Организация, цели, гипотезы, задачи экспериментального исследования. Описание методов и методик исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из общих представлений о функциональной роли внимания и его связи с деятельностью следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных. Теоретически показано, что высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Большинство неуспевающих младших школьников отличаются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания.

Экспериментальное исследование проводилось в общеобразовательной школе с группой учеников вторых классов перед началом занятий в течение месяца. Тестирование было индивидуальным, испытуемый и экспериментатор были наедине, посторонних шумов не было, тестирование проводилось в игровой комнате.

Целью данного исследования было изучение свойств внимания для дальнейшего сравнения с успеваемостью по основным предметам (русский язык, математика).

Перед проведением исследования была выдвинута гипотеза о связи успеваемости и свойств внимания. Чем выше распределение, концентрация внимания, тем выше успеваемость учащихся.

Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести с каждым учеником индивидуальное тестирование свойств внимания.

2. Провести сравнение полученных результатов с успеваемостью учащихся по основным предметам (русскому языку, математики) - четвертные оценки.

3. Провести сравнение группы школьников, имеющих оценки 4 и 5, и группы детей, учащихся на 3 и 4, а также 2.

4. Сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

Для исследования свойств внимания учащихся вторых классов использовались психодиагностические методы.

Для проведения экспериментального исследования используется «метод поперечных срезов».

В качестве методик были взяты:

1. тест «Текст с ошибками» для диагностики распределения внимания;

2. методика изучения избирательности (помехоустойчивости) внимания (Г.Мюнстерберг) для диагностики концентрации и распределения внимания;

методика Б.И. Айзенберга для диагностики распределения внимания во внутреннем плане.

Целью теста 1 (Текст с ошибками) является диагностика распределения внимания. Материалом является следующий текст:

Вариант Б. МЫШКИ

Собрлись мышки у своей норки - старье и малые. Глазки у них

черненькие, лапи у них маленкие, острекие зубки, серенкие шубки, ущки

квержу торчят. Ох, Берегипесь, мышки! Ваш приятель Кот вася недалеко.

Он вас очень лубит, лапкой приголубит. Хвостки памнет, иубочки вам

торвет

К.Ушинский

Испытуемому необходимо одновременно читая текст, найти и исправить все ошибки.

Тест 2 - методика изучения избирательности (помехоустойчивости) внимания. Автор данной методики - Г. Мюнстерберг. Экспериментатор после чтения инструкции фиксирует время выполнения задания. В качестве материала используется тестовый материал с напечатанными в нем построчно буквами, среди которых необходимо обнаружить слова:

О П Р Ш К О Л А У П О Т Р П Р Ц В Е Т О К С А М О К О Л Я М Т О А И

Р К О Н К У Р С А Н Ф М Ж Д Л У П Л А В А Н И Е К П П В Ф С О Е М А

М У Ч Е Л А К Н И Г А П Е Р С П О Р Т О Ш А О К А М О Р К О В Ь А В С

Л А Ю Э Г Д Э Л Ь М Ф Р У К Т М А Р О С Х К Т А Л Е Л Ы Д Ы К С М С

О Л Д Ы Р К А П Р М Я М О Л О К О В О Ш Ф Е Ф К О Л Х О Л О Д П А Ы

П И Я О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш А Б Д Ы М М Я У Ф Ф Й Ч З Я Й Э Я А Р

Н Ь Я Б Х Д А В Т О Р Н И К С Р А В Г Д П О Р А Т Я З В Е Л Г Н Е Н Х П Р

Р Е Б Ё Н О К О С Л Ш Н Ы Т Ь Б Ч Ы С О Л Д А Т С И В С Ч Я Р В С А К

У К Ш У К С А Л А С С У Х А Р Й А Р Ю Е М У С Р Е Р Е К В М И Т Р А

Е С В Е Н Т У Г О М Н Ь Т А В А Т Р А В А В С Ы Ч Р М П А Р Т А Ь Т Ю Л

Ч В Ы О Г У Р Е Ц Ы В С Ч О А П Т М К О Ш К А М Л Д П Ь Р У В С Н А И

С Т Р П И М В Е С Н А П Т Ь Д О Р Ч Я Ф Ы Т Е Т Р А Д Ь Р Т О Ь К А В И

Испытуемому необходимо, просмотрев текст, найти и подчеркнуть слова.

В качестве теста 3 взята методика Б.И. Айзенберга. Целью данной методики является диагностика распределения внимания во внутреннем плане (метод опосредованного отсроченного воспроизведения). Материал методики - 10-15 прилагательных:

1. светлый - (темный)

2. медленный - (быстрый)

3. жадный - (щедрый)

4. твердый - (мягкий)

5. горячий - (холодный)

6. высокий - (низкий)

7. горький - (сладкий)

8. добрый - (злой)

9. теплый - (прохладный)

10. красивый - (уродливый)

11. тонкий - (толстый)

12. хороший - (плохой)

13. трудный - (легкий)

14. острый - (тупой)

15. широкий - (узкий)

Испытуемому зачитывается список прилагательных, к каждому из которых он должен подобрать слово противоположного значения (антоним), но произнести его только после того, как экспериментатор зачитает следующее слово.

ВОПРОС №59

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом. Причем эта связь является настолько тесной, что различные состояния очень сложно выделить, «развести». Так, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др.

Тем не менее существуют различные системы классификации психологических состояний. Наиболее часто выделяютсостояния личности, состояния сознания, состояния интеллекта. Применяются и другие классификации, рассматривающие кризисные, гипнотические и другие состояния. При этом применяются различные критерии классификации. Наиболее часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев.

 

Виды состояний по источнику формирования:

§ обусловленные ситуацией, например реакцией на брань;

§ личностно-обусловленные, например резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.

 

Виды состояний по степени внешней выраженности:

§ поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали;

§ глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.

 

Виды состояний по эмоциональной окраске:

§ положительные, например поэтическое вдохновение;

§ отрицательные, например уныние, апатия;

§ нейтральные, например равнодушие.

 

Виды состояний по длительности:

§ кратковременные, например вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;

§ продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки,депрессии;

§ средней продолжительности, например связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.

 

По степени осознанности:

§ неосознанные, возникающие, например, во время сна;

§ сознательные — состояния мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.

 

Виды психических состояний по уровню проявления:

§ физиологические, например голод;

§ психологические, например воодушевление, энтузиазм;

§ психофизиологические.

По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний. Так, состояние, вызванное чувством страха:

§ может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;

§ может более или менее глубоко затрагивать психику человека;

§ характеризуется как отрицательная эмоция;

§ имеет обычно среднюю продолжительность;

§ достаточно осознается человеком;

§ реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

На основе этих критериев могут быть описаны такие, например часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, обществ. В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: общественное мнение и общественное настроение.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 401.