Мы не теряем равновесие тела в пространстве благодаря ощущениям его расположения, позы, движения. Человек даже с закрытыми глазами может определить положение и движение рук, ног, головы, тела, координировать свои движения. Ощущения движения участвуют в формировании навыков. Поэтому, например, для ребёнка важно физическое развитие. Развитие мелких движений руки необходимо для того, чтобы он научился писать и т. д. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
Вибрационные ощущения.
Мы можем ощущать вибрацию предметов. Вибрационные ощущения приобретают особое значение при нарушении слуха и зрения. Известна психолог О. Скороходова, которая была слепой, глухой и немой. Когда она пыталась представить жизнь людей в городе, то шум и звуки представлялись ей в виде непрерывных вибраций. У некоторых глухих людей сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они, например, кладут руку на инструмент.
Итак, можно выделить следующие виды ощущений:
1) зрительные
2) слуховые
3) кожные
4) вкусовые
5) обонятельные
6) ощущения положения и движения
7) органические ощущения
8) вибрационные
Существуют и другие классификации ощущений.
Свойства ощущений.
Легко видеть, что не каждый объективно воздействующий раздражитель вызывает у нас ощущение. Насколько громким должен быть звук, чтобы его услышать? Насколько сильным должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать? Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть? Измерением ощущений занимается специальная отрасль психологии – психофизика. Одним из свойств ощущений являются пороги ощущений (англ. thresholds of sensations).
Абсолютный (нижний) порог ощущений (англ. absolute threshold) – минимальная интенсивность раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение (Кордуэлл М.. 2000).Значение нижнего порога ощущений отвечает на вопросы такого типа:
- Какова должна быть громкость звука, чтобы человек мог его услышать?
- Какой силы должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать?
- Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть?
Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога чувствительности, человеком не ощущаются.
Наши анализаторы обладают разной чувствительностью. Чувствительность зрительного и слухового анализаторов очень высока. Мы способны видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии 18,5 км. Для возникновения ощущения прикосновения необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительном и слуховом ощущении.
В таблице указаны нижние пороги для разных ощущений.
Ощущение | Нижний порог |
Зрение | Пламя свечи на расстоянии 18,6 км |
Слух | Звук ручных часов в тишине на расстоянии 6,3 м |
Вкус | Чайная ложка сахара в 7,5л воды |
Запах | Капля духов в воздухе, который заполняет квартиру из 3-х комнат |
Прикосновение | Крыло пчелы, которое упало на спину с высоты 1м |
Абсолютный (верхний) порог ощущений – максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение часто переходит в боль. Значение верхнего порога ощущений отвечает на вопросы:
- При какой громкости звука человек начинает ощущать не звук, а боль?
- При какой яркости света человек ощущает не свет, а боль?
Разница между абсолютным нижним и абсолютным верхним порогом ощущений называется диапазоном чувствительности.
Наша способность различать ощущения ограничена. Например, похожие звуки в незнакомом языке показаться одинаковыми, хотя на самом деле они отличаются. Вы отличаете звуки «б» и «п» в русском языке? Вы различите на вкус, сколько в стакане чая кусков сахара – один или два? Чемодан станет для вас тяжелее, если положить в него ещё одну рубашку? Станет для вас темнее в зале, если там выключат 1 лампочку из 100? А из 50? 10? 5? На эти вопросы отвечает значение дифференциального порога ощущений (порога различения) (англ. relative difference threshold). Это минимальное различие в свойствах двух раздражителей, при котором возникают отличные друг от друга ощущения.
2.Восприятие (понятие, свойства, восприятие пространства, времени и движения, закономерности)
Восприятие – целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Отличие от ощущений – восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств, а ощущения отдельные свойства раздражителя.
Особенности восприятия.
1. предметность – отнесение сведений к внешнему миру (объективация). Источник предметности – особенности самих объектов и предметная деятельность.
2. Константность – способность совокупности анализаторов компенсировать изменения внешнего мира (удаленность, различный ракурс, движение, пространство мира и т.п.). Источник константности – активные действия перцептивной системы, которая благодаря константности формы, размера, цвета, то есть благодаря обратной связи, восприятие является саморегулирующим действием, подстраивающимся к особенностям восприятия объекта.
3. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение, следовательно, восприятие связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его и отнести к определенному классу, обобщить.
Рассмотрим виды восприятия. В зависимости от форм отражения выделяют: 1. восприятие пространства; 2.восприятие движения; 3.восприятие времени.
В зависимости от цели выделяют:
1 .преднамеренное восприятие, характеризующееся тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека;
2..непреднамеренное восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями.
В зависимости от степени организации выделяют:
1 .ораганизованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира; 2.неорганизованное восприятие - это обычное планомерное восприятие окружающей действительности. Естественно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы (высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель) соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.
Свойства восприятия:
1. избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
2.предметность - способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур восприятия.
3 .апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Апперцепция придает активный характер восприятию. Воспринимая предметы, человек выражает свое к ним отношение.
4.осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Осмыслить восприятие, значит осознать предмет, который ойо отражает. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Восприятие составляет единство чувственного и логического.
5 .константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а так же тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. 6.целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже, если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. 7.категориальность проявляется в том, что восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании данного понятия. 8.историчность восприятия.
Из всех психологических теорий проблемой восприятия более всего занимались гештальтпсихологи. Рассмотрим выделенные ими характеристики восприятия, а точнее выделенные ими феноменальные законы восприятия: 1 .близость - чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; 2.сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются; 3. продолжение - чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т.е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; 4.замкнутость - чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции.
Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон. 1. части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата. 2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. Психофизические характеристики восприятия: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.
Иллюзии восприятия – законы: Иллюзия восприятия - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длинны, но одна стрелка имеет наконечник с расходящимися концами, а другая наоборот. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны (иллюзия стрелы). Фигура Понцо. Данная фигура состоит всего из 4 линий: двух одной и той же длинны, идущих рядом, но не сходящихся и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключённого между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее (иллюзия железнодорожных путей). Иллюзия веера. Иллюзии можно подразделить на две группы: одни – это искажения, вызываемые фоном определённого рода (иллюзия веера), другие – искажения самой фигуры (иллюзия стрелы), без фона. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в погнои темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).
К иллюзиям незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шерпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются так же разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Узнадзе. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет.
Теории восприятия: Ассоциативные теории восприятия. (Мюллер, Мах, Гельмгольц, Геринг, Вундт). Воспринимаемый образ – это сложное объединение первичных элементов – ощущений, а ощущение – это осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителя. Следовательно, в основе ассоциативных теорий восприятия лежит принцип специфической энергии органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие происходит посредством ассоциаций по смежности и сходству, где ведущая роль отводится прошлому опыту. Структуралистсая школа (Титченер): восприятие является комплексом ощущений, следовательно, задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдений найти в своем опыте элементарные ощущения. Это метод аналитической инроспекции. Теория Дж. Гибсона. Восприятие – это процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Ассоцианисты неверно утверждали, что отражаются точечные раздражители, так как одиночный раздражитель не может нести никакой информации об объекте. Информацию о внешнем мире несут организованные системы раздражителей (пример, несколько точек в порядке уменьшения размеров и расстояния между ними образуют градиенты величины и плотности, которые несут информацию о глубине). Восприятие – это активный процесс. Активность необходима, так как нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Решающую роль играют активные движения всего организма и органов чувств. Важно то, что движения выделены в потоке стимуляции для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающей среде. Теория перцептивных гипотез Дж. Брунера. Восприятие включает акт категоризации. Мы подаём на вход организма некоторое воздействие, а он отвечает, т.е. относит его к соответствующему классу вещей или явлений. На основе определённых характеристик или критических свойств воздействия, которое обычно называют признаками: происходит избирательное отнесение объекта к той, а не иной категории. Восприятие – есть процесс категоризации: это движение от признаков к категориям, и во многих случаях оно происходит «бессознательно». Стадии процесса решения: 1. Первичная категоризация – на этой стадии значение события ограничивается только тем, что это? – либо объект, либо звук, либо движение; 2. Поиск признаков – если 1-ое – бессознательное, то поиск признаков определяет более конкретно: «Что это есть такое?»; 3. Подтверждающая проверка – «пробы» и «проверки»; 4. Завершение проверки – на этом уровне открытость к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки отбрасываются. Если сенсорный вход окажется одинаково соответствующим двум совпадающим категориям, то, более готовая из них «захватит» его. Готовность категории отражает частоту, появления того или иного объекта в жизни субъекта. Чем чаще встречается в данном контексте данная категория, тем больше ее готовность. Для того, чтобы поиск был достаточно эффективным, структура перцептивной готовности должна быть реалистичной: она должна отражать как вероятность того, что можно найти в данный момент, в данном месте, так и то, что нужно найти. Гештальттеория восприятия. Существует 3 типа гештальт: а) физический гештальт – изучениями во вне; физиологический гештальт – изучение вещества мозга и нейросвязями; феноменальный гештальт – изучением того, что мы видим. Гештальттеория имеет дело с явлениями, которые обнаруживаются в зрительном поле, являющемся, в свою очередь, динамическим распределением энергии, причём его части взаимозависимы из-за их участия в целом. Поле структурировано в той мере, в какой внутри него существуют различия по интенсивности или по качеству. В той мере, в какой поле структурировано, оно содержит потенциальную энергию, способную производить (перцептивную) работу. Под зрительным полем мы подразумеваем пространственную структуру (конструкт), в которую могут быть упорядочены феномены зрительного поля. Видимый образ задан стимуляцией. Пространственные соотношения заданы во внешнем мире через элементы. Поэтому воспринимаются не элементы, а соотношения, которые собираются в целостный образ. Контур и фон-фигура. Любая фигура стремится стать настолько хорошей, насколько это позволяют периферические факторы. Периферические факторы способствуют формированию фигуры. 1. Близость ( ║ ║ ║ ); 2. Принцип включения целого (│ ║ ║ │); 3. Продолжение контура ( [ ] [ ] [ ] ); 4. Замкнутость ( ); 5. Общая судьба ( ∆ ∆ ∆ ) – элементы образуются в фигуру, если у них есть общий сенсорный признак.
3.Внимание (общая характеристика, теории, виды, свойства, развитие)
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.