Диспансерное (динамическое) наблюдение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с утвержденными Порядками проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров одной из основных задач является установление диспансерного (динамического) наблюдения пациентов врачом-терапевтом

участковым или врачом (фельдшером) ОМП (КМП).

Согласно Порядка проведения диспансерного наблюдения (приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1344н) диспансерному наблюдения подлежат пациенты с ХНИЗ, а также имеющие высокий риск их развития, пациенты, находящиеся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений). Диспансерное наблюдение является составной частью комплекса мероприятий по диспансеризации населения и проведения профилактических медицинских осмотров.

Диспансерное наблюдение должны осуществлять участковый врач, врачи-специалисты (по профилю заболевания гражданина). Врач (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики (осуществляют диспансерное наблюдение пациентов без доказанных ССЗ с высоким и очень высоким суммарным СС риском), а также фельдшер фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в случае возложения на него функций лечащего врача.

Диспансерный прием (осмотр, консультация) включает:

• оценку состояния гражданина, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

• назначение и оценку лабораторных, инструментальных и иных исследований;

• установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

• проведение краткого профилактического консультирования;

• назначение по медицинским показаниям профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление в медицинскую организацию, оказывающую специализированную (высокотехнологичную) медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в ОМП (КМП) или ЦЗ для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и/или группового профилактического консультирования (школ пациента);

• разъяснение пациентам с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил доврачебных действий и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи при их развитии.

 

- Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в условиях  стационарной помощи и в санаторно-курортных учреждениях.

 

Анализ эффективности функционирования современных ЛПУ позволяет отметить, что, несмотря, на сосредоточение в них основных ресурсов здравоохранения (до 70%), эти структуры не полностью реализуют свой потенциал. Стационары выполняют важную работу по коррекции неотложных состояний и обострений хронических заболеваний пациентов, но практически не оказывают им профилактическую помощь, полагая, что это функция других структур национальной системы здравоохранения. Такое положение дел, обусловленное концентрацией внимания медперсонала только на лечебно-диагностических мероприятиях, с современных позиций должно восприниматься как явно

требующее корректировки.

В настоящее время разрабатывается новый подход к оценке деятельности стационаров, призванный сконцентрировать внимание медперсонала не только на устранении причины, вызвавшей госпитализацию, но и на создании индивидуальных долгосрочных программ для пациентов по контролю состояния здоровья и коррекции основных ФР ХНИЗ.

Возросшее количество пациентов с ХНИЗ требует переориентации деятельности ЛПУ с проблем, связанных исключительно с коррекцией острых состояний и обострений ХНИЗ на интеграцию лечения и профилактики, в том числе и на обучение пациентов. Выявление ФР ХНИЗ в ходе лечения любого заболевания, профилактическое консультирование (обучение) пациента методам их коррекции, формирование многофакторной индивидуальной программы по поддержания здоровья и продления активного долголетия – новая актуальная задача врача стационара.

Известно, что в период ухудшения состояния здоровья пациент особенно восприимчив к советам врача. В этот период легче сформировать необходимый настрой среди родственников пациента, направив их усилия на закреплении в повседневной жизни

пациента новых навыков и полезных стереотипов.

В стационарных условиях формируется и поддерживается уникальная ситуация, способствующая устойчивому изменению поведения пациента на длительный временной интервал, чему во многом может способствовать и социальное окружение, подготовленное лечащим врачом.

В стационарах целесообразно проведение школ для пациентов по основным заболеваниям, факторам их развития, консультаций врачом-специалистом (психотерапевт, реабилитолог и др.), занятия с родственниками пациента. Кроме того в стационарах, также

как и в санаторно-курортных учреждениях должны проводиться школы по здоровому образу жизни.

В отделениях стационара для лечения и реабилитации пациентов с ХНИЗ (терапевтические, кардиологические, эндокринологические, неврологические, пульмонологические, онкологические, гастроэнтерологические отделения) проведение углубленного профилактического консультирования пациентов по всем имеющимся ФР ХНИЗ должно проводиться также лечащим врачом. В других лечебных отделениях стационара (кроме отделений реанимации и интенсивной терапии) лечащим врачом должно проводиться краткое профилактическое консультирование по всем основным ФР ХНИЗ, определяться суммарный СС риск и направление пациентов с высоким и очень высоким риском (без клинических форм ССЗ) в кабинет медицинской профилактики для проведение углубленного профилактического консультирования по выявленным ФР ХНИЗ и в школы здоровья.

Большим потенциалом в плане диагностики и коррекции ФР ХНИЗ обладают санаторно-курортные учреждения, в которых в настоящее время, как правило, нет соответствующей системной работы в этом направлении.

Внедрение комплекса мер по обучению пациента в период его пребывания в стационаре и санаторно-курортном учреждении должно повысить приверженность к лечению основного заболевания и повысить мотивацию пациента к оздоровлению образа жизни.

Внедрение в работу стационара и санаторно-курортного учреждения комплекс мер должно быть направлено не только на обучение пациента и повышение его медицинской культуры, но и на формирование в его сознании чувства ответственности за собственное здоровье.

Выявление ФР ХНИЗ в ходе диагностики и лечения основного заболевания и создание индивидуальных программ по их коррекции на этапах от стационара до реабилитационного или санаторно-курортного учреждения и поликлиники (амбулатории) рассматривается как важнейшая составная часть системного процесса оказания качественной медицинской помощи, направленного на снижение числа повторных госпитализаций, инвалидности и смертности.

Индивидуальная программа должна быть предельно ясной пациенту и содержать конкретные действия в повседневной жизни и в ежедневном режиме.

В ряде стран стационар, выполняющий комплекс превентивных задач, принято определять понятием «Стационар, способствующий профилактике и укреплению здоровья”. В их задачи входит инициация и поддержание процесса по повышению эффективности индивидуального контроля за состоянием здоровья в данный период и в отдаленной перспективе как у пациентов, так и в их семьях и в обществе в целом. В национальном масштабе такой подход позволяет ориентировать действия на снижение смертности населения и способствовать увеличению средней продолжительности жизни.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 186.