Инновационная система управления производством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своей статье «Россия, вперед!», Президент так оценил положение в отраслях: «Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».

Соглашаясь с Президентом в оценке ситуации, позволим себе высказать суждение о том, что БЕДА вызвана не только безответственностью «владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников», но и тем, что они не видят ВЫХОДА из этого замкнутого круга и делают то, что могут делать, исходя из своей компетенции и доступных средств. В руках руководителей нет эффективного инструмента управления возникшей ситуацией.

В мире известны немало систем управления производством, стимулирующих инновационные процессы и направленные на повышение конкурентоспособности экономики предприятий и организаций. Например, системы: «Шесть сигм», «Бережливое производство», «АВС», «Семь принципов управления качеством» и др. Однако, попытки внедрить эти системы в другой национальной среде, не приводят к успеху. Например, известные в Японии «кружки качества" - пытались повторить и в СССР и в США, но опыт повторить не удалось.

Итак, отечественной экономике нужна система, способная:

1. Создавать эффект «РУССКОЕ ЧУДО»,

2. Распространяться лавинообразно,

3. Обладать универсальностью для любых отраслей, любого бизнеса,

4. Высвобождать ресурсы на порядок больше их потребления,

5. Резко увеличить поток инновационных предложений,

6. Резко увеличить успешность реализации инноваций,

7. Отсеивать неэффективные, ошибочные решения,

8. Прочно соединить производство и прикладную науку,

9. Стимулировать развитие других отраслей: наука, образование,…

В качестве такой системы предлагается технология проектирования инноваций, основанная на системной гибридизации отечественной Теории Решения Изобретательских Задач ТРИЗ и Функционально Стоимостного Анализа ФСА.

 

 

История и мировой опыт ФСА

Историческими предпосылками формирования ФСА, как метода, послужил опыт второй мировой войны – когда в условиях резкого роста дефицита трудовых и материальных ресурсов удавалось не только нарастить объемы выпускаемой боевой техники, но и качественно ее улучшить.

Известен пример, когда коллектив КБ Лавочкина за три месяца переработал конструкцию самолета ЛАГГ в один из лучших самолетов ЛА-5, успешно конкурировавших со скоростными цельнометаллическими самолетами Германии. Известны также примеры резкого сокращения трудоемкости и массы автоматического стрелкового оружия. Пистолет – пулемет Дегтярева, принятый на вооружение накануне войны, трудоемкостью 27 н.час и весом 6 кг в 41 году был заменен на ППШ, трудоемкость которого составляла 7 часов, а вес снижен до 5,3 кг. В осажденном Ленинграде появился пистолет – пулемет Судаева, трудоемкость которого составила 2,3 часа, а вес – 3,4 кг. Стрелковые же характеристики оружия были примерно одинаковыми.

Аналогичный опыт был накоплен и в других странах. На фирме «Дженерал Электрик» из-за дефицита цветных металлов были приняты временные решения на использование дешевых доступных материалов. По окончанию войны, оказалось, что изделия с использованием временных материалов нормально функционировали, качество сохранилось на нужном уровне. Были сделаны выводы:
- Ранее созданные конструкции имели неоправданные «запасы» качества.
- Для предотвращения «излишеств» необходимо при проектировании осуществлять специализированный экономический анализ.

В 1947 годы в компании «Дженерал Электрик» была создана группа, под руководством Лоренса Майлза, которая создала «Анализ стоимости» - организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективной идентификации непроизводительных затрат или издержек, которые не обеспечивают на качества, на долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика.

Метод Л. Майлза постепенно, под влиянием успехов «ДЭ» на рынке, стал распространяться в промышленности США. В 59 году было создано общество «SAVE» по распространению ФСА, с 1963 года ПЕНТАГОН обязал фирмы – производители вооружения использовать ФСА. В настоящее время, например, закон США 104-106 от 1996 г. содержит указание: «Каждое исполнительное агентство должно установить и поддерживать рентабельные (экономически выгодные) процедуры и процессы ФСА».
В 60-ых годах прошлого века, ФСА стал распространяться в Европе, Японии. В Японии в настоящее время 85% всей продукции разрабатывается с использованием ФСА.
В нашей стране, независимо от Майлза, конструктором Пермского телефонного завода Юрием Михайловичем Соболевым в 1947 году был создан «поэлементный анализ», близкий по основе методу Майлза. Соболев, исследовав десятки конструкций своего и других заводов, пришел к выводу, что все исследованные изделия, имеют много незаметных на первый взгляд, недоработок, из-за которых происходит перерасход материалов, повышенные трудовые затраты. Но, несмотря на активную пропаганду, метод Соболева не получил распространения. Командная экономика не нуждалась в экономии ресурсов.

В начале 70-ых годов, после перевода с немецкого языка публикаций по ФСА, в инициативном порядке, ФСА стал внедряться на предприятиях электротехнической промышленности. В 1982 году было принято постановление ЦК КПСС и Правительства СССР о распространении ФСА во все отрасли народного хозяйства. До конца 80-ых годов, развертывались процессы подготовки специалистов по ФСА, организации структурных подразделений ФСА, разработке нормативных документов.

Несмотря на высокую доказанную на практике эффективность, в период 90-ых годов - становления рыночной экономики, распространение ФСА было свернуто.
Так, если в ГОСТе 15001-88 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения» есть рекомендация о применении функционально – стоимостного анализа при разработке новой продукции, то в тексте ГОСТ Р 15.201-2000, таких рекомендаций уже нет.

Таким образом, регресс заложен уже в государственных руководящих стандартах.
Параллельно с ФСА в нашей стране развивалась теория решения изобретательских задач ТРИЗ – научно обоснованный подход к изобретательской деятельности.







Опыт и применение ТРИЗ

Зародившаяся в 1946 году и развитая усилиями автора – Генриха Сауловича Альтшуллера, ТРИЗ прошла все этапы – от непризнания и гонения, до массового распространения в мире. В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» была напечатана первая статья Г.С.Альтшуллера о методике изобретательского творчества. Статья осталась незамеченной. Идея о том, что изобретательству можно учить и что существуют определенные правила для этой деятельности, казались в те времена ересью. Благодаря напряженной деятельности Г.С. Альтшуллера - писателя, изобретателя, ТРИЗ интенсивно развивалась и к середине 80-ых годов во всех крупнейших городах возникли центры ТРИЗ. Во второй половине 80-ых годов усилиями профессиональных программистов, разработчиков ТРИЗ, был создан компьютерный продукт «Изобретающая машина», который стал интенсивно распространяться на крупнейших предприятиях, КБ, НИИ Советского союза.

В период экономических преобразований 90-ых годов, спрос на «Изобретающую машину», исчез. Коллектив разработчиков уехал в США, где основал фирму IMCorp. Англоязычные программные продукты компании стали приобретаться ведущими мировыми компаниями. Вместе с распространением программных продуктов, за рубежом стала лавинообразно распространяться и сама ТРИЗ.

6.1.3. ТРИЗ + ФСА

В России, ТРИЗ в эти годы стала интенсивно использоваться в сфере образования преимущественно детей-школьников, и в некоторых ВУЗах - студентов. ТРИЗ использовалась также в нетехнических сферах– рекламе, консультировании бизнеса.
«Мертвый сезон» 90-ых для изобретателей в производстве и прикладной науке, для ТРИЗ стал очень продуктивным в образовании – так были обучены тысячи людей.
Родственные по основным целям и подходам ТРИЗ и ФСА закономерно исторически объединились во второй половине 80-ых годов. Первоначально, ТРИЗ использовалась как эффективная методика решения задач на творческом этапе ФСА. Но постепенно, содержание процедур аналитического этапа ФСА, стало наполняться «тризовским» содержанием. «Гибрид» ФСА и ТРИЗ был закреплен в руководящих документах по ФСА, например, в документе «Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа» Методические рекомендации, М., Информэлектро 1990.

С выездом за рубеж ведущих специалистов по ТРИЗ и ФСА, их усилиями, система «ТРИЗ+ФСА» была адаптирована для рыночных условий, развита в технологию по разработке инновационных проектов «на заказ». Ведущие фирмы мира, стали заказывать инновационные проекты коллективу, который объединил не только специалистов по ТРИЗ за рубежом, но и в России. За полтора десятилетия фирма «Алгоритм» совместно с «Gen-3 Partner» выполнила около 300 проектов по технологии G3-ID.
Красноярские специалисты по ТРИЗ и ФСА также разрабатывали инновационные проекты по заказам фирм P&G и SANJO, используя упомянутую технологию.
В 2004 году на Дивногорском заводе низковольтных автоматов Генеральным директором Оль Егором Егоровичем было принято решение создать отдел функционально – стоимостного анализа ОФСА. Первым руководителем отдела был Власенко Сергей Иванович – человек, имеющий богатый опыт разработчика новой техники, и руководящей работы.

Задачей ОФСА было - повышение конкурентоспособности продукции предприятия путем применения метода функционально-стоимостного анализа ФСА.

Непосредственная работа началась после проведения среди коллектива инженерно – технических работников завода всех служб кратких учебных семинаров по ТРИЗ и ФСА. Первое же ФСА базового изделия завода привело к выработке эффективных решений по улучшению конструкции с ожидаемым эффектом 8 млн. руб. в год. На базе этих рекомендаций конструкторами был разработан модернизированный выключатель ВА 57-35М. Ничего подобного в истории завода не было. Первый удачный опыт позволил утверждать: «технология работает!» Дальнейшие темы ФСА позволили наработать опыт организации и проведения не только исследований, выработки высокоэффективных рекомендаций, но и внедрения результатов исследований, т.е. воплощения идей в металл.

Постоянное многолетнее сотрудничество со специалистами предприятия, рационализаторами, руководителями подразделений, позволило превратить отдел ФСА в некое инновационное подразделение предприятия, постоянно действующий консультационный и даже учебный центр для молодых специалистов. В ходе исследований, в качестве научных консультантов приглашались ученые СФУ, а также формировался заказ – рекомендации на научные разработки в интересах конкретных технологий и конструкций предприятия.

Соотношение экономического эффекта проведенных за период 2004 – 2008 годы и затрат на ФСА по внедренным рекомендациям составил 5:1, по ожидаемым (планируемым к внедрению) - 30:1. Более эффективных процессов не существует.

1. В настоящее время существует отечественная высокоэффективная технология, позволяющая резко повысить эффективность инновационных процессов на современных российских предприятиях – технология проектирования инноваций на базе ТРИЗ+ФСА.

2.  Объективно существуют все ресурсы для лавинообразного распространения этой технологии: проверенная методика, квалифицированные кадры, программное обеспечение, осознанная обществом потребность.

3. Существуют сдерживающие препятствия для распространения этой технологии – государственные стандарты, определяющие порядок разработки и постановки на производство и образовательные стандарты и программы, определяющие подготовку специалистов для инновационной деятельности.





Заключение

В моем понимании саморазвитие это, когда человек сам принимает ту информацию, которую считает нужной, и это хорошо. Можно всю жизнь изучать все подряд, но весь этот багаж знаний, накопленный за годы упорного изучения книг, может так и не пригодится своему владельцу и остаться большой свалкой различного рода барахла в голове своего носителя. Само явление творчества имеет более глубокий смысл. Оно более фундаментально и является определенным методом управления нужными знаниями человека. Человек должен постепенно и самостоятельно научить себя мыслить творчески. Научиться правильно и рационально применять необходимые знания и опыт для решения поставленных целей есть главная задача воспитания высококвалифицированного специалиста. Выходить за рамки инерционного мышления и научиться изобретать и фантазировать это то, что долгие годы отличало обычных людей от гениев. При помощи творческих изобретательских подходов и методов мышления можно добиться отличных результатов в различных областях не только профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни и быту.

ТРИЗ и ФСА наглядно доказали свою эффективность на практике. Многие страны приняли его как перспективное направление развития экономики и производства стратегического уровня. Это уникальная методика развития творческих коллективов и специалистов. ТРИЗ делает из знающего человека – мыслящего.

 

 

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с.208

2. Официальный Фонд Г. С. Альтшуллера. 

3. Тезисы семинара на общегородской ассамблее "Красноярск. Технологии будущего" 07.05.2010.

Ссылки:

1. www.altshuller.ru

2. rus.triz-guide.com

3. nocmu.sfu-kras.ru

Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.