Действия машиниста при обнаружении пожара в пути
следования в тоннеле, на перегоне, на станции.
В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности для г. Москвы и Правил пожарной безопасности на метрополитенах, разработана и введена в действие Распоряжением №842р от 23.06.16г. «Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции, в случаях пожара или задымления на Московском метрополитене», где в разделах № 2.4 - 2.11 определен порядок действий локомотивных бригад (машинистов) при пожаре, загорании, задымлении на сооружениях, оборудовании или устройствах в тоннеле и на подвижном составе.
При пожаре в тоннеле:
Локомотивная бригада (машинист), обнаружившая пожар должна сообщить дежурному поездному диспетчеру о случившемся, указав № маршрута, перегон, путь, пикет, место возникновения пожара.
При отсутствии опасности для движения поезда, локомотивная бригада (машинист) должна проследовать опасное место без остановки.
При угрозе пожара подвижному составу и невозможности проследовать данное место, при горении шпал или горючего мусора и т.п., локомотивная бригада (машинист) принимает меры к остановке поезда до опасной зоны, определяет место пожара, сообщает о случившемся поездному диспетчеру, указав перегон, путь, пикет, место возникновения пожара.
Принимает меры к ликвидации пожара с помощью первичных средств пожаротушения (ручных огнетушителей), без снятия напряжения с контактного рельса, выдерживая безопасное расстояние от электрооборудования.
Примеры:
18.04.2013 в 14 час. 55 мин. на перегоне «Измайловская» - «Партизанская» по 1 главному пути в районе светофора И-133 произошло тление шпалы со стороны контактного рельса. Тление ликвидировано в 14 час. 57 мин. машинистом электродепо «Измайлово» Романовым Д.А. Применялся огнетушитель ОВЭ -6. Пожарная охрана города не вызывалась.
Комиссия установила, что причиной тления шпалы явилось попадание раскаленной частицы металла от электроподвижного состава на мелкую щепу по торцу металлической рельсовой подкладки.
04.05.2013 в 20 час. 55 мин. на перегоне «Пушкинская» - «Кузнецкий мост» по 1 главному пути на пикете 012+95 произошло тление шпалы. Тление ликвидировано в 21 час. 05 мин. машинистом электродепо «Планерное» Поляковым Е.Н. Применялся огнетушитель ОВЭ-6. Пожарная охрана города не вызывалась. Напряжение с контактного рельса не снималось.
Действия машинистов, в данных случаях, можно квалифицировать как правильные и оперативные.
Если горение происходит в местах, где невозможно выдержать безопасное расстояние от электрооборудования (под коробом контактного рельса, рядом с кабелем под напряжением и т.п.), локомотивная бригада (машинист) сообщает об этом поездному диспетчеру и продолжает движение по маршруту.
В этом случае поездной диспетчер назначает резервный поезд (без пассажиров), машинисту которого дежурным по станции вручается КТТ.
Машинист резервного поезда, прибыв к месту горения, дает заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с контактного рельса и включение рабочего и аварийного освещения.
После получения приказа от дежурного поездного диспетчера о снятии напряжения с контактного рельса и проверки отсутствия его на контактном рельсе, устанавливает закоротку и докладывает диспетчеру об её установке, приступает к тушению пожара, используя все доступные виды первичных средств пожаротушения, в том числе и КТТ.
1.2 При пожаре в поезде, въехавшем частью вагонов в тоннель:
Если при отправлении поезда со станции машинист обнаружил загорание на составе, или получил информацию о пожаре в вагоне поезда от пассажиров, и поезд ещё не проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения, локомотивная бригада (машинист) останавливает поезд, по поездной радиосвязи вызывает поездного диспетчера «Диспетчер срочно!», сообщает ему о случившемся и передает информацию следующего содержания «Диспетчер! Поезд №…, маршрут №..., станция..., машинист..., прошу разрешения осадить поезд на станцию из-за задымления (получения сообщения о пожаре) в вагоне №...(в головной, средней или хвостовой части поезда)».
Далее информирует пассажиров текстом «Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие и порядок. По техническим причинам поезд возвращается на станцию...». При обслуживании поезда локомотивной бригадой машинист направляет помощника в вагон с задымлением (пожаром) для выяснения обстановки, оказания помощи пассажирам и принятия мер по ликвидации пожара (задымления).
- Получив устный приказ поездного диспетчера об осаживании поезда на станцию, машинист осаживает поезд на станцию со скоростью не более 5 км/час.
Для этого следует:
- установить реверсивный вал контроллера машиниста в положение «назад», предварительно отключив поездные устройства АЛС-АРС. Нажать педаль бдительности (ПБ);
- убедиться через поездное зеркало заднего вида в отсутствии препятствий для движения;
- подать звуковой сигнал «два длинных»;
- привести поезд в движение по ходу назад;
- после въезда поезда на станцию применить экстренный пневматический тормоз и открыть двери со стороны платформы для высадки пассажиров.
Далее локомотивная бригада (машинист):
- обеспечивает высадку пассажиров из поезда;
- дает заявку поездному диспетчеру на снятие напряжения с контактного рельса;
- затормаживает головной вагон ручным (стояночным) тормозом;
- до снятия напряжения с контактного рельса принимает меры к ликвидации пожара, используя воздушно- эмульсионный огнетушитель (ОВЭ-6) с расстояния не ближе 3-х метров до токоведущего оборудования, или углекислотные огнетушители (взятые из салонов вагонов) с расстояния не ближе 1-го метра до токоведущего оборудования.
Если пожар ликвидировать не удалось, то после получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса, локомотивная бригада (машинист) должна:
- повторить поездному диспетчеру приказ о снятии напряжения с контактного рельса;
- убедиться в отсутствии напряжения на контактном рельсе;
- установить закоротку;
- доложить поездному диспетчеру об установке закоротки;
- приступить к тушению пожара, используя все доступные виды первичных средств пожаротушения, в том числе и КТТ (исключив, без крайней необходимости, применение на станции порошковых огнетушителей).
Рекомендации.
1. При загорании или коротком замыкании АКБ машинисту необходимо произвести:
- отключение вагона от контактной сети, для отсечения поступления зарядного тока на АКБ.
- произвести электрическое сечение вагона от других вагонов (чтобы не было переброса напряжения от других вагонов).
- отключить автомат защиты плюсового провода № 10 от АКБ (от провода № 10 осуществляется питание всех цепей управления)
- необходимо вынуть предохранители цепей АКБ (они находятся рядом с ящиком АКБ, слева).
- по прибытию к месту расстановки подвижного состава на соединительной ветке, машиниста-инструктора и дежурного по службе подвижного состава, произвести расцепку вагонов.
- произвести вскрытие аккумуляторного ящика.
Заключение.
Обобщить изученный материал, дать рекомендации по использованию
литературы при самостоятельном изучении контрольных вопросов по
данной теме.
Преподователь ПТС(Ц) Г.Х.Абдулхаев
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Какие действия должна предпринять локомотивная бригада (машинист) при обнаружении пожара (задымления) в вагоне поезда, находящегося на станции?
- сообщить о случившемся поездному диспетчеру, указав № маршрута, № поезда, станцию, путь и затребовать снятие напряжения с контактного рельса, обеспечить высадку пассажиров из поезда, произвести
затормаживание головного вагона ручным (стояночным) тормозом.
2. Какие действия должна предпринять локомотивная бригада (машинист) при пожаре в вагоне поезда, находящегося на станции, до снятия
напряжения с контактного рельса?
- принять меры к ликвидации пожара, используя ОВЭ-6 или ОУ.
3. С какого расстояния, до токоведущего оборудования находящегося под напряжением, разрешено применение огнетушителей ОВЭ-6 и ОУ?
- ОВЭ-6 с расстояния не ближе 3 метров, ОУ не ближе 1 метра.
4. Какое условие должно соблюдаться при применении порошковых
огнетушителей для ликвидации пожара в вагоне поезда?
- при условии отсутствия пассажиров в непосредственной близости от места их (и других средств пожаротушения) использования.
5. Какие действия должен предпринять машинист, если он обнаружил или получил сообщение от пассажиров о пожаре в вагоне поезда и поезд ёщё не проследовал знак «Предельное место применения экстренного
торможения»?
- сообщает о случившемся поездному диспетчеру, информирует пассажиров о возвращении поезда на станцию и после получения устного приказа
дежурного поездного диспетчера, осаживает поезд на станцию.
6. Кто принимает решение о применении воды для тушения пожара на
электроподвижном составе?
- машинист электропоезда.
7. Что необходимо сделать на неисправном вагоне после ликвидации на нём пожара, с применением воды?
- отжать башмаки токоприёмников.
Преподователь ПТС(Ц) Г.Х.Абдулхаев
Учебные и воспитательные цели:
1. Разъяснить порядок действий машиниста при возникновении пожара на подвижном составе.
2.Изучить основные требования Распоряжение № 842р от 23. 06. 16г.
Литература:
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации. 2012 г.
- Правила пожарной безопасности на метрополитенах. ЦУО/4583
- «Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт
тоннельной вентиляции, в случаях пожара или задымления на Московском метрополитене». Распоряжение №842р от 23.06.16г.
- «Инструкция о порядке действий машиниста при возникновении
задымления (загорания) на подвижном составе, состоящем из вагонов
модели 81.740/741 и их модификаций».Указание начальника метрополи-
тена от 01.07.10 г.№442.
- «Инструкция о порядке эвакуации пассажиров из тоннеля, с наземного или
эстакадного участка при нарушении нормальной работы метрополитена».
Приказ начальника метрополитена №1207 от 23.11.15г.
№ п.п. | Учебные вопросы | Время (мин) | Краткое содержание вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. | Введение. | 10 | Объявляется тема, учебные вопросы и делается запись на маркерной доске. Излагаются основные цели и задачи предстоящего занятия. Контрольные вопросы по теме № 3: 1. Что относится к первичным средствам тушения? 2. Какие факторы входят в механизм тушения? 3. Как классифицируются огнетушащие вещества? 4. Что такое огнетушитель? 5. Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене? 6. Классификация огнетушителей 7. Классы пожаров. .Дать перечень 8. Какие особенности тушения пожаров в тоннелях машинистами? 9. Какие особенности тушения пожаров ЭПС машинистами на станции и в тоннеле? 10. Какие нормы оснащения ЭПС огнетушителями? |
1 | Действия машиниста при обнаружении пожара в пути следования в тоннеле, на перегоне, на станции. | 50 | На Московском метрополитене разработана и введена в действие «Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции, в случаях пожара или задымления на метрополитене», где во 2-м разделе определён порядок действий работников метрополитена, в том числе локомотивных бригад (машинистов), при пожаре, загорании, задымлении.Тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия пожарных подразделений. Показ фотоматериалов с комментариями о правильности выбора огнетушителей и применении машинистами при тушении пожара. |
2. | Порядок оповещения о пожаре и эвакуация пассажиров. | 20 | Наиболее важным моментом в действиях машиниста при возникновении пожара (задымления) на подвижном составе является: - сообщение поездному диспетчеру о случившемся, с указанием № маршрута, № поезда и точного места остановки поезда, дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса; - после получения устного приказа о снятии напряжения с контактного рельса, при ваполнения всех требований согласно Инструкции организовать вывод пассажиров из задымлённого вагона, через торцевые или боковые двери, на станцию в противоположном от места пожара направлении. |
Заключение. | 10 | Обобщение изученного материала, рекомендации по использованию литературы при самостоятельной подготовке. | |
Вопросы для самостоятельной подготовки. 1. Какие действия должна предпринять локомотивная бригада (машинист) при обнаружении пожара (задымления) в вагоне поезда, находящегося на станции? 2. Какие действия должна предпринять локомотивная бригада (машинист) при пожаре в вагоне поезда, находящегося на станции, до снятия напряжения с контактного рельса? 3. С какого расстояния, до токоведущего оборудования находящегося под напряжением, разрешено применение огнетушителей ОВЭ-6 и ОУ? 4. Какое условие необходимо соблюдаться, при применении порошковых огнетушителей, для ликвидации пожара в вагоне поезда? 5. Какие действия должен предпринять машинист, если он обнаружил или получил сообщение от пассажиров о пожаре в вагоне поезда и поезд ещё не проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения»? 6. Кто принимает решение о применении воды для тушения пожара на электроподвижном составе? 7. Что необходимо сделать на неисправном вагоне после ликвидации на нём пожара, с применением воды? |
Наглядные пособия и материалы:
1. Схема прохождения сообщения о пожаре и порядок действий машиниста при получении сообщения о пожаре: на перегоне (тоннеле), на станции.
2. Видеоматериалы «Действия машинистов»:
3. Диаграмма количества случаев, в том числе пожаров по службе подвижного состава.
4. Случаи применения огнетушителей ОВЭ-6(з) машинистами при тушении пожара на перегоне.
Преподаватель ПТС(Ц) Г.Х. Абдулхаев
Московский метрополитен
Лекция.
Тема №4. Порядок действий машиниста электропоезда в случае
задымления или загорания на объектах метрополитена.
Раздел: Основы пожарной безопасности.
Категория обучаемых: Машинисты электропоездов.
Разработал: Преподователь ПТС(Ц) Абдулхаев Г.Х.
Москва 2016 г.
Введение.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо вспомнить
пройденный материал по предыдущей теме, ответив на несколько контрольных
вопросов.
Вопросы контрольной подготовки по теме №3.
1. Что относится к первичным средствам пожаротушения?
2. Какие факторы входят в механизм тушения?
3. Как классифицируются огнетушащие вещества?
4. Что такое огнетушитель?
5. Какие типы огнетушителей применяются на метрополитене?
6. Классификация огнетушителей.
7. Дать перечень классов пожаров.
8. Какие особенности тушения пожаров в тоннелях машинистами?
9. Какие особенности тушения пожаров ЭПС машинистами на станции и в тон-
неле?
10. Какие нормы оснащения ЭПС огнетушителями?
Успешное тушение пожаров зависит от многих факторов, главным из которых является эффективность первоначальных действий участников тушения. Расчетные данные показывают, что время прибытия первого подразделения (отделения, караула) на пожар не должно превышать 8 минут с момента вызова. Рассматривая динамику развития пожара можно сделать вывод о том, что данное время (8 мин) входит во временные показатели развития пожара во 2-ой фазе, то есть когда начинается объемное развитие пожара, процесс его тушения усложняется и требует максимального использования сил и средств. В частности, для города Москвы в настоящий момент время прибытия на пожар подразделений пожарной охраны составляет около 6 минут.
Учитывая особенности метрополитена, первоначальными действиями локомотивной бригады по ликвидации пожара будут:
- передача сообщения о пожаре поездному диспетчеру и при необходимости подача заявки на снятие напряжения с контактного рельса;
- проведение действий, направленных на спасание людей;
- тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия пожарных подразделений.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 646.