ГЛАВА 4
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с проектом демоверсии ЕГЭ 2019 года формулировка критерия оценивания К4 принципиально изменилась и выглядит так: отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. По критерию К4 вы получаете всего один балл. И аргументация вашего мнения об авторской позиции с опорой на литературный материал не является обязательной. В сочинении вы должны будете выразить своё отношение к позиции автора, согласившись или не согласившись с ней, и обосновать своё отношение. Поэтому недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении (а можно даже и в отдельном абзаце). В качестве обоснования своего мнения вы можете использовать любой вид аргументации: теоретическое рассуждение, пример из жизненного опыта, пример из читательского опыта (литературы).
Итак, максимальный балл по критерию К4 — 1. ■
_______________________________________________________________________________________
Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Затем ваша позиция должна быть обоснована.
! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Несмотря на то что вы не приводите, согласно новой спецификации, два аргумента, вы по-прежнему обосновываете своё отношение к позиции автора. Обоснование — это доказательство, аргументация. Несомненно, убедительность ваших слов должна быть подкреплена аргументами. Поэтому приведённый ниже материал остаётся для вас актуальным. ■
_______________________________________________________________________________________
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель данного типа речи — убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Обоснование, или аргументация, — это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.
Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.
Поясним сказанное на примере.
Тезис | Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития. |
Аргумент | Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. |
Иллюстрации к аргументу | Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? |
Вывод | Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. |
Виды аргументов
Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).
Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:
Аргументы
Аргументация бывает также поддерживающей и опровергающей.
При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:
Тезис | «Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство». |
| |
Аргумент | Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Неслучайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. |
| |
Вывод | Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас — приобщиться к этому богатству и приумножить его. |
При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами |
. Например:
Тезис | «На войне осознаётся ценность человеческой жизни». |
| |
Контртезис Чши 4 | Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечело- 1 веческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность. |
Аргумент | В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» — так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормально. После перенесённых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания. |
Вывод | Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война — это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни. |
Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» или «аргументы к угрозе».
«Аргументы к обещанию» содержат указание на положительные последствия принятия тезиса. «Аргументы к угрозе» указывают на негативные последствия принятия (или игнорирования) тезиса.
Тезис «Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека | |
Аргумент к обещанию Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хоррошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специалистов навыки устной и письменной речиявляются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речьвсегда буде помогатьдобиться успехачеловеку любой профессии. | Аргумент к угрозе Подтверждение мысли автора можно найти в очерке Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчеркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами»». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сокрвт. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи. |
Для обоснования своей позиции можно использовать следующие виды аргументов:
Виды аргументов
примеры из жизни |
собственные наблюдения и выводы |
предположительные примеры |
ссылки на авторитет |
пословицы, поговорки, афоризмы |
примеры из кинофильмов |
примеры из художественной литературы |
примеры из публицистической литературы |
примеры из научной (научно-популярной) литературы |
Примеры из жизненного опыта. Несмотря на то, что ваш жизненный опыт ещё не очень велик, вы можете найти в своей жизни или жизни окружающих примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.
Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками, а следовательно, убедительность их весьма сомнительна. Например:
ü Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!
ü Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.
ü К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.
Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:
ü Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.
ü Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.
ü Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:
ü Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда — случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.
Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:
ü Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:
ü Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:
ü Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых политических и общественных деятелей, учёных — одним словом, людей, обладающих опытом, знаниями в опредёленных сферах деятельности:
ü «У слепой веры — злые глаза»,— точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.
ü О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно».
ü «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», — писал Михаил Пришвин.
Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет — не довод».
По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости.
ü Неслучайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится»; «Ктородителей почитает, тот вовеки не погибает».
ü Русский народ всегда ценил дружбу, что нашло отражение в пословицах: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь — береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.
Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.
ü Мне кажется прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха — стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.
(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из повести А. Грина «Алые паруса».)
Обратите внимание на то, что аргументы, опирающиеся на примеры из литературы, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размышляет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.
Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, — потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.
Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть обрамлён вашими рассуждениями, подчёркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.
Приводя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.
Например: Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «ТрешТВ», опубликованной на сайте и>и>ш.§аге1а.ги. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис — кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе — удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения — просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.
Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.
ü Я считаю, что человек не должен бояться жизненных трудностей. Например, историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» описал особый тип людей, которых назвал пассионариями. Пассионарий — это активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству. Именно такие люди способны внести свой вклад в развитие общества, изменить наш мир к лучшему.
В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например:
ü В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека. Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.
ü Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».
Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки. Будьте внимательны при обосновании своего отношения к позиции автора: если вы не помните названия произведения и фамилии автора, то лучше об этом вообще не писать.
Структура аргумента
При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми логическими переходами — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается микровыводом — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.
Например:
Тезис | Я согласен с автором; одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. |
Логический переход | Неслучайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. |
Аргумент | А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
Микровывод | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам. |
Что проверяет эксперт?
Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию обоснования. Затем он устанавливает соответствие доводов утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.
Максимальный балл по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его | 1 | |
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») | 0 | |
|
Задания
1. Выберите правильное определение.
1) Аргументы — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.
2) Аргументы — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.
3) Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.
Ответ:___________________________
2. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Объясните свой выбор.
Тезис: «Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу».
Фрагменты сочинений:
1) В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.
2) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».
3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» — он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томп- сона каждая особь живой природы — это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.
II. Книга —
1) источник знаний о мире и человеке
2) хранит опыт множества поколений
3) пробуждает не только ум, но и душу
4) даёт человеку отдых и развлечение
III. Природа —
1) естественная среда обитания всего живого
2) основа физического и духовного здоровья человека
3) источник гармонии и красоты
4) источник вдохновения для творчества
IV. История —
1) наука, изучающая прошлое человеческого общества
2) хранит память человечества
3) помогает не повторять ошибок прошлого
4) позволяет прогнозировать будущее
V. Война —
1) физически уничтожает и калечит людей
2) приносит разруху, голод, эпидемии
3) уничтожает природные ресурсы
4) разрушает нравственные ценности
В чём смысл жизни?
а) Призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни (А. Чехов).
б)__________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)__________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое счастье?
а) Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон).
б) __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое совесть?
а) Чистая совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь (Гегель).
б) _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельно подберите «аргументы к обещанию» или «аргументы к угрозе» для обоснования следующих тезисов.
1) Дружба — одна из важнейших ценностей в жизни человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Массовая культура оказывает разрушающее воздействие на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Книга всегда была и останется источником познания мира.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Человек должен стремиться к осуществлению своей мечты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Восстановление естественного контакта между человеком и природой необходимо для сохранения духовных начал жизни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГЛАВА 4
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В соответствии с проектом демоверсии ЕГЭ 2019 года формулировка критерия оценивания К4 принципиально изменилась и выглядит так: отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. По критерию К4 вы получаете всего один балл. И аргументация вашего мнения об авторской позиции с опорой на литературный материал не является обязательной. В сочинении вы должны будете выразить своё отношение к позиции автора, согласившись или не согласившись с ней, и обосновать своё отношение. Поэтому недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении (а можно даже и в отдельном абзаце). В качестве обоснования своего мнения вы можете использовать любой вид аргументации: теоретическое рассуждение, пример из жизненного опыта, пример из читательского опыта (литературы).
Итак, максимальный балл по критерию К4 — 1. ■
_______________________________________________________________________________________
Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
Затем ваша позиция должна быть обоснована.
! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Несмотря на то что вы не приводите, согласно новой спецификации, два аргумента, вы по-прежнему обосновываете своё отношение к позиции автора. Обоснование — это доказательство, аргументация. Несомненно, убедительность ваших слов должна быть подкреплена аргументами. Поэтому приведённый ниже материал остаётся для вас актуальным. ■
_______________________________________________________________________________________
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель данного типа речи — убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Обоснование, или аргументация, — это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.
Аргументы — это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.
Поясним сказанное на примере.
Тезис | Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития. |
Аргумент | Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. |
Иллюстрации к аргументу | Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух? |
Вывод | Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь. |
Виды аргументов
Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).
Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:
Аргументы
Аргументация бывает также поддерживающей и опровергающей.
При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис. Например:
Тезис | «Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство». |
| |
Аргумент | Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Неслучайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые не только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа. |
| |
Вывод | Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас — приобщиться к этому богатству и приумножить его. |
При опровергающей аргументации учащийся не соглашается с автором и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает контртезис (тезис, противоположный авторскому), истинность которого доказывает двумя аргументами |
. Например:
Тезис | «На войне осознаётся ценность человеческой жизни». |
| |
Контртезис Чши 4 | Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечело- 1 веческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность. |
Аргумент | В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» — так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормально. После перенесённых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания. |
Вывод | Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война — это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни. |
Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» или «аргументы к угрозе».
«Аргументы к обещанию» содержат указание на положительные последствия принятия тезиса. «Аргументы к угрозе» указывают на негативные последствия принятия (или игнорирования) тезиса.
Тезис «Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека | |
Аргумент к обещанию Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хоррошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специалистов навыки устной и письменной речиявляются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речьвсегда буде помогатьдобиться успехачеловеку любой профессии. | Аргумент к угрозе Подтверждение мысли автора можно найти в очерке Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать». Дмитрий Сергеевич подчеркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами»». На самом деле за этими «словами-плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - метко сказал древнегреческий философ Сокрвт. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи. |
Для обоснования своей позиции можно использовать следующие виды аргументов:
Виды аргументов
примеры из жизни |
собственные наблюдения и выводы |
предположительные примеры |
ссылки на авторитет |
пословицы, поговорки, афоризмы |
примеры из кинофильмов |
примеры из художественной литературы |
примеры из публицистической литературы |
примеры из научной (научно-популярной) литературы |
Примеры из жизненного опыта. Несмотря на то, что ваш жизненный опыт ещё не очень велик, вы можете найти в своей жизни или жизни окружающих примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.
Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками, а следовательно, убедительность их весьма сомнительна. Например:
ü Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!
ü Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.
ü К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.
Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:
ü Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.
ü Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.
ü Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:
ü Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда — случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.
Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:
ü Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:
ü Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:
ü Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых политических и общественных деятелей, учёных — одним словом, людей, обладающих опытом, знаниями в опредёленных сферах деятельности:
ü «У слепой веры — злые глаза»,— точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.
ü О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно».
ü «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», — писал Михаил Пришвин.
Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет — не довод».
По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости.
ü Неслучайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится»; «Ктородителей почитает, тот вовеки не погибает».
ü Русский народ всегда ценил дружбу, что нашло отражение в пословицах: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь — береги»... Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.
Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.
ü Мне кажется прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха — стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.
(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из повести А. Грина «Алые паруса».)
Обратите внимание на то, что аргументы, опирающиеся на примеры из литературы, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размышляет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.
Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко, герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, — потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.
Надо сказать, что любой пример из художественной, научной или публицистической литературы должен быть обрамлён вашими рассуждениями, подчёркивающими связь приведённого примера с рассматриваемой вами проблемой.
Приводя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.
Например: Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «ТрешТВ», опубликованной на сайте и>и>ш.§аге1а.ги. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис — кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе — удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения — просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.
Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.
ü Я считаю, что человек не должен бояться жизненных трудностей. Например, историк Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» описал особый тип людей, которых назвал пассионариями. Пассионарий — это активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству. Именно такие люди способны внести свой вклад в развитие общества, изменить наш мир к лучшему.
В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или названия несуществующих произведений, приписывая их порой знаменитым писателям. Например:
ü В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И. С. Тургенев размышляет о взаимосвязи природы и человека. Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.
ü Также можно привести в пример рассказ А. Приставкина «Война русских и чеченцев».
Не сомневайтесь: все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки. Будьте внимательны при обосновании своего отношения к позиции автора: если вы не помните названия произведения и фамилии автора, то лучше об этом вообще не писать.
Структура аргумента
При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми логическими переходами — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается микровыводом — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.
Например:
Тезис | Я согласен с автором; одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. |
Логический переход | Неслучайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. |
Аргумент | А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
Микровывод | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1280.