Вопросы по микроэкономике (магистры)- декабрь 2018
Микроэкономика как моделирование деятельности рыночных агентов.
Микроэкономика исследует, как экономические агенты принимают решения. Центральной темой микроэкономики является изучение того, как делают выбор домашние хозяйства и фирмы, а также как функционируют отдельные рынки.
Проблемами микроэкономики являются поведение потребителя, мотивы фирмы, экономическое равновесие на отдельных рынках, функционирование рынков различных типов. А также множественные случаи неэффективности рыночного механизма, так называемые «провалы рынка»: монопольная власть, производство общественных благ, внешние эффекты и ассиметричная информация.
Можно сказать, что 90% из проведенных макроэкономических исследований были посвящены изучению тому, как различные «силы трения» на реальных рынках препятствуют эффективной работе рыночного механизма.
Основным методом исследования экономической науки является моделирование экономических явлений и процессов, т.е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных наук, в экономике преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.
В экономическое теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило, формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
· содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений;
· предсказательная способность;
· возможность информационного обеспечения и др.
В микроэкономике используются модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели, поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельный доход и т.д. Теория, основанная на изучении предельных величин получила название маржинализма (от анг. margin – предел).
Второй тип моделей – модели рыночного равновесия – используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса.
Равновесные модели играют важную роль, т.к. отдельные субъекты рынка могут оптимизировать своё положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага. Модели позволяют делать предположения о возможных колебаниях цен и, на основе этого принимать решения по оптимизации объёма выпуска.
В разделе микроэкономика будет изучаться следующий круг вопросов:
· теория спроса и предложения, взаимодействие спроса и предложения и формирование рыночного равновесия и равновесной рыночной цены;
· основы теории потребительского поведения;
· общая характеристика фирмы, как агента рыночной экономики, внутренние и внешние условия её функционирования;
· издержки производства предприятия, его валовой доход и прибыль. Распределение, использование и пути максимизации прибыли;
· экономическая стратегия фирмы на различных типах конкурентных рынков;
· рынки факторов производства и поведение фирмы на этих рынках;
· доходы от использования факторов производства.
Предпочтения и полезность
Выводы о поведении потребителя логически следуют из аксиом потребительского выбора.
Аксиомы потребительского выбора математически выражают фундаментальные характеристики потребительского поведения и отношения к объектам выбора. Данные аксиомы формализуют точку зрения, согласно которой потребитель способен делать выбор и что этот выбор является в известном смысле непротиворечивым.
1. Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.
2. Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится в большей степени, а что в меньшей. И при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.
3. Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что каждый потребитель в полной мере может сравнить, а также классифицировать все имеющиеся наборы товаров и услуг, но обладая для этого соответствующей информацией, стоимость продукта при этом игнорируется (не учитывается). Например, индивид ранжировал молочные продукты следующим образом: 1-е место — йогурт, 2-е место — глазированные сырки, 3-е место — кефир, 4 - снежок, 5 — сметана, 6 — топленое молоко, 7 — молоко. Но если у потребителя доход будет незначительным, то из имеющихся продуктов он отдаст предпочтение молоку, а не йогурту, так как оно дешевле.
4. Аксиома транзитивности. Предпочтения потребителя транзитивны. Это означает, что если потребитель в определенный момент времени предпочитает товар А товару В, и товар В товару С, то, соответственно, потребитель предпочитает товар А товару С. Например, если автомобиль марки "Вольво" предпочтительнее "Жигулей", а "Жигули" предпочтительнее "Москвича", то "Вольво" также предпочтительнее "Москвича". Иначе говоря, предпочтения потребителя согласованы, ранжированы (поставлены в определенный порядок).
5. Аксиома ненасыщения. Означает, что потребители всегда и везде предпочитают большее количество абсолютно любого товара меньшему (при этом стоимость не учитывается). Полное насыщение потребностей исключается, поскольку потребление дополнительных единиц блага не будет приносить дополнительную полезность.
Отношение предпочтения – весьма неудобный инструмент изучения потребительского выбора. Оно является больше качественной категорией и не приспособлено для проведения количественных исследований. Поэтому нужен другой механизм, который, с одной стороны, был бы адекватен данному отношению предпочтения, т.е. отражал его основные свойства, с другой стороны, являлся бы численным индикатором отношения предпочтения. Таким механизмом является функция полезности.
Введение функции полезности существенно упрощает проведение анализа поведения потребителя. Если отношение предпочтения отражает "склонность" или "желание" потребителя, то функция полезности отражает понятие "выгодности" товаров. Полезность понимается как мера благосостояния и как критерий правильности принимаемых решений. Источником полезности является потребление товара. Термин "полезность" менее индивидуален, чем термин "предпочтение". Действительно, труднее угадать, что человеку хочется, чем определить, что ему полезнее, так как факт x1 полезнее х2 в отличие от x1 предпочтительнее х2 можно оценить по числовой шкале.
Причины провалов рынка
Оптимальность по Парето
Вопросы по микроэкономике (магистры)- декабрь 2018
Микроэкономика как моделирование деятельности рыночных агентов.
Микроэкономика исследует, как экономические агенты принимают решения. Центральной темой микроэкономики является изучение того, как делают выбор домашние хозяйства и фирмы, а также как функционируют отдельные рынки.
Проблемами микроэкономики являются поведение потребителя, мотивы фирмы, экономическое равновесие на отдельных рынках, функционирование рынков различных типов. А также множественные случаи неэффективности рыночного механизма, так называемые «провалы рынка»: монопольная власть, производство общественных благ, внешние эффекты и ассиметричная информация.
Можно сказать, что 90% из проведенных макроэкономических исследований были посвящены изучению тому, как различные «силы трения» на реальных рынках препятствуют эффективной работе рыночного механизма.
Основным методом исследования экономической науки является моделирование экономических явлений и процессов, т.е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных наук, в экономике преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.
В экономическое теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило, формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
· содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений;
· предсказательная способность;
· возможность информационного обеспечения и др.
В микроэкономике используются модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели, поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельный доход и т.д. Теория, основанная на изучении предельных величин получила название маржинализма (от анг. margin – предел).
Второй тип моделей – модели рыночного равновесия – используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса.
Равновесные модели играют важную роль, т.к. отдельные субъекты рынка могут оптимизировать своё положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага. Модели позволяют делать предположения о возможных колебаниях цен и, на основе этого принимать решения по оптимизации объёма выпуска.
В разделе микроэкономика будет изучаться следующий круг вопросов:
· теория спроса и предложения, взаимодействие спроса и предложения и формирование рыночного равновесия и равновесной рыночной цены;
· основы теории потребительского поведения;
· общая характеристика фирмы, как агента рыночной экономики, внутренние и внешние условия её функционирования;
· издержки производства предприятия, его валовой доход и прибыль. Распределение, использование и пути максимизации прибыли;
· экономическая стратегия фирмы на различных типах конкурентных рынков;
· рынки факторов производства и поведение фирмы на этих рынках;
· доходы от использования факторов производства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.