МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦНИВЕРСИСТЕТ»
(СФУ)
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Князев Александр Григорьевич
Реферат на тему «ТРИЗ как эффективный инструмент саморазвития».
по <философии> студента
2-го курса очной формы обучения
«Государственное и муниципальное управление»
Руководитель _Бухтояров М.С._____________ _____________ ______________ |
Красноярск 2011
Введение
Возможно ли научиться изобретать более успешно, направленно, как-то учитывать весьма богатый изобретательский опыт предшественников (и если да, то в чём этот опыт состоит?). Каково действительно соотношение в успешном изобретательстве изобретательской техники(которую можно и должно выявлять и осваивать) и соответствующих природных (т.е. врождённых, не поддающихся новообразованию) способностей изобретателя? Советский инженер‑патентовед, изобретатель, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. С этой целью было проведено исследование более 40 тыс. авт. Свидетельств и патентов и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приёмов изобретательства разработана Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), знаменем которой стал призыв превратить искусство изобретательства в точную науку.
ТРИЗ
ТРИЗ ‑теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в1956 году ‑это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Основные функции и области применения ТРИЗ:
1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
2. прогнозирование развития технических систем;
3. пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
4. совершенствование коллективов (в т.ч. творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат).
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
История ТРИЗ
Г. С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил своё первое авторское свидетельство (9 ноября 1943), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретения приходят неожиданно, с озарением, но Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.
Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу — значит найти и преодолеть техническое противоречие».
В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).
Структура и функции ТРИЗ
1. Законы развития технических систем (ТС)
2. Информационный фонд ТРИЗ
3. Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем
4. Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ
5. Методы развития творческого воображения
Основы ТРИЗ
Противоречия
После того, как мини-задача сформулирована и система проанализирована, обычно быстро обнаруживается, что попытки изменений с целью улучшения одних параметров системы приводят к ухудшению других параметров. Например, увеличение прочности крыла самолёта может приводить к увеличению его веса, и наоборот — облегчение крыла приводит к снижению его прочности. В системе возникает конфликт, противоречие.
ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий (в порядке возрастания сложности разрешения):
§ административное противоречие: «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием/снятием административных решений.
§ техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие — это и есть постановкаизобретательской задачи. Переход от административного противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) указывает на одно или несколько физических противоречий.
§ физическое противоречие: «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы.
Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.
Информационный фонд
Он состоит из:
§ приёмов устранения противоречий и таблицы их применения;
§ системы стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определённого класса задач);
§ технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время — геометрических) и таблицы их использования;
§ ресурсов природы и техники и способов их использования.
Система приёмов
Анализ многих тысяч изобретений позволил выявить, что при всём многообразии технических противоречий большинство из них решается 40 основными приёмами.
Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г. С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Для их выявления понадобился анализ более 40 тысяч авторских свидетельств и патенто. Приёмы эти и сейчас представляют для изобретателей большую эвристическую ценность. Их знание во многом позволяет облегчить поиск ответа.
Но эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.
Система приёмов, используемая в ТРИЗ, включает простые и парные (прием-антиприем).
Простые приёмы позволяют разрешать технические противоречия. Среди простых приёмов наиболее популярны 40 основных приёмов.
Парные приёмы состоят из приёма и антиприёма, с их помощью можно разрешать физические противоречия, так как при этом рассматривают два противоположных действия, состояния, свойства.
Технологические эффекты
Технологический эффект — это преобразование одних технологических воздействий в другие. Могут требовать привлечения других эффектов — физических, химических и т. п.
Физические эффекты
Известно около пяти тысяч физических эффектов и явлений. В разных областях техники могут применяться различные группы физических эффектов, но есть и общеупотребительные. Их примерно 300—500.
Химические эффекты
Химические эффекты — это подкласс физических эффектов, при котором изменяется только молекулярная структура веществ, а набор полей ограничен в основном полями концентрации, скорости и тепла. Ограничившись лишь химическими эффектами, зачастую можно ускорить поиск приемлемого решения.
Биологические эффекты
Биологические эффекты — это эффекты, производимые биологическими объектами (животными, растениями, микробами и т. п.). Применение биологических эффектов в технике позволяет не только расширить возможности технических систем, но и получать результаты, не нанося вреда природе. С помощью биологических эффектов можно выполнять различные операции: обнаружение, преобразование, генерирование, поглощение вещества и поля и другие операции.
Математические эффекты
Среди математических эффектов наиболее разработанными являются геометрические. Геометрические эффекты [11] — это использование геометрических форм для различных технологических преобразований. Широко известно применение треугольника, например, использование клина или скользящих друг по другу двух треугольников.
Ресурсы
Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) — это ресурсы, которые можно использовать при решении задач или развитии системы. Использование ресурсов увеличивает идеальность системы.
Современный ТРИЗ
Современный ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классический ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса,[14] искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.
Классический ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.
В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее).
Главное препятствие в развитии ТРИЗ — отсутствие методологии анализа исходной проблемной ситуации, диагностирования и прогнозирования проблем как источника постановки целей усовершенствований социотехнических систем. На преодоление данного недостатка направлена разработка современной методологии футуродизайна — «проектирования решений, адекватных Будущему».
Одной из тенденций технического прогресса является обострение борьбы за авторские права разработчиков продукции. Поэтому растёт спрос на инновационную деятельность персонала и, соответственно, на методическое и программное обеспечение этих работ. Под этим углом зрения нужно расширять базу данных с полным спектром теоретических подходов. Между тем, наследники Альтшуллера отторгают любые отклонения от позиции в первоисточнике. Они в праве настаивать на своей трактовке имени «ТРИЗ» и при том действовать в гуманитарные среду, к педагогике с искусством вплоть до мемуаров. Альтернативой является лояльность к новым подходам, поддерживающим на плаву ТРИЗ в качестве бренда теоретических разработок. Новые аспекты моделирования инновационного процесса могут, во избежание избыточных споров, обрести новое имя, тем более, что ТРИЗ состоит из слов, известных до рождения Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ и Функционально стоимостный анализ (ФСА)
Сегодня господствует мнение, что активизация инновационных процессов позволит перестроить экономику, перейти от экономики «сырьевого» типа к инновационной, основанной на новых знаниях, внедрении изобретений, новых технологий. Безусловно, в реализации этой цели заинтересованы все общественные структуры – и наука, и изобретатели, и производители продукции (она станет более конкурентоспособной), и все потребители этой продукции. Но любые инновационные преобразования требуют вложения средств. Куда направится капитал в условиях свободного рынка? Туда, где вложения более выгодны – именно в эти самые «сырьевые» отрасли! Следовательно, и инновационные процессы более активно пойдут именно в тех самых «сырьевых» отраслях, обеспечивая укрепление их позиций в экономике. Безусловно, государство поддерживает финансированием жизненно важные отрасли: производство вооружений, образование, науку, здравоохранение, но этой поддержки недостаточно для обеспечения конкурентоспособности этих отраслей, а также инновационного их развития. У государства всегда недостаточно средств на развитие – все средства «съедаются» текущим производством и эксплуатацией устаревшей техники. Пример концентрации государством средств на перспективном, «прорывном» направлении - Российский проект "Кремниевая долина".
Вот что пишет первый заместитель главы Администрации президента России Владислав Сурков : «…Сама стройка - 3-7 лет. Сначала будет строиться ядро города, центральная его часть. Потом он будет разрастаться в значительной степени самостоятельно, без участия государства. В определенный момент придется все-таки отойти от проекта, дать ему развиваться самому. Когда же в создаваемом сообществе предпринимателей, ученых, с одновременно существующими университетским центром, лабораторными комплексами, исследовательскими подразделениями крупных сырьевых и несырьевых высокотехнологичных компаний, где будет присутствовать венчурный капитал, который на сегодня в России практически полностью отсутствует, возникнет искра чуда - сказать заранее очень сложно.»
Допустим, этот проект состоится и вовремя. Но, положительный эффект на развитие всего спектра отраслевой науки и производства, произойдет не ранее десятилетия. Кроме того, существует колоссальный риск – просчет прогноза в развитии техники и науки. Такие примеры в прошлом были, например, «АСУ-строительство» в 70-ые годы прошлого века.
Естественно, возникает вопрос: что делать «непривлекательным» для инновационного бизнеса отраслям науки и производства? Где взять средства на обеспечение инновационных преобразований этих отраслей? Этот вопрос особенно остро стоит в отраслях, испытывающих трудности с производством продукции на рынке в конкуренции с мировыми производителями и Китаем.
Глава Роспатента привел интересные цифры: «Если мы посмотрим на 1985 год, когда и Китай, и мы объявили перестройку, Китай был практически на нулевом уровне в области инноваций и патентного права. А мы обладали большим бэкграундом советского периода. 1995 год. И Китай, и мы подаем примерно по 50 тыс. заявок на патенты. 2005 год. Мы имеем 100 тыс. заявок, а они – 560 тыс. Это не по количеству населения считается, а по востребованности экономики и введении в гражданско-правовой оборот. У нас экономика сейчас на 80–90% занимается только торговлей. А у Китая другая политика. Они развивают свою экономику. Есть критическая масса патентов. Если мы выйдем на уровень выдачи 350 тыс. патентов в год, обратного пути не будет. Критическое количество переходит в качество. При 100 тыс. мы еще можем скатиться назад и будем сырьевым придатком». И еще данные, характеризующие отечественную инновационную активность, так называемый коэффициент диффузии, то есть доля зарегистрированных патентов, которые перешли в продукцию на рынке в России - 0,02, а в Китае, к примеру, равен 0,15»Положение в этих отраслях кажется настолько безвыходным, что у людей опускаются руки. Выживание достигается путем сокращения до минимума затрат на производство продукции невысокого уровня качества: - удержания зарплаты на минимальном уровне, использование дешевого сырья и комплектующих, минимизация штата, и т.д. На таких предприятиях поднимать вопрос о приобретении более производительных станков, повышении квалификации персонала, и т.п. – просто неуместно.
История и мировой опыт ФСА
Историческими предпосылками формирования ФСА, как метода, послужил опыт второй мировой войны – когда в условиях резкого роста дефицита трудовых и материальных ресурсов удавалось не только нарастить объемы выпускаемой боевой техники, но и качественно ее улучшить.
Известен пример, когда коллектив КБ Лавочкина за три месяца переработал конструкцию самолета ЛАГГ в один из лучших самолетов ЛА-5, успешно конкурировавших со скоростными цельнометаллическими самолетами Германии. Известны также примеры резкого сокращения трудоемкости и массы автоматического стрелкового оружия. Пистолет – пулемет Дегтярева, принятый на вооружение накануне войны, трудоемкостью 27 н.час и весом 6 кг в 41 году был заменен на ППШ, трудоемкость которого составляла 7 часов, а вес снижен до 5,3 кг. В осажденном Ленинграде появился пистолет – пулемет Судаева, трудоемкость которого составила 2,3 часа, а вес – 3,4 кг. Стрелковые же характеристики оружия были примерно одинаковыми.
Аналогичный опыт был накоплен и в других странах. На фирме «Дженерал Электрик» из-за дефицита цветных металлов были приняты временные решения на использование дешевых доступных материалов. По окончанию войны, оказалось, что изделия с использованием временных материалов нормально функционировали, качество сохранилось на нужном уровне. Были сделаны выводы:
- Ранее созданные конструкции имели неоправданные «запасы» качества.
- Для предотвращения «излишеств» необходимо при проектировании осуществлять специализированный экономический анализ.
В 1947 годы в компании «Дженерал Электрик» была создана группа, под руководством Лоренса Майлза, которая создала «Анализ стоимости» - организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективной идентификации непроизводительных затрат или издержек, которые не обеспечивают на качества, на долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика.
Метод Л. Майлза постепенно, под влиянием успехов «ДЭ» на рынке, стал распространяться в промышленности США. В 59 году было создано общество «SAVE» по распространению ФСА, с 1963 года ПЕНТАГОН обязал фирмы – производители вооружения использовать ФСА. В настоящее время, например, закон США 104-106 от 1996 г. содержит указание: «Каждое исполнительное агентство должно установить и поддерживать рентабельные (экономически выгодные) процедуры и процессы ФСА».
В 60-ых годах прошлого века, ФСА стал распространяться в Европе, Японии. В Японии в настоящее время 85% всей продукции разрабатывается с использованием ФСА.
В нашей стране, независимо от Майлза, конструктором Пермского телефонного завода Юрием Михайловичем Соболевым в 1947 году был создан «поэлементный анализ», близкий по основе методу Майлза. Соболев, исследовав десятки конструкций своего и других заводов, пришел к выводу, что все исследованные изделия, имеют много незаметных на первый взгляд, недоработок, из-за которых происходит перерасход материалов, повышенные трудовые затраты. Но, несмотря на активную пропаганду, метод Соболева не получил распространения. Командная экономика не нуждалась в экономии ресурсов.
В начале 70-ых годов, после перевода с немецкого языка публикаций по ФСА, в инициативном порядке, ФСА стал внедряться на предприятиях электротехнической промышленности. В 1982 году было принято постановление ЦК КПСС и Правительства СССР о распространении ФСА во все отрасли народного хозяйства. До конца 80-ых годов, развертывались процессы подготовки специалистов по ФСА, организации структурных подразделений ФСА, разработке нормативных документов.
Несмотря на высокую доказанную на практике эффективность, в период 90-ых годов - становления рыночной экономики, распространение ФСА было свернуто.
Так, если в ГОСТе 15001-88 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения» есть рекомендация о применении функционально – стоимостного анализа при разработке новой продукции, то в тексте ГОСТ Р 15.201-2000, таких рекомендаций уже нет.
Таким образом, регресс заложен уже в государственных руководящих стандартах.
Параллельно с ФСА в нашей стране развивалась теория решения изобретательских задач ТРИЗ – научно обоснованный подход к изобретательской деятельности.
Опыт и применение ТРИЗ
Зародившаяся в 1946 году и развитая усилиями автора – Генриха Сауловича Альтшуллера, ТРИЗ прошла все этапы – от непризнания и гонения, до массового распространения в мире. В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» была напечатана первая статья Г.С.Альтшуллера о методике изобретательского творчества. Статья осталась незамеченной. Идея о том, что изобретательству можно учить и что существуют определенные правила для этой деятельности, казались в те времена ересью. Благодаря напряженной деятельности Г.С. Альтшуллера - писателя, изобретателя, ТРИЗ интенсивно развивалась и к середине 80-ых годов во всех крупнейших городах возникли центры ТРИЗ. Во второй половине 80-ых годов усилиями профессиональных программистов, разработчиков ТРИЗ, был создан компьютерный продукт «Изобретающая машина», который стал интенсивно распространяться на крупнейших предприятиях, КБ, НИИ Советского союза.
В период экономических преобразований 90-ых годов, спрос на «Изобретающую машину», исчез. Коллектив разработчиков уехал в США, где основал фирму IMCorp. Англоязычные программные продукты компании стали приобретаться ведущими мировыми компаниями. Вместе с распространением программных продуктов, за рубежом стала лавинообразно распространяться и сама ТРИЗ.
6.1.3. ТРИЗ + ФСА
В России, ТРИЗ в эти годы стала интенсивно использоваться в сфере образования преимущественно детей-школьников, и в некоторых ВУЗах - студентов. ТРИЗ использовалась также в нетехнических сферах– рекламе, консультировании бизнеса.
«Мертвый сезон» 90-ых для изобретателей в производстве и прикладной науке, для ТРИЗ стал очень продуктивным в образовании – так были обучены тысячи людей.
Родственные по основным целям и подходам ТРИЗ и ФСА закономерно исторически объединились во второй половине 80-ых годов. Первоначально, ТРИЗ использовалась как эффективная методика решения задач на творческом этапе ФСА. Но постепенно, содержание процедур аналитического этапа ФСА, стало наполняться «тризовским» содержанием. «Гибрид» ФСА и ТРИЗ был закреплен в руководящих документах по ФСА, например, в документе «Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа» Методические рекомендации, М., Информэлектро 1990.
С выездом за рубеж ведущих специалистов по ТРИЗ и ФСА, их усилиями, система «ТРИЗ+ФСА» была адаптирована для рыночных условий, развита в технологию по разработке инновационных проектов «на заказ». Ведущие фирмы мира, стали заказывать инновационные проекты коллективу, который объединил не только специалистов по ТРИЗ за рубежом, но и в России. За полтора десятилетия фирма «Алгоритм» совместно с «Gen-3 Partner» выполнила около 300 проектов по технологии G3-ID.
Красноярские специалисты по ТРИЗ и ФСА также разрабатывали инновационные проекты по заказам фирм P&G и SANJO, используя упомянутую технологию.
В 2004 году на Дивногорском заводе низковольтных автоматов Генеральным директором Оль Егором Егоровичем было принято решение создать отдел функционально – стоимостного анализа ОФСА. Первым руководителем отдела был Власенко Сергей Иванович – человек, имеющий богатый опыт разработчика новой техники, и руководящей работы.
Задачей ОФСА было - повышение конкурентоспособности продукции предприятия путем применения метода функционально-стоимостного анализа ФСА.
Непосредственная работа началась после проведения среди коллектива инженерно – технических работников завода всех служб кратких учебных семинаров по ТРИЗ и ФСА. Первое же ФСА базового изделия завода привело к выработке эффективных решений по улучшению конструкции с ожидаемым эффектом 8 млн. руб. в год. На базе этих рекомендаций конструкторами был разработан модернизированный выключатель ВА 57-35М. Ничего подобного в истории завода не было. Первый удачный опыт позволил утверждать: «технология работает!» Дальнейшие темы ФСА позволили наработать опыт организации и проведения не только исследований, выработки высокоэффективных рекомендаций, но и внедрения результатов исследований, т.е. воплощения идей в металл.
Постоянное многолетнее сотрудничество со специалистами предприятия, рационализаторами, руководителями подразделений, позволило превратить отдел ФСА в некое инновационное подразделение предприятия, постоянно действующий консультационный и даже учебный центр для молодых специалистов. В ходе исследований, в качестве научных консультантов приглашались ученые СФУ, а также формировался заказ – рекомендации на научные разработки в интересах конкретных технологий и конструкций предприятия.
Соотношение экономического эффекта проведенных за период 2004 – 2008 годы и затрат на ФСА по внедренным рекомендациям составил 5:1, по ожидаемым (планируемым к внедрению) - 30:1. Более эффективных процессов не существует.
1. В настоящее время существует отечественная высокоэффективная технология, позволяющая резко повысить эффективность инновационных процессов на современных российских предприятиях – технология проектирования инноваций на базе ТРИЗ+ФСА.
2. Объективно существуют все ресурсы для лавинообразного распространения этой технологии: проверенная методика, квалифицированные кадры, программное обеспечение, осознанная обществом потребность.
3. Существуют сдерживающие препятствия для распространения этой технологии – государственные стандарты, определяющие порядок разработки и постановки на производство и образовательные стандарты и программы, определяющие подготовку специалистов для инновационной деятельности.
Заключение
В моем понимании саморазвитие это, когда человек сам принимает ту информацию, которую считает нужной, и это хорошо. Можно всю жизнь изучать все подряд, но весь этот багаж знаний, накопленный за годы упорного изучения книг, может так и не пригодится своему владельцу и остаться большой свалкой различного рода барахла в голове своего носителя. Само явление творчества имеет более глубокий смысл. Оно более фундаментально и является определенным методом управления нужными знаниями человека. Человек должен постепенно и самостоятельно научить себя мыслить творчески. Научиться правильно и рационально применять необходимые знания и опыт для решения поставленных целей есть главная задача воспитания высококвалифицированного специалиста. Выходить за рамки инерционного мышления и научиться изобретать и фантазировать это то, что долгие годы отличало обычных людей от гениев. При помощи творческих изобретательских подходов и методов мышления можно добиться отличных результатов в различных областях не только профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни и быту.
ТРИЗ и ФСА наглядно доказали свою эффективность на практике. Многие страны приняли его как перспективное направление развития экономики и производства стратегического уровня. Это уникальная методика развития творческих коллективов и специалистов. ТРИЗ делает из знающего человека – мыслящего.
Список использованной литературы:
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с.208
2. Официальный Фонд Г. С. Альтшуллера.
3. Тезисы семинара на общегородской ассамблее "Красноярск. Технологии будущего" 07.05.2010.
Ссылки:
1. www.altshuller.ru
2. rus.triz-guide.com
3. nocmu.sfu-kras.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦНИВЕРСИСТЕТ»
(СФУ)
ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Князев Александр Григорьевич
Реферат на тему «ТРИЗ как эффективный инструмент саморазвития».
по <философии> студента
2-го курса очной формы обучения
«Государственное и муниципальное управление»
Руководитель _Бухтояров М.С._____________ _____________ ______________ |
Красноярск 2011
Введение
Возможно ли научиться изобретать более успешно, направленно, как-то учитывать весьма богатый изобретательский опыт предшественников (и если да, то в чём этот опыт состоит?). Каково действительно соотношение в успешном изобретательстве изобретательской техники(которую можно и должно выявлять и осваивать) и соответствующих природных (т.е. врождённых, не поддающихся новообразованию) способностей изобретателя? Советский инженер‑патентовед, изобретатель, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. С этой целью было проведено исследование более 40 тыс. авт. Свидетельств и патентов и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приёмов изобретательства разработана Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), знаменем которой стал призыв превратить искусство изобретательства в точную науку.
ТРИЗ
ТРИЗ ‑теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в1956 году ‑это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Основные функции и области применения ТРИЗ:
1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
2. прогнозирование развития технических систем;
3. пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
4. совершенствование коллективов (в т.ч. творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат).
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
История ТРИЗ
Г. С. Альтшуллер начал изобретать с раннего возраста. В 17 лет он получил своё первое авторское свидетельство (9 ноября 1943), а к 1950 году число изобретений перевалило за десять. Широко распространено мнение, что изобретения приходят неожиданно, с озарением, но Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.
Первоначально «методика изобретательства» мыслилась в виде свода правил типа «решить задачу — значит найти и преодолеть техническое противоречие».
В дальнейшем Альтшуллер продолжил развитие ТРИЗ и дополнил его теорией развития технических систем (ТРТС), в явном виде сформулировав главные законы развития технических систем. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенном в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления (ОТСМ).
Структура и функции ТРИЗ
1. Законы развития технических систем (ТС)
2. Информационный фонд ТРИЗ
3. Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем
4. Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ
5. Методы развития творческого воображения
Основы ТРИЗ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.