Тема 1. Статистическое наблюдение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении темы: понятия и категории статистики, статистическое наблюдение, ряды распределения.

 

Пример решения практических задач.

В табл. 1 приведены данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в Приволжском федеральном округе за 2013 год.

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
 в целом по экономике по ПФО в 2013 году

Регион ЗП, руб.
Республика Башкортостан 22440,2
Республика Марий Эл 18558,3
Республика Мордовия 17885,3
Республика Татарстан 26012,0
Удмуртская Республика 21415,1
Чувашская Республика 19423,8
Пермский край 24790,7
Кировская область 19332,7
Нижегородская область 23802,0
Оренбургская область 21543,2
Пензенская область 20649,3
Самарская область 23432,5
Саратовская область 20474,8
Ульяновская область 19217,8

 

Сформировать интервальный ряд распределения. Построить графики полигона распределения, гистограмму, кумуляту, огиву.

Решение:

Оптимальное число интервалов для заданного числа наблюдений (N=14) рассчитаем по формуле Стерджесса:

n=1+3,322log(N)=4,8

Итак, сформируем интервальную группировку с числом интервалов n=4.

Определим размах вариации:

Определим размах интервала:

Сформируем интервальный ряд распределения (табл. 2), где  – значение признака,  – частота,  – накопленная частота.


Таблица 2

Интервальный ряд распределения

Xi

fi

f ’ i

17885,3 – 19916,975

5

5

19916,975 – 21948,65

4

9

21948,65 – 23980,325

2

11

23980,325 – 26012

3

14

Сумма

14

 

Для построения графиков используем программу MS Excel.

Для построения полигона на оси абсцисс откладывают значения варьирующего признака, а на оси ординат – частоты. Тип графического представления в Excel следует выбирать «График». Аналогично строится гистограмма, но с выбором типа графика «Гистограмма». Для построения кумуляты значения варьирующего признака откладываются по оси абсцисс, а на оси ординат помещаются накопленные итоги частот. Для построения огивы на оси ординат помещаются накопленные итоги частот в обратном порядке. В обоих случаях в программе Excel следует выбирать тип «График».

 

Рис. 1 Полигон распределения

 

Рис. 2 Гистограмма

Рис. 3 Кумулята

Рис. 4 Огива

 

Тема 2. Абсолютные и относительные величины

Основные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении темы: абсолютные и относительные статистические показатели, средние величины и их показатели, стандартное отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.

 

Пример решения практических задач.

Задача. По данным о распределении субъектов Приволжского федерального округа по величине номинальной начисленной заработной платы работников в 2013 году (табл. 2) необходимо:

а) рассчитать среднюю величину;

б) определить типичность средней величины с помощью линейного и квадратического коэффициентов вариации.

в) рассчитать моду.

г) рассчитать медиану.

Решение:

а) средняя величина:

Для расчетов используем формулу средней арифметической взвешенной:

Т.к. расчет ведется по интервальной группировке, в формуле используем  – середину интервала.

Построим вспомогательную расчетную таблицу (все промежуточные расчеты целесообразно осуществлять в программе MS Excel):

 

Таблица 5

Xi

fi

Xинт

Xинтfi

17885,3 – 19916,975

5

18901,14

94505,6875

19916,975 – 21948,65

4

20932,81

83731,25

21948,65 – 23980,325

2

22964,49

45928,975

23980,325 – 26012

3

24996,16

74988,4875

Сумма

14

299154,4

 

Т.е. средняя номинальная начисленная заработная плата работников в субъектах ПФО в 2013 г. составляла 21368,17 рублей.

б) определение типичности средней величины с помощью коэффициентов вариации:

– линейный коэффициент вариации ( ):

Построим вспомогательную расчетную таблицу (все промежуточные расчеты целесообразно осуществлять в программе MS Excel):

Таблица 6

Xi

fi

Xинт

17885,3 – 19916,975

5

18901,14

12335,16964

19916,975 – 21948,65

4

20932,81

1741,44

21948,65 – 23980,325

2

22964,49

3192,632143

23980,325 – 26012

3

24996,16

10883,97321

Сумма

14

28153,21

 

Среднее линейное отклонение (d) рассчитаем по формуле:

Линейный коэффициент вариации:

Т.к. ,следовательно, найденная средняя величина типична для рассматриваемой совокупности.

– квадратический коэффициент вариации:

Построим вспомогательную расчетную таблицу (все промежуточные расчеты целесообразно осуществлять в программе MS Excel):

Таблица 7

Xi

fi

Xинт

17885,3 – 19916,975

5

18901,14

30431282,02

19916,975 – 21948,65

4

20932,81

758149,59

21948,65 – 23980,325

2

22964,49

5096450

23980,325 – 26012

3

24996,16

39486957,64

Сумма

14

75772839,25

 

Среднее квадратическое отклонение ( ) рассчитаем по формуле:

где  – дисперсия.

Квадратический коэффициент вариации ( ):

Т.к. ,следовательно, найденная средняя величина типична для рассматриваемой совокупности.

в) расчет моды:

Модальный интервал – это интервал с наибольшей частотой fi, т.е. интервал 17885,3 – 19916,975):

где – нижняя граница модального интервала;

 – размах интервала;

 – частота признака в модальном интервале;

 – частота признака в интервале, предшествующем модальному;

 – частота признака в интервале, следующем за модальным.

Т.е. наиболее часто встречаемая номинальная начисленная заработная плата в субъектах ПФО в 2013 г. составляла 19578,36 рублей.

г) расчет медианы:

Медианный интервал – это интервал, приходящийся на середину ряда распределения, т.е. интервал 19916,975 – 21948,65.

где  – нижняя граница медианного интервала;

 – размах интервала;

 – частота признака в медианном интервале;

 – частота признака, накопленная до начала медианного интервала.

 

Т.е. половина субъектов ПФО в 2013 г. имела номинальную начисленную заработную плату меньше 20932,81 рублей, а половина – больше этого значения.

Тема 3. Индексы.

Основные понятия, на которые следует обратить внимание при изучении темы: индивидуальные и общие индексы, базисные, цепные и средние показатели.

 

Пример решения практических задач.

В табл. 16 приведены данные о продажах двух видов товара:

Таблица 16

Товар

Цена за шт., тыс. руб.

Объем продаж, шт.

1 кв. 2014 2 кв. 2014 1 кв. 2014 2 кв. 2014 Смартфон 20 18 100 160 Планшет 22 25 150 120

 

Определить: 1) индивидуальные индексы цен, физического объема и выручки; 2) общие индексы цен, физического объема и выручки; 3) выполнить факторный анализ выручки, определить абсолютное изменение выручки за счет изменений цен, структурного сдвига и объемов продаж.

Решение:

Начнем решение задачи с определения выручки и ее абсолютного и относительного изменения.

Выручка определяется по формуле:

где p – цена товара;

 q – физический объем (количество);

 Q – выручка (товарооборот).

Рассчитаем выручку по каждому товару в 1 кв. 2014 г. (Q 0 j) и во 2 кв. 2014 г. (Q 1 j) в табл. 17.

Таблица 17

Товар j 1 кв. 2014 г. Q 0 j 2 кв. 2014 г. Q 1 j Изменение выручки ∆ Qj = Q 1 j – Q 0 j
Смартфоны 20*100 = 2000 18*160 = 2880 880
Планшеты 22*150 = 3300 25*120 = 3000 -300
Итого 5300 5880 580

 

Из таблицы видно, что абсолютное изменение общей выручки составило: , то есть она выросла на 580 тыс. руб.

Общий индекс изменения выручки равняется:

то есть выручка от продажи товаров увеличилась в 1,1094 раза или на 10,94% во 2 кв. 2014 г. по сравнению с 1 кв. 2014 г.

 1. Индивидуальные индексы.

Индивидуальный индекс цен (ip):

где  – значение цены в отчетном периоде;

 – значение цены в базисном периоде.

Индивидуальный индекс физического объема (iq):

где  – значение количества проданного товара в отчетном периоде;

 – значение количества проданного товара в базисном периоде.

Индивидуальный индекс выручки (iQ):

где  – значение выручки в отчетном периоде;

 – значение выручки в базисном периоде.

Индивидуальный индекс доли товара (id):

где  – значение доли товара в отчетном периоде;

 – значение доли товара в базисном периоде.

Результаты расчетов представим в табл. 18.

Таблица 18

Индивидуальный индекс Смартфоны Планшеты
количества iq 160/100 = 1,6 120/150 = 0,8
отпускных цен ip 18/20 = 0,9 25/22 = 1,136
выручки iQ 2880/2000=1,44 3000/3300=0,909
доли товара id (160/280)/(100/250) = 1,429 (120/280)/(150/250) = 0,714

 

Из таблицы видно, что в 1 кв. 2014 г. по сравнению со 2 кв. 2014 г.:

– количество проданных смартфонов увеличилось в 1,6 раза или на 60%, а планшетов – уменьшилось в 0,8 раза или на 20%;

– цена смартфонов понизилась в 0,9 раза или на 10%, а планшетов – повысилась в 1,136 раза или на 13,6%;

– выручка по смартфонам выросла в 1,44 раза или на 44%, а по планшетам – снизилась в 0,909 раза или на 9,1%;

– доля проданных смартфонов увеличилась в 1,429 раза или на 42,9%, а планшетов – уменьшилась в 0,714 раза или на 28,6%.

2. Общие индексы.

Агрегатный общий индекс физического объема Ласпейреса определяется по формуле:

В нашей задаче:

то есть количество проданных товаров в базисных ценах выросло в 1,10189 раза или на 10,189% во 2 кв. 2014 г. по сравнению с 1 кв. 2014г.

Агрегатный общий индекс цен Пааше рассчитывается по формуле:

В нашей задаче:

то есть цена проданных товаров при объемах продаж отчетного периода выросла в 1,00685 раза или на 0,685% во 2 кв. 2014 г. по сравнению с 1 кв. 2014г.

Контроль осуществляется по формуле:   

Агрегатный общий индекс цен Ласпейреса вычисляется по формуле:

=

В нашей задаче =  = 5550/5300 = 1,04717, то есть цена проданных товаров при объемах продаж базисного периода выросла в 1,04717 раза или на 4,717% во 2 кв. 2014 г. по сравнению с 1 кв. 2014г.

Агрегатный общий количественный индекс Пааше рассчитывается по формуле:

=

В нашей задаче = 5880/5550 =1,05946, то есть количество проданных товаров в отчетных ценах выросло в 1,05946 раза или на 5,946% во 2 кв. 2014 г. по сравнению с 1 кв. 2014г.

Контроль осуществляется по формуле: IQ =  = 1,04717*1,05946 =1,1094.

Средняя геометрическая величина определяется из индексов Ласпейреса и Пааше (по методике Фишера) для количества товаров по формуле:

=

а для цен по формуле:      

=

В нашей задаче = =1,0805, то есть в среднем количество проданных товаров выросло в 1,0805 раза или на 8,05%; = =1,0268, то есть в среднем цена проданных товаров выросла в 1,0268 раза или на 2,68%.

Далее выполняется факторный анализ общей выручки. В его основе лежит следующая трехфакторная мультипликативная модель выручки:

IQ = ,

где = ,

  – индекс структурных сдвигов, показывающий как изменилась выручка под влиянием фактора изменения долей проданных фруктов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Он определяется по формуле:

= =

В нашей задаче = = 0,9838, то есть структурный сдвиг должен был уменьшить отчетную выручку в базисных ценах в 0,9838 раза или на 1,62%.

Тогда изменение выручки за счет изменения общего количества товаров определяется по формуле (74):

=

В нашей задаче = (1,12-1)*5300 = 636 (тыс. руб.), то есть изменение количества проданных товаров увеличило выручку на 636 тыс. руб.

Изменение общей выручки за счет структурных сдвигов находится по формуле:

=

В нашей задаче = 1,12*(0,9838-1)*5300 = –96 (тыс. руб.), то есть структурный сдвиг в количестве проданных товаров уменьшил выручку на 96 тыс. руб.

Изменение общей выручки за счет изменения отпускных цен рассчитывается по формуле:

=

В нашей задаче =1,12*0,9838*(1,00685-1)*5300 = 40 (тыс. руб.), то есть изменение цен на товары увеличило выручку на 40 тыс. руб.

Контроль правильности расчетов производится по формуле, согласно которой общее изменение выручки равно сумме ее изменений за счет каждого фактора в отдельности:

= - = + +

В нашей задаче  = 636 + (–96) + 40 = 580 тыс. руб.

Результаты факторного анализа общей выручки занесем в табл. 19.

Таблица 19

Товар

j

Изменение выручки,

Тыс. руб.

В том числе за счет

количества продукта структурных сдвигов отпускных цен Телефон 880 240 960 –320 Планшет -300 396 –1056 360 Итого 580 636 –96 40

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.