Художественные произведения
Абгарян Наринэ. Манюня.
Аверченко Аркадий. Берегов – воспитатель Киси. Блины Доди. Деловой мальчик. День делового человека. Дети. Индейская хитрость. Инквизиция. Нянька. Предводитель Лохмачёв. Продувной мальчишка. Преступление голубого шакала. Разговор в школе. Серёжин рубль. Синее одеяло. Страшный мальчик.
Беллок Хилэр. Книга зверей для несносных детей.
Белый Андрей. Котик Летаев.
Брэдбери Рэй. Вельд. Маленький убийца. Поиграем в «Отраву».
Бунин Иван. Цифры.
Бэнкс Йен. Осиная фабрика.
Вересаев Викентий. В юные годы.
Виньковецкая Диана. Илюшины разговоры.
Вольф Сергей. Глу по как-то получилось (книга рассказов).
Гавальда Анна. 35 кило надежды.
Гарин-Михайловский Николай. Детство Тёмы.
Георгиев Сергей. Коржиков (авторский сборник).
Голдинг Уильям . Повелитель мух.
Грин Александр. Гнев отца.
Даль Роальд. Чарли и шоколадная фабрика.
Драгунская Ксения. Мужское воспитание (сборник рассказов). Честные истории (Пособие по борьбе с вредными взрослыми).
Зюскинд Патрик. Повесть о господине Зоммере.
Иванов Алексей. Охота на «Большую Медведицу».
Искандер Фазиль. Детский сад.
Кинг Стивен. Дети кукурузы. И пришёл Бука.
Корчак Януш. Как любить ребёнка.
Ли Харпер Нелл. Убить пересмешника.
Лукьянова Ирина. Стеклянный шарик.
Мамин-Сибиряк Дмитрий. Волшебник.
Минаев Борис. Зубная боль. Стакан воды. Упрямство. Чёрное стекло жизни.
Нечипоренко Юрий. Смеяться и свистеть.
Носов Николай. Под одной крышей.
Одоевский Владимир. Игоша.
Панова Вера. Серёжа.
Санаев Павел. Похороните меня за плинтусом.
Слаповский Алексей. Пропавшие в Бермудии.
Сологуб Фёдор. Червяк.
Сэлинджер Джером. Лапа-растяпа.
Толста я Наталия. Свободный день.
Толста я Татьяна. Любишь – не любишь.
Тэффи Надежда. Где-то в тылу. Кишмиш. Неживой зверь. Переоценка ценностей. Подземные корни. Преступник. Приготовишка. Троицын день.
Улицкая Людмила. Девочки (цикл рассказов).
Чехов Антон. Гриша. Дома. Житейская мелочь. Злой мальчик.
Научная и учебная литература
Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004.
Адлер Б. Переговоры по-детски. М.: Добрая книга, 2008.
Адлер Б. Перехитрим малыша. М.: Астрель; АСТ, 2006.
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы с дошкольниками. М., 2003.
Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании. Донецк: Ноулидж, 2008.
Андреева А. Когда ребёнок становится трудным // Домашнее воспитание. 1998. № 4.
Андреева Е. А. Как накормить капризного ребёнка. М.: АСТ, 2006.
Аромштам М. С. Маленькие детки – маленькие бедки. О проблемах воспитания малышей. М.: Ломоносов, 2009.
Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка. М.: Дрофа-Плюс, 2003.
Бердникова А. Как справиться с капризами. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
Беринг Н. Хочу – не хочу! Буду – не буду! Работа с детскими капризами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2006.
Бретт С. Ах я маленький паршивец! Исповедь маленького негодника. Первый год жизни. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
Бретт С. Что, опять?! Исповедь маленького негодника. Тре тий год жизни. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
Бретт С. Я объявляю вам войну! Исповедь маленького негодника. Второй год жизни. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.
Василькина Ю. К. Что делать, если ребёнок не слушается. М.: ЭКСМО, 2012.
Викофф Д., Юнел Б. Воспитание без кнута и пряника. Минск: Попурри, 2009.
Викофф Д., Юнел Б. Воспитание без наказаний и крика. Минск: Попурри, 2012.
Вульф М. Психология детских капризов. М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2007.
Гребенкин Е. Ф. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Грин Р. Взрывной ребёнок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. М.: Теревинф, 2012 (и др. изд.).
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: Интер, 1996.
Гербова В. В., Филякова Е. Г. Без капризов и обид. 2-4 года. М.: Карапуз, 2009.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: ACT; Астрель, 2011 (и др. изд.).
Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? М.: ACT; Астрель; ВКТ, 2010 (и др. изд.).
Голутвина В. В. Воспитание без слёз и капризов. Спокойный ребёнок – счастливые родители. М.: Вектор, 2011.
Голутвина В. В. Капризы ребёнка. Как справиться? СПб.: Вектор, 2009.
Гордон Т. Как привить ребёнку дисциплину. М.: Ломоносов, 2010.
Грей Д. Дети – с небес. М.: София, 2012 (и др. изд.).
Гринспен С., Сэлмон Ж. Ребёнок-тиран: Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносов, 2010.
Громова О. Е. Не хочу, не буду! Учимся договариваться. Для детей 2-4 лет. М.: Карапуз, 2011.
Губарев И. Н. Как детское упрямство само себя побороло // Планета здоровья. 2007 // http://www.ph.ru/
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Академический проспект, 2000.
Гурина И. В. Засыпаем, кушаем, папу с мамой слушаем. Полезные советы на все случаи непослушания. М.: Литера, 2009.
Дени М. Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом. М.: Клевер-медиа-групп, 2013.
Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. М.: ОГИ, 2003.
Дивиньи Д. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными» детьми. М.: Прайм-Еврознак, 2009.
Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2011.
Драпкин Б. З. Психотерапия материнской любовью. М.: ДеЛи принт, 2004.
Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства. Основные идеи разумного воспитания. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011.
Дробинская А. О. К вопросу о детских капризах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2004. № 8.
Дуглас Д. Мой милый упрямец. Как с ним справиться, прежде чем он сведёт вас с ума. М.: Прайм-Еврознак, 2008.
Ермакова И. А. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии. М.: КОРОНА-принт, 2006.
Зажигина М. А. Чего не следует делать родителям, но что они всё равно делают. М.: Генезис, 2012 (и др. изд.).
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1993.
Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2010 (и др. изд.).
Карп X. Искусство успокаивать детей. Минск: Попурри, 2010.
Карп X. Новое воспитание. Без слёз и конфликтов. Минск: Попурри, 2009.
Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006 (и др. изд.).
Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004.
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11.
Конуэй Р. Как накормить ребёнка без слёз. Минск: Попурри, 2009.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться. Екатеринбург: У-Фактория, 2006; М.: Оникс; Мир и Образование; Астрель, 2011.
Кряжева И. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000.
Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребёнка. СПб.: Мирт, 1998 (и др. изд.).
Ларин А. П. Об упрямстве детей. М.: Учпедгиз, 1958.
Ленденева И. Л. Детская агрессия и методы её психолого-педагогической коррекции: Дис…. канд. психол. наук. Иркутск, 2002.
Лео П. Как создать тёплые отношения с детьми. Минск: Попурри, 2008.
Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться. М.: ЭКСМО, 2006.
Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. СПб.: Питер, 2001.
Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь; Сфера, 2011.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети. СПб.: Речь; Сфера, 2010.
Маккензи Р. Упрямый ребёнок. Как установить границы дозволенного. М.: ЭКСМО, 2011.
Маховская ОМ. Непослушный ребёнок. Перезагрузка. М.: ЭКСМО, 2012.
Маховская О. И., Василькина Ю. К. Думай как ребёнок, поступай как взрослый. М.: ЭКСМО, 2011.
Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. М.: Генезис, 2010.
Млодик И. Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чём так непросто признаться. М.: Генезис, 2011.
Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. СПб.: Речь, 2005.
Нарушевич Р. А. Мамам и папам детей с небес. М.: Философская книга, 2012.
Некрасов А. А. Материнская любовь. М.: Астрель, 2012 (и др. изд.)
Некрасова З. В., Некрасова Н. Н. Обойдёмся без капризов. М.: ЭКСМО, 2009.
Некрасова З. В., Некрасова Н. Н. Что делать, если… Вас достали конфликты, капризы и детские вредности. М.: София, 2009.
Никольская И. М., Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010 (и др. изд.).
Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990.
Образцова Л. Н. Главная книга о воспитании ребёнка. М.: ACT; Сова, 2010.
Образцова Л. Н. Нестандартный ребёнок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться. Подсказки для родителей. М.: ACT; Сова, 2007.
Образцова Л. Н. Нестандартный характер. Маленькие подсказки для родителей. М.: ACT; Сова, 2007.
Панфилова М. Как помочь детям с эмоциональными проблемами (тревога, страх, агрессия). Видеопособие. М.: Центр практической психологии «Катарсис», 2002.
Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1997.
Пилипко Н. От противостояния к взаимопониманию // Возможности практической психологии в образовании. Вып. 4. М.: УЦ «Перспектива», 2003.
Пэнтли Э. Дисциплина без наказаний и криков. Минск: Попурри, 2011.
Пэнтли Э. Как уложить ребёнка спать без слёз. Минск: Попурри, 2007.
Ранкел X. Воспитание без ссор и обид. Минск: Попурри, 2009.
Ратледж Р. Мамина книга: Бесконфликтное воспитание ребёнка от 1 до 4 лет. Минск: Попурри, 2010.
Рикер О., Краудер К. Как отучить ребёнка ныть. Минск: Попурри, 2009.
Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. М.; Воронеж: МПСИ, 2007.
Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Принт, 2000.
Сазонова Н. П., Новикова Н. В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Сенько Т. В. Зависимость положения дошкольника в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. № 5.
Сибли Л. Как научить ребёнка управлять своими чувствами. М.: Триада, 2010.
Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1996.
Слуцкий В. Кто кого воспитывает, или Как дети манипулируют взрослыми // Газета для родителей. 2011. № 11/77, ноябрь // http://gazetadr.ru/kto-kogo-vospityvayet/
Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. М.: ЭКСМО, 2009.
Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция. М: Владос, 2005.
Смирнова Е. О., Хузеева Г. А. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2003. № 4.
Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 (и др. изд.).
Столбун В. Д., Каптерев П. Ф. О детском упрямстве и непослушании // Научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Тверь, 2000. № 7.
Темплар Р. Правила Родителей. М.: Альпина нон-фикшн, 2012 (и др. изд.).
Уилкофф У. Как говорить «нет» ребёнку, чтобы он вас слушал. Минск: Попурри, 2009.
Ушинский К. Д. Избранные труды: Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005.
Уэбстер-Страттон К., Герберт М. Проблемные семьи и проблемные дети. Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2010.
Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М.: ЭКСМО, 2009 (и др. изд.).
Фелан Т., Льюис Т. Воспитание без принуждения. Минск: Попурри, 2012 (и др. изд.).
Фелан Т. «Ну почему мне всё запрещают?» Минск: Попурри, 2007.
Филякова Е. Г. Вот так ситуация. Проблемы поведения. 2-4 года. М.: Карапуз, 2011.
Филякова Е. Г. Не обижайся. Проблемы поведения. 2-4 года. М.: Карапуз, 2010.
Флойд М. 1001 родительская премудрость, или Как воспитать ребёнка. М.: Мартин, 2009.
Фромм А. Азбука для родителей. М.: ACT, 2003; Екатеринбург: Литур, 2004 (и др. изд.).
Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007.
Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996.
Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013 (и др. изд.).
Харрис Б. Когда дети испытывают ваше терпение и как с этим бороться. М.: Попурри, 2009.
Хорсанд Д. «Не дам!» Как (пере)воспитать маленького жадину. М.: ACT; BKT, 2008.
Чандлер К., Макгарт Л. Праздник непослушания. Минск: Попурри, 2007.
Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2002.
Шавырина А. А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: Дис…. канд. психол. наук. М., 2012.
Шавырина А. А. Почему ребёнок упрямый? // Дошкольное воспитание. 2010. № 9.
Шавырина А. А. Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей // Психология образования. 2008. № 5.
Шантаренкова М. Детские истерики и капризы // Мама и малыш. 2004. № 2-3.
Шапиро Л. Заботливость и послушание. Психотренинг для детей. М.: Прайм-Еврознак, 2008.
Шапиро Л. Секретный язык детей. М.: Астрель; АСТ, 2007.
Шафер Э. Правда о том, как быть хорошей мамой. М.: Прайм-Еврознак, 2007.
Шишова Т. Л. Как воспитать в ребёнке послушание. Рязань: Лоза, 2007.
Щербинина Ю. В. Если ребёнок – грубиян. Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии. М.: Ювента, 2006.
Щербинина Ю. В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией. М.: Форум, 2012.
Эдда Ле Шан. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. М.: Прайм-Еврознак, 2008.
Эдда Ле Шан. Ребёнок «капризничает»! М.: Прайм-Еврознак, 2007.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990.
Энтробас Л. Золотой ребёнок. Минск: Попурри, 2010.
[1] Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2011 (и др. изд.).
[2] Впервые наиболее полно и подробно это описано в очерке Г. С. Виноградова «Детские тайные языки» (1926).
[3] Pig Latin, или backslang; на детском засекреченном – Igpay atinlay. Сегодня это самый популярный детский язык на базе английского. Общая суть: первая буква слова переставляется в конец, и к ней добавляется «эй» (лат. «ау»). Производные русские варианты – «синий язык» («солёный», «солнечный»), «белый язык», «зелёный язык», «кирпичный язык» – строятся по принципу добавления после слога с гласной слога с этой же гласной, но постоянной согласной («с», «б», «з», «к» соответственно).
[4] См. об этом: Звукова Е. Д. Специфика номинации дитя/ребёнок в языке диалектного типа // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012. № 4.
[5] Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
[6] О правонарушениях, совершаемых дошкольниками и младшими школьниками, см. в главе 9.
[7] См.: Етоев А. Душегубство и живодёрство в детской литературе. СПб.: Красный матрос, 2001.
[8] См. об этом подробнее: Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. М.: ОГИ, 2003; Казакова С. А. История Шалуна в детской литературе // Славяне и Сибирь. Сохранение культурного наследия. Томск: ТГУ, 2002; Костюхина М. С. История шалуна в детской литературе // Детская литература. 1997. № 1; Шапошников В. Н. Хулиганы и хулиганство в России. Аспект истории и литературы ХХ века. М.: Московский лицей, 2000.
[9] Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Алетейя, 1999.
[10] Любопытен также распространённый современный личностный тип кидалт (англ. kid – ребёнок + adult – взрослый) – взрослый человек, сохранивший детские черты характера, поведения, направленность увлечений. В психологии используются также термины синдром Питера Пэна и puer aeternus (лат. «вечный мальчик») – ребёнок, который не желает взрослеть; инфантильный взрослый.
[11] Очень интересно и доступно об этом написано в кн.: Осорина М. В. Указ. соч.
[12] Гиренок Ф. О смысле жизни // Литературная газета. 2012. 14 марта (№ 10).
[13] Согласно Максу Фасмеру, история этого слова уходит ещё в античность, беря начало от древнегреч. ορφανός – сирота и лат. orbus – осиротевший (первоначально сироты выполняли самую тяжёлую домашнюю работу). См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964-1973. Т. 3.
[14] См., например: Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
[15] Юнг К. – Г. Божественный ребёнок. М.: АСТ, 1997.
[16] Интересные и полемические статьи по теме: Широков Р. Мамский язык. Сюсечки-пусечки // Super Стиль: женский журнал. 2012. 21 февр. № 31 (1581); Туркова К. О пихулечках и покакусиках // Московские новости. 2012. 21 сент.; Сосницкая О. «Мамский» язык: от пузожителей до кесарят // http://medportal.ru/budzdorova/things/1507/; Пермякова О. «Мамский» язык // http://www.ugra-news.ru/node/9248.
[17] К слову, этот фильм стал победителем Лондонского кинофестиваля в 2011 году.
[18] Компрачикос (исп. comprachicos – «скупщики детей») – организованные преступные сообщества в Европе XIII–XVIII вв., состоявшие преимущественно из бродяг, нищих, контрабандистов и похищавшие (либо покупавшие) детей для перепродажи бродячим циркачам, балаганщикам и т. п. Перед этим детей нередко уродовали, делая из них карликов, горбунов, калек. Слово получило широкое распространение благодаря роману Виктора Гюго «Человек, который смеётся» (1869).
[19] Недавно эти истории вышли под одной обложкой на русском языке: Беллок Х. Книга зверей для несносных детей / Пер. М. Бородицкая, Г. Кружков. М.: Красный пароход, 2012.
[20] В кн.: Мандельштам О. Извозчик и Дант. М., 1991.
[21] Опубликован в журнале «Пионер» (1990. № 4). В 2010 году российским издательством «Арт Хаус медиа» выпущена серия книг авторов – участников литобъединения «Чёрная курица» под названием «Для взрослых и детей».
[22] «Не пора ли домой ко двору…» // Великорусские народные песни / Изд. проф. А. И. Соболевским. Т. VII. СПб., 1902.
[23] См. подробнее: Борисов С. Б. Из истории литературного «чёрного юмора» (XIX – XX вв.) // Литература. Культура. Эстетика. Вып. 1. Шадринск, 2003; Новицкая М. Ю. Формы иронической поэзии в современной детской фольклорной традиции // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Таллинн, 1992.
[24] Подробнее см. в главе 9.
[25] Франк С. Непостижимое. М.: Правда, 1990.
[26] См. об этом и других интересных филологических открытиях: Нефёдова Л. К. Феномен детства в основных формах его репрезентации: философия, мир, фольклор, литература: Дис. … доктора филос. наук. Омск, 2005.
[27] См., например: Неклюдов С. Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сб. статей памяти акад. Н. И. Конрада. М.: Наука, 1974.
[28] Подробнее см. в главе 1.
[29] Бибихин В. В. Слово и событие. Писатель и литература. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010.
[30] Одним из объяснений может служить следующее наблюдение философа Ф. И. Гиренка: «Обычно дети произносят ударный слог, отбрасывая неударный… Дети, как поэты, осуществляют редукцию языка к изначальному предсоставленному состоянию, показывая, что слова состоят из морфем, которые в прошлом тоже были словами». См.: Гиренок Ф. Абсурд и речь. Антропология воображаемого. М.: Академический Проект, 2012. С. 113.
[31] Нефёдова Л. К. Указ. соч.
[32] Интересно, кстати, и представление о знаменитых куклах (Барби, Винкс, Братц) как о живых людях.
[33] Подробнее см., например: Александрова О. В. Уроки вежливости для малышей. М.: ЭКСМО, 2010; Баринова Е. В. Уроки Вежливости и Доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011; Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка. М.: Флинта; Наука, 2007; Голь Н. Весёлый этикет. М.: Астрель, 2008; Курочкина И. Н. Этикет для дошкольников. М.: Просвещение, 2007; Курцева З. И. Ты – словечко, я – словечко… Учебник-тетрадь по риторике для дошкольников 5-6 лет. М.: Баласс, 2000 (2004); Чуб Н. Азбука вежливости. Харьков: Фактор, 2008; Шалаева Г. П. Новый этикет для самых маленьких. М.: ACT; Астрель, 2009.
[34] Термин Е. Н. Щурковой.
[35] Бибихин В. В. Указ. соч.
[36] См. также интереснейшие работы дореволюционного периода: Каптерев П. Ф. О детском непослушании // Воспитание и обучение. 1901. № 7; Он же. Упрямство детей и меры против него // Женское образование. 1882. № 9.
[37] Кстати, в этом смысловом переносе тоже активируется метафора «ребёнок-сверхчеловек» (наделяемый особыми способностями, возможностями). Подробнее – см. в главе 2.
[38] Эта методика очень хорошо описана и проиллюстрирована известным психологом Ю. Б. Гиппенрейтер (см. в списке литературы).
[39] См. подробнее: Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 (или любое др. издание).
[40] См. также в списке литературы для детей: Зонтаг А. Полинька. Лиловый горшочек.
[41] Обратная спекуляция – придание взрослых черт чему-либо исконно детскому. Таковы, например, уже упоминавшийся персонаж анекдотов Вовочка и выраженно сексапильные куклы Winx, Bratz, Barbie. См. также интересную кн.: Горалик Л. Полая Женщина. Мир Барби изнутри и снаружи. М.: НЛО, 2005.
[42] Бибихин В. В. Указ. соч.
[43] Здесь и далее: данные информационного портала «Бэбимания» // http://babymania.ru/404/shalosti.htm
[44] Классификация и примеры А. А. Люблинской – автора первого отечественного учебника по психологии детей до семи лет.
[45] В 1993 году в Минске было выпущено печатное издание под названием «Мальчик в овраге нашёл пулемёт…», содержащее 250 примеров подобного творчества.
[46] Чередникова М. П. «Маленький мальчик» в контексте нового мифа // Мир детства и традиционная культура. М., 1995.
[47] См. об этом подробнее, например: Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Белоусов. М.: ACT, Ладомир, 1998; Успенский Э. Большая книга ужастиков. М.: ACT; Астрель; Харвест, 2007.
[48] О различиях между шалостью и озорством см. в главе 9.
[49] Многочисленные задания, упражнения, тесты, игры и разработки целостных занятий с детьми можно найти в книге: Щербинина Ю. В. Речевая защита: Учимся управлять агрессией. М.: Форум, 2012.
[50] Задания и разработки занятий с детьми по этой теме можно найти, например, в кн.: Адамс К. Учимся дружить. Книга в помощь малышу. М.: ЭКСМО, 2012; Баринова Е. В. Учимся дружить. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012; Голутвина В. В. Настольная книга первоклассника. СПб.: Вектор, 2009; Ермакова И. А. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии. М.: КОРОНА-принт, 2006; Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М.: АРКТИ, 2002; Щербинина Ю. В. Речевая защита: Учимся управлять агрессией. М.: Форум, 2012.
[51] Навешивание ярлыков – шаблонное и предвзятое определение человека (или группы людей), в реальности не несущее значимого содержания и объективной оценки. Навесить словесный ярлык – всё равно что грубо ткнуть пальцем.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.