Управление учреждением
ГК закрепляет только один обязательный орган учреждения - руководителя. Он может назначаться (общее правило), а может избираться в особом порядке, установленном законом, но при этом должен утверждаться учредителем.
В основном особенности управления устанавливаются не для типов учреждений, а для видов по сферам деятельности. Например, для образовательных учреждений предусмотрено несколько коллегиальных органов: конференция трудового коллектива, ученый совет.
28. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права: правоспособность, формы и порядок участия в гражданском обороте, гражданско-правовая ответственность
В нашем правопорядке публичные образования являются особыми субъектами гражданского права и не относятся к юридическим лицам.
Правоспособность
В п. 1 ст. 124 ГК перечисляется перечень правоспособных публичных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Их гражданская правоспособность возникает в момент создания соответствующего публичного образования в соответствии с требованиями публичного права (например, создание нового субъекта РФ, создание нового сельского поселения). Специальных действий и процедур для приобретения гражданской правоспособности не требуется. В частности, не требуется включения ни в какой реестр. При возникновении сомнений надлежащим подтверждением правоспособности будут те акты, которыми подтверждалось создание соответствующего публичного образования.
Специальных указаний о характере правоспособности в ГК не содержится. Однако в силу п. 2 ст. 124 ГК к указанным субъектам применимы нормы о юридических лицах. А юридические лица, как я указывал, по общему правилу обладают специальной правоспособностью.
Вывод о специальной правоспособности подтверждается и содержанием п. 1 ст. 124 ГК. Государственные и публичные образования, являясь формой организации общества, как и юридические лица, могут совершать юридически значимые действия только «чужими руками». Т.е. их действиями считаются действия иных образований – государственных и муниципальных органов (а действиями последних, в конечном счете, всегда будут считаться действия физических лиц). Законодателем установлено, что эти органы действуют в пределах своей компетенции. Это означает, что они могут приобретать, иметь и осуществлять гражданские права и обязанности, только если это соответствует целям деятельности и полномочиям соответствующего органа. А это соответствует нашим представлениям о специальной правоспособности юридического лица. Вместе с тем «общий уровень» специальности правоспособности публичного образования оценить достаточно сложно. Ведь эта правоспособность определяется множеством актов об органах соответствующего публичного образования и, по сути, будет равна сумме содержаний правоспособностей этих органов. Особенность правоспособности, особенно РФ, по понятным причинам в том, что сам субъект (конечно же, в особом порядке) может повлиять на объем
собственной правоспособности. Впрочем, это через свои учредительные документы могут делать и юридические лица.
Разграничение правоспособности и дееспособности для публичных образований не имеет значения по тем же причинам, что и для юридических лиц.
Правоспособность публичных образований прекращается также в соответствии с публичным законодательством с прекращением самих этих публичных образований.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.