Содержание государственных электронных навигационных карт внутренних водных путей определяется следующими документами:
Руководящий документ (РД) 152–012–01 Минтранса России;
Инструкция о порядке создания несекретных морских карт, карт внутренних водных путей, навигационных руководств и пособий, введенная в действие приказом Главкома ВМФ № 155 от 19.04.1999 г. (согласована с ФСБ и Роскартографией).
Кодирование объектов ячейки ЭНК рекомендуется проводить в соответствии со Справочником по кодированию объектов государственных электронных навигационных карт внутренних водных путей.
Процесс кодирования карты включает:
– ввод основных данных о карте – код ячейки, ее границы, мета–информацию S–57, единицы измерения и др.;
– регистрацию исходных картографических материалов;
– векторизацию линий, выборку глубин, сборку линейных и площадных объектов, кодирование точечных, собирательных и мета объектов, ввод значений атрибутов и другие операции по кодированию элементов содержания карты.
Ячейка электронной карты должна содержать всю информацию, которая имеется на соответствующих листах откорректированного бумажного тома атласа ЕГС ЕЧ РФ или карты. Дополнение или изменение графической информации, кроме иллюстраций, не допускается. При необходимости внести изменения в графику ячейки электронной карты должна быть объявлена соответствующая корректура на бумажный том атласа ЕГС ЕЧ РФ или карты.
В процессе составления карт рекомендуется также создавать и использовать заготовки объектов для кодирования классов и атрибутов объектов, а также заготовки часто повторяющихся текстовых данных в качестве значений атрибутов. Создание таких заготовок предусмотрено в программах–редакторах электронных карт.
Ячейка электронной карты может содержать дополнительную информацию описательного характера, отсутствующую в бумажном томе атласа ЕГС ЕЧ РФ или карты.
Согласно РД в качестве стандарта электронных карт ВВП принят формат Стандарта S–57 Международной гидрографической организации. Однако в требованиях РД имеется ряд отступлений от требований формата S–57, что вполне объяснимо, так как при разработке этого формата не учитывались специфические условия речного судоходства. В связи с этим предлагается внести в РД ряд других изменений, которые противоречат (не принципиально) формату S–57, но упростят производство карт и пользование ими, в частности:
– на картах водных путей, закрытых для иностранных судов, отменить дублирование на английском языке лоцийных сведений и других пояснительных текстов;
– бровки затопленных русел рек кодировать объектами класса DEPCNT с пустым значением атрибута VALDCO;
– не кодировать горизонтали.
Предлагается также дополнить РД требованием отражать точность карты объектами класса M_QUAL в зависимости от используемых данных, а именно:
– на судовом ходе в пределах гарантированной ширины – со значением атрибута CATZOC, равным 2 (опасностей нет);
– на участках, обеспеченных цифровым промером – со значением атрибута CATZOC, равным 3 (рельеф дна изучен хорошо, но опасности возможны);
– на других участках – со значением атрибута CATZOC, равным 6 (качество не оценено).
Кодирование реального качества данных повысит бдительность судоводителей и позволит АБВВП обоснованно отклонять претензии к государственным электронным навигационным картам внутренних водных путей в случае транспортного происшествия.
Стандарт S–57 Международной гидрографической организации создавался без участия специалистов речного транспорта и не учитывал его интересы. Принятый в качестве стандарта для кодирования государственных электронных навигационных карт ВВП он создает некоторые трудности для классификации речных объектов и кодирования их атрибутики. Ниже приводится ряд примеров.
Среди значений атрибута BCNSHP (форма знака специального назначения) не отражены прямоугольник, квадрат, треугольник, круг и ромб. Чтобы передать форму береговых навигационных знаков на картах ВВП, приходится применять искусственный прием – кодировать дополнительно объект класса TOPMAR (топовая фигура), у которого атрибут TOPSHP имеет упомянутые формы.
Пример кодирования атрибутов объекта класса BOYLAT приведен на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Пример кодирования атрибутов объекта класса BOLAT
Бункеровочные базы кодируются на картах ВВП объектами класса OFSPLF, которые трактуются в словаре МГО как постоянные морские конструкции, используемые для добычи нефти или природного газа.
Среди значений атрибута CATACH (категория района якорной стоянки) нет значения "для всех судов, кроме судов с опасными грузами". В результате рейды для сухогрузных судов кодируются как районы якорной стоянки неизвестного назначения.
Атрибут RESTRN (ограничения) класса RESARE (район ограниченного плавания) не имеет значения "надводный переход". Поэтому информацию об охранных зонах линий электропередачи и линий связи можно получить только из текстовых пояснений, доступных после специальных действий пользователя. Аналогичные проблемы возникают и с некоторыми другими объектами, например, информационными береговыми знаками.
Для объектов класса SLCONS (береговое сооружение) не предусмотрено кодирование таких распространенных речных объектов как "место погрузки (выгрузки)" и "берег с укрепленными откосами".
По существу для кодирования некоторых объектов приняты условности, которые в случае аварийных происшествий могут привести к юридическим осложнениям.
Весьма распространено мнение, что указанные проблемы (как и некоторые другие) решаются с помощью формата электронных карт Inland Ecdis. Этот формат, представляющий собой расширение S–57, принят Комитетом внутреннего транспорта Европейской экономической комиссии ООН и, в частности, поддержан Россией. Однако Inland Ecdis не предоставляет никаких дополнительных возможностей по кодированию карт ВВП РФ в сравнении с S–57.
Решить проблему можно при переходе на стандарт S–100. В интересах речного судоходства России необходимо добавить около 20 значений атрибутов для объектов разных классов. Эти дополнения могут быть приняты, если будут предложены представителями России в МГО. Подготовку соответствующих предложений следует поручить рабочей группе по кодированию государственных электронных навигационных карт ВВП.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 342.