Коммуникативный подход в семейном консультировании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коммуникационная модель работы основана на идеях экзистенциально-гуманистической философии. Внимание психолога в этом подходе фиксируется на настоящем семьи, а точнее – на тех интеракциях, которые использует конкретная семья. Основная цель консультирования – личностный рост, поэтому работа ведется преимущественно с отдельными членами семьи. Основная задача – научить членов семьи открыто выражать эмоции, делится своими переживаниями. Вирджиния Сатир является одним из классиков современного семейного консультирования. Над коммуникационными проблемами работают психологи во многих моделях консультирования, но заслуга В. Сатир в том, что она сосредоточила внимание не на содержании коммуникации, а на процессе. С ее точки зрения, жизнеспособная семья должна давать каждому члену семьи возможность найти в ней себе место и получать от этого удовольствие. Средства, которые хороши для этого: чувства; правила общения; средства общения.

Традиционно под коммуникацией понимают одну из сторон общения (наряду с перцептивной и интерактивной), которая заключается в обмене информацией между людьми. Коммуникация традиционно делится на вербальную и невербальную. Их сочетание может быть функциональным (конгруэнтное послание) или дисфункциональным (неконгруэнтное послание). Вербальная коммуникация предполагает наличие прямой информации и метапослания (то, что подразумевается, находится «между строк»). Таким образом, коммуникация - это вербальное и невербальное поведение в социальном контексте, это двусторонний процесс обмена информацией. Проблемы в отношениях создают коммуникационные барьеры (противоречия), которые делают коммуникацию дисфункциональной:Если информация начинается с вопросного слова «Кто?», «Где?», «Когда?», «Зачем?», то в этом случае непонятно, кто адресат этого послания. Тот, кому было адресовано послание, вряд ли воспримет это обращение. Семилетнему мальчику с аллергической реакцией нельзя есть шоколадные конфеты, но он съел несколько конфет. Мама в сердцах: «Ну, скажи, зачем ты ел конфеты?». Ответ потрясающий: «Чтобы во рту стало сладенько».

Коммуникацию В.Сатир делит на эффективную и неэффективную, для чего она выделила три правила коммуникации:1. Члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица 2. Каждый член семьи передает свои чувства другому.3. Каждый член семьи ориентируется на уровень понимания других членов семьи, делая свое послание конгруэнтным (содержание высказывания подтверждается соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).По мнению В.Сатир, в неблагополучной семье люди руководствуются деструктивными представлениями: - отношения в семье должны регулироваться силой и/или страхом наказания;- всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо;- люди по природе злые и поэтому должны находиться под контролем;- только человек, обладающий властью, знает, как правильно жить.Может быть смешанная коммуникация, в которой присутствуют элементы всех перечисленных. Все эти формы коммуникации дисфункциональны.

Семейная скульптура.Автор: В. Сатир. Цель: изменение структуры и функционирования семьи через осознание особенностей отношений внутри семьи.Задачи:Выявить основные позиции и связи в семье.2.Оценить степень психологической близости между членами семьи. 3.Выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, иерархия, границы и пр.).4.Определить опасные зоны конфликта.5.Снизить уровень сопротивления, особенно там, где рациональность.^ Область применения: используется для любого типа семьи. Эффективное средство диагностики и интервенции в случаях работы с семьями, склонными к манипулированию, а также с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков членов семьи, затрудняющих процесс обсуждения проблемы на приеме у психолога. Алгоритм проведения: для использования этой техники необходимо соблюдать условия:- присутствие всех членов семьи;- возраст детей – не менее 5 лет;- для маленьких детей (от 5 до 10 лет) инструкцию упростить;- легко передвигающаяся мебель (стулья, например);- наличие предметов, которые могут заменить отсутствующих;- достаточно просторное помещение.2. «Структурированное интервью». Автор: П. Вацлавик. Цель: оценка ситуации, сложившейся в семье.Задачи:1. Изучение образцов коммуникации в семье.2. Выявление способов принятия решений.3. Формулирование правил коммуникации.Область применения: используется для любого типа семьи. Алгоритм проведения: семье предлагается выполнить 5 заданий:1.обсудить и рассказать, какая проблема в семье самая важная;2.обсудить план поездки за город всей семьей;3.пусть родители расскажут, как они встретились; 4.обсудить содержание поговорок на семейную тему;5.провести инвентаризацию недостатков друг друга и обвинений.Пока семья работает, консультант наблюдает, лучше бы за односторонним зеркалом… .

Разговор о проблеме (модификация струкурированного интервью).Автор: П. Вацлавик. Цель: оценка ситуации, сложившейся в семье.Задачи:1. Изучение образцов коммуникации в семье.2. Выявление способов принятия решений.3. Формулирование правил коммуникации.4. Преодоление сопротивления.Область применения: используется для любого типа семьи. Хорошо подходит для семей, где нарушена коммуникация и они ссорятся, есть сильное сопротивление одного или нескольких человек. ^ Процедура проведения: психолог предлагает семье выполнить простое задание, «с которым они легко справятся». Инструкция: «Я предлагаю вам в течение 5 минут обсудить проблему, с которой вы решили обратится за помощью. Я вам не буду мешать, потом через пять минут я к вам вернусь». Консультант отодвигает стул и не вмешивается в разговор. Затем возвращается к семье, обсуждает с ними произошедшее, анализирует, интерпретирует.В целом следует отметить, что в этом подходе широко используется обучение:1) обучение членов семья правилам ясной коммуникации;2) анализ и интерпретация способов коммуникации;3) манипулирование коммуникацией (говорить в первом лице и от себя лично, отделять факты от чувств, пользоваться Я-высказываниями и пр.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 546.