Профессиональные компетенции:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая конфликтология

 

Направление подготовки (специальность)

37.03.02 Конфликтология

Профиль подготовки

Конфликтология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

Очная

 

г. Ростов-на-Дону, 2017

 

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология », утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» 08 2014г. №7. 956

 

Составитель:

 

 

Овруцкая Гульнора Каримовна

                                                                     

«15» апреля 2017 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ

«20» апреля 2017 г., протокол № 8

 

Заведующий кафедрой:

                                   В.Н.Гурба

«25» апреля 2017 г.


 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели освоения дисциплины:

  • формирование профессионального взгляда на конфликты, научного мышления и мировоззрения студентов посредством ознакомления с основными проблемами и закономерностями социально-политических конфликтов, классическими парадигмами и современными конфликтологическими теориями;
  • Комплексной целью модуля является формирование у студентов основ научно-исследовательской, научно-практической деятельности в области конфликтологии, раскрытие содержания концептуальных подходов, технологий конфликтменеджмента, на которых базируется деятельность по управлению конфликтами.

1.2. Задачи освоения дисциплины:

– развитие у студентов профессионального мышления, профессиональной компетентности и профессионального мастерства;

– овладение студентами современными теоретическими и методологическими знаниями, парадигмами и технологиями в области конфликтологии, а также способами их инструментального использования в образовательной и профессиональной деятельности;

– развитие у студентов логического, критического, рефлексивного, аналитического и системного мышления:

– развитие способностей к научно-исследовательской, аналитической деятельности и адаптации в инновационном обществе и современной информационной среде.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Дисциплина «Общая конфликтология» входит в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы по направлению «Конфликтология» (ОПД).

2.2 Дисциплина логически, содержательно и методически связана с такими учебными курсами ООП, как история, Введение в конфликтологию, Политическа конфликтология, История конфликтологии, освоение которых предусмотрено бакалаврской программой по направлению «Конфликтология». Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики конфликтных ситуаций, в т.ч. геополитических конфликтов. Дисциплина содержит общие сведения о парадигме современной, методологических принципах, подходах и приемах научных исследований, методах социологического, политологического и конфликтологического анализа, позволяет освоить навыки междисциплинарного анализа .конфликтных ситуаций.

 

2.3. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Введение в конфликтологию

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о структуре конфликта и этапах его развития

Умения: выделять общее и особенное, определять объект и предмет исследования

Навыки: изложения результатов анализа

                                                              

- Политическая конфликтология

          (наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о специфике зарождения, протекания и разрешения политических конфликтов

Умения: различать общее и особенное в природе, структуре, динамике политического конфликта, его предупреждении, управлении и разрешении

Навыки: проведения научного анализа конфликтных ситуаций

- История конфликтологии

Знания: фактического материала и существующих точек зрения на природу конфликта

Умения: формулировать задачи исследования, обобщать, делать выводы

Навыки: типизации и классификации исследуемого материала.

2.4. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Федерализм и многонациональное общество

                   (наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Федерализм и спойлерное управление

                  (наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Этноэкономическая конфликтология

        (наименование последующей учебной дисциплины (модуля)) и т.д.

Учебный курс «Общая конфликтология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначен для студентов 2 курса бакалавриата отделения конфликтологии. Развивающаяся научная парадигма, совокупность методологических принципов анализа объекта исследований, приемов, способов и методик анализа представляют собой необходимую основу научной работы студентов, позволяя осуществлять всесторонний и междисциплинарный анализ исследуемого политического конфликта.

Программа учитывает объем и особенности одновременно изучаемых в семестре курсов и спецкурсов, закладывает необходимые основы и условия для предстоящей научной и профессиональной деятельности выпускников в области конфликтологии.

Курс предшествует научно-исследовательской и научно-педагогической практикам, предваряя практическое использование полученных знаний, умений и навыков.



III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов ряда компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и основной образовательной программой высшего профессионального образования по данному направлению подготовки.

 

Компетенции студентов, формируемые в результате освоения дисциплины

1) общекультурные компетенции:

 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет _5_ зачетных единиц, _180_ часов

Форма отчетности: _ экзамен _____

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием видов учебных занятий

и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоя

тельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1 Тема 1.      Возникновение и становление общей конфликтологии. Современная конфликтология: основные методологические подходы. 3 4 4 - 8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
2 Тема 2.      Анализ, диагностика и прогнозирование конфликта. 3 4 4 - 8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
3 Тема 3. Сущность и механизм управления конфликтами. 3 4 4 - 8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
4 Тема 4.      Предупреждение конфликтов. Социальная ответственность власти, бизнеса и личности. 3 4 4 - 8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
5 Тема 5.      Практическая подготовка конфликтолога: основы конфликтологической грамотности и коммуникативная компетенция конфликолога 3 4 4 - 8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
6 Тема 6.      Психологические основы регулирования и профилактики конфликтов 3 4 4   8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
7 Тема 7. Особенности возникновения, протекания и разрешения различных социальных конфликтов 3 4 4   8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
8 Тема 8.      Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний как условие предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов 3 4 4   8 Проектное задание Контрольная работа Экзамен
  Итого часов:   36 36 - 72  

4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Тема 1. Возникновение и становление общей конфликтологии. Современная конфликтология: основные методологические подходы. Перечень контрольных вопросов: 1.Значение войны в древнем мире. 2.Отношение к насилию и злу в устном народном творчестве и в искусстве. 3.Марксистское понимание причин социальных конфликтов. 4.Социальные конфликты в трудах: Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, Л. Козера, К. Боулдинга. 5.Объект и предмет конфликтологии. 6.Этапы развития конфликтологии в России. 7.Научные и практические центры по изучению конфликтологии в России и зарубежом. 8.Сравнительный анализ политологического, психологического и управленческого подходов к пониманию конфликтов.   Сентябрь- октябрь 8 Контрольная работа     1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 2.      Анализ, диагностика и прогнозирование конфликта. Перечень контрольных вопросов:   1.Что такое социологическое исследование: суть, виды и этапы. 2.Выборочный метод в социологическом исследовании. 3.Виды выборок и их характеристики, плюсы и минусы. 4.Характеристика, плюсы и минусы метода опроса. 5.Характеристика, плюсы и минусы метода анализа документов. 6.Описательные и объяснительные методики анализа конфликтов. 7.Пошаговый анализ и оценка ситуации организационного конфликта. 8.Содержание метода картографии конфликта Х. Корнелиуса и Ш. Фэйра.
Сентябрь- октябрь 8 Контрольная работа   1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
  1   Тема 3. Сущность и механизм управления конфликтами. Перечень контрольных вопросов: 1.Детерминанты исследовательского и практического интереса к деятельности по предупреждению конфликтов, 2.характеристики составляющих процесса предупреждения конфликтов (концепция Г. Зиммеля, М. Фишера и Н. Рорерса, А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, вынужденная и превентивная форма предупреждения конфликтов ) 3.Концепция социальной ответственности власти: теория и практика.   Сентябрь- октябрь 8 Контрольная работа   1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 4.       Предупреждение конфликтов. Социальная ответственность власти, бизнеса и личности. Перечень контрольных вопросов: 1.Виды деятельности субъекта управления, включающие в свое содержание процесс управления конфликтом. 2.Технологии прогнозирования и предупреждения конфликтов на уровне личности, группы (организации), общества. 3.Посредничество, основные тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами. 4.Правовые организации и учреждения, участвующие в разрешении конфликтов. 5.Роль институтов гражданского общества в процессе разрешения конфликтов.   Сентябрь- октябрь 8 Контрольная работа   1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 5.        Практическая подготовка конфликтолога: основы конфликтологической грамотности и коммуникативная компетенция конфликолога Перечень контрольных вопросов: 1.Практическая конфликтология. 2.Что такое конфликт-менеджмент. 3.Понятие конфликтологической грамотности 4.Понятие коммуникативной компетенции конфликтолога. 5.Профессия конфликтолог. что такое конфликтологическое консультирование Ноябрь- декабрь 8 Контрольная работа     1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 6.        Психологические основы регулирования и профилактики конфликтов Перечень контрольных вопросов: 1.Этические принципы конфликтолога. 2.Методы повышения стрессоустойчивости. 3. Психологические методы регулирования и профилактики конфликтов.   Ноябрь- декабрь 8 Контрольная работа     1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 7. Особенности возникновения, протекания и разрешения различных социальных конфликтов Перечень контрольных вопросов: 1.Особенности социальных конфликтов 2.Особенности политических конфликтов 3.Особенности экономических конфликтов 4.Особенности психолог-педагогических конфликтов 5.Особенности организационных конфликтов     Ноябрь- декабрь 8 Контрольная работа     1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186
1 Тема 8.        Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний как условие предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов Перечень контрольных вопросов: 1.Профилактика негативных эмоциональных состояний. 2. Методы преодоления негативных эмоциональных состояний 3. Понятие конструктивного разрешения конфликтов. 4. Анализ социальной рекламы как массовой коммуникационной технологии. Возможности социальной рекламы в сфере профилактики социально-политических конфликтов Ноябрь- декабрь 8 Контрольная работа     1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026 1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с. 2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с. 3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87244 ID: c89915d43134d60e7f32654a2deaf186

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

  72  

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

  72  


Содержание учебного материала

Указываются темы и содержание учебного материала.

Тема 1.      Возникновение и становление общей конфликтологии. Современная конфликтология: основные методологические подходы. Предпосылки формирования конфликтологических идей. Представления о конфликтах как борьбе противоположных начал и как войне. Отношение к насилию и злу в религиозных учениях, устном народном творчестве и искусстве. Изучение конфликтов как социального явления. Становление конфликтологии как самостоятельной науки. Характеристика основных этапов развития зарубежной конфликтологии.     Современная конфликтология как меганаука. Развитие конфликтологии в России. Взгляды на конфликты в политологии, психологии, в трудах по управлению. Политические науки об элите, конфликтах, стабильности. Взгляды на конфликты в психологии: ситуационные, когнитивистские подходы. Изучение конфликтов в трудах по управлению.  
Тема 2.      Анализ, диагностика и прогнозирование конфликта. Методы сбора социальной информации. Социологическое исследование. Виды социологических исследований. Количественные и качественные методы сбора социальной информации. Методика анализа конфликта. Анализ понятий «сущность конфликта», «тип конфликта», «конфликтные стратегии поведения» (сетка Томаса-Килменна), «тактика поведения в конфликте», «прием достижения цели». Описательная модель конфликта: «треугольник конфликта». Объяснительная модель конфликта. Составление балансового листа учета интересов противоборствующих сторон конфликта. Информационная модель конфликта. Составление карты конфликта. Семь шагов анализа и оценки ситуации в конфликте. Прогнозирование конфликта. Основные формы завершения конфликта.    
Тема 3. Сущность и механизм управления конфликтами. Социально-психологические технологии управления конфликтами. Понятийно-категориальный аппарат: завершение, разрешение, регулирование, снятие конфликта. Подходы к управлению конфликтами в обществе. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Понятие толерантности. Технологии предупреждения конфликтов. Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предупреждение конфликтов и стресс. Здоровье и стресс. Посредничество, медиаторство и переговоры. Содержательный анализ понятий «посредничество», «медиаторство», «переговоры». Этические нормы регулирования конфликтов. Сущность, виды и функции переговоров. Понятие институционализации, ее уровни, формы и роль в разрешении социальных конфликтов. Содержательный анализ понятия институционализации. Арбитраж как инструмент регулирования конфликта. Структура судов общей юрисдикции. Конституционный суд РФ. Третейские суды. Прокуратура. Государственные органы, обеспечивающие выполнение законов в своей сфере. Институты гражданского общества и их роль в разрешении социальных конфликтов.  
Тема 4.      Предупреждение конфликтов. Социальная ответственность власти, бизнеса и личности. Понятия «социальная ответственность», «уровень социальной ответственности», «корпоративная социальная ответственность». Концепция ответственности Р. Дафта. Социальная ответственность бизнеса и власти как одно из направлений в предупреждении конфликтов. Роль социальной ответственности менеджмента в бизнесе для предупреждения социальных конфликтов. Позиция корпоративного эгоизма. Позиция корпоративного альтруизма. Теория разумного эгоизма. Уровни проявлений социальной ответственности бизнеса в России. Внутренняя и внешняя социальная ответственность организаций. Семь основных направлений предпринимательской активности в социальной области (Примаков Е.М.). Четыре модели ответственности компании перед природной средой.  Эффективные модели благотворительности. Модели и критерии социальной ответственности. Современная практика благотворительности в России: конфликтные ситуации. Принципы цивилизованного взаимодействия власти, бизнеса и общества. Средства и механизмы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.  
Тема 5.      Практическая подготовка конфликтолога: основы конфликтологической грамотности и коммуникативная компетенция конфликолога Понятие практическая конфликтология, конфликт-менеджмент. Теория и практика конфликт-менеджмента. Понятие конфликтологической грамотности и коммуникативной компетенции конфликтолога. Уровни и составляющие коммуникативной компетентности конфликтолога. Профессия конфликтолог. Будущее профессии конфликтолога. Конфликтологическая практика. Конфликтологическое консультирование.
Тема 6.      Психологические основы регулирования и профилактики конфликтов Понятийно-категориальный аппарат: завершение, разрешение, регулирование, снятие конфликта. Подходы к управлению конфликтами в обществе. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Баланс взаимоотношений и профилактика конфликтов. Балансы социального взаимодействия. Понятие толерантности. Поликультурные организации. Научающиеся организации. Типы научающихся организаций. Воздействие на поведение людей как управление конфликтом. Технологии предупреждения конфликтов. Методы психокоррекции конфликтного поведения. Предупреждение конфликтов и стресс. Здоровье и стресс.  
Тема 7. Особенности возникновения, протекания и разрешения различных социальных конфликтов В лекции рассматривается инновация как объект конфликта. Выявляется специфика инновационных межличностных конфликтов. Рассматриваются инновационные конфликты в истории. Раскрывается суть современных инновационных конфликтов. Рассматриваются инновационные конфликты в различных сферах социального взаимодействия: экономической, политической, социальной, профессиональной и др.
Тема 8.      Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний как условие предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов        Понятия социальной активности и социальной ответственности личности. Актуальность проблем социальной активности и протеста личности. Проблема свободы выбора. Критерии социальной активности в советском обществе. Изменения в критериях оценки и содержании социальной активности в настоящее время. Понятие протеста. Демократические формы выражения протеста. Концепции «глубокой демократии», общего психологического поля Земли, «демократического самоменеджмента». Идея предупреждения конфликтов через социальную активность каждой личности.   .   

 

4.4 Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1 1. Понятие конфликта в философии, социологии, психологии и конфликтологии. 2
1 2. Классики социологии о конфликтах (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм ). 2
1 3. Психоаналититческая концепция социального конфликта. 2
1 4. Структурно-функциональный подход к сущности социального конфликта. Т.Парсонс о конфликте как социальной аномалии. 2
1 5. Современные конфликтологические концепции. 2
1 6. Неофрейдистское направление в конфликтологии. 2
1 7. Становление и развитие отечественной конфликтологии. 4
2 8. Конфликт как форма социального взаимодействия. 4
2 9. Формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на причины ее возникновения. 2
2 10. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний. 2
2 11. Концепция трансактного анализа Э.Берна. 2
2 12. Методы предупреждения конфликтов в организациях. 2
2 13. Концепция К.Томаса и Р.Килменна. Стили конфликтного поведения. 6
2 14. Роль руководителя в управлении конфликтами. 2
2 15. Переговоры как одна из форм сотрудничества при разрешении конфликтов. 2
3 Юридический конфликт: сферы и механизмы. 2
3 16. Понятие конфликта в философии, социологии, психологии и конфликтологии. 2
3 17. Классики социологии о конфликтах (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм ). 4
3 18. Психоаналититческая концепция социального конфликта. 2
3 19. Структурно-функциональный подход к сущности социального конфликта. Т.Парсонс о конфликте как социальной аномалии. 4
3 20. Современные конфликтологические концепции. 2
3 21. Неофрейдистское направление в конфликтологии. 4

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема занятия Вид занятия Форма/ Методы интерактивного обучения Количество часов
1 Тема 1.      Возникновение и становление общей конфликтологии. Современная конфликтология: основные методологические подходы. Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
2 Тема 2.      Анализ, диагностика и прогнозирование конфликта. Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
3 Тема 3. Сущность и механизм управления конфликтами. Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
4 Тема 4.      Предупреждение конфликтов. Социальная ответственность власти, бизнеса и личности. Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
5 Тема 5.      Практическая подготовка конфликтолога: основы конфликтологической грамотности и коммуникативная компетенция конфликолога Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
6 Тема 6.      Психологические основы регулирования и профилактики конфликтов Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
7 Тема 7. Особенности возникновения, протекания и разрешения различных социальных конфликтов Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9
8 Тема 8.      Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний как условие предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов Л, ПР Неимитационные технологии, в т.ч. проблемные лекции, лекции, сопровождаемые мультимедийной визуализацией Иммитационные технологии, в т.ч. разбор конкретных ситуаций 9

Итого часов:

72

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

1. Конфликтология - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 176 с. http://biblioclub.ru/index.php?page= book & id =458026

7.2 Дополнительная литература.

1. (Дополнительная лит-ра) Анцупов, Анатолий Яковлевич. Конфликтология [Текст]: [теория, методы, практика : учебник для вузов] /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 496 с.

2. (Дополнительная лит-ра) Курбатов, Владимир Иванович. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / В. И. Курбатов - Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 445 с.

3. (Дополнительная лит-ра) Карташов Я. П. Конфликтология / Я.П. Карташов - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 142 с. http :// biblioclub . ru / index . php ? page = book & id =87244 ID : c 89915 d 43134 d 60 e 7 f 32654 a 2 deaf 186

 

7.3. Интернет-ресурсы

Рабочая программа дисциплины // http://incampus.ru/

-     Информационный Интегрирующий Комплекс Южного федерального университета – http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

-     Цифровой Кампус Южного федерального университета - http://incampus.ru/  

Центр разрешения конфликтов (http://www.conflictanet.ru/);

Сибирский Центр конфликтологии

(http://edu.headhunter.com.kz/company/647;jsessionid=fl69332ao0sh);

Киевский Центр политических исследований и конфликтологии (http://www.analitik.org.ua/);

Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (http://uisrussia.msu.ru);

Информационно-правовая система «Безопасность Москвы» (http://www.ireb.ru/iss_doc);

КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/about/presscenter/bulletin/y2005/m04/);

Российское образование. Федеральный портал

(http://www.edu.ru/index.php?page_id=162);

Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент (http://ecsocman.edu.ru/db/sect/3560.html)

 

I. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. 8.1. Учебно-лабораторное оборудование

2. - Комплект учебной мебели в соответствии с контингентом.

3. - Комплект рабочего места преподавателя.

4. - Доска меловая

5. 8.2. Программные средства

Учебный год Перечень лицензионного программного обеспечения Реквизиты документа, сроки предоставления ПО

2013/2014

Microsoft Windows, Microsoft Office, Windows CAL's Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007 г.
ABBYY FineReader, ABBYY Lingvo Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Adobe Creative Suite (Photoshop, Illustrator), Adobe Dreamweaver Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Acrobat Professional Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Corel Draw Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
MS Visio Pro Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
MS Visual Studio Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
MathCad Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
1С: Предприятие Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Matlab Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Maple Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Origin Pro for Multiple users (Lab license) Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Autodesk Academic Edition Suite Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.

2014/2015

Microsoft Windows, Microsoft Office, Windows CAL's Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007 г.
ABBYY FineReader, ABBYY Lingvo Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Adobe Creative Suite (Photoshop, Illustrator), Adobe Dreamweaver Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Acrobat Professional Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
Corel Draw Государственный контракт № SC-P/5679-01/07 от 04.12.2007
MS Visio Pro Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
MS Visual Studio Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
MathCad Государственный контракт № 02-ОА/49-08 от 06.11.2008 г.
1С: Предприятие Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Matlab Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Maple Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Origin Pro for Multiple users (Lab license) Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.
Autodesk Academic Edition Suite Государственный контракт № 2009-11-55 от 20.11.2009 г.

IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

9.1. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.

Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами. Подготовка проекта с необходимостью предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке ответа необходимо пользоваться актуальной научной литературой, не только учебно-методическими изданиями (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями), но и монографическими материалами, научной периодикой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.

Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.

В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки к практическим занятиям, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).

9.2. Методические указания по выполнению проектного задания

Требования к оформлению проекта

       Рекомендуемое содержание:

       1.Введение (актуальность темы и постановка задачи).

       2. Формулировка проблемы и определение целей исследования.

       3. Описание методологии исследования

       4. Определение объекта и предмета исследования

       5. Изложение степени разработанности темы

       6. Результаты исследований

       7. Заключение

8. Литература

В ходе выполнения проектного задания используются электронные базы полнотекстовых ресурсов. Доступ к базам полнотекстовых ресурсов осуществляется через сервисы сайта Южного федерального университета. На главной странице официального сайта ЮФУ (www.sfedu.ru) через раздел «Ресурсы» по ссылке «Библиотека» необходимо перейти на сайт Зональной научной библиотеки ЮФУ. В меню в левой части экрана необходимо выбрать пункт «Полнотекстовые ресурсы». В открывшемся перечне следует выбрать подпункт «Подписные ресурсы». Необходимо помнить, что свободный доступ к ресурсам данной группы открывается только с компьютеров, расположенных в учебно-лекционных корпусах и библиотеках университета.

Поиск статей осуществляется через международные базы электронных полнотекстовых ресурсов (РИНЦ, Scopus и т.п.).

Объем отчета о проекте не должен превышать 0,5 п.л.

Создание материалов-презентаций  – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

9.3. Методические рекомендации к подготовке контрольных работ

       Контрольная работа – самостоятельная работа, представляющая собой письменный ответ на вопрос, рассматриваемый в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: знание теории, выделение актуальных проблем данной темы в сфере конфликтологии.

       В процессе выполнения контрольной работы студент должен продемонстрировать свои знания по предмету, понимание научной терминологии; изложить наиболее важный материал, относящийся к теме вопросов, убедительно обосновать и аргументировать рассмотренные положения; излагать материал в логической последовательности; грамотно делать четкие выводы и обобщения; пользоваться справочной литературой.

       Качество письменной работы оценивается, прежде всего по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание главных вопросов темы, использует знание рекомендованных к теме библиографических источников. При изложении материала следует стремиться к тому, чтобы каждое теоретическое положение было убедительно аргументировано и всесторонне обосновано, а также подкреплено примерами.

9.4. Методические указания по подготовке к экзамену/зачету

Зачет проводится по части предмета учебной дисциплины, вынесенной на практические занятия и включает:

1) конструктивный ответ на вопрос;

2) демонстрацию владения понятийным аппаратом дисциплины;

3) развернутую логику представления научной проблемы.

Экзамен проводится по лекционной части предмета учебной дисциплины и включает:

1) концептуальный ответ на вопрос,

2) конструирование научных понятий;

3) решение логических задач;

4) выполнение учебных заданий.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 « Общая конфликтология »  

 

Направление подготовки / специальность  

 37.03.02 Конфликтология  

Уровень образования

Бакалавриат

 

Фонд оценочных средств  разработан   Овруцкая Гульнора Каримовна, доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения, кандидат политических наук
  Рекомендован к утверждению на заседании кафедры
  Конфликтологии и национальной безопасности
  протокол заседания от «20» апреля 2017 г., протокол № 8   Зав. кафедрой _________________    Гурба В.Н.

 

 

Ростов -на Дону, 2017

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

 « Общая конфликтология »   

 

 

Код компетенции Формулировка компетенции
1 2
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-2  способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
   ПК -1,    ПК -6     знать эволюцию представлений о конфликте, природы конфликта, его структуры. Видов, причинных факторов, особенностей динамики, специфики конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение; способностью владеть навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);  

 

 

 ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  

 « Общая конфликтология »   

 

 

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины* Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства**
  Модуль 1. Общая теория конфликологии: проблемы и тенденции ОК-2,ПК-1, ПК-6 Выполнение проекта Контрольная работа
  МОДУЛЬ 2. Практическая конфликтология ОК-2, ПК-1, ПК-6 Выполнение проекта Контрольная работа
Экзамен ОК-2, ПК-1, ПК-6 Устный опрос по билетам

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Темы контрольных работ

 по дисциплине  « Общая конфликтология »   

1. Современные концепции конфликта

2. Понятие конфликта, его характерные черты и функции.

3. Классификация конфликтов.

4. Основные источники конфликтов.

5. Структурные элементы конфликта и их характеристика.

6. Предпосылки, условия и факторы, предопределяющие динамику конфликта.

7. Основные стадии и фазы конфликта.

8.  Этапы прохождения примирительных процедур при конфликтах.

9. Стили конфликтного поведения.

10. Способы разрешения конфликтов.

11. Сущность, содержание и функции переговорного процесса.

12. Виды, динамика и правила ведения переговоров.

13. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов (посредничество).

14. Организационный механизм управления конфликтом.

15. Методы управления конфликтами.

16. Роль руководителя в управлении конфликтом.

 

 

Критерии оценки:

 

Критерии оценки контрольных заданий:

5 балл. Студент в полном объеме ответил на все вопросы контрольной работы.  
4 балл. Студент ответил на два вопроса контрольной работы, допустив незначительные неточности в изложении.
3 балл Студент ответил на один вопрос из контрольной работы подготовил проект в соответствии с не всеми требованиями, допускает неточности в изложении, использует недостаточно правильные формулировки, испытывает трудности с ответами на дополнительные вопросы, отсутствует презентация.  
0 балл. Студент не ответил ни на один из двух вопросов контрольной работы.

 

 

 Составитель   Овруцкая Гульнора Каримовна

                                                                     

«15» апреля 2017 г.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социологии и регионоведения

 

Кафедра конфликтологии и национальной безопасности

 

 

Вопросы к экзамену

 

по дисциплине  « Общая конфликтология »   

 

1. Почему стремление к равенству, справедливости, свободе порождают конфликты?

2. Представления о войне и мире в древнегреческой мифологии.

3. Отношение к насилию и злу в устном народном творчестве и в искусстве.  

4. Дайте характеристику основного содержания этапов в становлении конфликтологии как науки в 19-20 веках. Могла ли конфликтология возникнуть до 20 века?

5. Какие факторы являются определяющими при характеристике традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? Определите специфику конфликтного потенциала каждого из таких типов обществ.

6. Почему конфликтологию называют междисциплинарной наукой? Сколько научных дисциплин имеют отношение к изучению конфликтов? Назовите и охарактеризуйте самые распространенные определения конфликта.

7. Что изучает конфликтология? Какой из подходов к ее определению вы считаете наиболее приемлемым? Что такое конфликт в вашем понимании (Ваш образ конфликта, матафоры, ассоциации, сравнения)?

8. В чем заключается специфика объекта и предмета конфликта?

9. Охарактеризуйте этапы развития конфликтологии в России. Назовите особенности исторических периодов, соответствующих каждому из этапов развития российской конфлитологии.

10. Каковы специфика развития конфликтологии в России в сравнении с зарубежными странами? Каковы ваши прогнозы развития конфликтологии в России? Назовите и охарактеризуйте самые распространенные в российской науке определения конфликта.

11. В чем суть концепта конфликтологии как меганауки? Какие научные и практические центры по изучению конфликтологии существуют в вашем регионе? Охарактеризуйте наиболее крупные и значимые из них.

12. Охарактеризуйте концепты конфликта как социального взаимодействия. В чем особенности подходов к пониманию сущности конфликта?

13. В чем заключается суть разграничений конфликта и противоречия; конкуренции и конфликта? Охарактеризуйте соотношение понятий «конфликт» и «соревнование».   

14. В чем состоит проблема типологии конфликтов? Почему в конфликтологии уделяется большое внимание к классификации и типологизации конфликтов? Назовите наиболее распространенные подходы к определению типологии конфликтов в истории конфликтологии.

15. Охарактеризуйте социологический и психологический подходы к определению типологии конфликтов.

16. Раскройте содержание понятий «причина», «причина конфликта», «повод конфликта». Каково соотношение причин конфликта и повода конфликта. Охарактеризуйте наиболее распространенные представления о причинах конфликтов в отечественной конфликтологии.

17. Каково содержание объективистского и субъективистского подхода к пониманию причин конфликтов? Как соотносятся между собой объективистский и субъективистский подходы к пониманию причин конфликтов?

18. В чем заключается психологический подход к пониманию причин конфликтов? Назовите и охарактеризуйте объективные и субъективные причины политических, экономических, этнополитических и экологических конфликтов.

19. Раскройте методологию многоуровневого анализа причин конфликтов.

20. Представления о конфликтах в политологии.

21. Представления о конфликтах в психологии.

22. Представления о конфликтах в трудах по управлению.

23. Конфликтологическая грамотность, составляющие конфликтологической грамотности. 24. Универсальное конфликтное содержание. 25. Конфликт-метод. 26. Концепция поисковой активности B. C. Ротенберга и В. В. Аршавского. 27. Этический кодекс конфликтолога. 28. Понятия «коммуникация» и «общение». Разница между коммуникацией и общением.29. Содержание, структура и формы коммуникации. 30. Технологии и правила эффективного общения в кон­фликте.31. Техники развития культуры речи. 32. Психологические техники управления процессом протекания конфликта33. Стратегии поведения в конфликте 34. Сущность и принципы психологического посредничества35. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Виды, характеристики и функции эмоций. 36. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Различия в эмоциональных проявлениях людей.37. Теория стресса. Стресс и дистресс Г. Селье.38. Методы и техники профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения. 39. Семейные конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения.40. Педагогические конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения41. Кросс-культурные конфликты. Кросскультурный менеджмент. Кросскультурные коммуникации. 42. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве.

Критерии оценки:

Оценки «отлично» заслуживает студент, за реализацию всех необходимых компетенций при ответах на вопросы экзаменационного билета: студент показал всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Дан исчерпывающий ответ на вопросы билета. Соблюдаются нормы литературной и профессиональной речи, подтвердив своими ответами сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС (высокий уровень).

Оценки «хорошо» заслуживает студент обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Дан ответ с несущественными ошибками в понимании проблемы. Студент подтвердил своими ответами сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС, на достаточном уровне.

Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Неполно раскрываются причины, формы, функции и виды о-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи с существенными ошибками в расчетах. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной и профессиональной речи, демонстрируя тем самым частичную (на среднем уровне) сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС.

Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по программному материалу. Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Задача решена не верно. Имеются заметные нарушения норм литературной и профессиональной речи, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы, что демонстрирует несформированность (низкий уровень) у выпускника соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

По дисциплине  «Общая конфликтология»

 Структурное подразделение Институт социологии и регионоведения

Направление/специальность – 37.04.02 Конфликтология

 

1. Методы и техники профилактики и преодоления психоэмоционального напряжения. 2. Семейные конфликты: причины, виды, особенности протекания, способы разрешения.

 

 

Составитель                                                                        Г.К. Овруцкая

 

Заведующий кафедрой

конфликтологии и национальной безопасности                                  В.Н.Гурба

 

 

Составитель   Овруцкая Гульнора Каримовна

                                                                     

«15» апреля 2017 г.

.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра конфликтологии и национальной безопасности

(наименование кафедры)

Критерии оценки:

Критерии оценки проектных заданий:

5 балл. Студент подготовил проект в соответствии с требованиями, последовательно, четко и логически изложил материал, умеет связать теорию с практикой, свободно отвечает на дополнительные вопросы, подготовил качественную презентацию. В целом, глубоко и прочно усвоил материал по теме проектного задания,  
4 балл. Студент подготовил проект в соответствии с требованиями, последовательно изложил материал, умеет связать теорию с практикой, испытывает трудности с ответами на дополнительные вопросы, подготовил презентацию. В целом, твердо знает материал проектного задания.
3 балл Студент подготовил проект не в соответствии со всеми требованиями, допускает неточности в изложении, использует недостаточно правильные формулировки, испытывает трудности с ответами на дополнительные вопросы, отсутствует презентация.  
0 балл. Студент не подготовил проект или он не соответствует требованиям по содержанию и оформлению.

 

Составитель   Овруцкая Гульнора Каримовна

                                                                     

«15» апреля 2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая конфликтология

 

Направление подготовки (специальность)

37.03.02 Конфликтология

Профиль подготовки

Конфликтология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения:

Очная

 

г. Ростов-на-Дону, 2017

 

 

Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология », утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» 08 2014г. №7. 956

 

Составитель:

 

 

Овруцкая Гульнора Каримовна

                                                                     

«15» апреля 2017 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ

«20» апреля 2017 г., протокол № 8

 

Заведующий кафедрой:

                                   В.Н.Гурба

«25» апреля 2017 г.


 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели освоения дисциплины:

  • формирование профессионального взгляда на конфликты, научного мышления и мировоззрения студентов посредством ознакомления с основными проблемами и закономерностями социально-политических конфликтов, классическими парадигмами и современными конфликтологическими теориями;
  • Комплексной целью модуля является формирование у студентов основ научно-исследовательской, научно-практической деятельности в области конфликтологии, раскрытие содержания концептуальных подходов, технологий конфликтменеджмента, на которых базируется деятельность по управлению конфликтами.

1.2. Задачи освоения дисциплины:

– развитие у студентов профессионального мышления, профессиональной компетентности и профессионального мастерства;

– овладение студентами современными теоретическими и методологическими знаниями, парадигмами и технологиями в области конфликтологии, а также способами их инструментального использования в образовательной и профессиональной деятельности;

– развитие у студентов логического, критического, рефлексивного, аналитического и системного мышления:

– развитие способностей к научно-исследовательской, аналитической деятельности и адаптации в инновационном обществе и современной информационной среде.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Дисциплина «Общая конфликтология» входит в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы по направлению «Конфликтология» (ОПД).

2.2 Дисциплина логически, содержательно и методически связана с такими учебными курсами ООП, как история, Введение в конфликтологию, Политическа конфликтология, История конфликтологии, освоение которых предусмотрено бакалаврской программой по направлению «Конфликтология». Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики конфликтных ситуаций, в т.ч. геополитических конфликтов. Дисциплина содержит общие сведения о парадигме современной, методологических принципах, подходах и приемах научных исследований, методах социологического, политологического и конфликтологического анализа, позволяет освоить навыки междисциплинарного анализа .конфликтных ситуаций.

 

2.3. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Введение в конфликтологию

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о структуре конфликта и этапах его развития

Умения: выделять общее и особенное, определять объект и предмет исследования

Навыки: изложения результатов анализа

                                                              

- Политическая конфликтология

          (наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о специфике зарождения, протекания и разрешения политических конфликтов

Умения: различать общее и особенное в природе, структуре, динамике политического конфликта, его предупреждении, управлении и разрешении

Навыки: проведения научного анализа конфликтных ситуаций

- История конфликтологии

Знания: фактического материала и существующих точек зрения на природу конфликта

Умения: формулировать задачи исследования, обобщать, делать выводы

Навыки: типизации и классификации исследуемого материала.

2.4. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Федерализм и многонациональное общество

                   (наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Федерализм и спойлерное управление

                  (наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Этноэкономическая конфликтология

        (наименование последующей учебной дисциплины (модуля)) и т.д.

Учебный курс «Общая конфликтология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначен для студентов 2 курса бакалавриата отделения конфликтологии. Развивающаяся научная парадигма, совокупность методологических принципов анализа объекта исследований, приемов, способов и методик анализа представляют собой необходимую основу научной работы студентов, позволяя осуществлять всесторонний и междисциплинарный анализ исследуемого политического конфликта.

Программа учитывает объем и особенности одновременно изучаемых в семестре курсов и спецкурсов, закладывает необходимые основы и условия для предстоящей научной и профессиональной деятельности выпускников в области конфликтологии.

Курс предшествует научно-исследовательской и научно-педагогической практикам, предваряя практическое использование полученных знаний, умений и навыков.



III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов ряда компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и основной образовательной программой высшего профессионального образования по данному направлению подготовки.

 

Компетенции студентов, формируемые в результате освоения дисциплины

1) общекультурные компетенции:

 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

профессиональные компетенции:

‑ знание истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможные способы работы с ними, условия, обеспечивающие предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК- 1);

- способностью владеть навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);

 

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП)

Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.