Государственная политика в сфере профилактики неинфекционных заболеваний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опыт большого числа стран показал, что реализация научно-обоснованных профилактических и лечебных мер позволяет в течение 15-20 лет снизить смертность от БСК и ХНИЗ в целом в два и более раз. При этом вклад профилактических мер, существенно менее затратных в сравнении с лечебными, обуславливает успех более, чем на 50%.

В частности, в 1970 году в Финляндии имела место самая высокая смертность в мире от БСК, что во многом было обусловлено широким распространением среди населения потребления табака, высоким содержанием жиров в пище и низким потреблением овощей и фруктов. В результате крупномасштабной реализации комплексных мер преимущественно профилактической направленности на индивидуальном и популяционном уровне, включающих принятие закона, запрещающего рекламу табачных изделий, пропаганду ограничения потребления животных жиров и обеспечение населения обезжиренными молочными продуктами и полиненасыщенными жирами, дополнительную мотивацию производителей продуктов здорового питания, стимулы для медицинского персонала для достижения наибольшего снижения уровня холестерина и контроля повышенного артериального давления (АД) среди населения распространенность этих факторов риска ХНИЗ стала снижаться. На этом фоне параллельно (с запозданием на 3-5 лет) стало происходить снижение смертности, как от БСК, так и других ХНИЗ. В настоящее время Финляндия относится к группе стран с самым низким уровнем смертности от ХНИЗ и самой высокой ожидаемой продолжительностью жизни.

В реализации мер профилактики хронических неинфекционных заболеваний выделяется два основных направления действий – формирование здорового образа жизни населения и ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска их развития с последующей своевременной коррекцией.

Реализация первого направления возможна только на межведомственной основе путем вовлечения в процесс целого ряда министерств, бизнеса и общественных структур, главная задача которых заключается в обеспечении условий для ведения здорового образа жизни.

Государственное вмешательство в формирование образа жизни граждан аргументируется, в первую очередь, серьезными отрицательными эффектами нездорового поведения как отдельных индивидов, так и больших социальных групп.

Второе направление действий реализуется в рамках системы здравоохранения, при этом особая роль возлагается на врачей первичного звена здравоохранения – участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики и семейных врачей, в деятельности которых правильно организованная профилактическая работа должна занимать не менее 30-40% их рабочего времени. Роль врачей-специалистов, оказывающих специализированную медицинскую помощь, как в поликлиниках, так и в стационарах, в реализации мер профилактики ХНИЗ тоже очень велика. Это обусловлено тем, что назначение даже самых действенных лекарственных средств, выполнение самых современных интервенционных и оперативных вмешательств будет существенно менее эффективным при сохранении у больных тех факторов риска, которые послужили основными пусковыми и поддерживающими механизмами для развития и прогрессии ХНИЗ.

Данные подходы к снижению смертности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни закреплены в целом ряде официальных документов ВОЗ и ООН.

Политика здорового образа жизни имеет уже достаточно давнюю историю, и за последние два десятилетия многие исследователи пытались обосновать применимость тех или иных мер и оценить их результаты. Значительная часть всех исследований в области политики формирования ЗОЖ приходится на развитые страны, в которых данные меры реализуются уже достаточно давно, и накопленные статистические данные позволяют проводить аналитические исследования различного уровня сложности.

Набор требований для ЗОЖ очевиден: отказ от курения и потребления алкоголя и наркотиков, занятия спортом, сбалансированное питание, в т.ч., уменьшение доли жирной пищи, полноценный сон, свежий воздух и т.д.

С другой стороны, в настоящее время еще не существует общепризнанных методик формирования ЗОЖ и критериев оценки их эффективности.

Формирование стандартов здорового образа жизни соответствует разработке и реализации эффективных методик формирования здорового образа жизни, что обладает значительным потенциалом увеличения качества и продолжительности жизни населения.

     В реальности деятельность, направленная на формирование стандартов здорового образа, рассредоточена по нескольким смежным сферам:

- пропаганда и разъяснительная работа: антинаркотические, антитабачные и другие кампании, направленные против вредных привычек;

- законодательные ограничения: ограничения и/или запрет рекламы табачных и алкогольных изделий;

- требования к производителям пищевых продуктов по информированию потребителей об их составе и калорийности;

- программы профилактики и диспансеризации;

- развитие физкультурных, спортивных и оздоровительных мероприятий.

  Таким образом, международная практика по формированию стандартов здорового образа жизни акцентирует все страны на борьбу с основными факторами риска неинфекционных заболеваний в аспекте вредного употребления алкоголя, употребления табака, избыточной массы тела.  

   Государство использует инструменты воздействия по двум группам, в зависимости от того, какой элемент этой задачи выступает объектом: индивидуальные предпочтения или бюджетные ограничения. Кроме того, различаются меры, нацеленные непосредственно на потребителей (отдельных граждан), и направленные на работодателей, которые, в свою очередь, могут проводить определенную политику в отношении здоровья своих работников.

В обобщенном виде, государственная политика ЗОЖ формируется, согласно позиций: информационные меры (информация на упаковках товаров, консультации специалистов, реклама); административные меры (ограничение времени продажи алкогольных напитков, запрет на курение в общественных местах, развитие национальных, региональных, корпоративных программ по ЗОЖ); экономические меры (налоги на алкогольную и табачную продукцию, субсидии производителям/продавцам фруктов и овощей, установление минимальных цен алкоголя, строительство беговых и велосипедных дорожек в жилых кварталах и др.).

  Из всех названных мер в формировании стандартов ЗОЖ, налоги обычно рассматриваются как наиболее эффективные инструменты коррекции поведения, в отличие от административных запретов и ограничений. Однако в отношении отдельных элементов ЗОЖ разные инструменты могут оказаться более или менее эффективными. Так, для формирования правильного питания и мотивации физической активности важны, прежде всего, образовательно – консультационные, информационные меры, тогда как в борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем выходят на первый план административные и экономические инструменты.

Помимо государства, политику ЗОЖ могут проводить и предприятия. Для работодателей затраты на программы здоровья – это инвестиции, ведь «на выходе» они получают здоровую рабочую силу, растет продуктивность работников, повышается уровень их лояльности и мотивации. Обзор международной практики корпоративных программ здоровья показывает, что сегодня они весьма популярны во многих странах мира. Вместе с тем, подобные программы требуют серьезной проработки, выбора тех форм и мероприятий, которые подходят для конкретного предприятия, учитывая специфику работы, сменность, возраст и состояние здоровья персонала.

  Важен также программный подход к реализации политики ЗОЖ. Хотя проекты и разрабатываются на общенациональном уровне, их эффективность во многом зависит от степени вовлечения населения, органов самоуправления, некоммерческих организаций.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.