ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (ХИДЖРА) ЕСТЬ ПЕРЕЕЗД ИЗ СТРАНЫ МНОГОБОЖИЯ В СТРАНУ ИСЛАМА. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ СТРАНЫ МНОГОБОЖИЯ В СТРАНУ ИСЛАМА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЭТОЙ ОБЩИНЫ И ОСТАНЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ НИХ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ДНЯ ВОСКРЕСЕНИЯ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ТЕ, КОГО УПОКОЯТ АНГЕЛЫ ПРИЧИНВШИМИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ САМИМ СЕБЕ, ОНИ СКАЖУТ: ‘В КАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЫ БЫЛИ?’ ОНИ СКАЖУТ: ‘МЫ БЫЛИ СЛАБЫ НА ЗЕМЛЕ’. ОНИ СКАЖУТ: ‘РАЗВЕ НЕ БЫЛА ЗЕМЛЯ АЛЛАХА ДОСТАТОЧНО ОБШИРНОЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВАМ ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ НА НЕЙ?’ УБЕЖИЩЕМ ДЛЯ ТАКИХ ПОСЛУЖИТ ГЕЕНА, И СКВЕРНАЯ ЭТО УЧАСТЬ!-, КРОМЕ СЛАБЫХ МУЖЧИН, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ПРИДУМАТЬ НИКАКОЙ ХИТРОСТИ И НЕ НАХОДЯТ ПРЯМОГО ПУТИ, ТАКИМ, МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОСТИТ АЛЛАХ, ВЕДЬ АЛЛАХ – ИЗВИНЯЮЩИЙ, ПРОЩАЮЩИЙ!». «Женщины», 97-98.
(ХИДЖРА)
Шейх, да помилует его Аллах Всевышний, дал определение хиджры с точки зрения шариата, сказав: «Переселение (хиджра) есть переезд из страны многобожия в страну ислама».
Страной многобожия является такая страна, в которой совершаются обряды неверных и не совершаются повсеместно также религиозные обряды ислама как призыв к молитве, общие молитвы, праздники и пятничные молитвы.
Мы сказали «повсеместно» для того, чтобы исключить из числа стран ислама те страны, где вышеупомянутые обряды совершаются не везде, например, те страны неверных, где имеются мусульманские меньшинства, ибо они не могут считаться странами ислама на основании того, что эти меньшинства совершают там свои обряды. Таким образом, страной ислама является лишь та страна, в которой мусульманские религиозные обряды совершаются повсеместно.
(ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ СТРАНЫ МНОГОБОЖИЯ В СТРАНУ ИСЛАМА ОБЯЗАТЕЛЬНО)
Оно является обязанностью каждого верующего в том случае, если он не имеет возможности открыто исповедовать свою религию в стране неверных. В этом случае, то есть если он не в силах открыто исповедовать свою религию, ислам его может стать полноценным только благодаря переселению, ибо то, без чего нельзя совершить обязательное, также является обязательным.
(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ)
В этом аяте содержится указание на то, что ангелы, которые упокоят тех, кто мог переселиться, но не сделал этого, станут укорять их и говорить им: «Разве не была земля Аллаха достаточно обширной для того, чтобы вам переселиться на ней?» Что же касается тех, кто действительно был слаб, то Аллах простит им их слабость и неспособность к переселению, ибо Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее.
А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «О РАБЫ МОИ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПОИСТИНЕ, ОБШИРНА ЗЕМЛЯ МОЯ, И МНЕ ПОКЛОНЯЙТЕСЬ!». «Паук», 56. АЛЬ-БАГАВИ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ, СКАЗАЛ: «ПРИЧИНОЙ НИСПОСЛАНИЯ ЭТОГО АЯТА СТАЛИ ТЕ МУСУЛЬМАНЕ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В МЕККЕ И НЕ ПРЕСЕЛИЛИСЬ И К КОТОРЫМ АЛЛАХ ОБРАТИЛСЯ КАК К ВЕРУЮЩИМ». ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ СУННЫ, ТО УКАЗАНИЕМ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ПРОРОКА (да благословит его Аллах и приветствует): «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ПОКАЯНИЕ, А ПОКАЯНИЕ НЕ ПРЕКРАТИТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ С ЗАПАДА».
(ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЕТ С ЗАПАДА)
То есть: до тех пор, когда благие дела уже не будут приниматься, ибо Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда придет одно из знамений Господа твоего, не принесет пользы душе вера ее, если не уверовала она раньше или не приобрела в вере своей блага». Здесь под «одним из знамений» подразумевается восход солнца с запада.
Говоря о переселении, автор «Аль-Мугни» классифицирует людей следующим образом: - Для некоторых из них переселение является обязательным. Речь идет о тех, кто может сделать это и не имеет возможности открыто исповедовать свою религию.
Таким образом, если жизнь среди неверных исключает возможность исполнения человеком его религиозных обязанностей, то ему следует переселиться, ибо Аллах Всевышний сказал: «Те, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: ‘В каком положении вы были?’ Они скажут: ‘Мы были слабыми на земле’. Они скажут: ‘Разве не была земля Аллаха достаточно обширной для того, чтобы вам переселиться на ней?’ Убежищем для таких послужит геенна, и скверная это участь!». «Женщины», 97.
Это – серьезная угроза, свидетельствующая об обязательности переселения, ибо выполнение религиозных обязанностей является обязательным для тех, кто может их выполнять.
Переселение же в данном случае является необходимым условием для их выполнения, а то, без чего невозможно совершить нечто обязательное, и само является обязательным. См.: «Аль-Мугни», т.8, стр.457.
Если же оба основных вышеупомянутых условия соблюдены, то можно указать на следующие возможные случаи:
ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных для осуществления призыва и внушения людям склонности к исламу. В этом случае проживание там является одним из видов джихада, обязательным для тех, кто способен его осуществлять, при том условии, что осуществлению этого призыва и ответу на этот призыв никто не будет мешать.
Обязательным же этот вид джихада является потому, что призыв к исламу относится к числу религиозных обязанностей, этим путем некогда шли посланники Аллаха, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мусульманам сообщать о нем другим людям во все времена и в любом месте, сказав: «Сообщайте обо мне, даже если это ограничится одним аятом».
ВТОРОЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных с целью изучения их положения и ознакомления с их порочными воззрениями, недействительными формами поклонения, нравственным разложением и царящей среди них вседозволенностью, чтобы потом предостеречь людей об опасности обольщенности ими и объяснить восторгающимся ими истинную суть их положения.
В этом случае проживание так также является одним из видов джихада, поскольку оно связано с предостережением мусульман от неверия и неверных и подразумевает собой побуждение к исламу и его руководству, так как порочность неверия сама по себе указывает на благо ислама, что подтверждает правильность утверждений о том, что все познается через свою противоположность.
Однако при этом осуществлять свою задачу он должен так, чтобы это не приводило к чему-то еще более пагубному. Так, например, если человек не сможет добиться осуществления своей цели по той причине, что ему помешают распространять сведения о положении неверных и предостерегать от этого других, то в пребывании его там не будет никакой пользы.
Точно также можно сказать, что если он выполняет свою задачу, но это приводит к усугублению положения, например, если его действия приведут к тому, что люди станут поносить ислам, посланника ислама и имамов ислама, то подобную деятельность надо будет прекратить, ибо Аллах Всевышний сказал: «Не поносите тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из враждебности, не обладая знанием. Так украсили Мы всем людям дела их! Потом к Господу их будет возвращение, и известит Он их о том, что они творили». «Скот», 108.
Подобным этому является тот случай, когда мусульманин живет в стране неверных для того, чтобы быть соглядатаем мусульман, узнавать о кознях, замышляемых против них, и предостерегать их об этом.
Так, например, известно, что в свое время, а именно – перед битвой у рва, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал Хузайфу бин аль-Йамана к многобожникам для того, чтобы тот разузнал о них все, что можно.
ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных в интересах мусульманского государства для налаживания его отношений со страной неверных, что относится, например, к сотрудникам посольств.
Так, атташе по делам культуры находится там для того, чтобы наблюдать за положением студентов и побуждать их к твердой приверженности религии ислама и соблюдения исламских нравственных принципов, благодаря чему достигается большая польза и устраняется великое зло.
ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных в силу необходимости для осуществления чего-либо дозволенного, например, для торговли или лечения.
В этом случае пребывание в стране неверных допустимо по мере необходимости, ибо на дозволенность посещения стран неверных для торговли указывали обладающие знанием, да помилует их Аллах, ссылавшиеся на слова некоторых сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)да будет доволен ими Аллах.
ПЯТЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных с целью получения образования. Этот случай подобен предыдущему, однако при этом мусульманин сталкивается с большими опасностями для своей религии и своей нравственности, чем тогда, когда он занимается торговыми делами, ибо он ощущает превосходство своих учителей над собой, а это приводит к тому, что он начинает почитать их, соглашаться с их взглядами, идеями и образом действий и подражать им, что происходит со всеми за исключением тех, кому посчастливиться уберечься от этого по воле Аллаха, но таких бывает немного.
Кроме того, ученик ощущает потребность в своем учителе, а это приводит к тому, что он начинает добиваться его расположения и заискивать перед ним, несмотря на все его отклонения и заблуждения. Кроме того, у любого студента есть соученики, из числа которых он выбирает себе друзей, начиная любить их, искать близости с ними и перенимать что-то от них.
С учетом опасности всего этого мусульманину необходимо проявлять больше осторожности, чем в предыдущих случаях, а поэтому наряду с двумя вышеупомянутыми основными требованиями он должен соблюдать и целый ряд требований дополнительных:
ПЕРВОЕ: студент должен отличаться большой умственной зрелостью, с помощью которой он мог бы отличать полезное от вредного и предугадывать события. Что же касается отправления на учебу малолетних подростков и тех, кто еще не достиг необходимой умственной зрелости, то это представляет собой огромную опасность не только для их религии и нравственности, но и для их народа, ибо когда они вернутся назад, то станут распространять вокруг себя тот яд, которого неизбежно наберутся от неверных, что неоднократно подтверждалось и будет подтверждаться и впредь реальными фактами.
Так, например, многие из тех, кого посылали туда на учебу незрелыми, возвращались назад, утратив и то немногое, чем они обладали раньше, и отклонившись от своей религии и нравственных основ, что принесло и им и тому обществу, к которому они принадлежали один лишь явный вред. Таким образом, отправлять на учебу к неверным людей незрелых все равно, что отдавать овец на растерзание хищникам.
ВТОРОЕ: человек, приобретающий знания у неверных, должен быть осведомленным в области шариата настолько, чтобы это позволяло ему отличать истинное от ложного и бороться с ложью с помощью истины.
Это необходимо для того, чтобы не поддаваться на обман того ложного, которого придерживаются неверные, и не принимать это за истину, или же не путаться в этом или не оказаться слабым настолько, чтобы не суметь противостоять этому, в результате чего человек впадает в растерянность или сам начинает следовать ложному.
Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Боже, сделай так, чтобы истинное представало передо мной в истинном свете, и дай мне силы следовать ему, и сделай так, чтобы ложное представало передо мной также в истинном свете, и дай мне силы отстраняться от него, и не делай этого неясным для меня, чтобы я не впал в заблуждение!»
ТРЕТЬЕ: обучающийся у неверных должен придерживаться своей религии столь твердо, чтобы она могла защитить и уберечь его от неверия и отклонений, так как человек, который недостаточно твердо придерживается установлений своей религии, не может спастись от всего этого, проживая среди неверных, только если это будет угодно Аллаху, ибо нападающий в этом случае окажется сильным, а оказывающий сопротивление – слабым.
Хорошо известно, что в странах неверных существует много такого, что настойчиво побуждает людей к неверию, и поэтому если сопротивление окажется слабым, все эти факторы немедленно начинают оказывать свое воздействие.
ЧЕТВЕРТОЕ: наличие необходимости в том знании, ради приобретения которого мусульманин живет в стране неверных, полезность того, что он изучает, для мусульман и отсутствие возможности приобретения такого знания в странах ислама. Если же подобное знание является излишним и не принесет мусульманам никакой пользы или если тому же можно научиться и в какой-либо из мусульманских стран, то пребывание в стране неверных с целью обучения становится для мусульманина непозволительным ввиду той опасности, которую оно представляет собой для его религии и нравственности, и связанной с этим пребыванием бесполезной тратой больших материальных средств.
ШЕСТОЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин перебирается в страну неверных на постоянное место жительства. Подобно является наиболее опасным из всего вышеупомянутого и влечет за собой постоянное общение с неверными и заставляет человека ощущать себя гражданином той или иной страны, обязанным любить то, что любят остальные, и добиваться близости к этому.
Кроме того, среди неверных оказываются и члены его семьи, которые начинают перенимать нравы и обычаи неверных и могут даже воспринять их воззрения и формы богослужения, и именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как сообщается в одном из хадисов, сказал: «Тот, кто соединяется с многобожником и живет с ним, уподобляется ему».
Имеется и другой хадис, передаваемый со слов Кайса бин Абу Хазима, ссылавшегося на сообщения Джарира бин Абдуллаха (да довольствуется им Аллах) о том, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я непричастен ни к кому из тех мусульман, которые живут среди многобожников». Его спросили: «Почему, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Никто из них не должен видеть огня другого».
Так может ли прийти к благу душа того мусульманина, который живет в стране неверных, где открыто совершаются их обряды и где решение принадлежит не Аллаху и не Его посланнику, если он видит это, слышит это и соглашается с этим, и, более того, принадлежит к этой стране и живет в ней вместе со своей семьей и детьми, несмотря на ту великую опасность, которую все это представляет собой для его религии?!
Вот что мы может сказать о пребывании мусульманина в стране неверных, и мы просим Аллаха, чтобы слова наши не расходились с истиной и не противоречили бы здравому смыслу.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.