Складови процессы социализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Етапы социализации

Детство - важнейший этап первичного обучения и социализации. «Все мы родом из детства» (А. Экзюпери). Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. В этот период закладывается фундамент социализации, человеческая личность формируется на 70%. Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не масс социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое социальная ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы.

Юность - самый тяжелый период социализации. «Годы юности - самые трудные годы», - писал еще в XVIII в. немецкий философ И. Кант. Возрастные рамки: 13-17 - тинейджер, 19-23 - юноша.

Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда решить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения ...

Зрелость - это расцвет человеческой личности. Долгое время она состояла из нескольких циклов. Нижняя граница размыта, примерно 21-23 года. Экстремальные ситуации обусловливают быстрое взросление человека. Верхний предел обозначена возрастом выхода на пенсию - 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин. Главный критерий зрелости: самостоятельность (критерии самостоятельности) Зрелость - наиболее активный творческий возраст. После того как человек выходит на пенсию, заканчивается активный период социализации - наступает старость.

Старость - это период человеческой жизни, следующего за зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года - пожилой возраст; с 71 до 90 - старческий; возраст человека более 90 лет считают возрастом долгожительства. Старость - это физическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций.

Факторы социализации

при социализации детей, подростков действуют условия, Которые принято называть факторами. из известных факторов далеко не все изучены, а знания в тех, Которые исследовались, весьма скудны инеравномерны. более или менее изученные условия или факторы соци ализации объединяют в 4 группы.

Первая - мегафакторы (от англ. «Мега» - «очень большой, всеобщий ») - космос, планета, мир, Которые в тот или иной мере через другие группы факторов влияют на с оциализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (от англ. «Макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

Третья - мезофакторы (от англ. «Мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типа поселка, в которых они живут (регион, село, город)принадлежности к слушателям тех или Иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежнос ты к определенным субкультурам.

на социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через ч етвертую группу - микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации

Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогали ають усваивать социальные роли.

Различают агенты социализации:

Агенты первичной социализации - люди, которые составляют ближайшее окружение человека (родители, родственники, друзья). Они выполняют много функций (отец - воспитатель, друг, опекун, учитель и т.д.), их функции взаимозаменяемы (скажем, отец при определенных условиях может взять на себя выполнение функций матери в отношении ребенка). Вместе с тем, каждый агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать. Например, родители могут ребенку заменить друзей, но они не смогут научить его тому, что она учится у своих друзей: драться, хитрить, нарушать определенные социальные нормы, быть лидером в г рупий, вести себя с ровесниками.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, высшего учебного заведения, армии, предприятия, партий, средств массовой информации и др. Контакты с этими агентами являются более короткими, а их воздействие, как правило слабее, чем у агентов первичной социализации. Каждый из них выковывает не более одной-двух функций. их функции специализированные, а потому не могут быть взаимозаменяемыми (например, функции милиционера и священника). Особенностью этих агентов является то, что они, как правило, получают денежное вознаграждение за выполнение своих функций.

Засоби социализации

 

Механизмы социализации

Социализация личности осуществляется с помощью таких механизмов:

Традиционный механизм социализации - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи и близкого окружения (соседского, дружеского, профессионального). Такое усвоение происходит, как правило, на подсознательном уровне посредством сохранения, некритического с принятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, которые специально созданы для социализации и которые реализуют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. Структуры, а также средства ю совой коммуникации) .

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимают тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые являются типичными для людей определенного возраста и конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни той или иной возрастной, п рофесийнои или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для нее лицами и составляет психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый человек, сотрудник, друг - однол ток своей или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, ровес никам, значимым лицам и т. Д.

Рефлексия - механизм взаимопонимания, то есть осмысление человеком того, какими средствами и почему она произвела то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и себя самой.

Сельские поселения

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сельской местности.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей:

• подчиненностью труда ритмам и циклам года;

• более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда;

• малыми возможностями для трудовой мобильности жителей;

• большой слитностью труда и быта,

• трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян – в среднем 181 день в году);

• набор занятий в свободное время довольно ограничен.

В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины: довольно стабильный состав жителей, слабая его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

Современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни: ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности; время не всегда рассматривается сельским жителем как социальная ценность; характерна «открытость» общения; отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни; дружба и приятельство разделяются слабо, поэтому эмо­циональность и интенсивность общения с различными парт­нерами редко имеют серьезные различия.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти нерасчлененно, т. е. пра­ктически невозможно отследить их влияние в процессе: стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Так как жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно. Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны: отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ного вхождения в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И сель­ская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими роди­телями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же на­правлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Город

Город – тип поселения, для которого характерны:

• концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории;

• высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);

• дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн.), гиганты (свыше 1 млн.).

По преобладающим функциям: промышленные; административно-индустриальные; административно-культурно-индустриаль­ные; портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами, специализированные; курорт­ные; «наукограды».

По региональной принадлежности: Мариуполь на Юго-востоке.

По длительности существования: древние (более 500 лет); старые; новые (менее 100 лет).

По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые», «старые»; социально-дифференцированные в большой и малой мере; моноэтнические, с двумя-тремя преобладающими этническими группами, полиэтнические.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. Современный город – средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, памятники духовной культуры). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям. В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения.

Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют специфику в зависимости от параметров конкретного города):

• преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверх. контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

• небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

• высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

• многообразие стилей жизни, культ. стереотипов, цен­ностных ориентации;

• неустойчивость социального статуса горожанина, большая соц. мобильность;

• слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Эти характеристики делают город мощным факто­ром социализации человека, т.к. создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Малый город

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать: количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней – с другой.

Малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины:

• в которой все знают всех и про всех, практически невозможна анонимность.

• жители держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами,

• вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных, садовых участках,

• свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски.

• стиль жизни, культурные стереотипы несут на себе отпечаток сельского образа жизни.

• информация распространяется мгновенно.

• единство мнений почти всегда обес­печено.

• обеспечены как поддержка друг другу, так и терпимость к ошибкам,

• стабильность, устойчивость здесь ценятся выше, чем успех,

• склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию,

• редки разводы, в семьях много детей,

• из города уезжают крайне редко.

Но в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется: в стремлении дать детям определенный уровень образова­ния или престижную профессию; в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; в наличии определенной избирательности в общении; в дифференциации норм поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жи­телей; в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию так же отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения. По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, сле­довательно, меньше вариантов для осуществления выбора в раз­личных сферах. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» про­исходящих изменений в малых городах по сравнению с более круп­ными.

Поселок

Поселок – это специфический для Украины (а также ряда респуб­лик бывшего СССР) тип поселения. Поселок – абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей:

а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни;

б) не укорененных в городском образе жизни;

в) лишенных опоры на исторические традиции, свойств. жителям малого города.

Существуют различные типы поселков:

• рабочие – при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

• переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

• вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

• пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

• поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода.

Несмотря на многообразие и различия, поселки имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека. В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он усваивает созданный в таких поселках сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

 


63. Сім'я як соціальний інститут.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья рассматривается как самая малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние госу­дарства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уров­ня.

Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увле­чения семьи – все зависит от социальной политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки. Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. На современное состояние семьи влияют все изменения, про­исходящие в обществе накопление знаний, технологий и об­мена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное об­щностью быта и взаимной ответственностью.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отно­шений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает поло­вую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. При заключении брака составляется брачный договор, кото­рый регламентирует имущественные отношения супругов в рам­ках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюд­ное согласие.

В чем особенность существующего брака в нашей стране.

• единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке.

• существующая свобода развода находится под контролем государства.

• обязанность воспитания детей.

• материальная и моральная поддержка членов семьи.

• охрана государством материнства и детства.

Семья – это не только брачная группа, но и важнейший институт социализации подрастающих по­колений. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственни­ков.

Семья как институт социализации обладает следующими параметрами:

Демографический – структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный – образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, образ жизни.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадияпервоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадиярождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Ро­дители вступают в отношения с родственниками по браку их взрос­лых детей, любовниками или друзьями. На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадиякогда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период креп­нет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадияэто период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, они могут по состоянию здоровья заботиться о детях дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехав­шим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадиязаключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, в семье существует связь поколений.


Типы семей

Самая распространенная ранее и существующая сейчас семья – се­мья, состоящая из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и родители, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Так­же взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданно­стью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреж­дения. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась заня­тость женщин в производстве.

Молодая семьяэто супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности.

Неполная семья – это семья с одним родителем. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25 %.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ре­бенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отри­цательное отношение к ней общества.

Семья в повторном бракеэто семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков, иногда они живут вместе, иногда с детьми мужа или с детьми жены.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротев­шая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспита­ние у него положительных качеств.


64. Соціальні та социализирующие функції сім'ї.


Социальные функции семьи

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

воспитательная – социализация молодого поколения;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического состоя­ния семьи, уход за детьми и престарелыми;

экономическая – получение материальных средств одних чле­нов семьи для других, материальная поддержка несовершенно­летних и престарелых;

социальный контроль – ответственность членов семьи за по­ведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старше­го поколения за младшее;

духовное общение – духовное обогащение каждого члена се­мьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи опре­деленного социального положения в обществе;

досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Сімейні стосунки

Виростаючи в батьківському затишному гніздечку, кожна людина без виключення в певний момент свого життя починає мріяти про власну сім'ю. Когось взагалі привертають багатодітні сім'ї.

А якщо у людини не було такого домашнього затишку і люблячих батьків, то він тим більше хоче скоріше побудувати своє сімейне життя, яке буде щасливим і наповненим теплом і любов'ю.

І думка про те, що всі люди в своїй сім'ї повністю не усвідомлено копіюють поведінку батьків, навряд чи відповідає дійсності. Адже у кожного з нас напевно, є знайомі, які є ідеальними партнерами у шлюбі, не дивлячись на те, що виросли в оточенні батьківської жорстокості, грубості.

І навпаки, можна навести безліч прикладів, коли у прекрасних батьків, які створили всі умови для повноцінного життя своїх спадкоємців, виростають великі розпещені діти, не здатні побудувати власні сімейні відносини.

Це говорить, що те, наскільки щасливим буде сімейне життя, залежить, насамперед, від самої людини, від його поведінки, слів і бажання зберегти відносини. Адже сім'я - це не просто спільне життя, в процесі якої набувається спільне майно, народжуються і ростуть діти, вирішується величезна кількість побутових питань. У першу чергу - це відносини між чоловіком, жінкою, дітьми і родичами з обох сторін.

конфлікт - це порушення міжособистісних стосунків на рівні поведінки та інтелекту. Він розгортається в часі за своїми законами, стосується всіх сторін особистості і може мати тяжкі наслідки для подальших стосунків.

Кожний конфлікт, незалежно від причин його виникнення, має чотири фази :

1. Латентна - конфліктність, як правило, не усвідомлюється, проте виникають сумніви щодо надійності й порядності партнера, поступово зникають порозуміння та довіра. Якщо опоненти, які втягуються до конфлікту, виявлять бажання зрозуміти один одного, вони можуть легко вирішити проблеми й повернутися до попередніх стосунків.

2. Демонстративна - розпочинається, коли конфліктуючі сторони незадоволені одне одним. Якщо в латентній фазі опоненти намагалися робити вигляд, що в них усе гаразд, то тепер спілкування відбувається на підвищених тонах, супроводжується сварками. Якщо опоненти дійдуть консенсусу на цій стадії, то можуть легко повернутися до нормального спілкування. Якщо цього не станеться, то конфлікт переходить у наступну фазу.

3. Агресивна - конфліктуючі не спілкуються, уникають одне одного, виношують агресивні плани, часто порушують моральні норми. На цій фазі конфлікт іноді припиняється, але зазвичай він переходить у заключну фазу - батальну.

4. Батальна - передбачає реалізацію агресивних планів, початок «бойових дій». Опоненти прагнуть перемогти за будь-яку ціну, дискредитуючи інтереси протилежної сторони. Досягти порозуміння на цій фазі практично неможливо. І навіть перемога будь-кого з конфліктуючих не означає остаточного вирішення проблеми, оскільки переможена сторона неодмінно намагатиметься помститися.

Сімейні конфлікти є однією із найпоширеніших форм конфліктів. За оцінками конфліктологів, конфлікти виникають у 80-85% сімей, а в решти 15-20% виникають сутички із різних причин.

сімейний конфлікт - це протидія між членами сім'ї на основі зіткнення протилежно спрямованих мотивів і поглядів.

Безконфліктною сім'я стає за таких умов:

1. Коли конфлікт набув латентного характеру через взаємну байдужість: кожен живе власним життям, власними інтересами. Формально сім'я зберігається, люди живуть разом, але фактично - окремо. Зовнішні конфлікти ніби відсутні, оскільки загалом конфлікт набув хронічно прихованого характеру.

2. Коли сім'я щасливо проіснувала так довго, що подружжя без слів розуміє одне одного.

Сімейні конфлікти можуть проявлятися у різних видах:

1) актуальний конфлікт, який виражається в яскравих емоційних сплесках, викликаних якою-небудь одномоментною причиною;

2) прогресуючий конфлікт, що виникає тоді, коли подружжя довго не можуть один до одного пристосуватися, внаслідок чого росте напруга;

3) звичний конфлікт обумовлений стереотипами поведінки, що склалися в сім'ї і заважають знищити протиріччя між подружжям;

4) прихований конфлікт, який зароджується та протікає на рівні взаємовідносин між подружжям, але ними може не усвідомлюватись і якийсь час не реалізуватися у поведінці подружжя. Він не має яскравого зовнішнього прояву, може виражатися в демонстративному мовчанні, різких жестах, поглядах, бойкоті в якійсь сфері сімейного життя, підкресленій холодності у стосунках;

5) відкритий конфлікт характеризується недовірою, незадоволеністю собою і партнером, поганим настроєм. Виявляється, звичайно, через відверту розмову в підкреслено некоректній формі, взаємні словесні образи, демонстративні дії (грюкання дверима, биття посуду, псування речей тощо), образу фізичними діями тощо.

Залежно від суб'єктів взаємодії конфлікти в сім'ї можуть виникати між:

- подружжям;

- батьками і дітьми;

- подружжям і батьками;

- бабусями (дідусями) та онуками.

За причинами виникнення сімейних конфліктів можна виділити:

1. Психофізіологічні конфлікти: психосексуальна несумісність; хімічна залежність (алкоголізм, наркоманія тощо); хвороба одного з подружжя; ревнощі; «подружня втома».

2. Особистісні конфлікти: прагнення до лідерства; обмеження свободи дій, самовираження членів сім'ї; авторитарний, жорсткий тип сімейних стосунків; незадоволення потреби в позитивних емоціях (відсутність ласки, турботи, уваги й розуміння); нехімічна залежність (гемблінг); несумісність інтересів і потреб; негативні риси характеру одружених.

3. Родинні конфлікти: у взаємодії батьків і дітей; неузгодженість тактики виховання дітей; втручання родичів у подружні стосунки; незадоволення потреби у взаємодопомозі та взаєморозумінні з батьками.

4. Етико-психологічні конфлікти: неповага до почуття гідності з боку партнера; зрада; підвищений інтерес до інших сексуальних партнерів; лінощі; дармоїдство; фізична образа; міщанство.

5. Матеріально-побутові конфлікти: фінансові запити; відсутність власного житла та необхідних речей; незадоволення потреби у взаємодопомозі та порозумінні у веденні домашнього господарства; марнотратство.

 


68. Криза сім'ї. Відродження сім'ї. Державна допомога сім'ї.

Сімейна криза - стан сімейної системи, що характеризується порушенням гомеостатичних процесів, що призводять до фрустрації звичних способів функціонування сім'ї та неможливості справитися з новою ситуацією, використовуючи старі моделі поведінки.

У сімейному кризі можна виділити дві потенційні лінії подальшого розвитку сім'ї:

1. Деструктивна, що веде до порушення сімейних відносин і містить небезпеку для їхнього існування.

2. Конструктивна, що містить у собі потенційну можливість переходу сім'ї на новий рівень функціонування.

 проблеми кризових ситуацій в сім'ї дозволяє виділити декілька підходів до опису сімейних криз.

Перший пов'язаний з вивченням закономірностей життєвого циклу сім'ї. У руслі даного підходу кризи розглядаються як перехідні моменти між стадіями життєвого циклу. Подібні кризи називаються нормативними, або горизонтальними стрессорами (Ейдеміллер Е.Г., Юстицкис В.В., 2000). Вони виникають при «застряванні», які перешкоди чи неадекватної адаптації при проходженні будь-якого етапу життєвого циклу сім'ї.

Так, наприклад, В. Сатир виділяє десять критичних точок в розвитку родини.

Перша криза - зачаття, вагітність і народження дитини.

Друга криза - початок освоєння дитиною людської мови.

Третя криза - дитина налагоджує відносини із зовнішнім середовищем (йде в дитячий садок або в школу).

Четвертий криза - дитина вступає у підлітковий вік.

П'ятий криза - дитина стає дорослою і покидає будинок.

Шостий криза - молоді люди одружуються, і в сім'ю входять невістки і зяті.

Сьомий криза - настання клімаксу в житті жінки.

Восьмий криза - зменшення сексуальної активності чоловіків.

Дев'ятий криза - батьки стають бабусями і дідусями.

Десятий криза - вмирає один з подружжя.

Таким чином, сім'я у своєму розвитку переживає ряд етапів, що супроводжуються кризами. В основі нормативного кризи, фіксованої на мікросемейном рівні, звичайно лежить індивідуальний нормативний криза дорослого чи дитини, що веде до дестабілізації системи.

Другий підхід пов'язаний з аналізом подій життєвого шляху сім'ї: кризи сім'ї можуть викликатися деякими подіями, що впливають на стабільність сімейної системи. Подібні кризи можуть виникати незалежно від стадій життєвого циклу сім'ї і називаються ненормативними.

Третій підхід заснований на знаннях про кризові ситуації в сім'ї або окремих її підсистемах, отриманих в ході експериментальних досліджень. Безсумнівний інтерес представляють дослідження чеських вчених, які встановили і описали два «критичних періоду» у житті родини [PlzakM., 1973; Kratochvil S., 1985].

Перший критичний період настає між 3-м і 7-м роком подружнього життя і триває у сприятливому випадку близько 1 року. Його виникненню сприяють наступні чинники: зникнення романтичних настроїв, активне неприйняття контрасту в поведінці партнера в період закоханості і в повсякденному сімейному побуті, зростання числа ситуацій, в яких подружжя виявляють різні погляди на речі і не можуть прийти до згоди, почастішання проявів негативних емоцій, зростання напруженості у відносинах між партнерами внаслідок частих зіткнень. Кризова ситуація може виникнути і без впливу будь-яких зовнішніх факторів, що обумовлюють побутове і економічнестановище подружньої пари, без втручання батьків, зради або якихось патологічних рис особистості в одного з подружжя.

Другий кризовий період настає приблизно між 17-м і 25-м роком спільного життя. Ця криза менш глибока, ніж перший, він може тривати 1 рік або кілька років. Його виникнення часто збігається з наближенням періоду інволюції, з підвищенням емоційної нестійкості, появою страхів, різних соматичних скарг, почуття самотності, пов'язаного з відокремленням дітей, з підсилюється емоційною залежністю подружжя, їх переживаннями з приводу швидкого старіння, а також можливих сексуальних зрад чоловіка.

В обох випадках спостерігається наростання незадоволеності. Провідну роль у випадку першого кризи набуває фрустрирующее зміна емоційних взаємин, наростання кількості конфліктних ситуацій, зростання напруги (як прояв труднощів у розбудові емоційних взаємин між подружжям, відображення побутових та інших проблем); другої кризи - наростання соматичних скарг, тривожності, відчуття порожнечі життя, пов'язане з відокремленням від сім'ї дітей.

Відповідно до поглядів Н.В. Самоукіна, перший кризовий період (5-7 років) пов'язаний зі зміною способу партнера, а саме - зі зниженням її психологічного статусу. Другий кризовий період (13-18 років) викликаний психологічної втомою один від одного, тяжінням до новизни у відносинах і способі життя. Цей період особливо гостро переживають чоловіки. Менш болісно він проходить у тих сім'ях, де обопільно визнаються умови для відносної свободи і самостійності подружжя, а також там, де обидва партнери починають шукати способи оновлення своїх відносин.

Сім'я, яка перебуває у стані кризи, не може залишатися незмінною, їй не вдається функціонувати адекватно ситуації, що змінилася, оперуючи знайомими, шаблонними поглядами й використовуючи звичні моделі поведінки.

Виділяють наступні характеристики сімейного кризи:

1. Загострення ситуативних протиріч в сім'ї.

2. Розлад всієї системи і всіх відбуваються в ній процесів.

3. Наростання нестійкості в сімейній системі.

4. Генералізація кризи, тобто його вплив поширюється на весь діапазон сімейних відносин і взаємодій.


Державна допомога

Закон "Про державну допомогу сім'ям із дітьми" від 21 листопада 1992 р. у редакції закону від 22 березня 2001 р. встановлює гарантований державою рівень матеріальної підтримки сімей із дітьми шляхом надання державної допомоги з урахуванням складу сім'ї, її доходів, віку, стану здоров'я дітей тощо. Передбачена законом державна допомога спрямовується на соціальний захист сімей із дітьми.

Сім'єю з дітьми при цьому вважається поєднане родинними зв'язками та зобов'язаннями щодо утримання кола осіб, у якому виховуються рідні, усиновлені діти, а також діти, над якими встановлено опіку та піклування.
Згідно з законом призначаються такі види державної допомоги:
- допомога по вагітності та пологах;
- одноразова допомога при народженні дитини;
- допомога по догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку;
- допомога на дітей, які перебувають під опікою чи піклуванням;
- допомога малозабезпеченим сім'ям із дітьми. Державна допомога по вагітності та пологах, а також допомога по тимчасовій непрацездатності у зв'язку з доглядом за хворою дитиною обчислюється у процентах до розміру заробітку (доходу).

Одноразова допомога при народженні дитини обчислюється у кратному співвідношенні до розміру мінімальної заробітної плати.

Всі види державної допомоги родинам із дітьми, крім допомоги у зв'язку з вагітністю та пологами жінки, призначають і виплачують органи соціального захисту населення за місцем проживання батьків (усиновителів, опікуна, піклувальника). Допомога у зв'язку з вагітністю та пологами жінки призначається і виплачується за місцем основної роботи (служби).

Інші види державної допомоги сім'ям із дітьми вираховуються за установленими нормами в процентах до розміру мінімальної заробітної плати.

Документи про призначення державної допомоги розглядаються органом, що призначає державну допомогу, протягом 10 днів із дня їх надходження. Орган, що призначає державну допомогу, видає чи надсилає заявнику не пізніше 5 днів після винесення відповідного рішення повідомлення про відмову в призначенні державної допомоги, зазначаючи причини відмови та порядку оскарження.

 







Етапы социализации

Детство - важнейший этап первичного обучения и социализации. «Все мы родом из детства» (А. Экзюпери). Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. В этот период закладывается фундамент социализации, человеческая личность формируется на 70%. Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не масс социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое социальная ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы.

Юность - самый тяжелый период социализации. «Годы юности - самые трудные годы», - писал еще в XVIII в. немецкий философ И. Кант. Возрастные рамки: 13-17 - тинейджер, 19-23 - юноша.

Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда решить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения ...

Зрелость - это расцвет человеческой личности. Долгое время она состояла из нескольких циклов. Нижняя граница размыта, примерно 21-23 года. Экстремальные ситуации обусловливают быстрое взросление человека. Верхний предел обозначена возрастом выхода на пенсию - 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин. Главный критерий зрелости: самостоятельность (критерии самостоятельности) Зрелость - наиболее активный творческий возраст. После того как человек выходит на пенсию, заканчивается активный период социализации - наступает старость.

Старость - это период человеческой жизни, следующего за зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года - пожилой возраст; с 71 до 90 - старческий; возраст человека более 90 лет считают возрастом долгожительства. Старость - это физическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций.

Факторы социализации

при социализации детей, подростков действуют условия, Которые принято называть факторами. из известных факторов далеко не все изучены, а знания в тех, Которые исследовались, весьма скудны инеравномерны. более или менее изученные условия или факторы соци ализации объединяют в 4 группы.

Первая - мегафакторы (от англ. «Мега» - «очень большой, всеобщий ») - космос, планета, мир, Которые в тот или иной мере через другие группы факторов влияют на с оциализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (от англ. «Макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

Третья - мезофакторы (от англ. «Мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типа поселка, в которых они живут (регион, село, город)принадлежности к слушателям тех или Иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежнос ты к определенным субкультурам.

на социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через ч етвертую группу - микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации

Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогали ають усваивать социальные роли.

Различают агенты социализации:

Агенты первичной социализации - люди, которые составляют ближайшее окружение человека (родители, родственники, друзья). Они выполняют много функций (отец - воспитатель, друг, опекун, учитель и т.д.), их функции взаимозаменяемы (скажем, отец при определенных условиях может взять на себя выполнение функций матери в отношении ребенка). Вместе с тем, каждый агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать. Например, родители могут ребенку заменить друзей, но они не смогут научить его тому, что она учится у своих друзей: драться, хитрить, нарушать определенные социальные нормы, быть лидером в г рупий, вести себя с ровесниками.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, высшего учебного заведения, армии, предприятия, партий, средств массовой информации и др. Контакты с этими агентами являются более короткими, а их воздействие, как правило слабее, чем у агентов первичной социализации. Каждый из них выковывает не более одной-двух функций. их функции специализированные, а потому не могут быть взаимозаменяемыми (например, функции милиционера и священника). Особенностью этих агентов является то, что они, как правило, получают денежное вознаграждение за выполнение своих функций.

Засоби социализации

 

Механизмы социализации

Социализация личности осуществляется с помощью таких механизмов:

Традиционный механизм социализации - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи и близкого окружения (соседского, дружеского, профессионального). Такое усвоение происходит, как правило, на подсознательном уровне посредством сохранения, некритического с принятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, которые специально созданы для социализации и которые реализуют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. Структуры, а также средства ю совой коммуникации) .

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимают тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые являются типичными для людей определенного возраста и конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни той или иной возрастной, п рофесийнои или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для нее лицами и составляет психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый человек, сотрудник, друг - однол ток своей или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, ровес никам, значимым лицам и т. Д.

Рефлексия - механизм взаимопонимания, то есть осмысление человеком того, какими средствами и почему она произвела то или иное впечатление на других людей. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и себя самой.

Складови процессы социализации

В смысле процесса социализации можно выделить два структурных элемента: социальную адаптацию и интериоризацию. Адаптация - приспособление индивида к условиям существования различных социальных структур и сообществ, в результате чего он усваивает существующие в них нормы, ценности и идеалы. интериоризация - процесс формирования внутренней структуры человеческой психики за счет освоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды в результате социальной деятельности, процесс перевода элементов внешнего среду в внутреннее «Я». Люди и учреждения, которые отвечают за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей называются агентов социализации. их можно разделить на агентов первичной и вторичной социализации.Агентами первичной социализации являются родители, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, государства, СМИ. В зависимости от возраста индивида различают 4 основных этапа социализации:

1. Со циализация ребенка.

2. Социализация подростка (неустойчивая, промежуточная).

3. Длительная целостная социализация (переход от юности к зрелости в пе риод от 17-18 до 23-25 лет).

4. Социализация взрослых.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.