Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией; так сказать динамическим компромиссом, в котором по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают элементы социализированной мысли, благодаря чему эгоцентризм в мышлении, как и в речи, постепенно сходит на нет.

Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональное значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба есть то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Поэтому развитие эгоцентрической речи идет по убывающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. Таким образом, естественно, что эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

Согласно противоположной теории эгоцентрическая речь ребенка представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Речь для себя возникает путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития. В зависимости от этого изменяются и наши воззрения на вопрос о структуре, функции и судьбе эгоцентрической речи. Структура ее, представляется нам, развивается параллельно обособлению ее функций и в соответствии с ее функциями. Иначе говоря, приобретая новое название, речь, естественно, перестраивается и в своей структуре сообразно с новыми функциями.

Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь— это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждалПиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность.

Теория автономной речи Выготского

В развитии речи можно выдвинуть два основных периода:

1) соответствует младенческому возрасту (до 1 года), безязычный период (формирование звуков).

2) раннее детство – языковой (ребенок начинает произносить слова).

Между этими периодами существует период автономной речи. Возникает приблизительно в один год (кризис одного года).

Элиасберг – ввел термин «автономная речь».

Дарвин: Первый описал феномен этой речи и выделил ее своеобразные особенности. Он выделил основные особенности автономной речи.

  1. Фонетический состав речи – звуковой состав речи ребенка отличается от речи взрослого.
  2. Артикуляционные и моторные компоненты речи отличаются.
  3. Смысловая сторона речи. Значение слов автономной речи представляет собой целый комплекс значений.
  4. (Выготский) – с помощью автономной речи ребенок особым образом общается со взрослыми, он может связаться только с теми, кто его понимает. Слово употребляется тогда, когда оно представлено в какой-то конкретной ситуации (в поле зрения ребенка). Яркие эмоциональные реакции связаны с трудностями в понимании.
  5. (Выготский) – своеобразная связь слов. В этой речи нет грамматических правил связи слов.

К. Штумпф – после выхода его работы активизировалось изучение автономной речи. Учение об автономной речи включает два основных положения:

1. Период автономной речи – это необходимый этап в развитии речи.

2. Автономная речь ярко проявляется при различных аномалиях и задержке в развитии речи.

 

ВОПРОС №48

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.