания (по циклограмме Центра 1-й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Работа психолога в лабораториях Центра ( по циклограмме ___-й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе «Рабочих групп» ( по циклограмме__ -й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе семинаров разного уровня: городских, областных, региональных и т.п, а также внутренних мероприятий на базе своего ОУ, ( сюда же относится работа в ПМПк ОУ, круглого стола, пед. советы, заседания, совещания и т.п.) | 2 ч | 8 ч | 72 ч |
Прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, самообразование. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Планирование, отчётность, написание справок, психологических заключений, обработка диагностических результатов, подготовка к выступлениям на родительском собрании, семинаре, педсовете и др. | 8 ч | 32 ч | 286 ч |
Подготовка радиопередачи, статьи в газету. Статей в «уголки психолога», стенды для родителей и т.п. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Ежедневное заполнение документации (0,5 часа в день) | 2.5 ч | 10 ч | 90 ч |
всего | 70 | 630 |
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога дошкольного учреждения
День недели | Время | Содержание работы |
Понедель-ник | 9.00-12.00 | Психодиагностика (индивидуальная, групповая) |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.00 | Оформление документации | |
14.00-15.30 | Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение | |
15.30-17.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) | |
Вторник | 9.00-10.00 | Подготовка к занятиям |
10.00-12.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые) | |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-17.00 | Обработка результатов | |
Среда | 8.30-10.00 | Консультирование родителей (индивидуальное) |
10.00-12.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые) | |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.30 | Консультирование родителей (индивидуальное) | |
14.30-18.00 | Подготовка к занятиям | |
Четверг | 9.00-16.00 | Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.) |
Пятница | 11.00-12.30 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) |
12.30-14.00 | Оформление документации | |
14.00-15.30 | Консультирование педагогов, воспитателей (индивидуальное) | |
15.30-18.00 | Консультирование родителей (индивидуальное) Психологический лекторий для родителей |
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 9.00 – 11.30 | Подготовка к занятиям |
11.30-13.00 | Психодиагностика | |
13.00-15.00 | Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое) | |
Вторник | 12.00 –14.00 | Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы) |
14.00-16.00 | Подготовка к занятиям | |
16.00-18.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено) | |
Среда | 12.00-13.30 | Психодиагностика |
13.30-14.00 | Подготовка к занятиям | |
14.00-15.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) | |
15.00-16.30 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа) | |
16.30-18.00 | Обработка результатов | |
Четверг | 9.00-15.00 | Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.) |
Пятница | 9.00-11.30 | Обработка результатов |
11.30-13.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые) | |
13.00-15.00 | Консультирование учащихся (индивидуальное) | |
Суббота | 9.00-11.00 | Оформление документации |
11.00-12.30 | Консультирование педагогов (индивидуальное) | |
12.30-13.30 | Оформление кабинета | |
13.30-15.00 | Консультирование родителей (индивидуальное, групповое). Психологическое просвещение родителей (лекторий) |
Формы № 4 А-Ж (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы.
· Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
· Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
· Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
· Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
· Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности
· Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами
Формы № 4 А
¨ Диагностика
Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Дата, время | Ф.И.О. возраст | От кого поступил запрос | Характер диагностики | Примечания рекомендации |
Формы № 4 Б
¨ Консультирование
* Характер консультации - первичная, повторная и т.п.
* В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации
* В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту
Журнал консультаций педагога-психолога / книга приёма
№ п/п | Дата и время проведе ния | Консультируемые (код) | Повод обращения | Проблемы (выявленные) | Динамика изменений | Примечание |
1. | ||||||
Формы № 4 В
¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальным программам, получившим экспертную оценку вышестоящего звена службы и утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника (Смотри форму № 10)
Дата | С кем проводится занятие | Тема занятия | Примечание |
Формы № 4 Г
¨ Групповая развивающая и коррекционная работа
* Групповая коррекционно-развивающая работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
* Групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся по программам, утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника
Журнал учета групповых форм работы
№ п/п | Список участников |
Дата проведения | Дата | Тема. Название занятия | Примечание | |||||||
Формы № 4 Д
¨ Просветительская работа
Дата проведения | Категория слушателей | Форма мероприятия | Тема | Примечание |
Формы № 4 Е
¨ Экспертная работа
Дата проведения | Цель проведения, форма | Примечание |
Формы № 4 Ж
¨ Организационно-методическая работа
Дата | Содержание работы | Примечание |
Формы № 5 А-Б (обязательные)
Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки педагога-психолога образовательного учреждения
· В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета.
· Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.
· Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
· Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.
· При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфидициальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.)
· В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку(отчёт)
Статистическая справка (отчёт) Форма № 5 Б (обязательная)
Смотреть в приложении
Формы № 6 А-Г (в качестве образца)
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть, отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики ребенка, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.
Форма № 6 А
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Педагог-психолог________________________________________________________________
Сроки проведения исследования__________________________________________________
Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)__________________________________
Причина исследования___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
План исследования, рабочая гипотеза_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы и работоспособность_________________________________________________
________________________________________________________________________________
Примененные методики ( автор, название)__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты исследования:
Количественные данные
Задание | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение |
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________
________________________________________________________________________________
Дата__________________________
Педагог-психолог_______________
II. Познавательное развитие
Цвета_________________________________________________________________
Формы________________________________________________________________
Величины_____________________________________________________________
Целостности объектов___________________________________________________
2.Мышление___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Предметные действия___________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Воображение__________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Память_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Речь__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Внимание_____________________________________________________________
______________________________________________________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование__________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность____________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Игра_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
VI. Особенности развития
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: _______________
Форма № 6 В
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка _______________________________________________________________
Код ребенка
Возраст ребенка_______________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Ф.И.О. психолога______________________________________________________________
II. Познавательное развитие
1. Восприятие______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Мышление_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Форма мыслительной деятельности____________________________________________
Моделирование_____________________________________________________________
*Классификации и обобщение________________________________________________
Схематизация______________________________________________________________
3. Воображение_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Память__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Речь____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Внимание________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
V. Детская компетентность
1. Конструирование____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Игровая деятельность________________________________________________________
предметно-дидактическая игра___________________________________________________
сюжетно-ролевая игра__________________________________________________________
VI. Особенности развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: ______________
Форма № 6 Г
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.
I. Общий раздел
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.
II. Специальная часть
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.
Форма № 7 ( обязательная )
Восприятие
__________________________________________________________________
Внимание:
__________________________________________________________________
Память:
__________________________________________________________________
Мышление: __________________________________________________________________
V . Рекомендации
Рекомендации педагогам___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI . Занятия с психологом
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII . Динамика
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_________________________
Форма № 8 (обязательная)
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации программы______________________________________
__________________________________________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________________Список литературы _______________________________________________
__________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ________________________
Форма № 9 (обязательная)
Программа
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _____________
_____________________________________________________________________________
ФИО, возраст, класс
Название программы «____________________________________________________
____________________________________________________________________________»
Программа составлена на основе____________________________________
__________________________________________________________________
Цель программы___________________________________________________
__________________________________________________________________Сроки реализации программы______________________________________
Планируемые результаты психологической работы___________________
__________________________________________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) ______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)_____________________
__________________________________________________________________Список литературы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ____________________ ____________________
Форма № 10
Требования к авторским программам
Протоколы
Форма № 11 А
Протокол беседы
Ф.И.О. ребенка:_____________________________________________________
Возраст:___________________________________________________________
Цель беседы:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вопросы к беседе | Ход беседы | Примечания |
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_________________________________
Психолог: _______________________ __________________
ФИО
Форма № 11 Б
Протокол
коррекционного занятия___________________________________________
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________
Общее время:______________________________________________________
Цель занятия:______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы и технологии:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы коррекционного занятия | Ход коррекционного занятия | Примечания | ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_________________________________
Психолог: _______________________ __________________
ФИО
Форма № 11 В
Протокол
Представление
Форма № 13
М.П.
Форма №15
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
Характеристика
на Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________
Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)
Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)
Психологические особенности
Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
Интеллектуальное развитие
Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания
Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе
Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
Элементы развития логического мышления
Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)
Нарушение критичности
Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
Журнал записи детей на ПМПк
№№ п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Пол | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
Форма №16 (Б)
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
№№ п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Пол | Проблема | Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк | Рекомен дации | Состав ПМПк |
Форма №17
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
Основные блоки
1. «Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из медицинской карты;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
Форма №18
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства
ПМПК __________________________________________________________
(указать уровень)
и ПМПк образовательного учреждения _________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется: | ПМПК обязуется: |
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: · при возникновении трудностей диагностики; · в спорных и конфликтных случаях; · при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: · о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; · о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; · об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. | 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей обо всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. |
Руководитель Образовательного учреждения ______________(подпись) МП Председатель консилиума _______________(подпись) | Председатель ПМПК _______________(подпись) МП |
Форма №19
Проект приказа
ПРИКАЗЫВАЮ:
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума
Фамилия___________________________________________________________
Имя_______________________________________________________________Отчество__________________________________________________________
Число, месяц, год, рождения_________________________________________
Дата обследования_________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины направления на ПМПК:_____________________________________
__________________________________________________________________
Жалобы родителей:_________________________________________________
__________________________________________________________________
Мнение учителей:___________________________________________________
Приложение (отметить наличие):
1. Педагогическое представление.
2. Психологическое представление.
3. Логопедическое представление.
4. Выписка из истории болезни.
5. Другие документы:
__________________________________________________________________
Заключение консилиума:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:
__________________________________________________________________
Члены психолого-медико-педагогического консилиума:
(Специальность, подпись)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М.П.
Форма № 21
Литература
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.
2. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. – М., 1998.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1995.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
5. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М., 2000.
6. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. – М., ТЦ Сфера, 2004.
7. Нормативно-правовые документы для педагогов-психологов образования. Выпуск 1./ сост.И.М. Каманов - М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 1997.
9. Приложения к инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999.
10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / под общ. Ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
11. Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». -Школьный психолог, 2002.
Принципы
В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
— охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
— отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
— быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
— отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
— ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
— обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
— быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации, обеспечивающей и
регламентирующей деятельность педагога – психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности психолога. Комплект (пакет) документации психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»;
· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
· Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
· Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
· Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
· Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
2. График работы.
3. Годовой план работы
4. Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
¨ Диагностика (А);
¨ Консультирование (Б);
¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
¨ Просветительская работа (Д);
¨ Организационно-методическая работа (Е);
¨ Экспертная работа (Ж).
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
10. Требования к авторским программам (Форма № 10).
11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
13. Сводные таблицы по скринингу.
14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
17.Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
18.Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
19.Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
· Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
· При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.
· При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
· Годовой план работы педагога-психолога согласовывается руководителем образовательного учреждения руководителем отдела педагогичес кой психологии и утверждается директором Центра
· Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
· Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
· К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета, заполнение ежедневной документации и др.
! форму плана смотри в приложении
Форма № 2А (по желанию)
План работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Дата | Планируемые мероприятия | Время и место проведения | Примечание |
понедельник | 1. 2. 3. | ||
вторник | |||
среда | |||
четверг | Методический день | ||
пятница | |||
суббота |
Форма № 3
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка
по дням недели)
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
· Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
ü Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
ü Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
ü Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности
педагога – психолога школы (из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).
Направление деятельности | категория | форма | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | В месяц | за учебный год | |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
180 |
Тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Углуб. обследов | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Консультативное | Педагоги | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 |
216 | |
Родители | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Дети | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Развивающее И коррекционное | Дети | Индив. занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 108 |
180 |
групповые | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
72 | |
Родители | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | |||
Дети | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | |||
18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | 72 часа | 648 часов | Все-го |
Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавления
Итого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа
684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку
Психологи ДОУ могут консультативные часы и просветительские, заложенные на детей, перебросить на диагностику детей (увеличив наблюдение), а также на просвещение родителей и педагогов.
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Вторник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Среда | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Четверг | 4 часа | 4 часа | |
Пятница | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Методическое направление в работе психолога
(примерные часы из расчета 18 часов на 1 ставку)
Вид деятельности | Нед. | Мес. | год |
Участие в работе общего совещания (по циклограмме Центра 1-й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Работа психолога в лабораториях Центра ( по циклограмме ___-й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе «Рабочих групп» ( по циклограмме__ -й четверг месяца) | 4 ч | 36 ч | |
Участие в работе семинаров разного уровня: городских, областных, региональных и т.п, а также внутренних мероприятий на базе своего ОУ, ( сюда же относится работа в ПМПк ОУ, круглого стола, пед. советы, заседания, совещания и т.п.) | 2 ч | 8 ч | 72 ч |
Прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, самообразование. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Планирование, отчётность, написание справок, психологических заключений, обработка диагностических результатов, подготовка к выступлениям на родительском собрании, семинаре, педсовете и др. | 8 ч | 32 ч | 286 ч |
Подготовка радиопередачи, статьи в газету. Статей в «уголки психолога», стенды для родителей и т.п. | 1 ч | 4 ч | 36 ч |
Ежедневное заполнение документации (0,5 часа в день) | 2.5 ч | 10 ч | 90 ч |
всего | 70 | 630 |
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога дошкольного учреждения
День недели | Время | Содержание работы |
Понедель-ник | 9.00-12.00 | Психодиагностика (индивидуальная, групповая) |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.00 | Оформление документации | |
14.00-15.30 | Консультирование педагогов, воспитателей. Психологическое просвещение | |
15.30-17.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) | |
Вторник | 9.00-10.00 | Подготовка к занятиям |
10.00-12.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые) | |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-17.00 | Обработка результатов | |
Среда | 8.30-10.00 | Консультирование родителей (индивидуальное) |
10.00-12.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые) | |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.30 | Консультирование родителей (индивидуальное) | |
14.30-18.00 | Подготовка к занятиям | |
Четверг | 9.00-16.00 | Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.) |
Пятница | 11.00-12.30 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) |
12.30-14.00 | Оформление документации | |
14.00-15.30 | Консультирование педагогов, воспитателей (индивидуальное) | |
15.30-18.00 | Консультирование родителей (индивидуальное) Психологический лекторий для родителей |
Примерная Циклограмма работы
педагога-психолога образовательного учреждения
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 9.00 – 11.30 | Подготовка к занятиям |
11.30-13.00 | Психодиагностика | |
13.00-15.00 | Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое) | |
Вторник | 12.00 –14.00 | Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы) |
14.00-16.00 | Подготовка к занятиям | |
16.00-18.00 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено) | |
Среда | 12.00-13.30 | Психодиагностика |
13.30-14.00 | Подготовка к занятиям | |
14.00-15.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) | |
15.00-16.30 | Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа) | |
16.30-18.00 | Обработка результатов | |
Четверг | 9.00-15.00 | Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.) |
Пятница | 9.00-11.30 | Обработка результатов |
11.30-13.00 | Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые) | |
13.00-15.00 | Консультирование учащихся (индивидуальное) | |
Суббота | 9.00-11.00 | Оформление документации |
11.00-12.30 | Консультирование педагогов (индивидуальное) | |
12.30-13.30 | Оформление кабинета | |
13.30-15.00 | Консультирование родителей (индивидуальное, групповое). Психологическое просвещение родителей (лекторий) |
Формы № 4 А-Ж (обязательные)
Журналы учета видов работы
Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы.
· Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года
· Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные
· Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога
· Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа.
· Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности
· Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами
Формы № 4 А
¨ Диагностика
Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Дата, время | Ф.И.О. возраст | От кого поступил запрос | Характер диагностики | Примечания рекомендации |
Формы № 4 Б
¨ Консультирование
* Характер консультации - первичная, повторная и т.п.
* В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации
* В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту
Журнал консультаций педагога-психолога / книга приёма
№ п/п | Дата и время проведе ния | Консультируемые (код) | Повод обращения | Проблемы (выявленные) | Динамика изменений | Примечание |
1. | ||||||
Формы № 4 В
¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальным программам, получившим экспертную оценку вышестоящего звена службы и утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника (Смотри форму № 10)
Дата | С кем проводится занятие | Тема занятия | Примечание |
Формы № 4 Г
¨ Групповая развивающая и коррекционная работа
* Групповая коррекционно-развивающая работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
* Групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся по программам, утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника
Журнал учета групповых форм работы
№ п/п | Список участников |
Дата проведения | Дата | Тема. Название занятия | Примечание | |||||||
Формы № 4 Д
¨ Просветительская работа
Дата проведения | Категория слушателей | Форма мероприятия | Тема | Примечание |
Формы № 4 Е
¨ Экспертная работа
Дата проведения | Цель проведения, форма | Примечание |
Формы № 4 Ж
¨ Организационно-методическая работа
Дата | Содержание работы | Примечание |
Формы № 5 А-Б (обязательные)
Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки педагога-психолога образовательного учреждения
· В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета.
· Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности.
· Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
· Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.
· При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфидициальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.)
· В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку(отчёт)
Статистическая справка (отчёт) Форма № 5 Б (обязательная)
Смотреть в приложении
Формы № 6 А-Г (в качестве образца)
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть, отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики ребенка, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.
Форма № 6 А
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Педагог-психолог________________________________________________________________
Сроки проведения исследования__________________________________________________
Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)__________________________________
Причина исследования___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
План исследования, рабочая гипотеза_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы и работоспособность_________________________________________________
________________________________________________________________________________
Примененные методики ( автор, название)__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании_______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты исследования:
Количественные данные
Задание | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение |
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________
________________________________________________________________________________
Дата__________________________
Педагог-психолог_______________
Результаты тестирования класса, группы
Результаты тестирования ________________(класс)
№ | Ф.И.О. тестируемого | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
8. | ||||||||
9. | ||||||||
10. | ||||||||
11. | ||||||||
12. | ||||||||
13. | ||||||||
14. | ||||||||
15. | ||||||||
16. | ||||||||
17. | ||||||||
18. | ||||||||
19. |
Дата_________________ Педагог-психолог___________________
Форма № 6 Б
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка _________________________________________________________________________
Код ребенка
Возраст ребенка__________________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Ф.И.О. психолога_______________________________________________________________
Дата: 2019-02-02, просмотров: 328.