Эмоциональные состояния личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоциональные состояния личности представляют собой психические состояния, возникающие в процессе повседневной жизни человека, и определяющие процессы информационно-энергетического обмена, а также отношение к ним человека.

Причём, эмоции гораздо сильнее воздействуют и управляют человеком, чем кажется. Ведь даже отсутствие всяких эмоций – это тоже эмоциональное состояние, также влияющее на поведение индивидуума.

Эмоции – это переживание человека своих связей с окружающим миром. Они необходимы для жизни и человеческой активности. Эмоциональные процессы и состояния являются мотивом к деятельности человека и влияют на поведение личности. Также они отражают внутреннее отношение человека к происходящим и значимым для него событиям и объектам.

Кроме того, они обеспечивают определенную селективность восприятия, а именно, выделяют из окружающего мира те события и объекты, которые особенно значимы для человека в данный момент. Выделяют и усиливают эмоционально. В то же время, другие события и объекты, не имеющие такого воздействия на индивидуума, отделяются, как-бы уходят в тень.

Эмоциональные состояния богаты и многообразны. Человек может испытывать радость, злость, любить и ненавидеть. Вообще принято объединять их в четыре большие группы:

- Чувства удовольствия, все приятные, радостные переживания;

- Чувства неудовольствия, все негативные, неприятные переживания;

- Амбивалентные (двойственные) состояния;

- Ощущения неопределенности по отношению к окружающей действительности.
Рассмотрим коротко основные виды эмоциональных состояний:


Страх

Это психическое, эмоциональное состояние испытываемое индивидуумом при настоящей или мнимой опасности. Человек, который испытывает страх, всегда меняет свое поведение. Возникает состояние депрессии, ощущение беспокойства. Человек желает избежать опасности и в зависимости от силы этого желания, определяется линия его поведения.

Гнев

Это психическое состояние, которое может возникать вследствие определенных отрицательных раздражителей. Это могут быть моральные раздражители - оскорбление, или физические - ранение, удар. Чувство гнева часто является ответной реакцией и связано с желанием причинить вред и страдания другому человеку.

Радость

Конечно, радость относится к положительным эмоциям. В эту группу входят также жизнерадостность, приятное самочувствие.

Психологи выделяют два вида этого эмоционального ощущения. К первому виду относят собственно радость - глубокое внутреннее состояние радости. Ко второму ее внешнюю форму, которая выражается смехом, улыбкой, веселостью. Это необходимая эмоция для любого человека. Радость способствует нормализации работы всего организма. Человек ощущает себя счастливым, бодрым, уверенным в себе.

Печаль, грусть, скорбь

Это негативные эмоциональные состояния являются противоположными радости. Чаще всего возникают при эмоциональной неудовлетворенности, отсутствии успешности, при потере близких и друзей. Они появляются при возникновении препятствий движении к важной жизненной цели.

Высшие моральные чувства

Эти чувства возникают при анализе им своих поступков и других людей. Они появляются при оценке обстоятельств, при готовности совершить какой-то нравственный поступок.

К основным моральным чувствам относят чувство долга. Оно основано на переживании, человеком общественных потребностей и понимании необходимости их выполнения.
Кроме того, к моральным чувствам относят доброжелательность, сочувствие к окружающим, а также негодование по поводу происходящей несправедливости или совершенного аморального поступка.

Огромное место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Оно способно делать людей лучше, облагораживает их мысли и поступки. Кроме того, эмоциональное состояние влюбленности и любви объединяет в себе сочувствие, переживание любящих, а также чувство долга в отношении друг друга. Одними из составляющих любви являются ощущение радости от существования любимого человека, нежность друг к другу.

Человеку, находящемуся на высокой ступени нравственности свойство чувство ответственности. Именно оно определяет самосознание личности, отношение к окружающим людям, коллективу, а также к обществу в целом.

Формирование необходимых нравственных качеств и устоев, чувства ответственности являются важнейшей проблемой воспитания человека, формирования личности будущего. Ведь в большинстве случаев от наличия в каждом человеке ответственности, зависят успехи целого народа в осуществлении экономического строительства и сфере социальных отношений.

Интеллект индивидуума, эстетическое воспитание, нравственные качества способствуют самоощущению, развитию активной жизненной позиции каждого гражданина. Они формируют систему его взглядов, отношение человеку к происходящим событиям в общественной жизни, материальным, духовным ценностям общества, а также к другим людям и к самому себе.


ВОПРОС №52

Эмоции и функциональная асимметрия мозга

Грубая классификация всех научных предположений в области психофизио­логии эмоций позволяет выделить две основные гипотезы — правополушарную и гипотезу валентности (Borod, 1993). Правополушарная связана с представлением о том, что весь или почти весь (разные авторы по-разному трактуют этот момент) спектр эмоциональных явлений определяется структурами правого по­лушария мозга.

В эксперименте со зрительным представлением эмоциональных состоя­ний, таких, как радость, грусть и т. д., снижалась амплитуда ЭЭГ в диапа­зонах тета-, альфа- и бета! -, уменьшалась локальная когерентность по всем диапазонам в обоих полушариях, преимущественно в передних отделах. Ло­кальная когерентность нарастала в диапазоне бета-2 в лобно-центральных и передних отделах правого полушария. Наблюдали нарастание межполушарной когерентности по всему бета-диапазону.

При словесной интерпретации картины известного художника также снижалась амплитуда по всем диапазонам, но преимущественно в левом по­лушарии по бета!- и в задних отделах — по бетаЗ-. Локальная когерентность снижалась в передних отделах правого полушария в альфа-диапазоне и в зад­них отделах — в бета-диапазоне. В левом полушарии локальная когерент­ность была увеличена во всех диапазонах. Межполушарная когерентность увеличивалась в лобных отделах по тета-диапазону (Petsche e. а., 1992). Та­ким образом, эти данные более соответствуют предположению об участии обоих полушарий в эмоциональном переживании.

Пытаясь объяснить роль каждого из полушарий в эмоциональном про­цессе, все исследователи учитывают принцип множественного представи­тельства эмоций в мозге, предложенный в 1879 г. Дж. Хаглингс Джексон (Jackson). Суть его состоит в том, что поскольку мозг эволюционировал, то существуют параллели в разных его структурах, ответственных за эмоции, которые имеют свою субординацию, причем более поздние структуры по­давляют своей активностью более ранние.

В ряде гипотез утверждается, что только правое полушарие стоит на вер­хней ступени в иерархической лестнице управления эмоциями (Heilman, Bowers, 1990; Roschman, Wittling, 1991; Borod, 1993). Они базируются на представлении, что правое полушарие связано с пространственной интег­рацией внимания (Levy e. а., 1990; Pardo e. а., 1991), регулирует вегетатив­ную активацию (Davidson e. а., 1981; Weisz e. а., 1990; Wittling, 1990), обес­печивает экспрессию и восприятие эмоций (Sackeim, Gur, 1978; McLaren, Bryson, 1987). Большая значимость правого полушария подтверждается дан­ными, что при депрессии и при чрезмерной эмоциональности отмечается высокая вариативность ЭЭГ правого полушария (Goldstein, 1983). Тем не ме­нее учитывается, что левое полушарие осуществляет эмоциональную регу­ляцию, контролируя правое (Tucker, 1981; Semenza e. a., 1986).

Существует и возрастное изменение в участии полушарий в проявлении эмоций. У взрослых эмоциональная экспрессия более выражена слева, у де­тей — справа. Речь идет о возрастном право- и левостороннем градиенте раз­вития коркового торможения субкортикальной иннервации эмоционально­го выражения лица (Best, Qween, 1989). Позднее получила распространение модель взаимодействия положительно ориентированного левого полушария и отрицательно ориентированного правого (Ahern, Schwartz, 1979; Davidson, 1984; Русалова, 1987; Хомская и др., 1997).

В настоящее время существуют две разновидности этой концепции, ^и-гласно первой, правое полушарие отвечает за все отрицательные эмоции, ле­вое — за все положительные (Silberman, Weingartner, 1986; Ehrlichman, 1987). В одном из последних исследований (Button, Davidson 1997) испытуемые с большей электроэнцефалографической активностью слева сообщали о более положительном эмоциональном состоянии и чаще выбирали из набора пары слов с положительной окраской. Те же, кто имел более выраженную ЭЭГ-ак-тивность справа, в большей мере испытывали негативные эмоции и при вы­боре слов предпочитали слова с негативной окраской. Кроме этого, резуль­таты эмиссионно-позитронного сканирования свидетельствуют о большей метаболической активности правого дорсолатерального префронтального от­дела коры при аверсивном поведении человека и левого нижнего префрон­тального отдела коры при позитивных эмоциях (Sutton e. а., 1997).

Согласно второй концепции, способность перерабатывать эмоциональ­ную информацию рассматривается отдельно от способности ее переживать. Париетотемпоральная область правого полушария отвечает за восприятие и оценку эмоций обеих валентностей, тогда как переживание различных эмоций связано с асимметричной активацией фронтальных областей: воз­буждение левой доли при жизнерадостном настроении и правой — при деп­рессивном (Bry-den, 1982; Heller, 1990; 1993) (рис. 13.13).

 

Р.Дж. Дэвидсон (Davidson, 1993) несколько видоизменяет это последнее ут­верждение, предлагая функциональный анализ эмоций, при котором они вы­ступают не как фиксированные паттерны действия, а как механизмы функ­ционального контроля, направляющие поведение. Он рассматривает эмоции в двух измерениях: с точки зрения приближения и удаления. В этом случае ле­вая лобная доля отвечает за все эмоциональные переживания, связанные с осью приближения, правая — с осью удаления (Davidson, 1993). Исходя из схе­мы А.Р. Дамазиу (Damasio, 1989), который создал модель новой коры как па­раллельно распределенной нервной сети, Р.Дж. Дэвидсон предполагает, что лобные доли могут выступать в виде зоны конвергенции различных мозговых

систем, которые интегрируются в процессе переработки эмоций.

Рис. 13.13. Формирование эмоций различной валентности на разных уровнях активации (Heller, 1993).

У каждого из таких предположе­ний есть доказательства, но ни одно не имеет неоспоримого преимуще­ства, что обусловлено несколькими моментами. С одной стороны, из­вестно, что действительно парието-темпоральная область правого по­лушария связана с модуляцией веге­тативной активации. Это подтверж­дается работами с регистрацией ЧСС или КГР, которые уже упоми­нались выше. Однако исследова­ния, использующие в качестве ин­дикатора полушарной активности ЭЭГ, чаще всего не подтверждают подобный факт (Davidson e. а., 1979; Shaffer е. а., 1983).

У. Хеллер (Heller, 1990) предположила, что поскольку париетотемпораль-ная область специализируется на когнитивных функциях, эмоционально-индуцированная активность маскируется активностью, связанной со специ­фической интеллектуальной деятельностью в эксперименте. Именно поэто­му чаще отмечаются реципрокные взаимосвязи между фронтальными и па­риетальными областями (Davidson, Tomarken, 1989), причем лобные доли подавляют активность париетотемпорального отдела. В этом случае высо­кая правополушарная фронтальная активность может комбинироваться со сниженной правой париетотемпоральной активацией. Это тем более веро­ятно, что при исследовании связи между индивидуальными различиями в активации лобных долей и эмоциональными характеристиками испытуемых найдены значимые корреляции между асимметрией лобных отделов и по­зитивно-негативным аффектом (Tomarken e. а., 1992).

Точку зрения У. Хеллер подтверждают данные Л.И. Афтанаса (Aftanas e. а., 1998), показавшего, что полушарная асимметрия и более активная область в процессе переживания эмоций в значительной мере предопределяются ус­ловиями эксперимента. В его собственном исследовании испытуемым предъявляли три фильма, вызывающие различные эмоции: положительно окрашенные (отрывки из передачи “Маски-шоу”) и негативные (демонст­рация жертв пожара со значительными ожогами). В качестве контрольных использовали нейтральные фильмы. Было обнаружено усиление мощнос­ти тета-ритма в центральной, фронтальной и париетотемпоральной облас­тях при просмотре фильма, вызывающего положительную эмоцию, и сни­жение его при негативных эмоциях (рис. 13.14). Автор интерпретировал эти данные как свидетельство нарастания внимания в первом случае и падение его во втором вследствие включения механизмов психологической защиты (Crawford e. а., 1996). При анализе нелинейного показателя — комплексно­сти ЭЭГ — было выявлено большее вовлечение париетотемпоральных об­ластей в переживание негативных эмоций. Согласно мнению Л.И. Афтана­са, результаты исследования также зависят от того, испытывает ли человек эмоции сам или же они индуцируются внешними стимулами.

В то же время исследователи, считающие, что левое полушарие отвечает за весь спектр положительных эмоций, а правое — за весь отрицательный (вне за­висимости от области), рассматривают ЭЭГ-данные в свою пользу и опирают­ся также на результаты, полученные при исследовании повреждений мозга. Наиболее ярким доказательством этой концепции является депрессивно-ката­строфический эмоциональный ответ при потере речи у больных с левополу-шарными повреждениями (Goldstein, 1952), а также игнорирование дефекта и эмоциональная беззаботность у больных с правополушарными повреждения­ми (Babinski, 1914; Gianotti, 1972; Heilmane. a., 1978; Квасовец, 1982).

Однако существует много данных о противоположной направленности эмоциональных процессов в полушариях (Костандов, 1983). Здоровые люди, идентифицирующие при тахистоскопическом предъявлении слоги лучше левым полушарием, давали больше пессимистических оценок. Те, чье ис

Рис. 13.17. Слева: карты локальных значений мощности в тета-, альфа 1-, альфа 2- и бета-ча­стотных диапазонах при нейтральной (НЕЙТ), положительной (ПОЛ) и отрицательной (ОТР) эмоциональной видеостимуляции. Справа: изменение мощностей в ответ на эмоцио­нальную видеостимуляцию по отношению к нейтральной, а также специфические различия между аффективными условиями (Aftanas e. а,, 1998).

полнение было лучше при подаче стимула в правое полушарие, давали боль­ше оптимистических оценок (Levy e. а., 1983). Испытуемые, считающие себя более интуитивными и невербальными (правополушарный когнитивный стиль), чаще давали себе позитивную оценку. Испытуемые, описывающие себя как аналитичные и вербальные (левополушарный когнитивный стиль), вероятнее оценивали себя в отрицательных терминах (Swenson, Tucker, 1983). Более того, интенсивная положительная эмоция чаще связана со стремлением к использованию интуитивного, а не аналитического стиля при решении проблем (Isen e. а., 1982). У больных с правополушарными повреж­дениями, согласно Миннесотскому личностному опроснику, отмечается депрессия и отсутствие инициативы (Gass, Russell, 1987).

Еще одна гипотеза сформулирована на основе специфической экспери­ментальной ситуации. В лечебных целях подавление активности одного из полушарий происходит путем предъявления сильного удара током, т. е. уни-латерального припадка. Положительные эмоциональные сдвиги у больных после правосторонних унилатеральных припадков коррелировали только с избирательным доминированием альфа-ритма в левом полушарии и не были связаны с наличием дельта-ритма в правом полушарии. Отрицательные эмо­циональные сдвиги после унилатеральных припадков в левом полушарии коррелировали с доминированием дельта-ритма в левом полушарии и аль­фа-ритма в правом (Деглин, Николаенко, 1975).

Согласно этим данным, в организации эмоционального поведения чело­века главную роль играет левое полушарие. Изменение настроения связано в первую очередь со снижением активности различных его структур. Из того, что доминирование дельта-ритма является показателем угнетения корти­кальных структур, а утрированная синхронизация альфа-ритма — активаци­ей таламокортикальной системы, вытекает вывод, что улучшение настрое­ния после правополушарных припадков зависит не от угнетения структур правого полушария, а от усиления активности таламокортикальной систе­мы левого полушария (Деглин, Николаенко, 1975).

Условием ухудшения настроения является угнетение структур левого по­лушария при одновременном облегчении таламокортикальной системы пра­вого полушария. Таким образом, согласно этому представлению в регуля­ции эмоций ведущую роль играет левое полушарие: улучшение настроения связано с активацией его структур, ухудшение — с угнетением структур. Эмоциональная экспрессия в моторной и сенсорной сфере связана с пра­вым полушарием (Балонов, Деглин, 1976).

Исследования с анализом ЭЭГ дают наибольшее количество выводов об активном взаимодействии полушарий в обработке эмоций. Показано, что участие левого полушария необходимо для переживания отрицательных эмоций (Hartman, Ray, 1977). У младенцев выявлена активация ЭЭГ левой лобной доли при улыбке, правой лобной доли — когда ребенок видит незна­комца, но не плачет, левой лобной доли — в гневе без плача и правой — при плаче (Fox, Davidson, 1988). У животных в контроле сильных эмоций доми­нирует правое полушарие, слабых — левое (Бианки, 1985). Не выявлена спе­циализация полушарий по мимической активности (Hager, Ekman, 1985).

По-видимому, и правое и левое полушария способны продуцировать эмоции различного знака. В здоровом мозге знак эмоционального фона зависит от фун­ кционального состояния индивида, активированности ведущего речевого полу­ шария: при его достаточном уровне преобладает положительный фон, при сни­ жении — отрицательный. В случае функционального или органического выклю­ чения одного из полушарий знак эмоциональной асимметрии определяется ак- тивированностью оставшегося сохранным полушария (Русалова, 1987). I

Особый интерес представляет участие полушарий в обработке эмоцио-Ь нальной вербальной информации. Эксперименты с дихотическим прослу­шиванием свидетельствовали о том, что эмоциональный оттенок фраз вос­принимается правым полушарием, их содержание — левым (Haggard, Parkinson, 1971; Safer, Leventhal, 1977; Saxby, Bryden, 1984).

Согласно ЭЭГ-данным, наблюдается большая активность левого полуша­рия в процессе тахистоскопического восприятия слов, связанных с отрица­тельными переживаниями (Костандов, 1990). Характеристики слов с негатив­ной окраской и названия продуктов питания оказывали влияние на их переработку в мозге только при предъявлении в правое поле зрения, что свиде­тельствует об активации левого полушария (Ferguson, 1992). Исследователь Е. Штраус (Strauss, 1983) полагает, что левое полушарие более эффективно при восприятии любой вербальной информации (эмоциональной и нейтраль­ной). Другой вывод делает Н.Я. Батова (1986). Она утверждает, что больные с поражением левой лобной доли преимущественно вспоминают отрицатель­но окрашенные слова, с поражением правой — положительно окрашенные.

Некоторое разногласие в работах может быть обусловлено выбором ис­пытуемых. Известно, что специализация мозга у мужчин и женщин различна (Boyd, Maltzman, 1983). Различна она и у лиц с неодинаковым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии, который фиксирует преиму­щество левой или правой стороны в сенсорной и двигательной сферах че­ловека (Tan, 1991; Casey, Nuttall, 1990; Гасимов, 1991; Живов, 1991; Мане-лис, 1991;Хомекая, Малова, 1991).

 

ВОПРОС №53

Дата: 2019-02-02, просмотров: 433.