Кафедра конфликтологии и национальной безопасности
Темы контрольных работ
по дисциплине « Общая конфликтология »
1. Современные концепции конфликта
2. Понятие конфликта, его характерные черты и функции.
3. Классификация конфликтов.
4. Основные источники конфликтов.
5. Структурные элементы конфликта и их характеристика.
6. Предпосылки, условия и факторы, предопределяющие динамику конфликта.
7. Основные стадии и фазы конфликта.
8. Этапы прохождения примирительных процедур при конфликтах.
9. Стили конфликтного поведения.
10. Способы разрешения конфликтов.
11. Сущность, содержание и функции переговорного процесса.
12. Виды, динамика и правила ведения переговоров.
13. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов (посредничество).
14. Организационный механизм управления конфликтом.
15. Методы управления конфликтами.
16. Роль руководителя в управлении конфликтом.
Критерии оценки:
Критерии оценки контрольных заданий:
5 балл. | Студент в полном объеме ответил на все вопросы контрольной работы. |
4 балл. | Студент ответил на два вопроса контрольной работы, допустив незначительные неточности в изложении. |
3 балл | Студент ответил на один вопрос из контрольной работы подготовил проект в соответствии с не всеми требованиями, допускает неточности в изложении, использует недостаточно правильные формулировки, испытывает трудности с ответами на дополнительные вопросы, отсутствует презентация. |
0 балл. | Студент не ответил ни на один из двух вопросов контрольной работы. |
Составитель Овруцкая Гульнора Каримовна
«15» апреля 2017 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социологии и регионоведения
Кафедра конфликтологии и национальной безопасности
Вопросы к экзамену
по дисциплине « Общая конфликтология »
1. Почему стремление к равенству, справедливости, свободе порождают конфликты?
2. Представления о войне и мире в древнегреческой мифологии.
3. Отношение к насилию и злу в устном народном творчестве и в искусстве.
4. Дайте характеристику основного содержания этапов в становлении конфликтологии как науки в 19-20 веках. Могла ли конфликтология возникнуть до 20 века?
5. Какие факторы являются определяющими при характеристике традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? Определите специфику конфликтного потенциала каждого из таких типов обществ.
6. Почему конфликтологию называют междисциплинарной наукой? Сколько научных дисциплин имеют отношение к изучению конфликтов? Назовите и охарактеризуйте самые распространенные определения конфликта.
7. Что изучает конфликтология? Какой из подходов к ее определению вы считаете наиболее приемлемым? Что такое конфликт в вашем понимании (Ваш образ конфликта, матафоры, ассоциации, сравнения)?
8. В чем заключается специфика объекта и предмета конфликта?
9. Охарактеризуйте этапы развития конфликтологии в России. Назовите особенности исторических периодов, соответствующих каждому из этапов развития российской конфлитологии.
10. Каковы специфика развития конфликтологии в России в сравнении с зарубежными странами? Каковы ваши прогнозы развития конфликтологии в России? Назовите и охарактеризуйте самые распространенные в российской науке определения конфликта.
11. В чем суть концепта конфликтологии как меганауки? Какие научные и практические центры по изучению конфликтологии существуют в вашем регионе? Охарактеризуйте наиболее крупные и значимые из них.
12. Охарактеризуйте концепты конфликта как социального взаимодействия. В чем особенности подходов к пониманию сущности конфликта?
13. В чем заключается суть разграничений конфликта и противоречия; конкуренции и конфликта? Охарактеризуйте соотношение понятий «конфликт» и «соревнование».
14. В чем состоит проблема типологии конфликтов? Почему в конфликтологии уделяется большое внимание к классификации и типологизации конфликтов? Назовите наиболее распространенные подходы к определению типологии конфликтов в истории конфликтологии.
15. Охарактеризуйте социологический и психологический подходы к определению типологии конфликтов.
16. Раскройте содержание понятий «причина», «причина конфликта», «повод конфликта». Каково соотношение причин конфликта и повода конфликта. Охарактеризуйте наиболее распространенные представления о причинах конфликтов в отечественной конфликтологии.
17. Каково содержание объективистского и субъективистского подхода к пониманию причин конфликтов? Как соотносятся между собой объективистский и субъективистский подходы к пониманию причин конфликтов?
18. В чем заключается психологический подход к пониманию причин конфликтов? Назовите и охарактеризуйте объективные и субъективные причины политических, экономических, этнополитических и экологических конфликтов.
19. Раскройте методологию многоуровневого анализа причин конфликтов.
20. Представления о конфликтах в политологии.
21. Представления о конфликтах в психологии.
22. Представления о конфликтах в трудах по управлению.
23. Конфликтологическая грамотность, составляющие конфликтологической грамотности. 24. Универсальное конфликтное содержание. 25. Конфликт-метод. 26. Концепция поисковой активности B. C. Ротенберга и В. В. Аршавского. 27. Этический кодекс конфликтолога. 28. Понятия «коммуникация» и «общение». Разница между коммуникацией и общением.29. Содержание, структура и формы коммуникации. 30. Технологии и правила эффективного общения в конфликте.31. Техники развития культуры речи. 32. Психологические техники управления процессом протекания конфликта33. Стратегии поведения в конфликте 34. Сущность и принципы психологического посредничества35. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Виды, характеристики и функции эмоций. 36. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Различия в эмоциональных проявлениях людей.37. Теория стресса. Стресс и дистресс Г. Селье.38. Методы и техники профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения. 39. Семейные конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения.40. Педагогические конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения41. Кросс-культурные конфликты. Кросскультурный менеджмент. Кросскультурные коммуникации. 42. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве.Критерии оценки:
Оценки «отлично» заслуживает студент, за реализацию всех необходимых компетенций при ответах на вопросы экзаменационного билета: студент показал всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Дан исчерпывающий ответ на вопросы билета. Соблюдаются нормы литературной и профессиональной речи, подтвердив своими ответами сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС (высокий уровень).
Оценки «хорошо» заслуживает студент обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Дан ответ с несущественными ошибками в понимании проблемы. Студент подтвердил своими ответами сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС, на достаточном уровне.
Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Неполно раскрываются причины, формы, функции и виды о-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи с существенными ошибками в расчетах. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной и профессиональной речи, демонстрируя тем самым частичную (на среднем уровне) сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС.
Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по программному материалу. Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Задача решена не верно. Имеются заметные нарушения норм литературной и профессиональной речи, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы, что демонстрирует несформированность (низкий уровень) у выпускника соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
По дисциплине «Общая конфликтология»
Структурное подразделение Институт социологии и регионоведения
Направление/специальность – 37.04.02 Конфликтология
1. Методы и техники профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения. 2. Семейные конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения.
Составитель Г.К. Овруцкая
Заведующий кафедрой
конфликтологии и национальной безопасности В.Н.Гурба
Составитель Овруцкая Гульнора Каримовна
«15» апреля 2017 г.
.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра конфликтологии и национальной безопасности
(наименование кафедры)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.