Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(общее психическое недоразвитие)

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебединский В.В., 1982; Марковская И.Ф., 1993; и др.]. При олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов.

Психическое развитие в условиях патологической инертности обладает рядом особенностей.

Во-первых, не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные регрессивные тенденции при возникновении трудностей возвращения к более ранним формам активности.

Во-вторых, явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению.

Г.Е.Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико - психологических закона олигофрении: 1)тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность. Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

В восприятии прежде всего страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

Нарушение смысловой стороны процесса можно обнаружить также при исследовании памяти детей-олигофренов. Непосредственное запоминание у этих детей, как правило, лучше, чем опосредованное .

Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на классификацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отставании вербально-логического мышления практическое мышление у этих детей более сохранно.

При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием.

Рассмотрим возрастную динамику становления психических функций. При негрубых формах олигофрении для первого года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций: реакций на цвет, звук, игрушку, «комплекса оживления» на лицо матери, других близких. Задержка развития моторики выступает в замедлении статических и локомоторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба). В возрасте 2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.

Для психологических параметров недоразвития при олигофрении типична тотальность поражения с вовлечением как частных функций, так и общих регуляторных систем. При этом раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временной период созревания, что определяет иерархию, в которой особая тяжесть недоразвития падает как на регуляторные системы, так и на высший уровень организации любой психической функции.

Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон. Вторичный дефект, непосредственно связанный с первичным, как указывалось, имеет кольцевой характер, вызванный двумя координатами недоразвития: «сверху вниз» и «снизу вверх». В формировании вторичного дефекта большая роль принадлежит культуралъной депривации: низкие интеллектуальные возможности ребенка, страдающего олигофренией, не только исходно затрудняют усвоение информации, но и создают для него ситуацию изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими.

При дизонтогенезе по типу недоразвития наблюдаются явления асинхронии между физическим и психическим развитием, между мышлением и другими психическими процессами. Первичная недостаточность интеллектуальной деятельности определяет структуру недоразвития «сверху вниз». Явления асинхронии наблюдаются также между аффективным и познавательным развитием (большая сохранность базальных эмоций).

Чем грубее явления недоразвития, тем больше выступают симптомы изоляции отдельных функций. Наиболее демонстративным примером является идиотия, при которой резко обеднены связи между восприятием, действиями и речью.

Таким образом, при олигофрении страдают обе координаты развития. Первая из них — нарушение развития «сверху вниз» означает, что все нижележащие системы не получают нужных воздействий со стороны более высоких уровней и, следовательно, задерживаются в своем развитии. Нарушение воздействий «снизу вверх» означает, что базальные уровни не обеспечивают нужной информацией уровни более высокого порядка. В результате не формируются необходимые для дальнейшего развития межуровневые взаимодействия. Таким образом, при олигофрении развитие испытывает «двойной удар» со стороны патологических воздействий — «сверху вниз» и «снизу вверх».

Дефект и компенсация

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности».

На смену ему пришла идея «психологических систем», обладающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы деятельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результата с исходным его образом. Следовательно, в основе психической деятельности лежат «функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, включающие набор афферентных и эфферентных звеньев.

Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

1. Внутрисистемная – включаются частично сохранные механизмы одной и той же психической системы (при нарушении зрения внутрисистемная компенсация приводит к включению остаточного зрения).

2. Межсистемная – осуществляется за счет перестройки функциональных систем и включения других систем в работу поврежденной системы.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особое место в теории компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога Адлера. Он выдвинул принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркнул роль социального фактора в психическом развитии человека. Адлер считал, что формирование личности происходит в первые 5 лет жизни, когда у ребенка развивается свой стиль поведения, который определяет образ мыслей и действий во все последующие периоды жизни.

Адлер говорит о том, что человек-это самое биологически не приспособленное существо, по этому у него изначально возникает чувство неполноценности, которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Самоощущение неполноценности является постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект предполагает не только отрицательное влияние, но и положительное. Стремясь преодолеть чувство неполноценности человек активизирует свои творческие способности.

Адлер вывел основной психологический закон превращения органической неполноценности через чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации.

Сверхкомпенсация – это крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации. Это один из полюсов, осложненных дефектом развития. Другой полюс – это неудача компенсации, уход в болезнь, невроз, полная асоциальность психической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все степени компенсации, от минимальной до максимальной.

Выготский:

· Он придал большое значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную, социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

· Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязи. При этом необходимость специального воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.

· Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями Выготский видел во включении их в трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

· Глубокий научный и практический смысл имеет положение Выготского о том, что сами по себе частные дефекты не делают носителя дефектными. По его мнению, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально – психологическая реализация. Компенсация раскрывается полностью в том случае, когда дефект становится осознанным.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.