Разберём некоторые примеры неудачной аргументации тезиса «Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека».
Пример из сочинения | Комментарий эксперта |
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьёзную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. | Приведённый пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом. |
Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино — вот на что люди больше обращают внимания. Но пока выпускаются всё новые и новые книги, и появляются новые авторы. Значит, книги будут всё больше и больше доставлять нам радость. | Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому. |
Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора. Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. | Первая мысль нуждается в примере, пояснении. Второй аргумент не связан с тезисом. |
В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. | Описанный случай не является подтверждением тезиса. |
Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живёт сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повёлся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще её не читать. | Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, начиная рассуждать о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами. |
Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. | Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода. |
Я согласна с мнением автора. Во-первых, можно привести множество таких примеров, что, в свою очередь, свидетельствует о массовости таких случаев. Во-вторых, нельзя забывать, что не каждый сделает такой выбор, о котором так проникновенно пишет автор. | Пустословие, свидетельствующее о полном отсутствии мысли! |
Что проверяет эксперт?
Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию обоснования. Затем он устанавливает соответствие доводов утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.
Максимальный балл по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его | 1 | |
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») | 0 | |
|
Задания
1. Выберите правильное определение.
1) Аргументы — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.
2) Аргументы — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.
3) Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.
Ответ:___________________________
2. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Объясните свой выбор.
Тезис: «Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу».
Фрагменты сочинений:
1) В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.
2) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».
3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» — он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томп- сона каждая особь живой природы — это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 599.