Расстановка навигационных знаков на мелководных озерах и водохранилищах существенно отличается от расстановки знаков на глубоководных водохранилищах ввиду различий в способах проводки судов.
На мелководных озерах и водохранилищах в основе судовождения, как и на реках, лежит глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками. Выход судна за пределы трассы не безопасен.
На глубоководных водохранилищах судоходство, как правило, осуществляется по всей акватории и не ограничивается определенными трассами. Обеспечивать движение судов со знака на знак или с огня на огонь не требуется, так как в основе судовождения лежит штурманская проводка с применением судовых технических средств навигации и навигационных карт.
На мелководных водохранилищах основными знаками навигационного оборудования являются осевые и щелевые створы и знаки «Ориентир». Знаки «Ориентир» устанавливают обычно на мысах с таким расчетом, чтобы судоводители могли периодически уточнять местоположение судна или отыскать путь к убежищу при штормовой погоде.
Осевые створы устанавливают на створных линиях длиной до 10 км. При большей длине створной линии применяют щелевые створы.
В дополнение к створам судовые ходы мелководных водохранилищ ограждают плавучими знаками – кромочными или осевыми.
Осевая расстановка плавучих знаков применяется на участках водохранилищ, если ширина судоходной полосы равна или больше трех– четырехкратной гарантированной, но не менее 300–400 м.
Кромочные знаки устанавливают с двух сторон судового хода или с одной, обычно левой стороны, считая по течению образовавшей водохранилище реки. Плавучие знаки кромок судового хода расставляют преимущественно в шахматном порядке. При использовании осевой расстановки по оси судового хода выставляют осевые знаки по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».
На поворотах судового хода устанавливают поворотные кромочные или поворотно– осевые буи при осевой расстановке. Расстояние между буями определяется из условия видимости со знака на знак (с огня на огонь) и должно быть для озерных буев не более 4 км, а для озерно– речных – не более 3 км.
На всех разветвлениях транзитных судовых ходов должны устанавливаться разделительные буи.
На рисунке 3.36 показана схема расстановки знаков на мелководном водохранилище.
Рисунок 3.36 – Схема расстановки навигационных знаков
на мелководном водохранилище:
1 – разделительный буй; 2, 3, 10 – осевые буи; 4, 6, 7, 17, 19 – кромочные буи; 5, 11, 15, 16, 18 – знаки «Ориентир»; 8 – ходовой знак; 9, 14 – осевые створы; 12 – поворотно–осевой знак; 13 – щелевой створ
Навигационное оборудование глубоководных водохранилищ (рисунок 3.37), где движение судов осуществляется по всей акватории, пред–ставляет собой систему ориентиров, позволяющую судоводителям периодически уточнять свое местоположение.
В качестве береговых навигационных знаков на таких водохранилищах используются знаки «Ориентир», а в качестве плавучих – кромочные буи, которые в данном случае указывают не кромки судового хода, а левый или правый берег водохранилища. Створы применяются только на подходах к пристаням и убежищам.
Рисунок 3.37 – Схема расстановки навигационных знаков на
глубоководном водохранилище
На рисунке 3.37 рекомендованные трассы показаны сплошными линиями, подходы – пунктирными. Знаки «Ориентир» расположены так, чтобы судоводитель, в особенности в ночное время, мог бы при необходимости определить местоположение судна, а назначением буя является указание подхода к пристани.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 364.