Сущность данного метода заключается в выражении исследуемых феноменов в числовых показателях. Выделяют несколько видов шкал, однако, в рамках практической психологии чаще всего используется количественная, которая позволяет измерять степень выраженности исследуемых свойств у объектов, выразить разницу между ними в числовых показателях. Использование количественной шкалы позволяет осуществлять операцию ранжирования.
Под ранжированием в современной научной литературе понимают распределение данных в порядке убывания/ возрастания исследуемого признака. В процессе ранжирования каждому конкретному значению присваивается определенный ранг, что позволяет перевести значения из количественной шкалы в номинальную.
Корреляционный анализ в психологии
Сущность данного метода математической обработки заключается в установлении зависимости между психологическими феноменами, процессами. В процессе корреляционного анализа измеряется уровень изменений среднего значения одного показателя при изменении параметров, с которыми он находится во взаимосвязи. Связь между феноменами может быть положительной, когда увеличение факторного признака приводит к одновременному увеличению результативного либо отрицательной, при которой зависимость выступает обратной положительной. Зависимость может быть линейной или кривой. Использование корреляционного анализа позволяет выявить и установить взаимосвязи между феноменами, процессами, которые выступают не очевидными на первый взгляд.
Факторный анализ в психологии
Использование данного метода позволяет прогнозировать вероятное влияние определенных факторов на исследуемый феномен, причем все факторы воздействия изначально принимаются как имеющие равное значение, а степень влияния исследуемого фактора вычисляется математически. Применение факторного анализа позволяет установить общую причину трансформаций нескольких феноменов. Таким образом, внедрение методов математической обработки данных в практическую психологию позволяет существенно повысить объективность результатов исследований, снизить уровень субъективности, влияния личности исследователя на реализацию изучение, анализ и интерпретацию данных. Полученные в процессе математической обработки результаты позволяют лучше понять сущность исследуемых психологических феноменов во всем многообразии их взаимосвязей, осуществлять адекватное прогнозирование в отношении возможных изменений изучаемых феноменов, осуществлять конструирование математических моделей группового и индивидуального поведения и пр.
Семинар 2.
1. Понятие о деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов)
Понятие «деятельность» в отечественной психологии играет центральную методологическую роль. Это значит, что, при описании сущности и процессуальных характеристик психики и личности сторонники подхода опираются на категорию «деятельность».
В современной отечественной психологии деятельностным подходом называют школу советской психологии, теоретический, методологический и эмпирический подход, который исследует психику и сознание человека в процессе их формирования в предметной деятельности. Некоторые теоретики деятельностного подхода рассматривают психику и сознание даже как специфические формы предметной деятельности.
Что такое деятельность?
Деятельность рассматривают как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Р. С. Немов). Деятельность обладает такими характеристиками:
— творческий характер деятельности (то есть с помощью осуществления деятельности человек выходит за ограничивающие его рамки, может создать материальные и духовные ценности, способствующие историческому прогрессу),
— продуктивный характер деятельности (человек использует деятельность для создания новых способов удовлетворения потребностей),
— потребностный характер деятельности (порождая новые способы удовлетворения потребностей, человек развивает, усложняет свою мотивационно-потребностную сферу),
— опосредованность деятельности историческим развитием человечества (деятельность человека способна удовлетворять не только естественные, но и духовные, культурные потребности, потребности в знаниях и пр.),
— деятельность изначально, от рождения, не присуща человеку, а развивается в процессе воспитания и обучения.
Предпосылки формирования деятельностного подхода
Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека.
На Западе в период психологического кризиса родились такие направления, как психоанализ и бихевиоризм. В отечественной же психологической среде, достаточно обособленно развивающейся вследствие исторических условий того времени, зародился деятельностный взгляд на природу психического. В советской психологии произошел закономерный сдвиг с лабораторных исследований сознания человека на изучение трудовой деятельности. Это объясняется исторически обусловленным поиском философской опоры в марксистко-ленинской философии, в которой категория деятельности занимает ведущее место.
Человек как деятель (подход М. Я. Басова)
Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность. Он намеренно использовал именно понятие «деятельность», а не «поведение», чтобы отделить свой подход от бихевиоризма и рефлексологии.
Он предложил не механически объединять сознание и поведение, а включить их в структуру деятельности. Деятельность, согласно автору, это особая структура, которая состоит из отдельных актов и механизмов, которые взаимосвязаны друг с другом задачей.
Центральной проблемой теории деятельности Басов видел развитие, формирование деятельности. Он предлагал рассматривать трудовую деятельность как высшую форму деятельности. Кроме труда, этапами формирования деятельности являются игра и обучение.
Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины
Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.
Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности — один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.
Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание.
С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями). Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия.
Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности
Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.
Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.
В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А. Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.
2.Структура деятельности.
Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:
— мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),
— цели деятельности (как образа результата деятельности),
— условий деятельности.
В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:
— действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),
— операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),
— психофизиологические основания деятельности.
Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода
В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:
· филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),
· историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),
· социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),
· онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),
· патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),
· функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).
3.Виды деятельности
Если в качестве основы классификации деятельности выбрать социальную активность, в которую неизбежно включается человек в своей жизни, то виды этой социальной активности и будут видами человеческой деятельности.
Игра – вид деятельности, который не предполагает получения в ее результате материального или идеального продукта, а имеющий своей целью вовлеченность в некий процесс. Игра является основным видом деятельности (так называемым, ведущим) у детей дошкольного возраста, и выполняет преимущественно развивающую функцию. К видам игр относят индивидуальную и групповую, предметные, ролевые, сюжетные игры и игры по правилам.
Обучение – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. Оно является средством психологического развития человека. Обучение (или как процесс – учение) может быть специально организованным или происходить попутно (неорганизованное обучение). У взрослых людей процесс обучения может принимать форму самообразования.
Труд, согласно теории деятельности – это высший вид деятельности человека, обладающий характеристиками целесообразности, осознанности и направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и социума. Человеческий труд как вид деятельности имел результатом усовершенствование орудий труда. А эти улучшенные орудия труда явились условием повышения производительности труда, совершенствования промышленного производства, науки, техники, культуры и искусства.
В психологической теории деятельности к видам деятельности относят еще и общение (вид деятельности, который направлен на обмен информацией между людьми).
Хотя каждый из перечисленных видов деятельности (кроме общения) является ведущим в определенный возрастной период, все они сопровождают человека на протяжении его жизни, принимая специфические формы.
Таким образом, деятельностный подход сформировал научно-методологические основы отечественной психологии, выделив в качестве основной категории исследования деятельность, опосредующую психическую реальность и сознание человека. Теория деятельности имела огромное значение для развития многочисленных прикладных областей психологии, а именно детской психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии управления, психологии различных видов профессиональной деятельности, патопсихологии и других.
4.Понятие ведущей деятельности.
Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.
Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.
Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:
• происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
• развивается личность ребенка в целом;
• зарождаются новые формы деятельности.
Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.
Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен. То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.
От деятельности следует отличать действие. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.
Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью. Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).
Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.
Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.
Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.
Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции
«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности. Каким же образом (и всегда ли) происходит развитие деятельности в процессе обучения ребенка? Как могут возникнуть радостные эмоции в процессе усвоения культурных норм и правил поведения?
5.Проблема сознания. Понятие, психологическая структура.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Сознание изучается рядом наук: философия – вопрос об отношении сознания к бытию и логике; лингвистика, нейрофизиология, антропология, социология. Психология же изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида.
Характеристики сознания:
1.активность
2.интенциональность – направленность на предмет
3.способность к рефлексии, самонаблюдению
4. мотивационно-ценностный характер сознания
5.различная степень ясности.
Сознание любого индивида уникально, но непроизвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторам, например, структурами социальной системы, где существует индивид. Сознание всегда носит общественно-исторический характер. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме.
Вундт "Сознание заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния".
По мнению Джеймса, сознание - хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание - это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс).
Общая черта всех выше приведенных взглядов - это акцент на психологической бес качественности сознания.
Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта.
По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой.
Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: построение отношений; познание; переживание.
Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.
Трудности изучения сознания: Сознание рассматривалось либо как общее условие существования психики (тогда обозначалось метафорически – свет, поле сознания), в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не может быть и речи (например, поток сознания Джемса). Либо сознание отождествлялось с какой-либо психической функцией – вниманием, мышлением, и тогда изучение сознания подменялось изучением этой функции. Сознание, как и отдельные психические функции, не локализуется во внешнем пространстве и нельзя рассмотреть во времени. Исследователи не могли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло изучаться известными методами. На протяжении веков проблема сознания была ареной идейной борьбы, где естественно-научный материалистический подход противостоял религиозно-идеалистическим концепциям. С точки зрения материализма, структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества под влиянием социума, в ходе производственно-практической деятельности. В отеч.психологии: структуры сознания формируются в раннем онтогенезе, благодаря интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общения со взрослым. Возможность этого присвоения формируется на базе филогенетического развития. Структура сознания и его основные свойства: социальный характер, опосредованность знаковыми и символическими структурами; предметность; склонность к рефлексии, внутренний диалогизм (Леонтьев, Выготский).
6.Общее понятие о личности.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем лее состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?
Прежде всего, попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято от носить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающихся личности, будем исходить из приведенного определения. На чем основывается наше мнение?
Как вы помните, изучение курса общей психологии мы начали не с определения психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изучении самого человека. Мы акцентировали внимание на том, что в психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных Взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека, В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процессы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.
Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры личности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмоций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы личности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структуры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.
7.Современные теории личности.
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности.
Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности, В связи с тем, что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработанных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Олл-порта и английского психолога Р. Кеттела.
В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека.
Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Однако главные черты личности, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными в течение жизни человека.
Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоаналитической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом.
Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.
Между З.Фрейдом и его учениками имелись определенные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потребность и агрессивность.
Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А.Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человека считал стремление к власти, К.Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению. , Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него.
Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.
Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.
8.Типологии личности.
С древнейших времен предпринимались попытки определить основные типы личности. Первая классификация типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Существуют физические, психологические и психофизиологические типологии личности. Из психологической типологии наиболее интересными представляются психоаналитические типологии, которые учитывают глубинные свойства психики личности и их ориентацию на объекты окружающего мира. Мы более подробно рассмотрим психологические типологии и модели, которые применяются давно и доказали свою эффективность в организационно-управленческой деятельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 377.