Самой масштабной в истории России была крестьянская война (1773-1775), возглавленная Е. Пугaчевым. (1740-1775). Выдавая ceбя за чудом спасшегося
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Императора Петра lll, Пугачев издал Манифест о ликвидации крепостного права. Восстание охватило все Поволжье и было подавлено с большим трудом. Оно побудило императрицу провести ряд реформ, в частности судебную (1775), coгласно которой вводилась система сословных судов, в том числе и для кркстьянства. Это частично ограничевало возможности помещичьего произвола.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Билет 19. Российская империя и Европа в XVIII веке. Факторы территориального расширения России. Особенности формирования многонационального государства.

В XVII в. после Смуты восстанавливалась организация патриархальной империи, воплощающаяся в возрастающем авторитете царской власти. Восстанавливалась военная мощь России. Имперская система возобновила территориальную экспансию и колонизацию на привычных направлениях. В результате длительной войны с Речью Посполитой (1654–1664 гг.) Россия вернула себе земли, потерянные во время смуты и подчинила Левобережную Малороссию. На востоке первопроходцы достигли побережья Охотского моря, произошли военные столкновения с Империей Цин, в результате которых был заключен Нерчинский договор (1689 г.). На южном направлении Россия столкнулась с Османской империей. В этих условиях нарастало осознание необходимости преобразований, повысивших эффективность имперской системы. При Петре I величие империи продолжало оставаться главной целью, а общество — лишь средством для ее осуществления. В этой системе координат государство — самая значимая, доминантная ценность, властитель воплощает в своей персоне Власть и идею общественного блага. Подданный, стоящий на более низких ступенях социальной лестницы, особой ценности для власти не представляет. Заплатив за петровскую модернизацию немалую цену в человеческих жизнях, Россия, 90% населения которой составляли крестьяне, осталась в целом традиционным обществом с осовремененными чиновничьим аппаратом и армией. Только во второй половине XVIII в., при Екатерине II, имперскому правительству удалось сгладить противоречия хотя бы с дворянством, дарованием ему «вольности и свободы» (1762, 1785 гг.). Восстановление спокойствия и взаимного согласия между самодержавной монархией и дворянством упрочило абсолютную власть монарха и привело к международным успехам. В конце XVIII — начале XIX вв. Российская империя с населением в 36 млн человек выступила в качестве единственной силы на европейском континенте, способной успешно противостоять Наполеоновской Франции. В 1815 году Венский конгресс закрепил влияние Российской империи в Европе. Империя находилась на подъеме, расширение ее территории

 

представляло непрерывный процесс. Начиная с середины XIX в. продвижение территориальной экспансии России стало сталкиваться с нарастающим сопротивлением ведущих европейских держав, формирующих собственные колониальные империи.

Сдерживание России сохраняло ее континентальный и периферийный характер по отношению к модернизированной европейской цивилизации. Крымская война (1853– 1856 гг.) показала отсталость Российской империи. Русско-турецкая война (1876– 1877 гг.) и ее политические результаты демонстрировали падение влияния России



Среди европейских держав. Русско-японская война (1904–1905 гг.) указала на пределы экспансии. Имперская система теперь могла себя сохранить лишь через самоосвоение, внедрение передовых социальных практик, переход к модернизации. В полной мере сделать это не удалось.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Билет№20:Россия  во  второй  половине  ХУIII  в.

 Просвещённый абсолютизм как форма государственного

 устройства в Европе и России: общее и особенное.

Императрица   Екатерина   II   Алексеевна   (1741–1796)   выступила продолжательницей дела Петра I.

Приход к власти молодой императрицы Екатерины II ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная

система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом.

Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым

управляет сильный и образованный человек. Екатерина II видела себя в роли такого монарха.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина II, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование

просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России

«общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина II полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править.

Кроме того, Екатерина II широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с

духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина II объявила о проведении «секуляризации», т.е.

процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалась в следующем:

Секуляризация церковных земель;

Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям; Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;

Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;


Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году; Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;

Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году; Создание вольных топографий в 1783 году;

Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного

абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Особенностями абсолютизма в России были (в отличии от европейских государств) слабость нарождающейся буржуазии и отсутствия борьбы между дворянством и буржуазией, с одной стороны, и резкое обострение классовой борьбы крестьян и помещиков, требовавшие консолидации сил господствующего класса - с другой.

 

Билет 21. Основные направления попыток реформирования государственного строя, правовых отношений, сферы образования в период правления Александра I, их результаты и последствия.

Реформа системы государственного управления.

 

В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого

бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным.

Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения

министрами второстепенных дел был создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь министерств:

• военное,

 

• морское,

 

• внутренних дел,

 

• иностранных дел,

 

• юстиции,

 

• финансов,


• коммерции (оно вскоре было ликвидировано)

 

• народного просвещения

 

В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

 

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу церковного управления. Здесь единовластным начальником становится государственный чиновник – обер- прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Реформа системы образования

 

В 1802—1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские

училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнивались и лицеи. Новые университеты были открыты в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани.

Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.


Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Принятый в 1804 г. университетский устав впервые предоставил высшим учебным заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители

всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

В том же году правительство утвердило новый цензурный устав. В нем было сказано, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Итоги реформ Александра I.

Причинами неудач правительственного реформаторства является невнятная политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей, готов был ввести республиканское правление, лишь бы «все подчинялись ему по- прежнему». Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам, поскольку, во-первых, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобразований, что их

«некем взять». Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим. Победив Наполеона, Россия находилась па вершине европейской славы и ее порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих,


экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию казалось прочным. Страна не ощущала тогда потребности в резких переменах.

Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада – капитализма.

Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 Билет№22:Россия при Николае 1. Эпоха «наружного рабства

 и внутреннего раскрепощения».

Годы царствования Николая 1 (1825-1855 гг.) расцениваются историками как "апогей самодержавия".

Задачи Николая 1:

укрепление аппарата управления, усиления режима личной власти.

Во время правления Николая 1:

Было проведено ряд реакционных мер в области просвещения и печати,

был издан школьный устав (начальное и среднее образование подразделялось на три категории: для детей низших сословий (крестьянство), для средних сословий (мещан и купцов), для детей дворян и чиновников)

Был создан Секретный комитет для разработки программы преобразований (проект


реформы высшего и местного самоуправления, закон о правах сословий, решение в перспективе «крестьянского вопроса»)

было издано более 100 указов о крестьянах, направленных на смягчение крепостного права

«Апогей самодержавия»

Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём:

создания новой политической полиции – жандармерии (её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений)

ужесточения цензуры

реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян; уездные училища – для купцов и мещан; приходские школы – для крестьян).

создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым

Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи:

Кодификацию законодательства, проведённую М.М. Сперанским (которая позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно- бюрократическом режиме.)

Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П.Д. Киселёвым (которая позволила несколько улучшить положение государственных крестьян.) Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая

«общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд

Финансовую реформу, (1839-1843 гг.), реализованную Е.Ф. Канкриным (Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны.)

Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого – в сохранении самодержавно- бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и, как следствие, привели к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

В 1830-1850-х годах Россия переживала период перехода от аграрного к индустриальному обществу, вопрос дальнейшего развития страны понимался по- разному.

Общественные движения в этот период имели несколько характерных особенностей: ужесточенный политический режим после восстания декабристов

окончательный разрыв между правительственным реформаторством и революционным направлением


оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли консерваторы впервые обрели свою идеологию

идеи не могли реализовываться, участники общественных движений могли лишь подготавливать умы для дальнейших перемен

Консерваторы. Разработчиком идеологии консерватизма занимался президент Российской Академии Наук граф С.С. Уваров, который в дальнейшем стал министром народного просвещения. Он считал основами государства православие, самодержавие и народность. Эти черты отличали Россию от запада. Он мыслил самодержавие как единство царя и народа, их духовную связь, которая и должна быть условием развития страны. Люди должны ориентироваться не на личную выгоду, а на стремление к общественному благу и справедливости.

Консерватизм второй половины XIX в.:

Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России

Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось.

Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов.

Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов: К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков. Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

 







Либералы

Российский либерализм в этот период был представлен западниками и

Славянофилами.

Западники считали, что мировая цивилизация едина и нечленима и что, если страну отделяют, она портится. Россия стала цивилизованным государством благодаря реформам Петра I, который первый решил привить России черты европейской образованности. Задача России - примкнуть к западу и образовать с ним единую семью.

Теоретики западничества: Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков, Боткин, Тургенев.

Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, подчеркивали особенности государственного и бытового быта православных. Они оценивали отрицательно деятельность Петра, совершившего множество ненужных заимствований с Запада. Их целью считался необходимый возврат к старому

состоянию. Даже иностранные слова предполагалось убрать из употребления (отсюда

- "мокроступы" вместо "галош")

Теоретики славянофильства: братья Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков, Кошелев.


Несмотря на множество различий, у тех и у других были общие черты:

отрицательное отношение к крепостничеству, чиновничеству, подавлению прав и свобод личности

убежденность в необходимости коренных преобразований

надежда на постепенные и осторожные реформы и уверенность в возможности их мирного осуществления

вера в Россию, в ее быстрое движение к процветании

 

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 527.