Методология специальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальная психология

План лекции

1.Методология специальной психологии

2.Феномен нарушенного (отклоняющегося) развития, этиология дизонтогенеза

3.Психологические параметры дизонтогенеза

4.Классификации психического дизонтогенеза. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении

4.Дефект и компенсация

Задачи специальной психологии

• Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития;

• разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

• создание коррекционных психологических технологий;

• изучение психологических проблем интеграции

Говоря о связи специальной психологии с другими отраслями психологической науки, прежде всего следует указать на психологию развития, образования и клиническую психологию.

Феномен нарушенного (отклоняющегося) развития, этиология дизонтогенеза

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

Наиболее точную и емкую дефиницию сущности нарушенного развития в современной специальной психологии дают Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов,«любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклонениями в развитии».

Понятие дизонтогенеза

В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогенез», обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период.

Как известно, почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям психического развития. Проявления этого будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера. В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.

Дефект и компенсация

Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности».

На смену ему пришла идея «психологических систем», обладающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы деятельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результата с исходным его образом. Следовательно, в основе психической деятельности лежат «функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, включающие набор афферентных и эфферентных звеньев.

Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

1. Внутрисистемная – включаются частично сохранные механизмы одной и той же психической системы (при нарушении зрения внутрисистемная компенсация приводит к включению остаточного зрения).

2. Межсистемная – осуществляется за счет перестройки функциональных систем и включения других систем в работу поврежденной системы.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

Первый — биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию.

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особое место в теории компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога Адлера. Он выдвинул принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркнул роль социального фактора в психическом развитии человека. Адлер считал, что формирование личности происходит в первые 5 лет жизни, когда у ребенка развивается свой стиль поведения, который определяет образ мыслей и действий во все последующие периоды жизни.

Адлер говорит о том, что человек-это самое биологически не приспособленное существо, по этому у него изначально возникает чувство неполноценности, которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Самоощущение неполноценности является постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект предполагает не только отрицательное влияние, но и положительное. Стремясь преодолеть чувство неполноценности человек активизирует свои творческие способности.

Адлер вывел основной психологический закон превращения органической неполноценности через чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации.

Сверхкомпенсация – это крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации. Это один из полюсов, осложненных дефектом развития. Другой полюс – это неудача компенсации, уход в болезнь, невроз, полная асоциальность психической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все степени компенсации, от минимальной до максимальной.

Выготский:

· Он придал большое значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную, социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

· Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязи. При этом необходимость специального воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.

· Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями Выготский видел во включении их в трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

· Глубокий научный и практический смысл имеет положение Выготского о том, что сами по себе частные дефекты не делают носителя дефектными. По его мнению, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально – психологическая реализация. Компенсация раскрывается полностью в том случае, когда дефект становится осознанным.

Специальная психология

План лекции

1.Методология специальной психологии

2.Феномен нарушенного (отклоняющегося) развития, этиология дизонтогенеза

3.Психологические параметры дизонтогенеза

4.Классификации психического дизонтогенеза. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении

4.Дефект и компенсация

Методология специальной психологии

Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки. Термин «прикладная психология» следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека.

Прикладной характер специальной психологии, как и ее название, раскрывается через ее исторические связи со специальной (коррекционной) педагогикой. Отсюда и второе равноценное название — коррекционная психология. Именно возникновение и развитие системы специального (коррекционного) образования стало одним из определяющих, хотя далеко и не единственным фактором в возникновении специальной психологии. Потребовалась достаточно длительная эволюция самой этой практики, прежде чем возникло осознание необходимости в глубоких и всесторонних знаниях особенностей психического развития разных групп детей с отклонениями как важного фактора эффективной учебно-воспитательного работы с ними. Пути исторического развития специальной психологии определяются переплетением двух эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом — это эволюция системы специального коррекционного образования и эволюция самого психологического знания.

Более общее представление о предмете специальной психологии связывается с процессом изучения закономерностей отклоняющегося развития (разные варианты отклонений в психическом развитии часто обозначаются термином «дизонтогенез»).

За последние годы представления о предметном содержании специальной психологии претерпели существенные изменения. Так, В. И. Лубовский дает предельно общее его определение, указывая, что «специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками».

В последние годы многие ведущие исследователи склоняются к мысли, согласно которой специальная психология представляет собой область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.

В учебном пособии под редакцией Л. В. Кузнецовой раскрывается смысловое поле понятия предмета специальной психологии в ином ракурсе, как «особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение».

Если попытаться дать краткое определение предмета специальной психологии, то прежде всего следует подчеркнуть, что она изучает не сами феномены нарушенного развития, как обычно принято считать, — эти феномены могут изучать и другие науки. Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Предметом специальной психологии мы называем изучение процесса психического развития в стесненных условиях. Само же нарушенное развитие, являющееся следствием воздействия этих условий, представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений характерных для данного возраста.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.