До Петра I Федор ввел систему налогообложения, которая зависла от урожая. Дворы снизились на 20 % , люди пытались обойти налоги: ломали заборы, делали общий забор (сказал Татищев) .
Петр I перешел к налогам с каждого мужчины, но многие уклонялись
В 1719 году – ревизия на 3 года.
В России – 6,5 млн. мужчин, население 13 млн. человек, не считая дворян и священников (с ними 16 млн. человек).
С человека в год брали 74 копейки, крестьяне платили 40 копеек.
В ходе ревизии исчезло холопство, бежало много крестьян.
Петр I хотел разместить на границе войска, чтобы они не бежали. Гулящие люди платили налоги тоже.
После Северной войны он пытался восстановить порядок в стране, с этой целью разместил солдат в уездах. Для солдат в уездах строились казармы, но многие солдаты жили вместе с крестьянами.
В Сенат пошли жалобы о том, что вместо 3х раз в год, солдаты брали больше. Таким образом, крестьяне стали бояться не разбойников, а солдат.
Социальная политика в отношении крестьян имела последствия:
1) Соц.структура упростилась;
2) Границы между соц. группами более жесткие;
3) Увеличилось влияние государства на соц-й строй общества.
Крестьяне. С царствованием Петра I связан новый виток в развитии крепостного права, сопровождавшийся ужесточением крепостнического режима и увеличением численности закрепощённого и феодально-зависимого населения.
В связи с созданием регулярной армии, военно-морского флота и Северной войной появилось множество новых повинностей, неведомых крестьянам предшествующего времени: мобилизации на строительство кораблей, подводная и постойная повинности. Новой и самой обременительной повинностью была рекрутская, когда семья навсегда лишалась работника. Периодичность набора рекрутов зависела от потерь на театре военных действий.
Ничто так не угнетало крестьян, как появление множества новых налогов. Введение их было беспорядочным, назначались они по мере надобности в деньгах на покрытие возникавших одна за другой прорех в бюджете.
Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718 – 1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.
Начиная с 1678 г. единицей обложения в стране был двор. В первом десятилетии XVIII в. правительство, испытывая большую нужду в деньгах и рассчитывая на прирост населения, решило в 1710 г. провести новую перепись, обнаружившую уменьшение населения. Основная причина выявленной «пустоты» состояла в бегстве крестьян. Но вместе с тем имела значение и утайка дворов помещиками. Чтобы уменьшить число плательщиков, они нередко объединяли несколько семей родственников, а иногда и чужих друг другу людей в один двор.
В 1718 г. правительство приступило к проведению подушной переписи населения, причём эта задача была возложена на самих помещиков, которых обязали предоставить сведения в течение года. Но прошло несколько лет, а помещики, несмотря на неоднократно повторявшиеся грозные указы правительства, сведений не подавали, а те из дворян, которые предоставили их, как выяснилось, показали в них не всё число крепостных, которыми они фактически владели.
Не добившись «сказок» о численности населения от помещиков и монастырей, правительство в 1722 г. решило обревизовать наличные ведомости и для этого привлекло офицеров. Таким образом, с 1722 по 1724 г. была проведена ревизия результатов первой переписи. С этого времени переписи получили название ревизий.
Проведённая ревизия и связанная с ней податная реформа имели троякое значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в том, что она позволила перейти от подворного обложения к подушному.
На крестьян было возложено содержание армии, а на посадских – флота. Размер подати определили арифметическим путём: 4 млн руб., требуемых на армию, разделили на число крестьян-налогоплательщиков, получилась сумма в 74 коп. Налог с посадских составлял 1 руб. 14 коп. Подушная подать была обременительнее налогов, взимавшихся до её введения, но насколько – точно установить пока не удаётся.
В целом доход государства по смете 1724 г. по сравнению с 1680 г. увеличился в 3 раза. Это не значит, что налоговый гнёт давил с тройной силой: на рост доходов немаловажное влияние оказывало значительное увеличение численности налогоплательщиков, а также возросшие поступления от развивавшихся промышленности и торговли.
Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей после Уложения 1649 г. вехой в развитии крепостного права. Если Уложение оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые либо были свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те и другие становились навечно крепостными.
В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясашные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн душ мужского пола. Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40-копеечный оброк, т. е. сумму, которую, как считали, вносила мужская душа помещику, монастырю и дворцовому ведомству. Это означало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.
Первая ревизия, таким образом, пристроила к государственному или владельческому тяглу всё трудовое население страны, не оставив среди сельских жителей людей, свободных от крепостной зависимости.
Третий аспект ревизии – полицейский – состоял во введении в странепаспортной системы. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 вёрст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Паспортная система затрудняла перемещение сельского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Она облегчила борьбу с бегством, в чём и состояло её главное назначение: всякий, кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 565.