Эластичность спроса по цене и доходу. Связь между эластичностью спроса и выручкой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение какого-либо фактора или группы факторов. При изучении спроса очень важно знать, как сильно изменится спрос при изменении цены на данный товар. Об этом дает представление эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара. Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле

,

где Q – величина спроса; ∆Q/Q – процентное изменение величины спроса; Р – цена; ∆Р/Р – процентное изменение цены.

 

Эластичность спроса по цене показывает, насколько процентов изменится спрос в случае изменения цены на 1%.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены (как правило, менее 5%) и определяется по формуле:

.

Дуговая эластичность есть показатель средней реакции спроса на значительное изменение цены товара (превышающее 5%):

.

Эластичность спроса по цене исследуют производители и продавцы товара для того, чтобы посмотреть, как изменится их общая выручка от продажи товара при изме­нении цены на него, и как это скажется на прибыли.

Определение эластичности спроса позволяет рассчитать, когда и в каких пределах можно манипулировать це­нами.

Рассмотрим, как меняется общая выручка при изме­нении цены товара при трех различных значениях коэффициента эластичности спроса по цене.

Первый случай – единичная эластичность спроса по цене. Спрос на такие товары изменяется точно так же, как цена, в результате общая выручка остается неизменной.

 

Рис. 1.5. Единичная эластичность спроса по цене

В случае единичной эластичности спроса по цене (Е = 1) общая выручка от продажи данного товара при повышении или снижении цены на него не изменяется.

Это значит, что продавец может свободно манипулировать ценой, в случае необходимости, например, под давлением конку­рентов или правительства решать проблему ускорения сбыта и т. д. При этом его общий доход, а значит и размер прибыли, не пострадают.

Второй случай - высокая эластичностьспроса по цене. Для таких товаров характерен коэффициент эластичности по модулю больше единицы> 1). Спрос на такие товары изменяется в большей мере, чем цена, поэтому в случае небольшого снижения цены объем продаж и общая выручка серьезно вырастут. И наоборот. При не­большом повышении цены общая выручка будет значительно со­кращаться.

 

 

 

Рис. 2.5. Высокая эластичностьспроса по цене

В случае понижения цены возможен обратный эффект: спрос, а, следовательно, и общая выручка увеличиваются в боль­шей мере, чем снижается цена. Это показывает, что при неболь­шом снижении цены на товары с высокой эластичностью спроса можно увеличить выручку от их продажи. Как правило, товары с высокой эластичностью по цене имеют множество суб­ститутов, а также не являются предметами первой необходимо­сти. Снижать на них цены выгодно. Повышение же цен, напро­тив, приведет к уменьшению общей выручки и, соответственно, к сокращению или потере прибыли.

Третий случай – низкая эластичность спроса по цене. Это товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены. Прежде всего, это товары повсе­дневного спроса, занимающие ведущее место в потреблении. У таких товаров коэффици­ент эластичности меньше единицы (Е < 1). В этом случае при из­менении цены на товар общая выручка изменяется в меньшей степени, чем цена.

Рис. 3.5. Низкая эластичность спроса по цене

Например, спрос на эксклюзивные товары весьма устойчив и об­ладает низкой эластичностью по цене. На такие товары цену выгодно повышать, а снижать опасно, так как не следует ждать расширения спроса, адекватного изменению цены.

Еще одна характеристика спроса — эластичность спроса подо­ходу, которая показывает, как изменяется спрос в зависимости от изменения дохода покупателя. Как правило, спрос на товар уве­личивается, если вырос доход покупателя. Однако, если товар низкокачественный, то с ростом дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается, а спрос на высококачественный товар растет.

Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывает­ся по следующей формуле:

.

В условиях рыночной экономики существует тесная связь между эластичностью спроса, изменениями цен и расходами покупателя, которые, в свою очередь, формируют выручку продавца.

На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно определить динамику общих затрат потребителя и общей выручки производителя при изменении цены. Например, как изменится выручка производителя и затраты потребителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен? Ход рассуждений в этом случае может быть таким: эластичность спроса означает, что при изменении цены величина объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, т. е. при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми темпами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производителя и общие затраты потребителя будут сокращаться.

Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий, и понижать, если спрос эластичный. Зная величину коэффициента эластичности, можно определить размер изменения цены с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя.

Таким образом, максимально возможная выручка достигается при коэффициенте прямой эластичности спроса по цене, равном-1

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.