Психологические параметры дизонтогенеза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Функциональная локализация нарушения.  Целесообразно различать два основных вида дефекта. Частный дефект обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Гнозис – сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Проявлениями недостаточности зрительного гнозиса являются трудности узнавания заштрихованных, перевернутых, недорисованных изображений, трудности выделения целостного изображения из фона. Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем – навыков письма. Праксис – сложные формы произвольных движений и действий.

Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствования и психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем влияет на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

2. Время поражения определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления повреждения с распадом структуры психических функций. Характер аномалии зависит и от длительности развития функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловливать явление регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень. Регресс может быть временным: временная потеря навыков опрятности, ходьбы после соматических заболеваний в первые годы жизни. Регресс может быть стойким, например, возврат к автономной речи вследствие потери потребности в общении при раннем детском аутизме.

Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К таким основным сензитивным периодам детства относятся, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика вероятность психических нарушений.

3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Первичный дефект имеет характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание, например, при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.

В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Вторичное недоразвитие может наблюдаться не только в отношении высших, но и базальных функций. Известно, что развитие высших функций стимулирует перестройку базальных, в случае же дефекта высших уровней такого «подтягивания» не происходит. Так, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранных гнозиса и праксиса.

4. Нарушение межфункциональных взаимодействий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции.

Перестройка и усложнение этих связей подчинены закону гетерохронии – разновременности формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. В патологии же имеет место нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При олигофрении с явлениями гидроцефалии отмечаются хорошие механическая память и речь. Однако возможности их использования очень ограничены из-за нарушения мышления; поэтому хорошее развитие механической памяти выступает изолированно, внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Так, пик страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает в патологии развитие иерархических связей. Иерархические координации в таких случаях нестойки, регрессируют при малейших затруднениях. Так, дети с ЗПР, уже усвоив счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

В патологии происходит нарушение гетерохронии, наблюдается явление асинхронии:
а) ретардация – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и ЗПР. Для детей с общим речевым недоразвитием характерно патологически длительное сохранение автономной речи;
б) патологическая акселерация отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании;
в) сочетание патологической акселерации и ретардации, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 172.