Для принятия решений в области экономики нужна информация. Как и любое экономическое благо информация ограничена. Поэтому прогнозы имеют неопределенность. Для измерения риска надо знать возможные последствия данного решения и вероятность этих решений.
Вероятность означает возможность получения определенного результата. Различаются математическая (априорная, объективная) и статистическая (субъективная) вероятность.
Риск – это оцененная любым способом вероятность. Неопределенность не подлежит оценке.
Отношение к риску различно у разных людей.
Противник риска – человек, который при данном ожидаемом доходе рредпочтет определенный гарантированный результат ряду неопределенных рисковых результатов.
У противников риска низкая предельная полезность дохода.
Нейтральный к риску – человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.
Склонный к риску – человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает связанный с риском результат гарантированному результату.
У склонных к риску высокая предельная полезность дохода.
Рис.16-1. Нерасположенность к риску Рис.16-2. Нейтральность к риску
Рис.16-3. Склонность к риску.
Вознаграждение за риск – сумма денег, которую человек, не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска. Величина его зависит в целом от тех связанных с риском альтернативных вариантов, с которыми сталкивается человек.
Способы снижения риска:
1) Диверсификация – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, чтобы повышение риска от покупки ( или продажи) одного означало снижение риска от покупки или продажи другого.
2) Страхование – метод, направленный на снижение риска путм предотвращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержэки.
3) Распределение риска – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
4) Поиск информации. Стоимость полной информации – это разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения , когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда она отсутствует.
2. Рынки с асимметричной информацией.
Асимметричность информация – положение когда одна сторона участникуов рыночной сделки располагает важной информацией, а другая – не располагает.
В случаях с асимметричной информацией возникает моральный риск, под которым понимается поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.
Рынком, на котором быстро удается ликвидировать асимметрию информации, является аукцион.
Теория ожидаемой полезности возникла как побочный продукт, добавление к теории игр. Во втором издании своей книги (1947)в качестве вводной главы, предшествующей описанию теории игр и ее применений к экономике, фон Нейман и Моргенштерн дают краткое описание основных положений экономической теории, которой они предлагают дать адекватный математический инструментарий на базе теории игр. Именно здесь, в этой вспомогательной по общему замыслу книги главе, добавленной лишь во втором издании, авторы изложили основные тезисы своей теории ожидаемой полезности. Фон Нейман и Моргенштерн отмечают, что понятие рационального поведения (максимизации полезности или прибыли), лежащее в основе экономической теории, недостаточно определено количественно. От Робинзона —обычного героя исходных маржиналистских моделей —«участник экономики общественного обмена отличается тем, что результат его действий зависит не только от них, но и от действий других. Каждый участник пытается максимизировать некоторую функцию... не все элементы которой находятся под его контролем»1. В ситуации подобной неопределенности или риска трудно сформулировать критерий рационального поведения. Фон Нейман и Моргенштерн перешли от выбора между определенными исходами к выбору между лотереями, включающими несколько неопределенных исходов, и доказали, что критерием рациональности здесь может служить максимизация ожидаемой полезности: рациональный экономический субъект должен выбирать вариант поведения (лотерею), который обладает максимальным значением переменнойå р,и(х,),гдех. —возможные исходы,и —их полезности,а р. —их вероятности. Эта переменная и называется ожидаемой полезностью.
· При выполнении некоторых простейших аксиом относительно упорядоченности предпочтений1можно доказать, что вариант, выбранный индивидом, должен иметь наибольшее значение ожидаемой полезности. Важнейшие из аксиом заключаются в том, что предпочтения должны быть транзитивными: еслиА > В,аВ > С,тоА > С;
· любая сложная, многоступенчатая лотерея должна разлагаться на простые лотереи в соответствии с правилами исчисления вероятностей;
· если А > ВиВ > С,то должна существовать лотерея с исходамиАиС, равноценная гарантированному получениюВ.Таким образом, выстроив варианты в соответствии с убывающей ожидаемой полезностью мы получим для данного индивида (сравнение ожидаемой полезности у разных индивидов невозможно) функцию полезности Неймана— Моргенштерна.
· Понятие и количественный показатель ожидаемой полезности включают два главных компонента: вероятность и полезность. Этим компонентам в разных версиях теории ожидаемой полезности придавались различные значения. Рассмотрим их по отдельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 325.